— Прощение таких сумм невыгодно коллекторам, только если применять прагматичный формальный коммерческий подход. Но если искать баланс интересов кредитора и должника, понимать клиентов и их обстоятельства, то такой подход просто необходимо применять. Не буду скрывать, что на практике этот же подход позволяет снизить издержки на взыскание, выстроив диалог с клиентом вместо трат на судебные процедуры, исполнительное производство и прочее.
— Кредитные учреждения зачастую не могут предложить клиенту оптимальный способ урегулирования задолженности: списать им всевозможные штрафы, неустойки или даже часть основной суммы. Коллекторы, в отличие от банков, не ограничены в применении дисконтов.
По данным пяти крупнейших коллекторских агентств страны, в первом полугодии 2025 года с предоставлением дисконта погашено 34,1 тыс. долгов, с первоначальной задолженностью на момент покупки долга на 4,18 млрд руб. По ним коллекторы простили 1,66 млрд руб., или 39,7% от суммы первоначального долга. За весь прошлый год коллекторы предоставили дисконты по 74,2 тыс. долгов с первоначальной суммой задолженности 9,138 млрд руб. Простили 3,625 млрд руб., или 39,6% от первоначального долга.
— Несмотря на неприглядный образ нашей профессии, мы занимаемся тем, что даем людям (пусть для вас это прозвучит ново и необычно) финансовое будущее.
По данным ЦБ, в данный момент просрочка на балансе банков — около 1,5 трлн рублей, на балансе крупнейших коллекторских компаний гораздо больше — 2,3 трлн рублей. Это те долги, которые мы по договору цессии выкупили у банков. Даже в силу того, что мы являемся носителями такого огромного количества обязательств, мы вынуждены регулировать эти все ситуации. Сущность нашей профессии — как раз найти компромисс между клиентом и кредитором и, собственно говоря, закрыть вот это финансовое обязательство.
Что это дает клиенту? Адекватную кредитную историю: без нее не выдадут ни ипотеку, ни другую крупную ссуду. Сейчас кредитная история у нас сильно недооценена — в отличие от других стран. Уверен: в будущем ситуация изменится.
Поэтому финансовое оздоровление общества лежит в том числе на наших плечах. Как бы это странно ни звучало. И инструментов для этой ситуации у коллекторов гораздо больше, чем у банков.
— Это синергия работы экспертов из коллекторской отрасли — сотрудников ПКО «Филберт» — и профессионального творческого коллектива, который взялся за видеопродакшен. Все образы и повороты сюжета, можно сказать, основаны на реальных событиях. Писалось от души, так скажем, о наболевшем. Например, в первых двух сериях описывается потребительский терроризм: люди берут кредиты и безрассудно их тратят. Мы называем их «профессиональные должники»: они набирают долги, чтобы потом пойти в банкротство или просто уйти в «серую зону» — без связи, без легальных доходов.
«Колян, заходи, мы тут кредит обмываем, старый поминаем».
— Персонаж Половцева у вас получился эдаким «идеальным коллектором»: он мотивировал Колю взяться за ум и рассчитаться с долгами. В жизни так бывает?
— Герои мини-сериала — инфантильный молодой человек и его соседи: мужики-алкоголики, мать-одиночка, пожилые педагоги, судебный пристав. В каждой серии, безусловно, присутствует назидательный момент, но и банальным сюжет не назовешь. Кто автор сценария?