12:05 18.12.2017
Саакашвили не дошел до допроса, устроив брифинг для прессы
УФАС объявит войну «профессиональным жалобщикам»
Биткоин на бирже отскочил от 20 тысячной отметки
«Кировский завод» открыли для пассажиров
Петербуржцы купили автомобили в кредит на 31 миллиард рублей
Опасных предметов на станции «Автово» не нашли
Из-за долгов более 18 тысяч петербуржцев отпразднуют Новый год дома
«Кировский завод» закрыли на проверку вслед за «Автово»
В коммуналках на Большом нашли слишком много жильцов
В Крыму взорвался газ в жилом доме
Двух управленцев «ПетербургГаза» обвинили в получении денег мимо кассы
Станция метро «Автово» закрыта на проверку
Дагестан и Новгород получат новогодний подарок от президента на 4,3 млрд
Финская полиция обыскала дом автора статьи о слежке за российскими военными
Минфин предложил списать бизнесу долги по социальным взносам
На «Нарве» водитель «Ниссана» затянул референта ФСБ в кювет
Временный мост в Петрозаводске отслужил своё
Взрывчатки в пакете на «Проспекте Просвещения» не нашли
Армию России планируют перевооружить за 19 триллионов
Улюкаев в СИЗО просит тёплые вещи и деньги
На Заневском автомобиль сбил четырёх пешеходов и уехал навстречу второму ДТП
США построят новые авиабазы в Европе, чтобы «сдерживать Россию»
Станция метро «Проспект Просвещения» закрыта из-за пакета
В школьном туалете в Ломоносове двое измывались над восьмиклассницей
Любитель «Боярышника» порезал администратора аптеки на Стачек
Самый загруженный аэропорт в мире возобновил работу после пожара
На Дворцовой набережной человека сбили и накрыли
Миллиардер Себастьян Пиньера второй раз стал президентом Чили
В России стартовала президентская кампания 2018 года
Илья Колмановский расскажет о свинолюдях, искусственной печени и других научных открытиях 2017 года
Трамп передал спасибо Путина директору ЦРУ
В Кремль привезли главную ель России
Подозреваемая в убийстве библиотекаря Мариинки упала в обморок при аресте
Российские пловцы установили мировой рекорд на Чемпионате Европы
В Совфеде назвали передачу данных от ЦРУ России «обнадеживающим сигналом»
СМИ: в Израиле скончалась преподаватель Путина по немецкому языку
Чемпион мира и обладатель «Золотого мяча» Кака завершил карьеру
Лидер ИГ находится на военной базе США - СМИ
Путину могли не доложить о подготовке терактов в Петербурге
В Ливане нашли тело сотрудницы посольства Великобритании
Комментаторам в эфире не запретят называть российских олимпийцев «сборной России»
В Волгограде из-за пассажира экстренно садился самолет в Москву
Папа Римский в день рождения задул свечку на гигантской пицце
Коммунальная авария затронула 61 жилой дом в Петербурге
За информацию о террористах в Петербурге Путин сказал спасибо ЦРУ и Трампу
Сборная России по хоккею обыграла финнов
При столкновениях у Октябрьского дворца в Киеве пострадали десятки правоохранителей
Как выглядел запуск экипажа МКС с Байконура
Шипулин: Обидно, что без промахов не заехал на пьедестал
В ХМАО без электричества остались нефтедобывающие предприятия «Роснефти»
В Петербурге ожидается уверенный минус
Шипулин – четвертый в масс-старте на этапе Кубка мира
В Москве взорвался пакет – пострадал дворник
Захарова: Исторические параллели могут привести Джонсона на остров Лесбос
В Габоне убили двух датских журналистов «за нападения США на мусульман»
Лыжник Устюгов – второй на этапе Кубка мира
На Маршала Жукова хаос – в Петербурге не день светофоров
Биткоин побил третий рекорд за сутки
СМИ сообщили о переговорах между Неймаром и «Реалом»
В Москве после закрытия ветки метро пассажирам раздали 360 литров чая
В ДТП в Ленобласти пострадал ребенок
В Москве подросток умер из-за смартфона и воды
Юрлова-Перхт о масс-старте: Будет над чем поработать
В Пакистане жертвами взрыва в христианской церкви стали пять человек
Госдума: Россия не ожидала слежки со стороны Финляндии
Из-за смога в Тегеране закрыли школы
Задержанные за подготовку терактов в Петербурге заявили о провокации
Убийство женщины и полицейского в Красноярском крае произошло из-за ревности
Генпрокуратура хочет создать прецедент для наркоторговцев
Театры

«Счастье» Андрея Могучего: Дети спускаются в ад

Андрей Могучий, почетный авангардист российского театра, лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» и штатный режиссер Александринки, выпустил детский спектакль в главном театре Петербурга. По форме это избыточный в плане форм и сегодняшних технологий монтаж аттракционов. По сути – очень внятная и со здоровым юмором сочиненная история о том, как дети взрослеют, столкнувшись со смертью.
«Счастье» Андрея Могучего: Дети спускаются в ад

Андрей Могучий, почетный авангардист российского театра, лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» и штатный режиссер Александринки, выпустил детский спектакль в главном театре Петербурга. По форме это избыточный в плане форм и сегодняшних технологий монтаж аттракционов. По сути – очень внятная и со здоровым юмором сочиненная история о том, как дети взрослеют, столкнувшись со смертью.

В преамбуле же нужно сказать, что поначалу Могучий собирался ставить «Синюю птицу» бельгийского символиста Мориса Метерлинка, но в процессе репетиций сочинил (на пару с бывшим актером Формального театра Константином Филипповым) свою историю. В спектакле занята большая и лучшая половина труппы Александринки, практически все имеющиеся здесь заслуженные и народные артисты. И вообще на благо подростков поработали ударные силы современного театра: помимо Могучего это художник-кудесник, многократный лауреат «Золотой маски» Александр Шишкин, композитор Александр Маноцков, создающий обыкновенно не музыку к спектаклям, а саунд-пространства, а в данном случае еще и усадивший в яму живой оркестр и сочинивший героям для ключевых моментов оперные арии. Словом, завет Максима Горького: «Для детей нужно ставить, как для взрослых, только лучше», который всю вторую половину прошлого века пропагандировал и осуществил лидер российского тюзовского движения Зиновий Корогодский, исполнен в точности, и это не могло не дать результатов.



Второй, кроме кадрового, козырь Могучего в его первом опыте, условно говоря, «детской» постановки – его режиссерская позиция. Ничего похожего на учительское вещание с кафедры и на вылазку инспектора по делам несовершеннолетних во враждебный лагерь трудных подростков. Это в полном смысле заинтересованная исследовательская экспедиция на территорию сегодняшнего детства. Попытка разговора на равных с современным подростком: возраст потенциальных зрителей в программке – 9 - 12 лет, но тут, разумеется, всё зависит от театрального опыта ребенка. Я была на спектакле с шестилетней племянницей – сценический язык был ею воспринят с ходу, как и правила игры.  

Кому адресован спектакль прежде всего, становится понятно еще до начала действия - из традиционного объявления про мобильники, которое тут звучит так: «Дорогие дети, выключите, пожалуйста, ваши мобильные телефоны и мобильные телефоны ваших родителей». Дети преисполняются ощущением собственной значимости. И это действительно беспроигрышный ход, давно открытый западными социологами, – не только для расположения к себе зрителей, но и для решения нерешаемой, как показывает опыт, проблемы: телефоны звонили, звонят и будут звонить, какие бы аргументы и каким бы тоном ни высказывала администрация театров и концертных залов. Но существуют другие, не менее сложные социальные проблемы, которые решаются как раз с помощью детей. Например, в нескольких европейских странах реклама «Не садитесь за руль в пьяном виде» обращена к юному поколению и звучит как: «Не пускай родителей за руль, если они выпили хотя бы рюмку спиртного». Голос ребенка, по уверениям статистов, творит чудеса. И на спектакле Могучего в это верится, когда видишь, как дети старательно выключают родительские трубки.

Фото: Виктор Васильев


Очень скоро дети оказываются вознаграждены за усердие. Потому что спектакль прежде всего обращен к тому поколению, которое на улицах мультяшного Спрингфилда ориентируется так же хорошо, как в собственной квартире. Герои спектакля поначалу выглядят как мультсемья того же состава, что и семья Симпсонов, с той разницей, что третий ребенок должен вот-вот родиться, что младшая девочка Митиль (Янина Лакоба) гораздо несносней старшего флегматичного мальчика Тильтиля (Павел Юринов), а собак вместо одной – две, зато одинаковых и зеленых (Виталий Коваленко и Степан Балакшин). У всех героев есть мультяшные двойники, которые появляются на стенах-экранах. При этом у реальных персонажей на лицах маски, одежда словно вылеплена из папье-маше и покрыта лаком, а мама (Елена Зимина) и папа (Сергей Паршин) еще и ходят на котурнах. Дедушку играет ироничный виртуоз Николай Мартон, без которого не обходится ни один спектакль Могучего, – он смотрит футбол, пинает ногой фикус и кричит, что всё в этом доме принадлежит ему, но это именно тот дедушка, без которого детство можно считать неудавшимся. Ничего подобного герои Метерлинка, конечно, делать не могли бы. И можно было бы вовсе о нем забыть. Кабы по залу не ходили странные персонажи в серых плащах и темных очках. Чтобы их ни с кем не перепутали, они беспрестанно бормочут: «Души мы – и нам известны тайны жизни, тайны смерти». Старшее мужское поколение актеров в количестве восьми играют души шкафа, телефона, стола и валерьянки – от последнего, чеховского атрибута должно потеплеть на душе у взрослых поклонников традиционного театра. У детей же дедушки – среди которых выделяется фактурный корифей Александринки Виктор Смирнов – вызывают первые вопросы. Разумеется, запланированные.

Фото: Виктор Васильев


Надо сказать, что, когда артисты из разряда мастеров играют хороводные роли да еще в детском спектакле, выглядит это, как сказал бы Гришковец, сильно. Каждый тянет свою тему, да так отчетливо, что внешне одинаковые «люди в черном» смотрятся вызывающе индивидуалистично: к примеру, каждый по-своему, по-актерски, иронизирует над ситуацией – кто-то, как Смирнов, бросает реплики свысока, кто-то, как Лисецкий, подчеркнуто старается, а кто-то, как Кульд, откровенно хулиганит. Особенно когда ему выпадает последняя перед антрактом реплика: «А пока что время есть, можно и колбаски съесть». Так или иначе, слово «смерть» в устах этих «слуг просцениума» интригует и мистифицирует. И это первое вторжение сложной системы ценностей Метерлинка в примитивный мир мультика. Птица синего цвета, точнее, ее 3D-проекция, бьющаяся в окна на заднем плане, как и кошка Фрося – существо в красном комбинезоне в маске и с ушками, летающее на тросе высоко над сценой, – поначалу не больше, чем трюки. Но с каждой сценой «Симпсон-спейс» и «Метерлинк-спейс» движутся навстречу друг другу, и второе теснит первое.

Вообще-то, задачу, которую ставит перед собой режиссер, описать просто. Нужно, чтобы к финалу спектакля расхожий плакат советских времен «Счастье», время от времени возникающий на заднике, – мама, карапуз, цветочки – перестал быть симулякром, оказался обеспечен соответствующими переживаниями здесь и сейчас, осмыслен как реальность. А это довольно сложно сделать, пока мир полон суррогатным «счастьем» вроде компьютерных игрушек, о которых дети спорят до хрипоты, и ритуального Нового года по типовому сценарию. Аристотелевский перелом от лучшего к худшему случается как раз под бой курантов – у беременной мамы начинаются схватки, в квартиру боком втискивается карета скорой помощи, а врачи (судя по прикрепленным у каждого на спине фотографиям, это те самые врачи из сериала, которые в настоящей жизни сделать ничего не могут) бессмысленно толкутся у носилок. Вот тут-то и выясняется, что срочно нужен какой-то дополнительный аппарат – лексический и интеллектуальный. Иначе недолго свихнуться от страха и мистических снов: недаром ведь дети снятся себе сидящими внутри гигантских кукол. В первом из снов, например, кошка Фрося набросилась на папу, тот стал маленьким, и Фрося его проглотила.



Герой Сергея Паршина, явившись в начале второго действия из больницы, и наяву выглядит маленьким – он не просто снял с ног табуретки, а с тела глянцево-игрушечную робу, он весь съежился от растерянности и горя. И это первое же подробнейшим образом сыгранное психологическое состояние выглядит объемным и содержательным в кукольном доме – настолько, что воспринимается как мощное крещендо. Это тоже своего рода трюк, который важен Могучему для установления эстетических приоритетов. По мере того, как мультяшная скорлупа будет осыпаться с героев, психологический театр будет ощутимо теснить формальный.

Но «Метерлинк» в спектакле «Счастье» – это не синоним психологического театра, это код переживаний, которые в повседневности подменены образами массмедиа – как, скажем, образ смерти, без которого не обходится ни одна компьютерная игра. Собственно, пьесу Метерлинка и спектакль Могучего роднит то убеждение, что без опыта смерти никакого осмысленного личностного опыта не обрести, тем более опыта счастья. И смерть представлена в спектакле вполне выдающимся образом – кроме прочего, замечательно остроумным. Смерти посвящен второй сон детей, имеющий название «Горошковое платье», – надо ли говорить, что сны им снятся одинаковые? Темная сцена заполнена инвалидными колясками, в которых сидят на сей раз лучшие представительницы женской половины труппы – народные и заслуженные артистки во главе с Галиной Карелиной. Это бабушки, прабабушки и так далее в прошлое Митиль и Тильтиля. Коляски возит та же молодежь, что по эту сторону реальности числится докторами, только на сей раз на спине у них скелетики. При этом бабушки все как одна одеты в горошковые платья. Говорят, Могучий хотел еще навесить на бабушек червячков – чтобы было понятно происхождение «горошков». Но достаточно, пожалуй, и того, что дырочки у бабушек разного размера – кого едят дольше, у того они больше. Отменный тимбертоновский антураж удачно сглаживает довольно страшное открытие брата и сестры – что бабушка Света (моложавая Светлана Смирнова), оказывается, никуда не уехала, а умерла. Смягчить удар помогает и дедушка, прорвавшийся к жене и пытающийся выяснить у нее будущего победителя мондиаля.

Фото: Виктор Васильев

Открытие реальности смерти – не единственное, есть и другие: синяя птица, вылетевшая из груди не рожденного еще брата, в процессе бесед с предками превращается в символ утраченной жизни, платье в горошек, висящее в маминой палате рядом с капельницей, – в символ смерти. Образы «бабушек», как и образы «дедушек», не сбиваются в толпу: чего стоит, например, Мария Кузнецова  с ее беспощадно-циничными замечаниями. Но главное, что в устах Галины Карелиной не теряется еще одно слово, которое на сцене звучит пошло чаще других – слово «любовь». Вслед за ними в сложении мистического пазла примут участие понятия Времени (Семен Сытник читает свой философский текст с драйвом заправского рок-музыканта, стоя вполоборота к залу, слегка склонив голову на бок) и двух его дочерей – Фрекен Свет и Царица Ночи (роли этих сестер-близнецов играют в очередь Виктория Воробьева и Юлия Марченко).

Дедушка - Николай Мартон, Митиль - Янина Лакоба, Тильтиль - Павел Юринов, Царица Ночи - Юлия Марченко
Дедушка - Николай Мартон, Митиль - Янина Лакоба, Тильтиль - Павел Юринов, Царица Ночи - Юлия Марченко


Спектакль Могучего, застроенный с четкостью музыкального произведения (недаром ему понадобились услуги композитора Маноцкова), демонстрирует, как чисто визуальный трюк постепенно дорастает до образа – подобно музыкальной теме, меняющей регистры и обрастающей новыми звуками и смыслами от начала к финалу симфонии. И он имеет прямое отношение и к проблеме одиночества современных подростков, каждый из которых погружен в свою виртуальную реальность, и к их невысказанным страхам. Дело даже не в том, что абстрактные категории к концу спектакля абстракциями быть перестают, а в том, насколько точно показана логика работы сегодняшнего детского сознания. Прежде чем затеять с Тьмой (которой кошка приносит пойманные души) серьезный, во многом трагичный разговор, в результате которого дети фактически договорятся до решения о жертвенном самоубийстве ради спасения мамы и брата (разумеется, взрослые не допустят таких жертв, на то они и взрослые), Митиль испробует все возможные способы «договориться» без жертв: в ход пойдут и театральные слезы, которые всегда действовали на родителей, и предложение поменяться на помаду «интересного такого цвета», всегда покорявшее сверстниц. И лишь после того, как выяснится, что стандартные социальные методы в сущностных вопросах не срабатывают, у детей включится нормальная (то есть вполне мучительная) работа мысли и сердца, и на глазах у зрителей они выведут формулу любви и счастья. Ради которой и стоит непременно отправиться на этот спектакль. 

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Александринского театра и Виктор Васильев

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
ГК «Эталон»
Группа «Эталон» приобрела новый проект в Санкт-Петербурге
Группа «Эталон» объявляет о приобретении прав на земельный участок площадью 2,8 га в Невском районе Санкт-Петербурга для строительства нового жилого комплекса.
ЗАО Инвестторг
В начале зимы строительная компания «Инвестторг» презентовала два новых объекта
Жилой комплекс «Геометрия» уникален своим месторасположением: он находится вблизи лесопарка Оккервиль (д. Кудрово). Разработанные по авторскому дизайн-проекту два 23-этажных комплекса вмещают в себя по 720 квартир, а цены начинаются всего от 1.5 млн. руб.
Магазин "Кей"
Новогодняя сказка для Вашего ребенка – выбираем подарок со специалистами КЕЙ
Тема подарков для детей на фоне грядущего Нового года становится все актуальнее. Как же порадовать свое чадо и превратить предстоящий праздник в настоящее чудо? Специалисты компании КЕЙ поделятся с Вам несколькими секретами
ЖК «ЗимаЛето»/Setl City
Строительство школы и детского сада в ЖК «ЗимаЛето» перешло в активную стадию
Setl City достраивает каркас школы, завершает устройство наружных и внутренних стен детского сада в ЖК «ЗимаЛето» неподалеку от станции метро «Ладожская». Образовательные учреждения, рассчитанные на 450 и 190 детей соответственно, будут введены в эксплуатацию до конца 2018 года
https://pixabay.com
Современный Центр реабилитации после кохлеарной имплантации отмечает 5-летие
Современный Центр реабилитации после кохлеарной имплантации «Тоша&Со» уже 5 лет продолжает оказывать всю необходимую поддержку пациентам любого возраста с нарушением слуха. Свой первый юбилей Центр отмечает открытием второго помещения площадью более 500 м2. Оборудованы новые жилые комнаты для детей и их родителей, новые кабинеты специалистов, просторная игровая. Созданы все условия для комфортного проживания и эффективных коррекционных занятий
https://pixabay.com
Айтрекеры помогут детям и взрослым с инвалидностью учиться, работать, общаться
В России стали доступны айтрекеры - специальные устройства для управления компьютером только с помощью глаз. Эта передовая технология позволяет детям и взрослым с инвалидностью выполнять на любом ноутбуке или планшете широкий спектр задач: набор текста, поиск информации, просмотр видео, общение в социальных сетях и популярных сервисах обмена сообщениями.