Реклама

Сейчас

+5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+5˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 4

0 м/с, штиль

766мм

89%

Подробнее

Пробки

0/10

Реклама

«Упрощенке» вменяют бухучет

1212
ПоделитьсяПоделиться

Законодатели преподнесли малому бизнесу «предвыборный подарок», обязав компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет. Новый закон, одобренный 29 ноября Советом Федерации, затронет более 85 тысяч петербургских предприятий и может обойтись им в 8 млрд рублей в год – почти в три раза больше, чем уплачиваемые ими налоги. Нововведение увеличит и административные риски частных фирм.

В настоящее время организации, применяющие так называемую «упрощенку» (УСН), освобождаются от ведения бухгалтерского учета и отчетности. Такая обязанность сохраняется только в отношении основных средств (недвижимости, дорогостоящего оборудования и т.д.) и нематериальных активов. Эта норма прописана в действующем федеральном законе «О бухгалтерском учете».

Новый закон под тем же названием исключает эту льготу, обязывая все организации вести бухучет. Принятие подзаконных актов – федеральных стандартов – делегировано Министерству финансов РФ. Они должны установить, в том числе, упрощенные механизмы учета и отчетности для малых предприятий (это могут быть сокращенные формы или т.п.), но не освободить их от применения плана счетов, фиксации всех операций, составления баланса и т.д.

Эксперты убеждены, что эта новация направлена против малого бизнеса, о поддержке которого государство неоднократно заявляло. «Для многих предприятий новый закон обернется дополнительными неудобствами: директор самолично не сможет вести учет так же, как он делает это сейчас, – полагает глава консалтинговой группы «О.С.В.» Сергей Осутин. – Им придется нанимать бухгалтера или компанию на аутсорсинге. Самый дешевый вариант – 8 - 10 тысяч рублей в месяц».

Председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков также убежден в отсутствии экономического смысла в новом законе: «Обязанность ведения бухучета повысит расходы и увеличит административные риски компаний. Власть целенаправленно уничтожает малый бизнес, так как он является конкурентом крупному (торговым и гостиничным сетям и т.д.)». С ним солидарны и сами участники рынка: «Государство очень планомерно, по шагам, отнимает те преимущества, которые само же даровало малому бизнесу, – говорит директор агентства путешествий «33 удовольствия» Светлана Прусова. – С этого года повысили ставки сборов с зарплаты, теперь обяжут вести бухучет».

Алексей Третьяков также полагает, что администрирование налогов с малого бизнеса нецелесообразно – содержание чиновников обходится дороже, чем сами сборы. Но еще больше растут расходы самого бизнеса. Ведь, по данным КЭРППиТ, в Санкт-Петербурге на начало года «упрощенку» применяли 85,5 тысячи компаний: даже по самым низким ставкам (8 тысяч в месяц) бухгалтерское сопровождение обойдется им минимум в 8,2 млрд рублей в год. Тогда как запланированные на этот год доходы городской казны от взимания единого налога по УСН составляют всего 3,3 млрд (включая выплаты частных предпринимателей). Таким образом, введение закона может увеличить фискальные расходы компаний в четыре раза.

Также существенно возрастают и риски санкций со стороны налоговых органов: любую неправильную проводку расценивают как грубое нарушение, влекущее штраф. В настоящее время «мытари» зачастую избегают проверок применяющих «упрощенку» компаний, так как ловить там нечего. «Может быть, новые штрафы – просто способ заткнуть бюджетные дырки?» - полагает Артур Кондраков, руководитель танцевального клуба «Текила Данс».

Не исключено, что некоторые компании проигнорируют новый закон, и не обязательно потому, что бухгалтерский учет и аудит - это неподъемное бремя. Ведь максимум, что могут сделать налоговики, обнаружив отсутствие бухучета (если все налоги сосчитаны правильно и подтверждены документально), – взыскать штраф в 10 тысяч рублей за год или 30 тысяч – за весь период проверки (если она охватывает несколько лет).

В то же время эксперты полагают, что бухгалтерский учет – это не только бремя: «Любая компания, в идеале, должна его вести. Это необходимо для правильного начисления дивидендов, при продаже доли в ООО и т.д.», – поясняет Сергей Осутин. Поэтому новацию поддерживает большинство опрошенных «Фонтанкой» бухгалтеров и специализированных фирм.

Закон вступает в силу с 2013 года, но начать выполнять его малые предприятия должны были еще «вчера»: по словам директора компании «Аудит-Олимпия» Натальи Голдецкой, уже утвержденные Минфином новые формы бухгалтерской отчетности предусматривают, что баланс по итогам года необходимо подавать вместе с показателями за два предыдущих. То есть при сдаче отчетности за 2013 год может потребоваться восстановление бухгалтерского учета в полном объеме за 2011 и 2012 годы: «У организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, осталось совсем мало времени, чтобы собрать необходимые первичные документы, восстановить бухгалтерский учет и встретить отчетный 2012 год во всеоружии», – отмечает аудитор.

По мнению директора консалтинговой фирмы «Вильчур и партнеры» Николая Вильчура, появление «всеобщей обязанности» по ведению бухгалтерского учета надо рассматривать в сочетании с реформированием гражданского законодательства: «Основная идея этой реформы – перевод малого бизнеса в форму индивидуального предпринимательства. Для юридических лиц (в том числе ООО) планируется в десятки раз увеличить минимальный уставный капитал, прописать личную ответственность руководителей и владельцев бизнеса и т.д. В этой связи положение принятого закона выглядит достаточно логичным. Плохо только, что все сделали наоборот – сначала меняем бухучет, а гражданское законодательство оставляем в прежнем виде на неопределенный срок», – констатирует юрист.

Напомним, что только за последний год это уже третий случай, когда законодатели вводят для малого бизнеса новые правила игры. Так, с января не только увеличились ставки сборов с зарплаты (в пенсионный и иные фонды), но и возросли права соответствующих органов по контролю, а также объем сдаваемой малыми предприятиями отчетности: «Я не против официально начислять зарплату и платить с нее все налоги, – рассказал журналисту «Фонтанки» директор применяющей «упрощенку» компании. – Но почему еще больше я должен потратить на составление безумной отчетности, оплату услуг по сдаче ее в электронном виде и т.д.? То есть меня просто вынуждают платить сотрудникам «в конверте».

Кроме того, принятый еще летом этого года федеральный закон предусматривает, что с 2013 года отчеты о стоимости чистых активов должны будут составлять не только акционерные общества (как сейчас), но и ООО (в такой форме сейчас зарегистрировано большинство малых предприятий). Такая новация также требует ведения бухгалтерского учета. Более того, все компании обязаны будут передать эти и другие данные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (аналога ныне формируемого ЕГРЮЛ), ведение которого планируется передать частной структуре (уполномоченному оператору). Причем за включение обязательной информации с заявителей (компаний) может взиматься плата, а для отправки материалов они должны использовать специальную электронную подпись (также не бесплатную).

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close