Действующее положение, обязывающее заключать государственные контракты на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт исключительно через электронные аукционы, могут отменить. Такое законопроект на минувшей неделе был внесен в Госдуму.
Жесткие требования к системе размещения госзаказа на строительство любых капитальных объектов (за исключением признанных особо опасными, технически сложных и уникальных) были введены в 2008 году в целях предупреждения коррупции и злоупотреблений. Ведь ранее применявшаяся конкурсная процедура позволяла заказчикам (государственным органам, учреждениям и пр.) устанавливать различные, порой незаконные критерии оценки, направленные на отсев неугодных конкурентов. Тогда как на аукционе всегда побеждает подрядчик, предложивший наименьшую стоимость выполнения предусмотренных заданием работ, а проведение торгов через независимую электронную площадку не позволяет заказчику или конкурентам узнать о потенциальных участниках и предлагаемых ими условиях.
Однако такая ситуация устраивает далеко не всех – крупные строительные компании и их объединения давно лоббируют возврат к конкурсным процедурам. По их мнению, аукцион в большей степени ориентирован на закупку простых товаров, тогда как применение этой процедуры в области строительства позволяет получать порой многомиллионные контракты подрядчикам, не имеющими опыта выполнения работ, аналогичных по масштабу или по данной категории объектов. В результате государственные и муниципальные контракты зачастую выполняются некачественно или несвоевременно.
В мае идею проведения конкурсов в отношении заключения договоров на строительство автомобильных дорог поддержал премьер-министр России Владимир Путин, но подготовка проекта предложенных им поправок в федеральных ведомствах затянулась.
Предложенный депутатом Госдумы Александром Хинштейном законопроект предусматривает проведение конкурсов при размещение госзаказа на капитальное строительство любых объектов. По его мнению в этом случае появляется возможность оценить квалификацию участника и выбирать подрядчика по оптимальному соотношению цена-качество работ. Это «будет способствовать более качественному выполнению государственных и муниципальных контрактов, эффективному расходованию бюджетных средств, своевременному и качественному строительству, и, следовательно, более успешному решению государственных задач», – убежден депутат.