11:14 23.08.2017
Вице-губернатор Митянина прокомментировала увольнение председателя комздрава
Серебренникову просят назначить домашний арест
На матч «Зенит» - «Утрехт» болельщиков повезут бесплатные шаттлы
Работник завода «ГАЗ» атаковал коллег с ножом на почве ревности
В Приморском парке Победы пройдёт марафон в поддержку детей-сирот
В США активы россиян в офшорах оценили в 62 трлн рублей
У станции Фарфоровская поезд разрезал мужчину
Рейсовый и туристический автобусы столкнулись в Петербурге: двое пострадавших
Работник завода «ГАЗ» устроил резню в цехе
Петербуржцы завоевали 25 медалей на Специальной Олимпиаде
Уволен глава комитета по здравоохранению Колабутин
МВД Финляндии хочет ввести уголовную ответственность за укрывательство нелегалов
СМИ пишут об угрозе отзыва лицензий у пяти тысяч российских пилотов
Total поучаствует в российском проекте «Арктик СПГ-2»
Следком призвал жителей Ленобласти разоружаться
В ингушском селе в ходе спецоперации убиты четыре боевика
Эксперты: Россияне хранят в офшорах 75% национального дохода
Ряженые «полицейские» избили и обокрали петербуржца
Медведев призвал наладить поставки дальневосточной рыбы по всей стране
Пострадавшим от масштабного пожара в Ростове-на-Дону выплатят почти 600 млн
Петербурженку обокрал мастер по ремонту, найденный в Интернете
В Петербурге объявят учебную тревогу
Обнаруженный у берегов Дании женский торс принадлежит пропавшей журналистке
СМИ: Серебренников на допросе отрицал участие в финансовых вопросах «Седьмой студии»
На Выборгской набережной водитель штурмовал столб: у пассажирки тяжелые травмы
В поселении в Ингушетии введен режим КТО
Полиция предлагает полмиллиона за информацию об убийце Андрея Драчева
В Петербурге выступит американский музыкальный вундеркинд Halsey
Госсекретарь США обвиняет Россию в поставке вооружения «Талибану»
Двух задержанных по делу о теракте в Барселоне заключили под стражу
В Дублине автомобиль въехал в пешеходов
В Донбассе объявят перемирие перед началом учебного года
На допрос в Москву из Петербурга Серебренникова везли в микроавтобусе девять часов
Россияне за год 27 миллионов раз спросили у Google, что и почему болит
Лишённые света и воды дольщики перекрыли трассу в Ленобласти
МИД России сообщил о начале подготовки ответных мер на санкции США
Террорист из Турку хотел вступить в ИГ и считал финнов неправоверными
Смерч странной формы появился в море возле Сочи
Мировые цены на нефть продолжили рост
Украинские мошенники получили полмиллиона долларов с желающих разбогатеть на криптовалюте
Мотоциклист потерял байк на КАД и получил тяжелые травмы
Порошенко предложит перемирие в Донбассе
Отходы «Красного Бора» попробуют очистить при помощи супербактерий
В деле Серебренникова появился новый фигурант
Поиск «Яндекса» стал осмысленным
В лонг-лист премии Европейской киноакадемии вошли два российских фильма
В ТРК «Галерея» бомбу не нашли
Thirty Seconds To Mars выпустили первый за четыре года сингл
Электрички на Витебском направлении идут с задержкой из-за схода грузового поезда
ТРК «Галерея» эвакуируют второй вечер подряд
Подрядчик Смольного, строя велодорожку на Пискаревском без ордера, повредил кабель
«Фонтанка» за 60 секунд — 22 августа
В изоляторе на Лебедева тапочки оказались на 60 граммов тяжелее обычных
Активиста, устроившего «гайд-парк» у Смольного, оставят в полиции до утра
Чиновники решили раздать петербургским инвалидам 600 подарочных мясорубок
Как спастись от человека с ножом: правила выживания
Смольный заказал проект защиты перегона «Площадь Мужества» - «Лесная» от плывуна
Кирилл Серебренников будет ночевать в СИЗО «Матросская тишина»
Сканер снизил цены на фрукты и овощи в России на 80%
К концу года в Петербурге сдадут два крытых катка
США внесли четырех россиян в список санкций по КНДР
Нетрезвый петербуржец пнул полицейского в спину и отправился в колонию на 3,5 года
Смольный занялся помутневшей рекой в Кировском районе
Дождливая погода в Петербурге сохранится и в среду
Музей Анны Ахматовой приглашает на пленэр «Волшебный сад»
Тулеев на инвалидной коляске провел первое совещание после операции
Россия заняла второе место после США по числу сверхдорогих домов
10 прощенных долгов России
Худруку «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову предъявили обвинение
День и ночь российского кино отметят бесплатными сеансами
Театры

«Счастье» Андрея Могучего: Дети спускаются в ад

Андрей Могучий, почетный авангардист российского театра, лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» и штатный режиссер Александринки, выпустил детский спектакль в главном театре Петербурга. По форме это избыточный в плане форм и сегодняшних технологий монтаж аттракционов. По сути – очень внятная и со здоровым юмором сочиненная история о том, как дети взрослеют, столкнувшись со смертью.
«Счастье» Андрея Могучего: Дети спускаются в ад

Андрей Могучий, почетный авангардист российского театра, лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» и штатный режиссер Александринки, выпустил детский спектакль в главном театре Петербурга. По форме это избыточный в плане форм и сегодняшних технологий монтаж аттракционов. По сути – очень внятная и со здоровым юмором сочиненная история о том, как дети взрослеют, столкнувшись со смертью.

В преамбуле же нужно сказать, что поначалу Могучий собирался ставить «Синюю птицу» бельгийского символиста Мориса Метерлинка, но в процессе репетиций сочинил (на пару с бывшим актером Формального театра Константином Филипповым) свою историю. В спектакле занята большая и лучшая половина труппы Александринки, практически все имеющиеся здесь заслуженные и народные артисты. И вообще на благо подростков поработали ударные силы современного театра: помимо Могучего это художник-кудесник, многократный лауреат «Золотой маски» Александр Шишкин, композитор Александр Маноцков, создающий обыкновенно не музыку к спектаклям, а саунд-пространства, а в данном случае еще и усадивший в яму живой оркестр и сочинивший героям для ключевых моментов оперные арии. Словом, завет Максима Горького: «Для детей нужно ставить, как для взрослых, только лучше», который всю вторую половину прошлого века пропагандировал и осуществил лидер российского тюзовского движения Зиновий Корогодский, исполнен в точности, и это не могло не дать результатов.



Второй, кроме кадрового, козырь Могучего в его первом опыте, условно говоря, «детской» постановки – его режиссерская позиция. Ничего похожего на учительское вещание с кафедры и на вылазку инспектора по делам несовершеннолетних во враждебный лагерь трудных подростков. Это в полном смысле заинтересованная исследовательская экспедиция на территорию сегодняшнего детства. Попытка разговора на равных с современным подростком: возраст потенциальных зрителей в программке – 9 - 12 лет, но тут, разумеется, всё зависит от театрального опыта ребенка. Я была на спектакле с шестилетней племянницей – сценический язык был ею воспринят с ходу, как и правила игры.  

Кому адресован спектакль прежде всего, становится понятно еще до начала действия - из традиционного объявления про мобильники, которое тут звучит так: «Дорогие дети, выключите, пожалуйста, ваши мобильные телефоны и мобильные телефоны ваших родителей». Дети преисполняются ощущением собственной значимости. И это действительно беспроигрышный ход, давно открытый западными социологами, – не только для расположения к себе зрителей, но и для решения нерешаемой, как показывает опыт, проблемы: телефоны звонили, звонят и будут звонить, какие бы аргументы и каким бы тоном ни высказывала администрация театров и концертных залов. Но существуют другие, не менее сложные социальные проблемы, которые решаются как раз с помощью детей. Например, в нескольких европейских странах реклама «Не садитесь за руль в пьяном виде» обращена к юному поколению и звучит как: «Не пускай родителей за руль, если они выпили хотя бы рюмку спиртного». Голос ребенка, по уверениям статистов, творит чудеса. И на спектакле Могучего в это верится, когда видишь, как дети старательно выключают родительские трубки.

Фото: Виктор Васильев


Очень скоро дети оказываются вознаграждены за усердие. Потому что спектакль прежде всего обращен к тому поколению, которое на улицах мультяшного Спрингфилда ориентируется так же хорошо, как в собственной квартире. Герои спектакля поначалу выглядят как мультсемья того же состава, что и семья Симпсонов, с той разницей, что третий ребенок должен вот-вот родиться, что младшая девочка Митиль (Янина Лакоба) гораздо несносней старшего флегматичного мальчика Тильтиля (Павел Юринов), а собак вместо одной – две, зато одинаковых и зеленых (Виталий Коваленко и Степан Балакшин). У всех героев есть мультяшные двойники, которые появляются на стенах-экранах. При этом у реальных персонажей на лицах маски, одежда словно вылеплена из папье-маше и покрыта лаком, а мама (Елена Зимина) и папа (Сергей Паршин) еще и ходят на котурнах. Дедушку играет ироничный виртуоз Николай Мартон, без которого не обходится ни один спектакль Могучего, – он смотрит футбол, пинает ногой фикус и кричит, что всё в этом доме принадлежит ему, но это именно тот дедушка, без которого детство можно считать неудавшимся. Ничего подобного герои Метерлинка, конечно, делать не могли бы. И можно было бы вовсе о нем забыть. Кабы по залу не ходили странные персонажи в серых плащах и темных очках. Чтобы их ни с кем не перепутали, они беспрестанно бормочут: «Души мы – и нам известны тайны жизни, тайны смерти». Старшее мужское поколение актеров в количестве восьми играют души шкафа, телефона, стола и валерьянки – от последнего, чеховского атрибута должно потеплеть на душе у взрослых поклонников традиционного театра. У детей же дедушки – среди которых выделяется фактурный корифей Александринки Виктор Смирнов – вызывают первые вопросы. Разумеется, запланированные.

Фото: Виктор Васильев


Надо сказать, что, когда артисты из разряда мастеров играют хороводные роли да еще в детском спектакле, выглядит это, как сказал бы Гришковец, сильно. Каждый тянет свою тему, да так отчетливо, что внешне одинаковые «люди в черном» смотрятся вызывающе индивидуалистично: к примеру, каждый по-своему, по-актерски, иронизирует над ситуацией – кто-то, как Смирнов, бросает реплики свысока, кто-то, как Лисецкий, подчеркнуто старается, а кто-то, как Кульд, откровенно хулиганит. Особенно когда ему выпадает последняя перед антрактом реплика: «А пока что время есть, можно и колбаски съесть». Так или иначе, слово «смерть» в устах этих «слуг просцениума» интригует и мистифицирует. И это первое вторжение сложной системы ценностей Метерлинка в примитивный мир мультика. Птица синего цвета, точнее, ее 3D-проекция, бьющаяся в окна на заднем плане, как и кошка Фрося – существо в красном комбинезоне в маске и с ушками, летающее на тросе высоко над сценой, – поначалу не больше, чем трюки. Но с каждой сценой «Симпсон-спейс» и «Метерлинк-спейс» движутся навстречу друг другу, и второе теснит первое.

Вообще-то, задачу, которую ставит перед собой режиссер, описать просто. Нужно, чтобы к финалу спектакля расхожий плакат советских времен «Счастье», время от времени возникающий на заднике, – мама, карапуз, цветочки – перестал быть симулякром, оказался обеспечен соответствующими переживаниями здесь и сейчас, осмыслен как реальность. А это довольно сложно сделать, пока мир полон суррогатным «счастьем» вроде компьютерных игрушек, о которых дети спорят до хрипоты, и ритуального Нового года по типовому сценарию. Аристотелевский перелом от лучшего к худшему случается как раз под бой курантов – у беременной мамы начинаются схватки, в квартиру боком втискивается карета скорой помощи, а врачи (судя по прикрепленным у каждого на спине фотографиям, это те самые врачи из сериала, которые в настоящей жизни сделать ничего не могут) бессмысленно толкутся у носилок. Вот тут-то и выясняется, что срочно нужен какой-то дополнительный аппарат – лексический и интеллектуальный. Иначе недолго свихнуться от страха и мистических снов: недаром ведь дети снятся себе сидящими внутри гигантских кукол. В первом из снов, например, кошка Фрося набросилась на папу, тот стал маленьким, и Фрося его проглотила.



Герой Сергея Паршина, явившись в начале второго действия из больницы, и наяву выглядит маленьким – он не просто снял с ног табуретки, а с тела глянцево-игрушечную робу, он весь съежился от растерянности и горя. И это первое же подробнейшим образом сыгранное психологическое состояние выглядит объемным и содержательным в кукольном доме – настолько, что воспринимается как мощное крещендо. Это тоже своего рода трюк, который важен Могучему для установления эстетических приоритетов. По мере того, как мультяшная скорлупа будет осыпаться с героев, психологический театр будет ощутимо теснить формальный.

Но «Метерлинк» в спектакле «Счастье» – это не синоним психологического театра, это код переживаний, которые в повседневности подменены образами массмедиа – как, скажем, образ смерти, без которого не обходится ни одна компьютерная игра. Собственно, пьесу Метерлинка и спектакль Могучего роднит то убеждение, что без опыта смерти никакого осмысленного личностного опыта не обрести, тем более опыта счастья. И смерть представлена в спектакле вполне выдающимся образом – кроме прочего, замечательно остроумным. Смерти посвящен второй сон детей, имеющий название «Горошковое платье», – надо ли говорить, что сны им снятся одинаковые? Темная сцена заполнена инвалидными колясками, в которых сидят на сей раз лучшие представительницы женской половины труппы – народные и заслуженные артистки во главе с Галиной Карелиной. Это бабушки, прабабушки и так далее в прошлое Митиль и Тильтиля. Коляски возит та же молодежь, что по эту сторону реальности числится докторами, только на сей раз на спине у них скелетики. При этом бабушки все как одна одеты в горошковые платья. Говорят, Могучий хотел еще навесить на бабушек червячков – чтобы было понятно происхождение «горошков». Но достаточно, пожалуй, и того, что дырочки у бабушек разного размера – кого едят дольше, у того они больше. Отменный тимбертоновский антураж удачно сглаживает довольно страшное открытие брата и сестры – что бабушка Света (моложавая Светлана Смирнова), оказывается, никуда не уехала, а умерла. Смягчить удар помогает и дедушка, прорвавшийся к жене и пытающийся выяснить у нее будущего победителя мондиаля.

Фото: Виктор Васильев

Открытие реальности смерти – не единственное, есть и другие: синяя птица, вылетевшая из груди не рожденного еще брата, в процессе бесед с предками превращается в символ утраченной жизни, платье в горошек, висящее в маминой палате рядом с капельницей, – в символ смерти. Образы «бабушек», как и образы «дедушек», не сбиваются в толпу: чего стоит, например, Мария Кузнецова  с ее беспощадно-циничными замечаниями. Но главное, что в устах Галины Карелиной не теряется еще одно слово, которое на сцене звучит пошло чаще других – слово «любовь». Вслед за ними в сложении мистического пазла примут участие понятия Времени (Семен Сытник читает свой философский текст с драйвом заправского рок-музыканта, стоя вполоборота к залу, слегка склонив голову на бок) и двух его дочерей – Фрекен Свет и Царица Ночи (роли этих сестер-близнецов играют в очередь Виктория Воробьева и Юлия Марченко).

Дедушка - Николай Мартон, Митиль - Янина Лакоба, Тильтиль - Павел Юринов, Царица Ночи - Юлия Марченко
Дедушка - Николай Мартон, Митиль - Янина Лакоба, Тильтиль - Павел Юринов, Царица Ночи - Юлия Марченко


Спектакль Могучего, застроенный с четкостью музыкального произведения (недаром ему понадобились услуги композитора Маноцкова), демонстрирует, как чисто визуальный трюк постепенно дорастает до образа – подобно музыкальной теме, меняющей регистры и обрастающей новыми звуками и смыслами от начала к финалу симфонии. И он имеет прямое отношение и к проблеме одиночества современных подростков, каждый из которых погружен в свою виртуальную реальность, и к их невысказанным страхам. Дело даже не в том, что абстрактные категории к концу спектакля абстракциями быть перестают, а в том, насколько точно показана логика работы сегодняшнего детского сознания. Прежде чем затеять с Тьмой (которой кошка приносит пойманные души) серьезный, во многом трагичный разговор, в результате которого дети фактически договорятся до решения о жертвенном самоубийстве ради спасения мамы и брата (разумеется, взрослые не допустят таких жертв, на то они и взрослые), Митиль испробует все возможные способы «договориться» без жертв: в ход пойдут и театральные слезы, которые всегда действовали на родителей, и предложение поменяться на помаду «интересного такого цвета», всегда покорявшее сверстниц. И лишь после того, как выяснится, что стандартные социальные методы в сущностных вопросах не срабатывают, у детей включится нормальная (то есть вполне мучительная) работа мысли и сердца, и на глазах у зрителей они выведут формулу любви и счастья. Ради которой и стоит непременно отправиться на этот спектакль. 

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Александринского театра и Виктор Васильев

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (0)
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform