Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -2

1 м/с, сев

763мм

91%

Подробнее

Пробки

1/10

Башня грифонов стала яблоком раздора

1242
ПоделитьсяПоделиться

Башня грифонов на Васильевском острове может стать поводом еще одного градостроительного скандала. Но на сей раз будут биться не градозащитники против инвесторов и чиновников. Стенка на стенку выйдут сами жители Петербурга. И у каждой стороны будет своя правда. Сотрудники аптеки «Пель и сыновья», не имеющие права голоса (хотя их эта ситуация касается напрямую), просят вмешаться городскую власть.

Об инициативе жителей дома 16-18 по 7-й линии Васильевского острова снести трубу котельной стало известно неожиданно — полученные результаты голосования шокировали некоторых жителей дома. И они поспешили обнародовать протокол. Из выложенного в Интернете (а заодно и отправленного в редакции многих СМИ) документа стало известно, что голосование проходило в заочной форме, с 18 по 27 ноября. В итоге 78,99% собственников жилья высказались за снос сооружения, 21,01% - за то, что трогать трубу не надо. В доме приватизировано 78% жилых помещений, мнения тех, кто проживает на остальных 22% на условиях соцнайма, никто не спрашивал. Никто не интересовался и тем, что думают сотрудники аптеки «Пель и сыновья», которая находится в этом же здании.

Казалось бы, ничего необычного в истории нет — котельная давно не работает, поэтому идея убрать ненужную трубу, занимающую место и в без того небольшом дворе, представляется вполне логичной. Если бы не одно обстоятельство: по справке КГИОП, эта труба - неотъемлемая часть выявленного объекта культурного наследия «Дом А. В. Пеля с аптекой,химической лабораторией и фабрикой». И никакой снос без санкции этого ведомства невозможен.

Более того, эта скромная вытяжная труба известна в Петербурге как Башня грифонов, а двор, в котором она расположена, считается одним из самых загадочных и романтических мест города. По одной из легенд, знаменитый аптекарь Вильгельм Пель разводил на досуге грифонов, поскольку был неравнодушен к алхимии. Гнездо этих таинственных существ и до сих пор располагается на верхушке трубы. Поэтому, если прийти во двор в полночь, то можно увидеть в стеклах окон, как они слетаются к себе домой. Задачи у грифонов самые простые — охранять найденную Пелем формулу превращения ртути в золото, берегут они и открытую аптекарем формулу исполнения желаний.

Кроме того, вся башня испещрена белыми цифрами. Они, как гласят легенды, постоянно меняются местами. И в какой-то, всегда непредвиденный, момент выстраиваются в универсальный код счастья (или код Вселенной). Если в это мгновение посмотреть на башню и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Со злыми намерениями к башне приходить нельзя — они обернутся против просящего.

Но романтика, как выяснилось, имеет и обратную сторону. В небольшой дворик постоянно наведываются паломники — как правило, по ночам, чтобы "поглядеть" на грифонов, подкрепляясь для храбрости различными напитками. Причем многим удается увидеть этих сказочных существ, и свою радость или ужас они выражают громко, вне зависимости от времени суток и прямо пропорционально влитому в них эликсиру храбрости. Часть паломников приходит днем — в надежде застать момент, когда цифры выстроятся в код счастья. Есть и любители круглосуточных дежурств — они надеются разгадать одну из загадок башни: узнать, кто же постоянно подновляет белые цифры.

Собственно, постоянная жизнь в проходном дворе и стала поводом для предложения снести башню. Официальная версия — необходимо место для парковки — не выдерживает никакой критики, поскольку площадь сооружения всего 2 квадратных метра. «Мы понимаем жителей, - признаются работники аптеки «Пель и сыновья». - Башню, конечно, ни в коем случае сносить нельзя, но что-то сделать надо. Сейчас люди уже настолько накалены, что не исключено, что они просто разберут постройку на кирпичи, не спрашивая совета у КГИОП», - добавляют они.

По мнению работников аптеки (а по совместительству — музея) «Пель и сыновья», решающее слово в этой ситуации должно принадлежать городским властям. «Можно сделать ограниченный вход во двор — скажем, пропускать паломников только в определенные часы и только в сопровождении экскурсовода. Можно как-то более внимательно наблюдать за сохранением порядка, но ни в коем случае не сталкивать одних горожан с другими, - считают они. - Все три стороны — два лагеря жителей и городская власть — должны прийти к какому-то компромиссу».

Напомним, Башня грифонов — не первый случай противостояния паломников и жителей «романтичных городских районов». Так, в 1999 году во дворе жилого дома на Малой Садовой установили памятник собачке Гаврюше. Городской фольклор немедленно пополнился легендой о том, что это доброе животное исполняет все желания, и во двор потянулись толпы людей с записочками. Причем многие, видимо не доверяя бумаге, предпочитали излагать свои пожелания на стенах. В итоге по просьбе жителей дома памятник убрали и перенесли в довольно унылый сквер перед Университетом кино и телевидения. Интересно, что популярность талисмана мгновенно упала.

Башню грифонов на новое место не перенести, поэтому из этой ситуации придется искать какой-то другой выход. Пока же на форумах кипят страсти,инициаторов сноса обвиняют в бескультурии и равнодушии к отечественной истории. Однако решения проблемы пока никто не предложил. Городские власти тоже хранят молчание.

Справка

Аптека основана в 1760 году; в 1770 году аптекарь Арик перевел ее с Большой Мещанской на 7-ю линию; в 1801 - 1829 годах аптекой владел Ф. Гленцер, в 1829 - 1850-м  -К. С. Эккель. В 1850 году приобрел аптеку в собственность Василий Васильевич Пель (Вильгельм Христофор Эренфрид). С этого времени аптека стала называться «Аптекой Пеля», также и «Андреевской» - по ее расположению против Андреевского рынка. В. В. Пель преобразовал аптечную лабораторию, ввел контроль качества сырья, создал склад доброкачественных препаратов, в 1867 году основал Русское общество торговли аптекарскими товарами. С 1871-го аптека поставляла лекарственные препараты к императорскому двору.

В 1875 году право на владение аптекой унаследовал Александр Васильевич (Александр Вильгельм) Пель. Впервые в России А. В. Пель ввел в употребление таблетки и гранулы с дозированным содержанием лекарственных веществ; внедрил в практику методы асептики и антисептики; изобрел и применил на практике ампулу для дозирования и хранения стерильных инъекционных растворов. С 1892 года в аптеке основана редакция первого «Журнала медицинской химии и фармации», с 1908-го - «Журнала медицинской химии и органотерапии». Мировое признание получили открытия А. В. Пеля в области органотерапии. В лабораториях А. В. Пеля проводились многочисленные анализы продуктов, питьевой воды, посуды, ткани и др.

В начале ХХ века комплекс включал аптеку, органо-терапевтический институт, фармацевтическую фабрику (с той самой вытяжной трубой), биологическую, физиологическую, бактериологическую и урологическую лаборатории, амбулаторию, научно-исследовательское отделение, редакцию, научную библиотеку.

В 1908 году сыновья А. В. Пеля Рихард, Альфред и Арист-Александр унаследовали аптеку и создали «Товарищество профессора доктора химии Пеля и сыновей».

В 1914-м организован благотворительный госпиталь. Аптека в 1918 году, после национализации, была преобразована в 97-ю коммунальную аптеку, промышленное производство медикаментов и медицинского оборудования прекратилось. В 1930-х годах аптека носила имя Лейтенанта Шмидта. Работа аптеки не прекращалась в годы Великой Отечественной войны.

В 1983 году была проведена реставрация торгового зала аптеки, и на базе государственной аптеки № 13 открыли Музей истории отечественной фармации. Аптека была закрыта после проливки здания водой при тушении пожара в феврале 2005 года, когда были повреждены помещения общей площадью помещения 692,5 кв. м и мебель. В 2006 году начались реставрационные работы, и 11 марта 2010 года аптека открылась снова.

«Башня грифонов» – это труба химической лаборатории для проведения опытов.

Судьбы людей, поселившихся в этом доме на Васильевском острове, загадочным образом менялись. В 1853 году в одном из домов квартала поселился Карл Федорович Сименс. Уже в 1858 году его карьера неожиданно пошла ввысь. Он стал одним из основателей российской электротехнической промышленности. Именно его заслугой было освещение Невского проспекта в 1883 году.

В 1893 году в комнате сестер Невзоровых Владимир Ульянов выступал с докладом на собрании петербургских марксистов. После этого в его карьере наступили неожиданные изменения, и дальнейшая его судьба известна каждому школьнику.

Цифры на трубе появились 1 апреля 1994 года, когда художник Алексей Кострома и художественная группа «ТУТ-И-ТАМ» установили на ней гигантское яйцо в картонном гнезде и пронумеровали кирпичи – такова была дань традиции художника ставить «инвентаризационные» номера на каждом объекте, который ему бы хотелось сохранить и который не внесен в официальный реестр. И 13 июня 2007 года было получено разрешение от комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на восстановление «Цифровой башни». Однако до сих пор неизвестно, кто же регулярно подновляет цифры, выведенные белой краской.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close