12:05 18.12.2017
Саакашвили не дошел до допроса, устроив брифинг для прессы
УФАС объявит войну «профессиональным жалобщикам»
Биткоин на бирже отскочил от 20 тысячной отметки
«Кировский завод» открыли для пассажиров
Петербуржцы купили автомобили в кредит на 31 миллиард рублей
Опасных предметов на станции «Автово» не нашли
Из-за долгов более 18 тысяч петербуржцев отпразднуют Новый год дома
«Кировский завод» закрыли на проверку вслед за «Автово»
В коммуналках на Большом нашли слишком много жильцов
В Крыму взорвался газ в жилом доме
Двух управленцев «ПетербургГаза» обвинили в получении денег мимо кассы
Станция метро «Автово» закрыта на проверку
Дагестан и Новгород получат новогодний подарок от президента на 4,3 млрд
Финская полиция обыскала дом автора статьи о слежке за российскими военными
Минфин предложил списать бизнесу долги по социальным взносам
На «Нарве» водитель «Ниссана» затянул референта ФСБ в кювет
Временный мост в Петрозаводске отслужил своё
Взрывчатки в пакете на «Проспекте Просвещения» не нашли
Армию России планируют перевооружить за 19 триллионов
Улюкаев в СИЗО просит тёплые вещи и деньги
На Заневском автомобиль сбил четырёх пешеходов и уехал навстречу второму ДТП
США построят новые авиабазы в Европе, чтобы «сдерживать Россию»
Станция метро «Проспект Просвещения» закрыта из-за пакета
В школьном туалете в Ломоносове двое измывались над восьмиклассницей
Любитель «Боярышника» порезал администратора аптеки на Стачек
Самый загруженный аэропорт в мире возобновил работу после пожара
На Дворцовой набережной человека сбили и накрыли
Миллиардер Себастьян Пиньера второй раз стал президентом Чили
В России стартовала президентская кампания 2018 года
Илья Колмановский расскажет о свинолюдях, искусственной печени и других научных открытиях 2017 года
Трамп передал спасибо Путина директору ЦРУ
В Кремль привезли главную ель России
Подозреваемая в убийстве библиотекаря Мариинки упала в обморок при аресте
Российские пловцы установили мировой рекорд на Чемпионате Европы
В Совфеде назвали передачу данных от ЦРУ России «обнадеживающим сигналом»
СМИ: в Израиле скончалась преподаватель Путина по немецкому языку
Чемпион мира и обладатель «Золотого мяча» Кака завершил карьеру
Лидер ИГ находится на военной базе США - СМИ
Путину могли не доложить о подготовке терактов в Петербурге
В Ливане нашли тело сотрудницы посольства Великобритании
Комментаторам в эфире не запретят называть российских олимпийцев «сборной России»
В Волгограде из-за пассажира экстренно садился самолет в Москву
Папа Римский в день рождения задул свечку на гигантской пицце
Коммунальная авария затронула 61 жилой дом в Петербурге
За информацию о террористах в Петербурге Путин сказал спасибо ЦРУ и Трампу
Сборная России по хоккею обыграла финнов
При столкновениях у Октябрьского дворца в Киеве пострадали десятки правоохранителей
Как выглядел запуск экипажа МКС с Байконура
Шипулин: Обидно, что без промахов не заехал на пьедестал
В ХМАО без электричества остались нефтедобывающие предприятия «Роснефти»
В Петербурге ожидается уверенный минус
Шипулин – четвертый в масс-старте на этапе Кубка мира
В Москве взорвался пакет – пострадал дворник
Захарова: Исторические параллели могут привести Джонсона на остров Лесбос
В Габоне убили двух датских журналистов «за нападения США на мусульман»
Лыжник Устюгов – второй на этапе Кубка мира
На Маршала Жукова хаос – в Петербурге не день светофоров
Биткоин побил третий рекорд за сутки
СМИ сообщили о переговорах между Неймаром и «Реалом»
В Москве после закрытия ветки метро пассажирам раздали 360 литров чая
В ДТП в Ленобласти пострадал ребенок
В Москве подросток умер из-за смартфона и воды
Юрлова-Перхт о масс-старте: Будет над чем поработать
В Пакистане жертвами взрыва в христианской церкви стали пять человек
Госдума: Россия не ожидала слежки со стороны Финляндии
Из-за смога в Тегеране закрыли школы
Задержанные за подготовку терактов в Петербурге заявили о провокации
Убийство женщины и полицейского в Красноярском крае произошло из-за ревности
Генпрокуратура хочет создать прецедент для наркоторговцев
Бизнес

Глава ОСК: Балтзавод лишится части территории через 5 - 10 лет

Что общего у петербургских судостроительных заводов и подобранных на улице голодных котят, и какое будущее их ждёт. Глава ОСК подвел для «Фонтанки» итоги работы за 10 лет.
Глава ОСК: Балтзавод лишится части территории через 5 - 10 лет
Алексей Рахманов//Константин Селин/"Фонатнка.ру"

Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью «Фонтанке» рассказал, почему, несмотря на учебу в Чикаго, он обычный чиновник, когда российские верфи смогут догнать Китай и Южную Корею и почему он никогда не возражает амбициозным планам правительства.

- В этом году ОСК 10 лет. Можно ли сказать, что корпорация создавалась вынужденно и предприятия в неё буквально заталкивали?

– Страна, имеющая выход к морю  (и не к одному!), но не имеющая собственного судостроения, обречена на большие риски и печальное существование. Руководство страны понимало, что допустить потерю отрасли было бы преступлением. Поэтому и была выбрана стратегия объединения активов, создания центра принятия решений в интересах российского флота и корабелов. Эта стратегия себя более чем оправдала и позволила сохранить основные компетенции как в гражданском, так и в военном судостроении. 

- Как вы оцениваете предприятия, которые достались ОСК в Петербурге?

– Питерский кластер формировался более семи лет. Последней на сегодняшний день к корпорации присоединилась «Северная верфь» – в 2012 году.

Безусловно, у каждого работающего предприятия есть проблемы. Но сравнивать разные компании – занятие неблагодарное. У нас есть и настоящая «жемчужина в короне» ОСК – «Адмиралтейские верфи», а есть другие заводы, на которых не все проблемы пока решены. При этом стоит помнить, что многие питерские верфи достались нам либо после нерадивых собственников, либо доведенными до банкротного состояния.

- Удалось ли вывести их из кризиса? 

– Мы взялись за вывод Балтзавода из банкротства, и в этом году нам удалось ситуацию разрешить. На сегодняшний день заключено мировое соглашение с кредитором, ООО «Балтийский завод – Судостроение» (существовавшее как операционная часть верфи) прекратило свое существование. Сейчас мы соединяем два актива в один – АО «Балтийский завод». Это предприятие будет иметь чистую финансовую историю, что крайне немаловажно.

В отдельных вопросах оздоровления предприятий мы рассчитываем на помощь государства, в том числе в лице Центрального банка. До конца пока не закрыты долги Межпромбанка – речь идет о наличности, выведенной предыдущим собственником из «Северной верфи». Очень бы хотелось, чтобы эти деньги вернулись на счета предприятия, потому что прореха в бюджете пока закрывается кредитами, но эта история не может и не должна быть вечной. 

- Какие проблемы решали в первую очередь на предприятиях?

– Ключевой вопрос для любой верфи – это загрузка. Если она есть, предприятие живет, если нет – что называется «зубы на полку», завод на «клюшку». Соответственно, поиск заказчиков – приоритет номер один.

Другое направление работы – это вовлечение предприятий ОСК в кооперацию с друг с другом. Еще полтора-два года назад мы не видели желания верфей сотрудничать, каждый «гулял» сам по себе. Но сейчас уже сложно не заметить синергетический эффект от  жизни в большой семье. Недавний пример – ЛК-25 (крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин»), который строился Балтзаводом, а две недели назад встал у причальной стенки «Адмиралтейских верфей». 

- Но, по сути, этот заказ «Балтийский завод» потерял. Ледокол ушел на достройку к «Адмиралам»?

– Нет, не совсем так. Подобранного котенка кормят маленькими порциями, чтобы тот не переел. Балтзавод, который долгое время не вел нормальной работы, должен был с чем-то стартовать. Его начали «кормить» – дали заказ на плавучий атомный энергоблок. Это и стало стартом работы обновленного предприятия. Дальше появился заказ на серию ледоколов.

Глава ОСК: Балтзавод лишится части территории через 5 - 10 лет

Но тут вот какое дело: это настолько большой объем работы, что Балтзаводу необходимо краткосрочно набрать очень большое количество персонала, а потом с ним что-то делать. Мы нашли другой, более изящный, вариант: сгладили пиковую нагрузку за счет того, что задействовали временно свободных сотрудников «Адмиралтейских верфей». 

В результате получили свободную площадку под строительство ледокола «Сибирь» (которому тоже необходимо место у причальной стенки Балтзавода) и не проиграли в логистике – «Адмиралы» находятся по соседству: перегнать к ним ЛК-25 было нетрудно.  

- Много работы, но при этом сокращение площадей Балтийского завода все равно планируется?

– Не вижу здесь противоречия. Балтийский завод имеет очень большую площадь, которая избыточна и для нынешнего портфеля заказов, и для той загрузки, которую мы видим в перспективе. К тому же на территории предприятия немало зданий, которые находятся под защитой КГИОП. Это создает массу проблем, и гораздо проще оптимизировать площадь, чем устраивать длинную тяжбу на тему их переустройства.

Есть и такое соображение. Сейчас Балтзавод – традиционное вертикально интегрированное предприятие, где работа над судном идет от обработки металла до конечного изделия. В этом нет особой необходимости, и эту историю надо заканчивать. 

Производство на Балтзаводе, как нам видится, будет состоять из четырех крупных блоков: корпусное производство, линии вала, достроечные цеха и достроечные набережные (которых у предприятия почти 1,5 км). 

Все, что нужно для решения этих задач, останется. Та территория, которая освободится, может быть использована для других целей – либо для продажи, либо для передачи, либо для сторонних проектов.

- Как скоро Балтийский завод лишится части территории?

– Я думаю, что в горизонте 5 – 10 лет. Возможно, что и раньше – все будет зависеть от того, как быстро пройдет оценка, о которой я упомянул.

- Касается ли политика борьбы с вертикально-интегрированными структурами других предприятий ОСК в Петербурге? 

– Конечно. Помимо Балтзавода можно упомянуть Выборгский завод. Это достаточно большая верфь по масштабам металлообоработки, но она имеет мало достроечных мощностей. Именно поэтому она работает в кооперации с нашим предприятием в Хельсинки. Другой пример – Кронштадтский морской завод, в сухих доках которого можно вести достройку или ремонт кораблей и судов. Учитывая это, мы не исключаем, что Кронштадт станет центром достройки и финишной отделки тех или иных заказов.

- Как устроена система управления предприятиями в ОСК? 

– Еще три года назад, когда я пришел в ОСК, работа корпоративного блока была полностью разрушена: «висели» около 200 не рассмотренных и не прошедших через правление сделок. Мы сняли эту проблему и сейчас выходим на понятный и жестко регламентированный формат управления – через советы директоров и выдачу обязательных указаний.

Да, иногда принятие решений  может занимать до месяца, но в итоге всем понятно, что необходимо делать. 

- Не хотите вслед за ОДК перейти на единую акцию и стать одним предприятием?

– Процесс перехода на единую акцию сопряжен с очень длительным периодом оценки и невозможен без выдачи пакета директив. Все это с учетом достаточно большого количества наших предприятий (порядка 40) может занять серьезное время. А что мы получим в качестве эффекта? Алексей Рахманов начнет отвечать за все предприятия и за каждого работника на каждом заводе. С учетом нашей географии – от Калининграда до Хабаровска – где я должен буду жить: в Тюмени? Хабаровске? Или в самолете?

Удаленное управление – это во многом иллюзия: кажется, что ты всем руководишь, все контролируешь, но потом неизбежно  сталкиваешься с сюрпризами. Мое глубокое убеждение: лучше иметь таких исполнительных и генеральных директоров, которые отвечают за свой участок и четко понимают, что на нем происходит. А руководству корпорации – управлять их деятельностью, вместо того чтобы бросаться на каждую амбразуру. 

- В судостроении в России, как и в других сферах, часто ставятся задачи "выше, быстрее, мощнее", чем во всем мире, по принципу «мы за ценой не постоим». Приходится ли вам в таких случаях одергивать заказчиков? 

– Тот, кто отказывается от амбициозных проектов, будет терять в скорости и возможностях развития. Поэтому, если правительство говорит: давай построим современные круизные суда класса река-море, я отвечаю: конечно, построим. Мы в ОСК видим, что происходит с речной инфраструктурой и понимаем потребность в современных решениях для речного круизного флота. Остается убедить заказчика, что мы в самом деле способны строить востребованные современные суда.

Да, есть свои ограничения. Мы пока не готовы создать такой же танкер, как, например, китайцы, – существующие мощности не позволяют, нет больших построечных мест. Но через полтора года площадка для крупнотоннажного судостроения у ОСК появится.

Проблема, на мой взгляд, в другом. Мы в России, в отличие от упомянутого Китая, строим головной проект, за ним – другой головной проект, за ним – третий. То есть мы не выходим на длинную серию, которая, конечно, экономически гораздо выгоднее. 

К тому же каждый раз берем на себя ответственность за фиксированную цену строительства судна – еще до начала проектирования. Даже если она окажется невыгодной, мы за нее уже «подписались кровью». 

- Почему так происходит? Мешает законодательство?

– Нам мешает та часть законодательства, которая заставляет корпорацию дважды проходить тендеры на одно и то же изделие: сначала на этапе формирования ТЗ, а потом на этапе  строительства. 

Если вдруг поставщик, выигравший тендер, не может предоставить в точности то, что запроектировано на стадии ТЗ, необходимо переделывать документацию. Если что-то меняется в проекте по желанию заказчика – нужно проводить новый конкурс. При этом за изменение проекта заказчик никакой ответственности не несет. В результате мы режем металл, выкидываем секции, иногда начинаем резать перегородки. И все за наш счет! 

Как это исправить? Нужны четкие отношения заказчиков и строителей. Чтобы каждое изменение стоило экспоненциально дороже. То есть, чем дальше в стадии строительства ты вносишь коррективы, тем дороже тебе это стоит. 

- Удастся ли в результате повторить успех китайских и корейских верфей? 

– Их секрет известен – строительство простых однотипных судов в очень больших объемах. То есть конвейерное производство с изменениями в проекте за счет заказчика. 

В ближайшее время мы выйдем на подобную схему работы с рыбаками и речным транспортом, планируем выпускать суда большими сериями. В этом случае на пятом-шестом судне все «детские болезни» будут побеждены, сбоев станет кратно меньше. Сформируется и соответствующий пул поставщиков. 

И наоборот, если мы каждый раз будем менять главные двигатели, палубное оборудование, навигацию и так далее, мы не сможем построить и одного парохода!

- Вы нетипичный менеджер для государственных корпораций вроде ОСК. Учились в Чикаго, работали в «Эрнст энд Янг»….

– На самом деле все гораздо типичнее, чем вам кажется. Я учился не в Чикаго (там я получал степень МВА), а в Нижегородском политехническом институте. Опыт в «Эрнст энд Янг» в свое время оказался крайне полезен для понимания структуры и особенностей работы крупного бизнеса. Но в моей биографии куда более продолжительный этап – это работа в промышленных структурах и государственных органах. До того, как прийти в ОСК, я изрядный период времени отработал в Минпромторге, в том числе в качестве заместителя министра, отвечающего за судостроение. 

- Насколько сложно человеку с такой подготовкой и опытом работать с военными, госзаказом и вообще в правительственной системе?

– Вы напрасно хотите выделить меня в какую-то отдельную категорию. Имея за плечами девять лет работы чиновником (три года в нижегородской администрации и шесть – в Минпроме), было бы странно не знать, как работает государственная система управления.

Беседовал Илья Казаков, "Фонтанка.ру"

Справка:

Рахманов Алексей Львович родился 18 июля 1964 года в Нижнем Новгороде. В 1986 году окончил Нижегородский политехнический институт, в 1990 году Нижегородский лингвистический университет. В 2003 году учился в США, где стал выпускником Школы бизнеса Университета Чикаго.

В 1989-1992 годах работал на Сормовском заводе «Лазурь» в Нижнем Новгороде. В 1992-1994 годах был сотрудником Департамента международных связей администрации Нижегородской области при губернаторе Борисе Немцове.

В 1994-1996 годах работал в Российском центре приватизации в Москве. В 1996 — 2002 в британской аудиторско-консалтинговой компании «Эрнст Энд Янг», в том числе два года в её офисе в Лондоне. В 2002-2008 годах был директором по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Северсталь-авто» (сейчас группа «Соллерс»). В 2008-2012 годах занимал должность директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России. С 2012 года — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. 5 июня 2014 года назначен президентом ОСК.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург»
ЮИТ сдал ЖК «Смольный проспект», спроектированный Рикардо Бофиллом
Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» получила разрешение на ввод в эксплуатацию элитного жилого комплекса «Смольный проспект», располагающегося рядом с ансамблем Смольного
ЖК «Чистое небо»/Setl City
Стартовали продажи шестой очереди ЖК «Чистое небо»
«Петербургская Недвижимость» открыла продажи квартир в новой очереди ЖК «Чистое небо», который девелопер Setl City возводит в активно развивающейся части Приморского района – микрорайоне Каменка
Фото предоставлено команией ООО «Исток Аудио Трейдинг»
Исток Синхро обеспечивает двустороннее общение с неслышащими посетителями
Ведущая отечественная компания по разработке и производству реабилитационных средств для людей с ограниченными возможностями представила новую технологию, которая позволяет одновременно передавать информацию на слуховой аппарат и транслировать ее в виде текста на дисплее.
http://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Аэрофлот компенсирует задержку вылета пассажирам семи рейсов
Аэрофлот предоставит компенсацию пассажирам семи рейсов, задержанных в Шереметьево в пятницу, 1 декабря, более чем на четыре часа. Речь идет о рейсах SU212 Москва – Гонконг, SU2192 Москва – Амстердам, SU274 Москва – Пхукет, SU2016 Москва – Прага, SU2316 Москва – Берлин, SU1702 Москва – Владивосток, SU2528 Москва – Малага.
ПАО «Группа ЛСР»
Жилой комплекс Neva Haus аккредитован ведущими банками
Элитный жилой комплекс Neva Haus, который «Группа ЛСР» строит на Петровском острове в Петербурге, аккредитован сразу несколькими ведущими банками
ЖК "Москва"/Setl City
В ЖК «Москва» от Setl City построен 10-й этаж
ЖК бизнес-класса «Москва», который Setl City возводит в пешеходной доступности от метро «Московская», вышел на уровень 10-го этажа. Ведутся работы по устройству наружных стен и перегородок. Эксклюзивным брокером проекта выступает «Петербургская Недвижимость»