11:05 24.03.2017
Главврач заплатит штраф за игнорирование жалобы петербуржца
Украинское издание «Обозреватель» назвало имя убийцы Вороненкова
С финского премьера сняли все подозрения в коррупции
Беззубый мужчина «нащупал» у петербургской пенсионерки почти полмиллиона
"Квадрат": Хостелы в Петербурге прокуратура закрывает только в вопиющих случаях
В Жабино расследуют смерть несовершеннолетнего
Петербуржец нашел на тротуаре брошенный «Макарыч»
В Porsche Cayenne в центре Петербурга нашли пулемет
Шесть бойцов Росгвардии погибли при атаке террористов на воинскую часть в Чечне
У двух иностранцев в Петербурге «увели» четверть миллиона
Художника, ушедшего на этюды, нашли в роднике в пригороде Петербурга
Всеволожский безработный оказался крупным драгдилером
Металлическая труба упала на голову петербуржца на Невельской
Дорожный конфликт в центре Петербурга закончился стрельбой
Смертельное ДТП на Народной: пешеход шел на «красный»
Гору на Алтае назвали в честь «Газпрома»
СМИ сообщили о нападении боевиков на воинскую часть Росгвардии в Чечне
СМИ: Северная Корея готовит новые ядерные испытания
Генерал НАТО обвинил Россию в сотрудничестве с талибами
В дни Кубка конфедераций движение по Крестовскому острову закроют
Фийон обвинил президента Франции в прослушке своего телефона
В Госдуме предложили продлить призывной возраст до 30 лет
Из горящего дома на Народного Ополчения эвакуировали 15 человек
Спектакль о самой знаменитой шпионке играют в театре Малыщицкого
«Джаз в большом городе» объединит слушателей и музыкантов
Бельгийский клуб «Остенде» подтвердил переход Ломбертса
«Этюд-театр» покажет спектакль по бестселлеру Эрленда Лу «Наивно. Супер»
Молодые режиссеры выставят «Счет за воду»
Границы целого изучат в пространстве «Цеха»
ЦСКА расторг контракт с Дмитрием Квартальновым
Полиция Лондона сообщила о четвертом погибшем в результате теракта
В Сети появилось видео, как мужчина с криками “Следственный комитет” раздает оплеухи полицейским Петербурга
Порошенко и Лукашенко договорились активизироваться
Петербуржцы смогут пройти флюорографию в «Меге»
Порошенко попросил помощи у НАТО в разминировании горящего склада боеприпасов в Балаклее
Грунтовка на «Сортавале» и «Скандинавии» – у Росавтодора в приоритете
В Петербурге стало больше неработающих светофоров
СКА обыграл "Локомотив" в первом матче полуфинала Кубка Гагарина
Украинские СМИ: Убийца Вороненкова воевал в Донбассе в батальоне украинских националистов
Первый канал отверг идею заочного участия россиянки Юлии Самойловой в Евровидении
Вертолётчики ЗВО в Ленобласти играли в небесный дартс
Минэкономразвития возвращает себе Росстат
На берегу Ольгинского пруда сносят заброшенный ресторан
В Британии допрашивают восемь подозреваемых в причастности к теракту в Лондоне
Сербы отдали в музей ЗРК "Нева", который сбил самолет -"невидимку" ВВС США
Путин приехал в Малый театр на «Последнюю жертву»
Степень износа жилых зданий в Петербурге значительно выросла
«Трансперенси Интернешнл» просит проверить контракт на ремонт Пулковского шоссе
Сбербанк хочет взыскать с совладельцев «Юлмарта» 1 млрд рублей
«Петро Мир» начинает во Вьетнаме производство воды из воздуха
В Киеве назвали незаконной трансляцию выступления Самойловой на Евровидении
«Фонтанка» за 60 секунд — 23 марта
Петербуржцы в феврале сократили расходы на еду на 7,8%
Смольный потратит на городскую экспозицию на ПМЭФ-2017 49,5 млн рублей
Поклонская нашла экстремизм в самом режиссере «Матильды» и его адвокате
В январе в Петербурге появилось больше семей, чем распалось
Полиция назвала имя исполнителя теракта в Лондоне
Депутаты ГД задумались о повышении предельного возраста призыва в армию
Музей истории Петербурга примет в дар всё про зайцев
Археологи нашли в Египте наскальные рисунки возрастом 6 тысяч лет
Деятельность «Свидетелей Иеговы» официально приостановили в России
Фортов освобожден от должности президента РАН
От дачи Кушелевых-Безбородко увезли 29 знаменитых чугунных львов
На Украине отслеживают подвозивший убийцу Вороненкова автомобиль
В Лаппеенранте разгорелась "сосисочная война"
Михальченко оставлен в “Лефортово” на три месяца
В Instagram по жалобе «размоют» потенциально неприемлемые фотографии
Организаторы «Евровидения» предложили транслировать выступление Самойловой
Петербуржцев просят не верить псевдоблаготворителям в метро и на улицах
В прокуратуру Санкт-Петербурга чаще всего жалуются градозащитники
Театры

«Счастье» Андрея Могучего: Дети спускаются в ад

Андрей Могучий, почетный авангардист российского театра, лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» и штатный режиссер Александринки, выпустил детский спектакль в главном театре Петербурга. По форме это избыточный в плане форм и сегодняшних технологий монтаж аттракционов. По сути – очень внятная и со здоровым юмором сочиненная история о том, как дети взрослеют, столкнувшись со смертью.
«Счастье» Андрея Могучего: Дети спускаются в ад

Андрей Могучий, почетный авангардист российского театра, лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» и штатный режиссер Александринки, выпустил детский спектакль в главном театре Петербурга. По форме это избыточный в плане форм и сегодняшних технологий монтаж аттракционов. По сути – очень внятная и со здоровым юмором сочиненная история о том, как дети взрослеют, столкнувшись со смертью.

В преамбуле же нужно сказать, что поначалу Могучий собирался ставить «Синюю птицу» бельгийского символиста Мориса Метерлинка, но в процессе репетиций сочинил (на пару с бывшим актером Формального театра Константином Филипповым) свою историю. В спектакле занята большая и лучшая половина труппы Александринки, практически все имеющиеся здесь заслуженные и народные артисты. И вообще на благо подростков поработали ударные силы современного театра: помимо Могучего это художник-кудесник, многократный лауреат «Золотой маски» Александр Шишкин, композитор Александр Маноцков, создающий обыкновенно не музыку к спектаклям, а саунд-пространства, а в данном случае еще и усадивший в яму живой оркестр и сочинивший героям для ключевых моментов оперные арии. Словом, завет Максима Горького: «Для детей нужно ставить, как для взрослых, только лучше», который всю вторую половину прошлого века пропагандировал и осуществил лидер российского тюзовского движения Зиновий Корогодский, исполнен в точности, и это не могло не дать результатов.



Второй, кроме кадрового, козырь Могучего в его первом опыте, условно говоря, «детской» постановки – его режиссерская позиция. Ничего похожего на учительское вещание с кафедры и на вылазку инспектора по делам несовершеннолетних во враждебный лагерь трудных подростков. Это в полном смысле заинтересованная исследовательская экспедиция на территорию сегодняшнего детства. Попытка разговора на равных с современным подростком: возраст потенциальных зрителей в программке – 9 - 12 лет, но тут, разумеется, всё зависит от театрального опыта ребенка. Я была на спектакле с шестилетней племянницей – сценический язык был ею воспринят с ходу, как и правила игры.  

Кому адресован спектакль прежде всего, становится понятно еще до начала действия - из традиционного объявления про мобильники, которое тут звучит так: «Дорогие дети, выключите, пожалуйста, ваши мобильные телефоны и мобильные телефоны ваших родителей». Дети преисполняются ощущением собственной значимости. И это действительно беспроигрышный ход, давно открытый западными социологами, – не только для расположения к себе зрителей, но и для решения нерешаемой, как показывает опыт, проблемы: телефоны звонили, звонят и будут звонить, какие бы аргументы и каким бы тоном ни высказывала администрация театров и концертных залов. Но существуют другие, не менее сложные социальные проблемы, которые решаются как раз с помощью детей. Например, в нескольких европейских странах реклама «Не садитесь за руль в пьяном виде» обращена к юному поколению и звучит как: «Не пускай родителей за руль, если они выпили хотя бы рюмку спиртного». Голос ребенка, по уверениям статистов, творит чудеса. И на спектакле Могучего в это верится, когда видишь, как дети старательно выключают родительские трубки.

Фото: Виктор Васильев


Очень скоро дети оказываются вознаграждены за усердие. Потому что спектакль прежде всего обращен к тому поколению, которое на улицах мультяшного Спрингфилда ориентируется так же хорошо, как в собственной квартире. Герои спектакля поначалу выглядят как мультсемья того же состава, что и семья Симпсонов, с той разницей, что третий ребенок должен вот-вот родиться, что младшая девочка Митиль (Янина Лакоба) гораздо несносней старшего флегматичного мальчика Тильтиля (Павел Юринов), а собак вместо одной – две, зато одинаковых и зеленых (Виталий Коваленко и Степан Балакшин). У всех героев есть мультяшные двойники, которые появляются на стенах-экранах. При этом у реальных персонажей на лицах маски, одежда словно вылеплена из папье-маше и покрыта лаком, а мама (Елена Зимина) и папа (Сергей Паршин) еще и ходят на котурнах. Дедушку играет ироничный виртуоз Николай Мартон, без которого не обходится ни один спектакль Могучего, – он смотрит футбол, пинает ногой фикус и кричит, что всё в этом доме принадлежит ему, но это именно тот дедушка, без которого детство можно считать неудавшимся. Ничего подобного герои Метерлинка, конечно, делать не могли бы. И можно было бы вовсе о нем забыть. Кабы по залу не ходили странные персонажи в серых плащах и темных очках. Чтобы их ни с кем не перепутали, они беспрестанно бормочут: «Души мы – и нам известны тайны жизни, тайны смерти». Старшее мужское поколение актеров в количестве восьми играют души шкафа, телефона, стола и валерьянки – от последнего, чеховского атрибута должно потеплеть на душе у взрослых поклонников традиционного театра. У детей же дедушки – среди которых выделяется фактурный корифей Александринки Виктор Смирнов – вызывают первые вопросы. Разумеется, запланированные.

Фото: Виктор Васильев


Надо сказать, что, когда артисты из разряда мастеров играют хороводные роли да еще в детском спектакле, выглядит это, как сказал бы Гришковец, сильно. Каждый тянет свою тему, да так отчетливо, что внешне одинаковые «люди в черном» смотрятся вызывающе индивидуалистично: к примеру, каждый по-своему, по-актерски, иронизирует над ситуацией – кто-то, как Смирнов, бросает реплики свысока, кто-то, как Лисецкий, подчеркнуто старается, а кто-то, как Кульд, откровенно хулиганит. Особенно когда ему выпадает последняя перед антрактом реплика: «А пока что время есть, можно и колбаски съесть». Так или иначе, слово «смерть» в устах этих «слуг просцениума» интригует и мистифицирует. И это первое вторжение сложной системы ценностей Метерлинка в примитивный мир мультика. Птица синего цвета, точнее, ее 3D-проекция, бьющаяся в окна на заднем плане, как и кошка Фрося – существо в красном комбинезоне в маске и с ушками, летающее на тросе высоко над сценой, – поначалу не больше, чем трюки. Но с каждой сценой «Симпсон-спейс» и «Метерлинк-спейс» движутся навстречу друг другу, и второе теснит первое.

Вообще-то, задачу, которую ставит перед собой режиссер, описать просто. Нужно, чтобы к финалу спектакля расхожий плакат советских времен «Счастье», время от времени возникающий на заднике, – мама, карапуз, цветочки – перестал быть симулякром, оказался обеспечен соответствующими переживаниями здесь и сейчас, осмыслен как реальность. А это довольно сложно сделать, пока мир полон суррогатным «счастьем» вроде компьютерных игрушек, о которых дети спорят до хрипоты, и ритуального Нового года по типовому сценарию. Аристотелевский перелом от лучшего к худшему случается как раз под бой курантов – у беременной мамы начинаются схватки, в квартиру боком втискивается карета скорой помощи, а врачи (судя по прикрепленным у каждого на спине фотографиям, это те самые врачи из сериала, которые в настоящей жизни сделать ничего не могут) бессмысленно толкутся у носилок. Вот тут-то и выясняется, что срочно нужен какой-то дополнительный аппарат – лексический и интеллектуальный. Иначе недолго свихнуться от страха и мистических снов: недаром ведь дети снятся себе сидящими внутри гигантских кукол. В первом из снов, например, кошка Фрося набросилась на папу, тот стал маленьким, и Фрося его проглотила.



Герой Сергея Паршина, явившись в начале второго действия из больницы, и наяву выглядит маленьким – он не просто снял с ног табуретки, а с тела глянцево-игрушечную робу, он весь съежился от растерянности и горя. И это первое же подробнейшим образом сыгранное психологическое состояние выглядит объемным и содержательным в кукольном доме – настолько, что воспринимается как мощное крещендо. Это тоже своего рода трюк, который важен Могучему для установления эстетических приоритетов. По мере того, как мультяшная скорлупа будет осыпаться с героев, психологический театр будет ощутимо теснить формальный.

Но «Метерлинк» в спектакле «Счастье» – это не синоним психологического театра, это код переживаний, которые в повседневности подменены образами массмедиа – как, скажем, образ смерти, без которого не обходится ни одна компьютерная игра. Собственно, пьесу Метерлинка и спектакль Могучего роднит то убеждение, что без опыта смерти никакого осмысленного личностного опыта не обрести, тем более опыта счастья. И смерть представлена в спектакле вполне выдающимся образом – кроме прочего, замечательно остроумным. Смерти посвящен второй сон детей, имеющий название «Горошковое платье», – надо ли говорить, что сны им снятся одинаковые? Темная сцена заполнена инвалидными колясками, в которых сидят на сей раз лучшие представительницы женской половины труппы – народные и заслуженные артистки во главе с Галиной Карелиной. Это бабушки, прабабушки и так далее в прошлое Митиль и Тильтиля. Коляски возит та же молодежь, что по эту сторону реальности числится докторами, только на сей раз на спине у них скелетики. При этом бабушки все как одна одеты в горошковые платья. Говорят, Могучий хотел еще навесить на бабушек червячков – чтобы было понятно происхождение «горошков». Но достаточно, пожалуй, и того, что дырочки у бабушек разного размера – кого едят дольше, у того они больше. Отменный тимбертоновский антураж удачно сглаживает довольно страшное открытие брата и сестры – что бабушка Света (моложавая Светлана Смирнова), оказывается, никуда не уехала, а умерла. Смягчить удар помогает и дедушка, прорвавшийся к жене и пытающийся выяснить у нее будущего победителя мондиаля.

Фото: Виктор Васильев

Открытие реальности смерти – не единственное, есть и другие: синяя птица, вылетевшая из груди не рожденного еще брата, в процессе бесед с предками превращается в символ утраченной жизни, платье в горошек, висящее в маминой палате рядом с капельницей, – в символ смерти. Образы «бабушек», как и образы «дедушек», не сбиваются в толпу: чего стоит, например, Мария Кузнецова  с ее беспощадно-циничными замечаниями. Но главное, что в устах Галины Карелиной не теряется еще одно слово, которое на сцене звучит пошло чаще других – слово «любовь». Вслед за ними в сложении мистического пазла примут участие понятия Времени (Семен Сытник читает свой философский текст с драйвом заправского рок-музыканта, стоя вполоборота к залу, слегка склонив голову на бок) и двух его дочерей – Фрекен Свет и Царица Ночи (роли этих сестер-близнецов играют в очередь Виктория Воробьева и Юлия Марченко).

Дедушка - Николай Мартон, Митиль - Янина Лакоба, Тильтиль - Павел Юринов, Царица Ночи - Юлия Марченко
Дедушка - Николай Мартон, Митиль - Янина Лакоба, Тильтиль - Павел Юринов, Царица Ночи - Юлия Марченко


Спектакль Могучего, застроенный с четкостью музыкального произведения (недаром ему понадобились услуги композитора Маноцкова), демонстрирует, как чисто визуальный трюк постепенно дорастает до образа – подобно музыкальной теме, меняющей регистры и обрастающей новыми звуками и смыслами от начала к финалу симфонии. И он имеет прямое отношение и к проблеме одиночества современных подростков, каждый из которых погружен в свою виртуальную реальность, и к их невысказанным страхам. Дело даже не в том, что абстрактные категории к концу спектакля абстракциями быть перестают, а в том, насколько точно показана логика работы сегодняшнего детского сознания. Прежде чем затеять с Тьмой (которой кошка приносит пойманные души) серьезный, во многом трагичный разговор, в результате которого дети фактически договорятся до решения о жертвенном самоубийстве ради спасения мамы и брата (разумеется, взрослые не допустят таких жертв, на то они и взрослые), Митиль испробует все возможные способы «договориться» без жертв: в ход пойдут и театральные слезы, которые всегда действовали на родителей, и предложение поменяться на помаду «интересного такого цвета», всегда покорявшее сверстниц. И лишь после того, как выяснится, что стандартные социальные методы в сущностных вопросах не срабатывают, у детей включится нормальная (то есть вполне мучительная) работа мысли и сердца, и на глазах у зрителей они выведут формулу любви и счастья. Ради которой и стоит непременно отправиться на этот спектакль. 

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Александринского театра и Виктор Васильев

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (0)
СМИ2
MarketGid News
Infox
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
 Tele2
Фирменных салонов Tele2 стало больше
В 2016 году Tele2 открыла 48 фирменных салонов связи и увеличила общее количество точек продаж на 20%, а также запустила услугу бесплатной доставки из своего интернет-магазина во всех регионах Северо-Запада.
КЕЙ
Эксперты КЕЙ о том, как решить проблему с подзарядкой гаджетов
Современные гаджеты могут похвастаться быстродействующими процессорами, большим разрешением экрана, мощными графическими чипами, но емкость встроенного аккумулятора, как правило, остается слабой стороной каждого устройства.
«Чистое небо»
Setl City досрочно сдала ещё два дома в микрорайоне «Чистое небо»
Вслед за первой очередью квартала «Чистое небо», которая была сдана на прошлой неделе, Setl City ввела в эксплуатацию и вторую очередь, состоящую из двух домов, при этом один дом сдан на 3 месяца раньше, и ещё один – на полгода раньше срока.