Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

3 м/с, с-з

758мм

54%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Что нам готовит Таможенный союз

498
ПоделитьсяПоделиться

С 1 июля Россия входит в Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией. А значит, внутритаможенное пространство страны должно превратиться во внутритаможенное пространство союза. Учитывая многочисленные скандалы, сопровождающие в течение последнего года практически всю жизнедеятельность Федеральной таможенной службы, несложно понять: последствия создания Таможенного союза непредсказуемы.

«Не ранее дня опубликования...»

Начнем хотя бы с того, что проект основополагающего для будущего таможенного союза документа - закона «О таможенном регулировании в РФ» - еще до конца не доработан, между тем Таможенный союз должен появиться через 10 дней. За это время проекту следует пройти три чтения в Государственной Думе, одобрение в Совете Федерации и получить подпись президента. Неспроста, наверное, в тексте законопроекта есть запись: «настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года, но не ранее дня его опубликования». Когда наступит этот день, можно лишь догадываться.

Тем более, что циркулируют зловещие слухи о подковерном противостоянии между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Минэкономики. Говорят, будто законопроект подготовлен специалистами ФТС, а специалисты Минэкономики внесли в него около 200 поправок, ограничивающих полномочия ФТС в будущем Таможенном союзе. Есть мнение, что политическая карта сейчас легла так, что в этом противостоянии может победить маленькая и хрупкая глава Минэкономики Эльвира Набиуллина, а не глава ФТС, выходец из службы внешней разведки Андрей Бельянинов.

В любом случае несомненно одно: эта невидимая глазу борьба работает скорее против Таможенного союза. Впрочем, есть препятствие и посерьезнее.

Не вступите в союз – усилим контроль!

Не исключено, что в союзе «Россия - Белоруссия - Казахстан» будет не хватать Белоруссии. Дело в том, что первые лица нашего государства хотят разделить неразделимое: создание Таможенного союза и экспортные пошлины на нефть, которую Россия поставляет в Белоруссию. Российским политикам это разделение предсказуемо видится в пользу России, что категорически не устраивает Минск. Батька Лукашенко со свойственной ему недипломатичностью дает понять, что это не по понятиям - любой союз, даже таможенный, должен быть паритетным. Посол России в Белоруссии Александр Сурков предупреждает: откажетесь вступать в Таможенный союз - усилим таможенный контроль на российско-белорусской границе!

Понятно, что даже при таком усилении на самой границе кардинально ничего не изменится. Разве что у бизнесменов, ориентированных на российско-белорусское сотрудничество, в очередной раз испортится настроение - они понесут миллионные убытки.

Мёртвая концепция

Впрочем, бизнес у нас к убыткам по вине таможни уже привык. Взять хотя бы последние события в Северо-Западном федеральном округе. Таможенные посты тут закрываются с головокружительной быстротой. Они традиционно функционировали на базе крупных терминально-логистических комплексов. Причем частных. В их строительство было вложено немало денег. К такой практике можно относиться по-разному. Например, ее можно ругать - в самом деле, чего хорошего, когда государственная структура располагается в помещении, принадлежащем частнику, который к тому же чрезвычайно заинтересован в хороших неформальных отношениях с этой госструктурой? Но государство в лице ФТС само ступило на эту зыбкую почву, обозначив правила игры. А когда обнадеженные перспективами бизнесмены вложили сотни миллионов долларов в терминалы, выяснилось, что такой способ сращения государства и бизнеса руководителей ФТС больше не устраивает.

Таможенные посты с частных терминалов убрали, огромные современные комплексы опустели; наверное, скоро они будут переоборудованы в большие фермы - там вполне хватит места для крупного рогатого скота.

Новая концепция проста, логична, опробована в европейских странах, но при этом абсолютно не пригодна для российской действительности. Она предполагает таможенное оформление всех поступающих в Россию грузов непосредственно на приграничных пунктах пропуска или в непосредственной от них близости. Это здорово: въехал, досмотрелся, заплатил пошлину - и вперед, никакого внутритаможенного транзита.

Только вот, к сожалению, российские пункты пропуска не оборудованы соответствующими терминалами, рядом с ними часто нет жилых домов, школ, детских садов - в общем, элементарных условий для жизни работников таможенных постов и их семей. Тем не менее концепция предполагает строительство 199 пунктов пропуска по периметру всей нашей необъятной Родины и примерно полусотни терминально-логистических комплексов. На пункты планируется потратить 70 миллиардов рублей, а на комплексы - 700 миллиардов. В качестве распорядителя бюджетных средств называлось ФГУП «Ростэк».

В общем, прекрасная идея пока реализуется чисто по-нашему: имеющиеся терминалы закрыты, новых нет, а перспективы туманны. Причем туман этот все больше сгущается, потому что, во-первых, концепция готовилась под таможенное пространство России, а не Таможенного союза, а во-вторых, не очень понятно, кто в этот союз войдет. А значит, остается загадкой конфигурация границ, вдоль которых должны появиться пресловутые пункты пропуска.

Лучший порт - сухой

Тем временем появилось еще одно «гениальное» новшество - «сухие порты». Это когда рядом с морской таможней есть несколько терминалов, на каждом из которых располагается свой таможенный пост. Друг от друга они отличаются только названиями: один пост принадлежит сухопутной таможне, другой - морской. Сухопутные посты сейчас закрываются, как не вписавшиеся в концепцию. А с морским все в порядке: мол, это не сухопутные терминалы, а «сухие порты» - то есть терминалы, расположенные на пунктах пропуска грузов, якобы вынужденно отодвинутые вглубь материка.

От всех этих пертурбаций в выигрыше окажутся бизнес-империи, которые связывают с именами Виталия Южилина и Сергея Генералова (их Национальная контейнерная компания имеет серьезные позиции в портах Петербурга, Владивостока, Новороссийска, Находки и Мурманска), Владимира Лисина (основной владелец ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», купил крупнейшие в петербургском порту стивидорные компании: ОАО «Морской порт СПб» и «Четвертую стивидорную компанию», также его коммерческие интересы распространяются на Дальневосточное морское пароходство) и группой бывших топ-менеджеров «Северстали», организовавших компанию «Н-Транс» (их позиции сильны в портах Находки, Новороссийска, Петербурга и Кронштадта). Эти люди скупили объекты портового бизнеса, отчего при любой конфигурации Таможенного союза их терминалы окажутся в пунктах пропуска через российскую границу. Остальным придется потерпеть, пока в российской тамо-женной системе не появится новая гениальная концепция.

Константин Шмелев

Справка:

Как на границе менялись замки

Таможенное пространство России традиционно лихорадит, причем исключительно от новых таможенных концепций. Когда в 1990-х годах главным российским таможенником был Анатолий Круглов, концепция внешнеэкономической деятельности нашей великой державы напоминала дремучее средневековье. Разным структурам, вроде Национального фонда спорта или Русской православной церкви, давали по куску границы: мол, зарабатывайте. Это называлось специальными льготами, в которые умудрились вписаться все, кроме государства - поступления в бюджет от таможенных сборов стремились к нулю. В 1999 году главой Государственного тамо-женного комитета стал Михаил Ванин. Ему была дана установка на наполнение казны. В России появились Таможенный кодекс, предусматривавший невероятно высокие таможенные пошлины, и некие правила. Они не совсем совпадали со статьями Таможенного кодекса, но в той или иной степени соблюдались. Заинтересованная часть населения называла эти правила «сеткой» и твердо помнила, сколько и кому надо платить за один контейнер. Льготы исчезли, казна начала наполняться. Федеральную таможенную службу путинской России возглавил Андрей Бельянинов. Он вызвал доверие у Путина своей работой в службе внешней разведки и позиционировал себя человеком обеспеченным и воровать не расположенным. Говорят, Бельянинову поставили задачу - навести порядок в таможне. Похоже, у него это не особенно получается.

Цена вопроса

Эксперты полагают, что благодаря последним таможенным пертурбациям около 30 процентов грузопотоков наш регион уже потерял - они ушли в таможни Центрального федерального округа.

Полностью материал читайте в газете "Ваш тайный советник" от 21 июня

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close