https://mc.yandex.ru/pixel/3223543457713273880?rnd=%aw_random%
Петербургская история попала на видео
«Кредитные истории» — коллектор VS должник
Генеральный директор компании «Филберт» Андрей Иванов рассказал «Фонтанке», что образ бородатого мужика с дубинкой не имеет ничего общего с профессиональной коллекторской деятельностью. Поэтому когда с вами хочет поговорить сотрудник организации по взысканию долгов, лучше и выгоднее взять трубку телефона.
Васильевский остров. В дверь коммунальной квартиры звонит майор Соловец, — точнее, герой Александра Половцева теперь не при погонах, а в деловом костюме: он коллектор. Мини-сериал «Кредитные истории» состоит из пяти коротких серий и снят по инициативе одной из крупнейших в стране профессиональных коллекторских организаций «Филберт». Посмотреть его можно на платформах «Дзен», «ВК видео» и Rutube. Зачем смотреть кинопроект, расскажем в материале.
— Мы хотели показать правдивый образ: он должен импонировать аудитории, при этом желательно быть из Питера. Весьма подходил образ «майора Соловца». Александр Юрьевич Половцев после знакомства согласился сотрудничать — можно даже сказать, рискнул. И, собственно, мы не ошиблись: много лет уже общаюсь с ним, мне нравится он не просто как актер, а как человек. Его взгляды на жизнь я разделяю.
— У каждого человека есть кредитная история, так же как и паспорт. Поэтому новый сериал — про всех нас. Он не про будни коллектора, это больше, на мой взгляд, нравственное кино про человеческую культуру, воспитание, правильное отношение к своим обязательствам, финансовую грамотность. Посмотреть его можно на платформах «Дзен», «ВК видео» и Rutube.
— Первый подобный видеопроект мы сделали еще в 2019 году, чтобы разоблачить мифы о коллекторах. Первая серия начиналась с того, что показывали здорового бородатого мужика, и все думали, что именно он коллектор. Но далее по сюжету зрители понимали, что на самом-то деле он должник. Реальный портрет нашего сотрудника совсем другой: чаще всего это женщина, средний возраст 36 лет, замужем, двое детей, высшее юридическое образование, эмоционально взвешенный профессиональный переговорщик.

Второе заблуждение — то, что любые действия дозволены. Это не так: с 2017 года действует закон, который четко регулирует нашу деятельность. Например, мы не имеем права звонить должнику чаще двух раз в неделю, а в разговоре — даже завуалированно намекать на угрозу. За нарушения следуют жесткие санкции со стороны нашего регулятора, Федеральной службы судебных приставов, вплоть до исключения из государственного реестра профессиональных коллекторских организаций. Крупные компании дорожат репутацией, для них это не пустой звук.
Серия 1
«Со мной многие встречаются. Иногда, правда, без удовольствия — работа такая». — «И что это за работа?» — «Я коллектор». Милая улыбка исчезает с лица девушки-бариста, стакан с эспрессо ставится на стойку демонстративно резко.
— У актера Александра Половцева стойкое амплуа силовика в кино, это тоже было важно для выбора главного героя?
— Новый проект называется «Кредитные истории». О чем эти истории?
— Андрей Борисович, производство подобного контента — дело сложное и, мягко говоря, не соотносится с профилем деятельности коллекторов. Для чего это вам?
Сотрудницы кофейни еще не знают, что подружатся с коллектором. Кадр со съемочной площадки
Раскадровка сериала
— Мы хотели показать правдивый образ: он должен импонировать аудитории, при этом желательно быть из Питера. Весьма подходил образ «майора Соловца». Александр Юрьевич Половцев после знакомства согласился сотрудничать — можно даже сказать, рискнул. И, собственно, мы не ошиблись: много лет уже общаюсь с ним, мне нравится он не просто как актер, а как человек. Его взгляды на жизнь я разделяю.
— У каждого человека есть кредитная история, так же как и паспорт. Поэтому новый сериал — про всех нас. Он не про будни коллектора, это больше, на мой взгляд, нравственное кино про человеческую культуру, воспитание, правильное отношение к своим обязательствам, финансовую грамотность. Посмотреть его можно на платформах «Дзен», «ВК видео» и Rutube.
— Первый подобный видеопроект мы сделали еще в 2019 году, чтобы разоблачить мифы о коллекторах. Первая серия начиналась с того, что показывали здорового бородатого мужика, и все думали, что именно он коллектор. Но далее по сюжету зрители понимали, что на самом-то деле он должник. Реальный портрет нашего сотрудника совсем другой: чаще всего это женщина, средний возраст 36 лет, замужем, двое детей, высшее юридическое образование, эмоционально взвешенный профессиональный переговорщик.

Второе заблуждение — то, что любые действия дозволены. Это не так: с 2017 года действует закон, который четко регулирует нашу деятельность. Например, мы не имеем права звонить должнику чаще двух раз в неделю, а в разговоре — даже завуалированно намекать на угрозу. За нарушения следуют жесткие санкции со стороны нашего регулятора, Федеральной службы судебных приставов, вплоть до исключения из государственного реестра профессиональных коллекторских организаций. Крупные компании дорожат репутацией, для них это не пустой звук.
Серия 1
«Со мной многие встречаются. Иногда, правда, без удовольствия — работа такая». — «И что это за работа?» — «Я коллектор». Милая улыбка исчезает с лица девушки-бариста, стакан с эспрессо ставится на стойку демонстративно резко.
— У актера Александра Половцева стойкое амплуа силовика в кино, это тоже было важно для выбора главного героя?
— Новый проект называется «Кредитные истории». О чем эти истории?
— Андрей Борисович, производство подобного контента — дело сложное и, мягко говоря, не соотносится с профилем деятельности коллекторов. Для чего это вам?
Сотрудницы кофейни еще не знают, что подружатся с коллектором. Кадр со съемочной площадки
Раскадровка сериала
— Прощение таких сумм невыгодно коллекторам, только если применять прагматичный формальный коммерческий подход. Но если искать баланс интересов кредитора и должника, понимать клиентов и их обстоятельства, то такой подход просто необходимо применять. Не буду скрывать, что на практике этот же подход позволяет снизить издержки на взыскание, выстроив диалог с клиентом вместо трат на судебные процедуры, исполнительное производство и прочее.
— Кредитные учреждения зачастую не могут предложить клиенту оптимальный способ урегулирования задолженности: списать им всевозможные штрафы, неустойки или даже часть основной суммы. Коллекторы, в отличие от банков, не ограничены в применении дисконтов.

По данным пяти крупнейших коллекторских агентств страны, в первом полугодии 2025 года с предоставлением дисконта погашено 34,1 тыс. долгов с первоначальной задолженностью на момент покупки долга на 4,18 млрд руб. По ним коллекторы простили 1,66 млрд руб., или 39,7% от суммы первоначального долга. За весь прошлый год коллекторы предоставили дисконты по 74,2 тыс. долгов с первоначальной суммой задолженности 9,138 млрд руб. Простили 3,625 млрд руб., или 39,6% от первоначального долга.
— Несмотря на неприглядный образ нашей профессии, мы занимаемся тем, что даем людям (пусть для вас это прозвучит ново и необычно) финансовое будущее.

По данным ЦБ, в данный момент просрочка на балансе банков — около 1,5 трлн рублей, на балансе крупнейших коллекторских компаний гораздо больше — 2,3 трлн рублей. Это те долги, которые мы по договору цессии выкупили у банков. Даже в силу того, что мы являемся носителями такого огромного количества обязательств, мы вынуждены регулировать эти все ситуации. Сущность нашей профессии — как раз найти компромисс между клиентом и кредитором и, собственно говоря, закрыть вот это финансовое обязательство.

Что это дает клиенту? Адекватную кредитную историю: без нее не выдадут ни ипотеку, ни другую крупную ссуду. Сейчас кредитная история у нас сильно недооценена — в отличие от других стран. Уверен: в будущем ситуация изменится.

Поэтому финансовое оздоровление общества лежит в том числе на наших плечах. Как бы это странно ни звучало. И инструментов для этой ситуации у коллекторов гораздо больше, чем у банков.
— Это синергия работы экспертов из коллекторской отрасли — сотрудников ПКО «Филберт» — и профессионального творческого коллектива, который взялся за видеопродакшен. Все образы и повороты сюжета, можно сказать, основаны на реальных событиях. Писалось от души, так скажем, о наболевшем. Например, в первых двух сериях описывается потребительский терроризм: люди берут кредиты и безрассудно их тратят. Мы называем их «профессиональные должники»: они набирают долги, чтобы потом пойти в банкротство или просто уйти в «серую зону» — без связи, без легальных доходов.
Серия 2
«Колян, заходи, мы тут кредит обмываем, старый поминаем».
— Разве вам это выгодно?
— Объясните.
— Персонаж Половцева у вас получился эдаким «идеальным коллектором»: он мотивировал Колю взяться за ум и рассчитаться с долгами. В жизни так бывает?
— Герои мини-сериала — инфантильный молодой человек и его соседи: мужики-алкоголики, мать-одиночка, пожилые педагоги, судебный пристав. В каждой серии, безусловно, присутствует назидательный момент, но и банальным сюжет не назовешь. Кто автор сценария?
Кадр второй серии
— Прощение таких сумм невыгодно коллекторам, только если применять прагматичный формальный коммерческий подход. Но если искать баланс интересов кредитора и должника, понимать клиентов и их обстоятельства, то такой подход просто необходимо применять. Не буду скрывать, что на практике этот же подход позволяет снизить издержки на взыскание, выстроив диалог с клиентом вместо трат на судебные процедуры, исполнительное производство и прочее.
— Кредитные учреждения зачастую не могут предложить клиенту оптимальный способ урегулирования задолженности: списать им всевозможные штрафы, неустойки или даже часть основной суммы. Коллекторы, в отличие от банков, не ограничены в применении дисконтов.

По данным пяти крупнейших коллекторских агентств страны, в первом полугодии 2025 года с предоставлением дисконта погашено 34,1 тыс. долгов, с первоначальной задолженностью на момент покупки долга на 4,18 млрд руб. По ним коллекторы простили 1,66 млрд руб., или 39,7% от суммы первоначального долга. За весь прошлый год коллекторы предоставили дисконты по 74,2 тыс. долгов с первоначальной суммой задолженности 9,138 млрд руб. Простили 3,625 млрд руб., или 39,6% от первоначального долга.
— Несмотря на неприглядный образ нашей профессии, мы занимаемся тем, что даем людям (пусть для вас это прозвучит ново и необычно) финансовое будущее.

По данным ЦБ, в данный момент просрочка на балансе банков — около 1,5 трлн рублей, на балансе крупнейших коллекторских компаний гораздо больше — 2,3 трлн рублей. Это те долги, которые мы по договору цессии выкупили у банков. Даже в силу того, что мы являемся носителями такого огромного количества обязательств, мы вынуждены регулировать эти все ситуации. Сущность нашей профессии — как раз найти компромисс между клиентом и кредитором и, собственно говоря, закрыть вот это финансовое обязательство.

Что это дает клиенту? Адекватную кредитную историю: без нее не выдадут ни ипотеку, ни другую крупную ссуду. Сейчас кредитная история у нас сильно недооценена — в отличие от других стран. Уверен: в будущем ситуация изменится.

Поэтому финансовое оздоровление общества лежит в том числе на наших плечах. Как бы это странно ни звучало. И инструментов для этой ситуации у коллекторов гораздо больше, чем у банков.
— Это синергия работы экспертов из коллекторской отрасли — сотрудников ПКО «Филберт» — и профессионального творческого коллектива, который взялся за видеопродакшен. Все образы и повороты сюжета, можно сказать, основаны на реальных событиях. Писалось от души, так скажем, о наболевшем. Например, в первых двух сериях описывается потребительский терроризм: люди берут кредиты и безрассудно их тратят. Мы называем их «профессиональные должники»: они набирают долги, чтобы потом пойти в банкротство или просто уйти в «серую зону» — без связи, без легальных доходов.
Серия 2
«Колян, заходи, мы тут кредит обмываем, старый поминаем».
— Разве вам это выгодно?
— Объясните.
— Персонаж Половцева у вас получился эдаким «идеальным коллектором»: он мотивировал Колю взяться за ум и рассчитаться с долгами. В жизни так бывает?
— Герои мини-сериала — инфантильный молодой человек и его соседи: мужики-алкоголики, мать-одиночка, пожилые педагоги, судебный пристав. В каждой серии, безусловно, присутствует назидательный момент, но и банальным сюжет не назовешь. Кто автор сценария?
Кадр второй серии
Исполнители главных ролей Андрей Ясинский и Александр Половцев. Фото съемочного процесса
— В моей компании где-то 1,3 млн ссуд: представьте, это город-миллионник, который нам должен. Один коллектор может за рабочий день объехать максимум 20 квартир, и только в одной ему откроют дверь, а ведь за выезд человеку нужно заплатить. Это экономически нецелесообразно. Поэтому на самом деле деятельность по взысканию — большой IT-бизнес и мощная финансовая аналитика. Условно говоря, пять человек пишут десять тысяч исковых заявлений в месяц. Причем не вручную, а на электронных платформах.
— К сожалению, люди в нашей стране на телефонные переговоры мало реагируют и сами себе вредят. Возможно, из-за того, что не знают о множестве вариантов, в результате которых могут в спокойном режиме и без нервов закрыть долговые обязательства при взаимодействии с коллекторами.
— Когда тебе звонит сотрудник коллекторского агентства, лучше взять трубку и договориться с ним — о рассрочке, скидке, удобном графике, объяснить текущие обстоятельства и т. д. В любом случае, от такого диалога нет никаких потерь. Дальше можно спокойно работать и в комфортном для тебя темпе погашать долги. Но если ты пропустил этот момент, дело уходит в суд, возбуждается исполнительное производство с арестом счетов и другими неприятными последствиями.
Серия 3
«Вась, тут друг спрашивает. Вот если не платить кредит: не хочет (то есть не может) — это же не преступление?» — «Если не может, пусть оформляет рассрочку. А вот если не хочет, тогда приду я со своими коллегами-приставами: спилим дверь, арестуем счета, телефон за долги. В общем, можно и до уголовки дойти. Не геройство это, Коль, а глупость. Все равно платить, рано или поздно. Вопрос — кому».
— Возможно, выезд и личный разговор — более эффективно?
— Россияне снимают трубки, когда звонят коллекторы?
— В третьей серии коллектор убеждает героя, что лучше иметь дело с ним, чем с судебными приставами. Почему?
Исполнители главных ролей Андрей Ясинский и Александр Половцев. Фото съемочного процесса
— В моей компании где-то 1,3 млн ссуд: представьте, это город-миллионник, который нам должен. Один коллектор может за рабочий день объехать максимум 20 квартир, и только в одной ему откроют дверь, а ведь за выезд человеку нужно заплатить. Это экономически нецелесообразно. Поэтому на самом деле деятельность по взысканию — большой IT-бизнес и мощная финансовая аналитика. Условно говоря, пять человек пишут десять тысяч исковых заявлений в месяц. Причем не вручную, а на электронных платформах.
— К сожалению, люди в нашей стране на телефонные переговоры мало реагируют и сами себе вредят. Возможно, из-за того, что не знают о множестве вариантов, в результате которых могут в спокойном режиме и без нервов закрыть долговые обязательства при взаимодействии с коллекторами.
— Когда тебе звонит сотрудник коллекторского агентства, лучше взять трубку и договориться с ним — о рассрочке, скидке, удобном графике, объяснить текущие обстоятельства и т. д. В любом случае, от такого диалога нет никаких потерь. Дальше можно спокойно работать и в комфортном для тебя темпе погашать долги. Но если ты пропустил этот момент, дело уходит в суд, возбуждается исполнительное производство с арестом счетов и другими неприятными последствиями.
Серия 3
«Вась, тут друг спрашивает. Вот если не платить кредит: не хочет (то есть не может) — это же не преступление?» — «Если не может, пусть оформляет рассрочку. А вот если не хочет, тогда приду я со своими коллегами-приставами: спилим дверь, арестуем счета, телефон за долги. В общем, можно и до уголовки дойти. Не геройство это, Коль, а глупость. Все равно платить, рано или поздно. Вопрос — кому».
— Возможно, выезд и личный разговор — более эффективно?
— Россияне снимают трубки, когда звонят коллекторы?
— В третьей серии коллектор убеждает героя, что лучше иметь дело с ним, чем с судебными приставами. Почему?
— Политика «выдаем всем», на мой взгляд, закончилась. Банки стали гораздо осторожнее, в том числе в рамках борьбы с закредитованностью населения, о чем не раз говорил президент. Но, на мой взгляд, здесь надо напоминать про правильное отношение к обязательствам, а, во-вторых, поднимать доходы населения, создавать рабочие места, а не расширять окошко для личного банкротства, что видим сейчас. Этот способ должен быть, безусловно, но должен исключать злоупотребления и не быть чрезмерно легким: захотел — и по щелчку стал банкротом. Банкротство — радикальный шаг, который тоже имеет серьезные последствия для человека, помимо избавления от долгов.
—  35−45 лет, мужчина. Но, кстати, небольшая разница с женщинами по гендерному составу: примерно 60 на 40. Как видите, это не самые молодые, хотя, может, нас это еще ждет впереди.

Среди должников есть люди, которые попали в тяжелую ситуацию. Но есть и те, кто просто легкомысленно относится к своим финансовым обязательствам. Подумаешь, завтра еще возьму…
Серия 4
«Николай, если человек не отдает вам должного, вам не следует иметь с ним никаких дел. Я бы с таким даже разговаривать не стала».
— Мне кажется, банки тоже провоцируют ситуацию, раздавая кредиты направо и налево. Они же прекрасно видят, кто перед ними.
В фильме показано и отношение старшего поколения к финансовым обязательствам
— Можете нарисовать типичный портрет должника?
— Политика «выдаем всем», на мой взгляд, закончилась. Банки стали гораздо осторожнее, в том числе в рамках борьбы с закредитованностью населения, о чем не раз говорил президент. Но, на мой взгляд, здесь надо напоминать про правильное отношение к обязательствам, а, во-вторых, поднимать доходы населения, создавать рабочие места, а не расширять окошко для личного банкротства, что видим сейчас. Этот способ должен быть, безусловно, но должен исключать злоупотребления и не быть чрезмерно легким: захотел — и по щелчку стал банкротом. Банкротство — радикальный шаг, который тоже имеет серьезные последствия для человека, помимо избавления от долгов.
—  35−45 лет, мужчина. Но, кстати, небольшая разница с женщинами по гендерному составу: примерно 60 на 40. Как видите, это не самые молодые, хотя, может, нас это еще ждет впереди.

Среди должников есть люди, которые попали в тяжелую ситуацию. Но есть и те, кто просто легкомысленно относится к своим финансовым обязательствам. Подумаешь, завтра еще возьму…
Серия 4
«Николай, если человек не отдает вам должного, вам не следует иметь с ним никаких дел. Я бы с таким даже разговаривать не стала».
— Мне кажется, банки тоже провоцируют ситуацию, раздавая кредиты направо и налево. Они же прекрасно видят, кто перед ними.
В фильме показано и отношение старшего поколения к финансовым обязательствам
— Можете нарисовать типичный портрет должника?
—  Я в 2001 году окончил петербургский вуз по специальности «юриспруденция». С этого времени работал в банковской сфере по просрочке: «Петровский народный банк», «МДМ Банк». Последнее место работы в банковском секторе — «Балтийский банк», где возглавлял службу по работе с просроченной задолженностью. Когда в 2014 году банк был санирован, возникла идея по поводу коллекторской деятельности. Мы ушли всем коллективом (а это 180 человек департамента проблемных активов), нам удалось привлечь стороннего инвестора на покупку первого портфеля банковских долгов.

В общем, стартап был вынужденный, а не осознанный. Внешние обстоятельства привели к тому, что организовалась компания «Филберт». Сегодня у нас работает порядка 380 человек. Головной офис в Петербурге. Входим в Национальную ассоциацию коллекторских агентств (НАПКА).
Серия 5
«А приходите к нам завтра, перед работой, — на субботний кофе». — «Нет-нет, у коллектора строгие правила работы: не беспокою. В выходные все должны отдыхать, гулять — ну, например, в парке тут, недалеко, часиков так в 12». Кажется, девушку-бариста только что пригласили на свидание.
— Андрей Борисович, а как вы оказались в коллекторском бизнесе?
—  Я в 2001 году окончил петербургский вуз по специальности «юриспруденция». С этого времени работал в банковской сфере по просрочке: «Петровский народный банк», «МДМ Банк». Последнее место работы в банковском секторе — «Балтийский банк», где возглавлял службу по работе с просроченной задолженностью. Когда в 2014 году банк был санирован, возникла идея по поводу коллекторской деятельности. Мы ушли всем коллективом (а это 180 человек департамента проблемных активов), нам удалось привлечь стороннего инвестора на покупку первого портфеля банковских долгов.

В общем, стартап был вынужденный, а не осознанный. Внешние обстоятельства привели к тому, что организовалась компания «Филберт». Сегодня у нас работает порядка 380 человек. Головной офис в Петербурге. Входим в Национальную ассоциацию коллекторских агентств (НАПКА).
Серия 5
«А приходите к нам завтра, перед работой, — на субботний кофе». — «Нет-нет, у коллектора строгие правила работы: не беспокою. В выходные все должны отдыхать, гулять — ну, например, в парке тут, недалеко, часиков так в 12». Кажется, девушку-бариста только что пригласили на свидание.
— Андрей Борисович, а как вы оказались в коллекторском бизнесе?
Реклама, ООО ПКО «ФИЛБЕРТ», ИНН 7841430420

Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Иванова
Координатор: Елена Рожнова
Иллюстрации предоставлены ООО ПКО «ФИЛБЕРТ»
Дизайнер: Кристина Жирикова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»

Просмотров: 14636

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.