Реклама

Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 10

1 м/с, ю-з

766мм

59%

Подробнее

Пробки

6/10

Реклама

Картографов лишили авторских прав

1055
ПоделитьсяПоделиться

Высший арбитражный суд России принял решение, судьбоносное для многих участников рекламного рынка и иных компаний, использующих географические карты или схемы городов. За использование схемы нельзя взыскать штраф, но только если это - не прямой плагиат. (Подробности читайте здесь). Познакомиться с мотивировочной частью можно будет через пару недель на официальном сайте ВАС.

Формально сейчас все картографические произведения относятся к объектам авторского права. Если в буклете, на стикере или на сайте нужно нарисовать схему расположения офиса или магазина, используя, например, карту города, рекламораспространителю нужно получить согласие владельца авторских прав на карту. Однако юристы уже много лет ставят под сомнение довод, что в создании карты есть творчество. Сегодня этот вывод должен подтвердить или опровергнуть Высший арбитражный суд России (ВАС).

Мы сами рисовали

Конфликт разгорелся между региональным аэрогеодезическим предприятием (одним из крупнейших издателей карт еще с советских времен) и компанией, поместившей в рекламном приглашении схему проезда к ее офису. По мнению картографов, иллюстрация воспроизводила часть переработанной «пиратом» карты.

Ответчик утверждал, что схему рисовали его работники, она не является тождественной карте, а лишь схожа с ней. Это объясняется использованием общей исходной информации (о расположении улиц, зданий, строений) для создания разных изображений. Арбитражный суд в такое сходство не поверил. Ведь в законе предусмотрена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения». С компании была взыскана компенсация в размере 100 тысяч рублей. Это решение подтвердили и две вышестоящие инстанции. Ответчику еще повезло – сумма компенсации может достигать 5 млн рублей, но он и так добился передачи дела в высшую инстанцию.

Главный спорный вопрос, который и будет сегодня рассматривать ВАС – наличие творчества в создании карты. Оппоненты авторов считают, что карта – это простая форма (не авторская, не творческая) передачи фактической информации и сведений информационного характера. Такой позиции отчасти придерживается и один из ведущих специалистов в области авторского права, профессор юридического факультета СПбГУ Александр Сергеев: «Безусловно, не всякая карта или план могут быть безоговорочно отнесены к объектам авторского права. Ими, в частности, вряд ли можно считать карту, которая составлена исключительно с помощью технических средств (путем аэрофотосъемки, обработанной компьютером). Однако в большинстве случаев создание картографических произведений требует не только большой технической работы, но и творческого вклада составителя. Не случайно карты, планы и эскизы одного и того уже участка местности, составленные разными лицами, различаются не только степенью точности, но и своим внешнем оформлением, авторским стилем и т.д.».

Петербургские издатели карт и атласов (ЗАО «Карта Лтд», ООО «Дискус Медиа» и др.) также активно борются за свои права. Ответчиками выступают частные фирмы, рекламные агентства, средства массовой информации (например, иски предъявлялись к телеканалу СТО, ООО «ТВ Купол» и издателю газеты «Метро», который опубликовал схему избирательных округов). Последний конфликт – в начале 2007 года ЗАО «Карта Лтд.» потребовала взыскать 50 тысяч рублей в качестве компенсации с отеля «Санкт-Петербург», но из-за нарушения процессуальных норм арбитраж даже не принял заявление.

Бесплатный космос

В то же время многие рекламные агентства уже нашли способ защиты, хоть и не стопроцентный. Менеджер одной из компаний, активно перерабатывающий для рекламодателей изданные конкурентами карты, считает, что необходимо лишить изображение «творческого начала», т.е. убрать используемые только этим автором условные обозначения и т.д. «Недавно мы делали схему прохода от метро «Озерки». Взяли атлас для автомобилистов, отсканировали нужный участок, заштриховали указание на магазины «О’Кей», торговый центр «Озерки», стерли эмблему «Макдональдс». Поменяли гарнитуру шрифтов, цвета разных объектов и т.д. Ведь улицы не поменялись, озера не сдвинулись. Фактически мы создали новую карту. Что авторского в топографической карте, создатель которой не вправе ни на йоту отступить от точной инструкции?».

Есть еще один способ не платить картографам – использовать в качестве оригинала космические снимки из глобальной геоинформационной системы Google Earth, которая позволяет фотографировать любую точку мира. Однако и Google ограничивает использование своего бесплатного программного обеспечения: согласно лицензии, распечатки и изображения экрана, полученные с помощью программы, запрещается использовать в любых коммерческих или деловых целях. Но можно за 400 долларов купить лицензию «Google Планета Земля Про», предоставляющую эту еще и много дополнительных сервисных функций.

Антон Одынец,
специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close