12:55 22.10.2017
У композитора в Петербурге угнали иномарку
«Заговоренное» золото, которое девушке в бюстгальтер положила гадалка, оказалось камнями
Власти Ростова-на-Дону не собираются восстанавливать дома после летнего пожара
В Рябово сгорели женщина и ее восьмилетний племянник из Петербурга
На выборах мэра Тбилиси победил бывший футболист Каха Каладзе
Горячая вода и тепло вернулись к жителям Приморского района раньше на день
СМИ: США выявили кибератаки на энергетические и промышленные предприятия
У сотрудника прокуратуры Петербурга украли три лодочных мотора
Император Японии отречется от престола впервые за 200 лет
Со стройки в Шушарах вынесли инструмент из пяти бытовок, угрожая сторожу пистолетом
За ночь на юге Петербурга двух мужчин ранили ножом в ягодицы
СМИ: Россия внесла Браудера в базу Интерпола
Навального тайно выпустили из спецприемника
На Новой сцене пройдет фестиваль искусств
Ученики Кудашова покажут «Жизнь насекомых»
Вдова племянника Николая Второго с помощью Поклонской требует запретить «Матильду»
СКА продолжил победную серию в КХЛ
В Петербурге появились чемпионы мира по бразильскому рапиду
Два молодых человека спасли старушку из горящей квартиры в Петербурге
Помощницу главы Российского молодежного союза отправили под домашний арест
В Барселоне началась акция в поддержку независимости Каталонии
ГИБДД: В ДТП с мотоциклом на Невском пострадали четверо
Турция планирует использовать национальные валюты при расчетах с Россией
На Тореза Opel выехал на встречку, оба водителя и пассажиры Ford в больнице
Путин: Генная инженерия страшнее ядерной бомбы
«Тосно» получил в ухо от «Ростова» и месть исландской ноги: как сыграла главная областная футбольная команда
В Кронштадте появится второй съезд с КАД
На Невском мотоциклист сбил двух женщин
Петербург ждет первый снег
Главу подразделения МВД Москвы отправили под домашний арест
Массовые демонстрации неонацистов и их противников нарушили движение поездов в Финляндии
Анкара одобрила «Турецкий поток»
Следователю по делу о мошенничестве с домом, который строился в Переделкино для Чубайса, понадобилась госзащита
Через запретку колонии в Обухово парень перебросил себе срок
Ночью в Аннино ГИБДД случайно разрушила бразильский треугольник
Турецкие помидоры вернутся в Россию раньше на месяц
Премьер-министр Испании заявил о роспуске правительства Каталонии
МВД готовит тотальную проверку частных клиник и домов престарелых
Строитель объектов к ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде на два месяца отправился в СИЗО
В Выре женщину дважды переехали на пешеходном переходе
Две иномарки сошлись лоб в лоб на Тореза, среди пострадавших ребенок и беременная
Следователи рассматривают две основные причины смерти актера Дмитрия Марьянова
Вдоль мусорного полигона в Новоселках заново высадили деревья
В Петербурге прошли обыски и аресты в связи с хищением 100 млн рублей Росвоенипотеки
Полиция задержала подозреваемого в поножовщине в Мюнхене
Тяжелым ДТП закончился выезд Range Rover на «встречку» на Маршала Захарова
Александр Овечкин поставил рекорд результативности в НХЛ
За минувшие сутки в Петербурге найдены тела четверых мертвых мужчин
«Аллегро» изменит график движения с 10 декабря
В метро Петербурга у дипломата из Пакистана украли кошелек
СМИ: НАТО не сможет ответить на удар со стороны России из-за бюрократов
Такси сгорело, врезавшись в маршрутку на Славы
Граждан Узбекистана трудоустроят организованно
Мужчина с ножом ранил нескольких человек в Мюнхене
11 человек задержаны за незаконную регистрацию 299 мигрантов в здании на Невском проспекте
В Муринском парке прошел субботник с губернатором и закладкой капсулы
Скандальный продюсер Вайнштейн избегал рыжих женщин
Юный волосовский агроном погиб, надышавшись газом
В Иматре открылась лыжня из прошлогоднего снега
В больнице оказался 17-летний молодой человек, свалившийся с дерева на детской площадке
Иран пообещал «ни при каких обстоятельствах» не создавать ядерное оружие
Молодого человека зарезали посреди дня на Камышовой улице
В Польше вступил в силу закон о сносе советских памятников
Платное хранение изъятых в аэропорту вещей признали законным
СМИ: Израиль экстрадирует в США россиянина, обвиняемого в отмывании денег
В Выборгском районе двум дамам предъявили организацию азарта
IOWA научит всех плохо танцевать
Спектакль Серебренникова закроет фестиваль «Балтийский дом»
Путин поговорил с Эрдоганом о Сирии и сотрудничестве
На Литейном мосту сбит человек
Бизнес

Глава ОСК: Балтзавод лишится части территории через 5 - 10 лет

Что общего у петербургских судостроительных заводов и подобранных на улице голодных котят, и какое будущее их ждёт. Глава ОСК подвел для «Фонтанки» итоги работы за 10 лет.
Глава ОСК: Балтзавод лишится части территории через 5 - 10 лет
Алексей Рахманов//Константин Селин/"Фонатнка.ру"

Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью «Фонтанке» рассказал, почему, несмотря на учебу в Чикаго, он обычный чиновник, когда российские верфи смогут догнать Китай и Южную Корею и почему он никогда не возражает амбициозным планам правительства.

- В этом году ОСК 10 лет. Можно ли сказать, что корпорация создавалась вынужденно и предприятия в неё буквально заталкивали?

– Страна, имеющая выход к морю  (и не к одному!), но не имеющая собственного судостроения, обречена на большие риски и печальное существование. Руководство страны понимало, что допустить потерю отрасли было бы преступлением. Поэтому и была выбрана стратегия объединения активов, создания центра принятия решений в интересах российского флота и корабелов. Эта стратегия себя более чем оправдала и позволила сохранить основные компетенции как в гражданском, так и в военном судостроении. 

- Как вы оцениваете предприятия, которые достались ОСК в Петербурге?

– Питерский кластер формировался более семи лет. Последней на сегодняшний день к корпорации присоединилась «Северная верфь» – в 2012 году.

Безусловно, у каждого работающего предприятия есть проблемы. Но сравнивать разные компании – занятие неблагодарное. У нас есть и настоящая «жемчужина в короне» ОСК – «Адмиралтейские верфи», а есть другие заводы, на которых не все проблемы пока решены. При этом стоит помнить, что многие питерские верфи достались нам либо после нерадивых собственников, либо доведенными до банкротного состояния.

- Удалось ли вывести их из кризиса? 

– Мы взялись за вывод Балтзавода из банкротства, и в этом году нам удалось ситуацию разрешить. На сегодняшний день заключено мировое соглашение с кредитором, ООО «Балтийский завод – Судостроение» (существовавшее как операционная часть верфи) прекратило свое существование. Сейчас мы соединяем два актива в один – АО «Балтийский завод». Это предприятие будет иметь чистую финансовую историю, что крайне немаловажно.

В отдельных вопросах оздоровления предприятий мы рассчитываем на помощь государства, в том числе в лице Центрального банка. До конца пока не закрыты долги Межпромбанка – речь идет о наличности, выведенной предыдущим собственником из «Северной верфи». Очень бы хотелось, чтобы эти деньги вернулись на счета предприятия, потому что прореха в бюджете пока закрывается кредитами, но эта история не может и не должна быть вечной. 

- Какие проблемы решали в первую очередь на предприятиях?

– Ключевой вопрос для любой верфи – это загрузка. Если она есть, предприятие живет, если нет – что называется «зубы на полку», завод на «клюшку». Соответственно, поиск заказчиков – приоритет номер один.

Другое направление работы – это вовлечение предприятий ОСК в кооперацию с друг с другом. Еще полтора-два года назад мы не видели желания верфей сотрудничать, каждый «гулял» сам по себе. Но сейчас уже сложно не заметить синергетический эффект от  жизни в большой семье. Недавний пример – ЛК-25 (крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин»), который строился Балтзаводом, а две недели назад встал у причальной стенки «Адмиралтейских верфей». 

- Но, по сути, этот заказ «Балтийский завод» потерял. Ледокол ушел на достройку к «Адмиралам»?

– Нет, не совсем так. Подобранного котенка кормят маленькими порциями, чтобы тот не переел. Балтзавод, который долгое время не вел нормальной работы, должен был с чем-то стартовать. Его начали «кормить» – дали заказ на плавучий атомный энергоблок. Это и стало стартом работы обновленного предприятия. Дальше появился заказ на серию ледоколов.

Глава ОСК: Балтзавод лишится части территории через 5 - 10 лет

Но тут вот какое дело: это настолько большой объем работы, что Балтзаводу необходимо краткосрочно набрать очень большое количество персонала, а потом с ним что-то делать. Мы нашли другой, более изящный, вариант: сгладили пиковую нагрузку за счет того, что задействовали временно свободных сотрудников «Адмиралтейских верфей». 

В результате получили свободную площадку под строительство ледокола «Сибирь» (которому тоже необходимо место у причальной стенки Балтзавода) и не проиграли в логистике – «Адмиралы» находятся по соседству: перегнать к ним ЛК-25 было нетрудно.  

- Много работы, но при этом сокращение площадей Балтийского завода все равно планируется?

– Не вижу здесь противоречия. Балтийский завод имеет очень большую площадь, которая избыточна и для нынешнего портфеля заказов, и для той загрузки, которую мы видим в перспективе. К тому же на территории предприятия немало зданий, которые находятся под защитой КГИОП. Это создает массу проблем, и гораздо проще оптимизировать площадь, чем устраивать длинную тяжбу на тему их переустройства.

Есть и такое соображение. Сейчас Балтзавод – традиционное вертикально интегрированное предприятие, где работа над судном идет от обработки металла до конечного изделия. В этом нет особой необходимости, и эту историю надо заканчивать. 

Производство на Балтзаводе, как нам видится, будет состоять из четырех крупных блоков: корпусное производство, линии вала, достроечные цеха и достроечные набережные (которых у предприятия почти 1,5 км). 

Все, что нужно для решения этих задач, останется. Та территория, которая освободится, может быть использована для других целей – либо для продажи, либо для передачи, либо для сторонних проектов.

- Как скоро Балтийский завод лишится части территории?

– Я думаю, что в горизонте 5 – 10 лет. Возможно, что и раньше – все будет зависеть от того, как быстро пройдет оценка, о которой я упомянул.

- Касается ли политика борьбы с вертикально-интегрированными структурами других предприятий ОСК в Петербурге? 

– Конечно. Помимо Балтзавода можно упомянуть Выборгский завод. Это достаточно большая верфь по масштабам металлообоработки, но она имеет мало достроечных мощностей. Именно поэтому она работает в кооперации с нашим предприятием в Хельсинки. Другой пример – Кронштадтский морской завод, в сухих доках которого можно вести достройку или ремонт кораблей и судов. Учитывая это, мы не исключаем, что Кронштадт станет центром достройки и финишной отделки тех или иных заказов.

- Как устроена система управления предприятиями в ОСК? 

– Еще три года назад, когда я пришел в ОСК, работа корпоративного блока была полностью разрушена: «висели» около 200 не рассмотренных и не прошедших через правление сделок. Мы сняли эту проблему и сейчас выходим на понятный и жестко регламентированный формат управления – через советы директоров и выдачу обязательных указаний.

Да, иногда принятие решений  может занимать до месяца, но в итоге всем понятно, что необходимо делать. 

- Не хотите вслед за ОДК перейти на единую акцию и стать одним предприятием?

– Процесс перехода на единую акцию сопряжен с очень длительным периодом оценки и невозможен без выдачи пакета директив. Все это с учетом достаточно большого количества наших предприятий (порядка 40) может занять серьезное время. А что мы получим в качестве эффекта? Алексей Рахманов начнет отвечать за все предприятия и за каждого работника на каждом заводе. С учетом нашей географии – от Калининграда до Хабаровска – где я должен буду жить: в Тюмени? Хабаровске? Или в самолете?

Удаленное управление – это во многом иллюзия: кажется, что ты всем руководишь, все контролируешь, но потом неизбежно  сталкиваешься с сюрпризами. Мое глубокое убеждение: лучше иметь таких исполнительных и генеральных директоров, которые отвечают за свой участок и четко понимают, что на нем происходит. А руководству корпорации – управлять их деятельностью, вместо того чтобы бросаться на каждую амбразуру. 

- В судостроении в России, как и в других сферах, часто ставятся задачи "выше, быстрее, мощнее", чем во всем мире, по принципу «мы за ценой не постоим». Приходится ли вам в таких случаях одергивать заказчиков? 

– Тот, кто отказывается от амбициозных проектов, будет терять в скорости и возможностях развития. Поэтому, если правительство говорит: давай построим современные круизные суда класса река-море, я отвечаю: конечно, построим. Мы в ОСК видим, что происходит с речной инфраструктурой и понимаем потребность в современных решениях для речного круизного флота. Остается убедить заказчика, что мы в самом деле способны строить востребованные современные суда.

Да, есть свои ограничения. Мы пока не готовы создать такой же танкер, как, например, китайцы, – существующие мощности не позволяют, нет больших построечных мест. Но через полтора года площадка для крупнотоннажного судостроения у ОСК появится.

Проблема, на мой взгляд, в другом. Мы в России, в отличие от упомянутого Китая, строим головной проект, за ним – другой головной проект, за ним – третий. То есть мы не выходим на длинную серию, которая, конечно, экономически гораздо выгоднее. 

К тому же каждый раз берем на себя ответственность за фиксированную цену строительства судна – еще до начала проектирования. Даже если она окажется невыгодной, мы за нее уже «подписались кровью». 

- Почему так происходит? Мешает законодательство?

– Нам мешает та часть законодательства, которая заставляет корпорацию дважды проходить тендеры на одно и то же изделие: сначала на этапе формирования ТЗ, а потом на этапе  строительства. 

Если вдруг поставщик, выигравший тендер, не может предоставить в точности то, что запроектировано на стадии ТЗ, необходимо переделывать документацию. Если что-то меняется в проекте по желанию заказчика – нужно проводить новый конкурс. При этом за изменение проекта заказчик никакой ответственности не несет. В результате мы режем металл, выкидываем секции, иногда начинаем резать перегородки. И все за наш счет! 

Как это исправить? Нужны четкие отношения заказчиков и строителей. Чтобы каждое изменение стоило экспоненциально дороже. То есть, чем дальше в стадии строительства ты вносишь коррективы, тем дороже тебе это стоит. 

- Удастся ли в результате повторить успех китайских и корейских верфей? 

– Их секрет известен – строительство простых однотипных судов в очень больших объемах. То есть конвейерное производство с изменениями в проекте за счет заказчика. 

В ближайшее время мы выйдем на подобную схему работы с рыбаками и речным транспортом, планируем выпускать суда большими сериями. В этом случае на пятом-шестом судне все «детские болезни» будут побеждены, сбоев станет кратно меньше. Сформируется и соответствующий пул поставщиков. 

И наоборот, если мы каждый раз будем менять главные двигатели, палубное оборудование, навигацию и так далее, мы не сможем построить и одного парохода!

- Вы нетипичный менеджер для государственных корпораций вроде ОСК. Учились в Чикаго, работали в «Эрнст энд Янг»….

– На самом деле все гораздо типичнее, чем вам кажется. Я учился не в Чикаго (там я получал степень МВА), а в Нижегородском политехническом институте. Опыт в «Эрнст энд Янг» в свое время оказался крайне полезен для понимания структуры и особенностей работы крупного бизнеса. Но в моей биографии куда более продолжительный этап – это работа в промышленных структурах и государственных органах. До того, как прийти в ОСК, я изрядный период времени отработал в Минпромторге, в том числе в качестве заместителя министра, отвечающего за судостроение. 

- Насколько сложно человеку с такой подготовкой и опытом работать с военными, госзаказом и вообще в правительственной системе?

– Вы напрасно хотите выделить меня в какую-то отдельную категорию. Имея за плечами девять лет работы чиновником (три года в нижегородской администрации и шесть – в Минпроме), было бы странно не знать, как работает государственная система управления.

Беседовал Илья Казаков, "Фонтанка.ру"

Справка:

Рахманов Алексей Львович родился 18 июля 1964 года в Нижнем Новгороде. В 1986 году окончил Нижегородский политехнический институт, в 1990 году Нижегородский лингвистический университет. В 2003 году учился в США, где стал выпускником Школы бизнеса Университета Чикаго.

В 1989-1992 годах работал на Сормовском заводе «Лазурь» в Нижнем Новгороде. В 1992-1994 годах был сотрудником Департамента международных связей администрации Нижегородской области при губернаторе Борисе Немцове.

В 1994-1996 годах работал в Российском центре приватизации в Москве. В 1996 — 2002 в британской аудиторско-консалтинговой компании «Эрнст Энд Янг», в том числе два года в её офисе в Лондоне. В 2002-2008 годах был директором по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Северсталь-авто» (сейчас группа «Соллерс»). В 2008-2012 годах занимал должность директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России. С 2012 года — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. 5 июня 2014 года назначен президентом ОСК.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (20)
30 сентября 2017 г. 16:48
"Пил он пиво со стараньем, пил он водку и вино. На лице его бараньем было все отражено" (с) В.Шефнер "Лачуга должника"
30 сентября 2017 г. 00:23
Балтийский из дерьма, не им устроенного, вытащить— дорогого стоит. Не сдал, профи (очень редкое качество для чиновника такого уровня). От бышего политеховца огромная уважуха к реально действующему политеховцу.
29 сентября 2017 г. 23:31
chori:
от санации банков перейдем и к санации корпораций
Да у нас ещё непочатый край работы...))) Санировать — не пере санировать! Главное, чтоб глупые Буратины не перевелись!)))
29 сентября 2017 г. 22:58
Вот интересно. В интернетах пишут, что на переработку тонны металла на российских верфях тратят 130 — 150 человекочасов, а в Ю.Корее — 29. Как этот дядя конкурировать собрался?
29 сентября 2017 г. 22:18
terry18: Там же Объединение "Реактив"! У меня же там столько встреч-переговоров было! Ну служба безопасности, ну дармоеды, как работают! (Эт в прошлом))) ) То-то мне этот район никогда не нравился!)))
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Фото Pixabay.com
Строительная компания «Норманн» запускает сеть апарт-отелей «СПАРТА»
Первый отель новой сети будет построен в Невском районе Санкт-Петербурга, в километре от станции метро Дыбенко на Товарищеском проспекте и получит имя «СПАРТА»
Компания КЕЙ
4 лучших моноблока, которые рекомендуют специалисты компании КЕЙ
Сегодня моноблоки все чаще вытесняют стационарные ПК. Обусловлено это их компактностью, простотой и конкурентной производительностью. Специалисты компании КЕЙ подготовили для Вас обзор 4 лучших моделей моноблоков для реализации различных задач
Онлайн-магазин KiK
KiK: известный немецкий дискаунтер качественной модной одежды теперь в России
В России стартует онлайн-магазин KiK - известной немецкой сети недорогой и качественной одежды и повседневных товаров для дома и всей семьи. KiK уже завоевал сердца покупателей по всей Европе
ООО «Терминал ресурс»
ЖК «Образцовый квартал 3» получил аккредитацию еще одного банка
В начале октября 2017 года увеличилось количество банков, с которыми сотрудничает застройщик ООО «Терминал-Ресурс». У покупателей малоэтажного жилого комплекса «Образцовый квартал 3» появилась дополнительная возможность выбора. На этот раз им стал крупный универсальный коммерческий частный СМП Банк
ГК «Эталон»
Аккредитованы два строящихся объекта компании «Эталон ЛенСпецСМУ»
ПАО «Промсвязьбанк» аккредитовал жилой комплекс Fusion и корпуса 4.5-1, 4.5-2, 8.2-1–8.2-4, 8.5-1 и 8.5-2 квартала «Галактика», застройщиком которых является АО «Эталон ЛенСпецСМУ»
ГК «УНИСТО Петросталь»
ЖК «Тридевяткино царство» - лауреат премии CREDO-2017
Жилой комплекс «Тридевяткино царство» ГК «УНИСТО-Петросталь» одержал победу в номинации «Лучший строящийся комплекс в сегменте доступного жилья»