Тема возведения «Газпром-Сити» в устье Охты вышла на высший государственный уровень после того, как Владимир Путин публично высказал свое мнение: такие сооружения городу бы не повредили.. Теперь полемика имеет шанс перейти в область архитектуры и технологических решений.
«Газпром-Сити» как катализатор диалога общества и бизнеса
Самая популярная в городе тема возведения административно-делового центра «Газпром-Сити» в районе устья Большой Охты вышла на высший государственный уровень после того, как Владимир Путин публично высказал свое мнение: такие сооружения городу бы не повредили... они придадут позитивный импульс развитию деловой активности... Глава государства дал понять: политическая воля к реализации масштабного проекта есть. Теперь полемика имеет шанс перейти в область архитектурных достоинств и недостатков будущего проекта и технологических решений – то есть касаться вопросов по существу. Впрочем, едва ли удастся полностью избавиться от политической составляющей – ведь дискуссия проходит на фоне предвыборной кампании кандидатов в депутаты Законодательного собрания.
О вкусах спорят
В этой ситуации есть один любопытный момент – позиция самого «Газпрома». Практически всемогущая корпорация сама же дискуссию и начала. Летом прошлого года газпромовские структуры объявили о начале конкурса на разработку предварительной архитектурной концепции «Газпром-Сити». Вскоре горожане увидели эскизы шести наиболее перспективных проектов, разработанных авторитетными международными архитектурными бюро. Началось голосование, в котором принимали участие все желающие. 1 декабря прошлого года объявлен победитель – международное архитектурное бюро RMJM.
Многие наблюдатели сейчас задаются вопросом: зачем «Газпрому» нужно было открытое голосование и публичное обсуждение? Топ-менеджеры госкомпании обладают достаточным влиянием, чтобы без лишнего шума принять единоличное решение о начале строительства. Тем не менее «Газпром» решил привлечь общественное внимание к инвестиционному проекту, инициировал его обсуждение и сейчас выслушивает самые разные точки зрения.
Мнения горожан разделились, и здесь очень важно понять, насколько Петербург готов к восприятию столь масштабных бизнес-проектов. Может быть, в спорах и не рождается истина – кто знает. Однако развернутые дебаты имеют огромное значение для будущего Петербурга, поскольку разговор идет не об отдельно взятом небоскребе, а о будущем города.
Расти или не расти?
Горожанам хочется, чтобы Петербург стал мощным экономическим центром, принимал обширные финансовые потоки и в то же время сохранил очарование, сберег свой благородный исторический облик. Возможно ли это? Мировая тенденция показывает, что наиболее успешные мегаполисы (Париж, Лондон, Мадрид, Амстердам и другие) не смогли избежать «вертикальной» застройки. Компактные здания не в состоянии вместить персонал транснациональных корпораций. Высотные деловые районы появлялись везде. Современность диктует свою архитектурную моду.
Земля – ограниченный ресурс городов, к тому же весьма дорогой. Поэтому бизнесу выгодно возводить небоскребы: это удобно, престижно, рентабельно. Тем более, что деловая активность требует наличия комплекса необходимых инфраструктурных объектов – подъездных дорог, парковок, гаражей, надежных каналов связи. Причем близость к городскому центру – важнейший фактор. Бизнес очень неравнодушен к среде обитания...
Нельзя пожарить яичницу, не разбив яиц. Город не может развиваться, становиться крупным деловым центром и не претерпевать изменений архитектурной концепции. Конечно, всегда настораживает что-то необычное, вносящее новизну в уже привычный уклад жизни. Не удивительно, что некоторые петербуржцы, особенно старшее поколение, с тревогой восприняли масштабность проекта «Газпром-Сити». В истории немало примеров, когда строительство значимых архитектурных сооружений на первоначальном этапе встречало недоумение и несогласие, но после эти здания становились символами мировых столиц (Эйфелева башня, парижский Дефанс, проекты Норманна Фостера в Лондоне, отель «Парус» в Дубаи и др.).
Город – архитектурный новатор?
Примечательно, что, согласно данным соцопроса «Агентства социальной информации», более половины петербургской молодежи поддерживает идею строительства «Газпром-Сити». Молодые деятельные люди рады появляющимся карьерным возможностям, интересной работе и высоким зарплатам.
А что до внешнего облика, то Петербург на протяжении своей истории всегда активно принимал последние достижения и актуальные тенденции мировой архитектуры. Как часто бывает, новации порой приходились не по душе консервативно настроенным горожанам. Но впоследствии – украшали и дополняли величие облика столицы империи. Шпилевидные колокольни и башни – признак Петровской эпохи. В середине XVIII века в Петербурге появляются дворцы и усадьбы Елизаветинского барокко, на смену которому приходит классицизм (сдержанный и строгий стиль второй половины XVIII века). В начале XX века архитектурное обновление города почти остановилось, несколько десятилетий северная столица не получала свежих идей и решений. Сегодня появилась возможность дать новый импульс формированию современного облика Санкт-Петербурга. Кто знает, может через сто лет здание «Газпром-Сити» станет архитектурным достоянием и подпадет под охрану ЮНЕСКО.
Кроме того, строительство «Газпром-Сити» станет катализатором социально-экономического развития района устья Большой Охты и всего города, первым шагом к созданию современной городской инфраструктуры. «Я там жил почти пять лет, – поделился Владимир Путин воспоминаниями об Охте. – Это здания, построенные пленными немцами после Второй мировой войны. Я помню, как гвоздик попытался забить в стенку – он у меня съехал. Это засыпные стенки. Внешне они смотрятся неплохо, капитально, но, в общем, никакой ценности собой не представляют».
Есть другая альтернатива – законсервировать Петербург различными регламентами и нормами, превратить его в музей-заповедник, любимое место любителей старины и туристов. И в этом тоже можно найти свои плюсы...
Бизнес слушает
Какого будущего петербуржцы желают своему городу? Выяснить это – и есть основная задача развернутой публичной дискуссии. Может, этот вопрос и должен подниматься на общегородском референдуме?
Ответ горожан действительно будет иметь серьезные последствия. Сегодня в «массовых» мероприятиях против «Газпром-Сити» участвует не больше 100 человек. Организация акций протеста – тоже метод ведения диспутов. Но если с доводами протестующих согласится действительно широкая общественность города, общий негатив восприятия административно-делового комплекса отпугнет крупный бизнес от города.