08:40 20.01.2017
В Горелово пешеход попытался сэкономить время, но попал под колеса
Девятиклассник разбил голову во время сальто в Петербурге
Песков выразил надежду, что Путин пойдет на новый срок
В Красном Селе ночью тушили горящую кухню в квартире
В Петербурге стартует массовая запись первоклассников в школы
Кинокритик Антон Долин поделится с петербуржцами прогнозами на «Оскар»
В Петербурге представят новый научный журнал: химия майонеза и история резиновой утки
В “Родине” покажут ретроспективу Кубрика
В Лондоне нашли неразорвавшуюся бомбу
США заявили о ликвидации главаря «Аль-Каиды» в Сирии
Обама обвинил конгрессменов в отказе закрыть Гуантанамо
Биржи США закрылись падением
Дочь депутата парламента Петербурга Соловьева передумала быть муниципалом
Песков: Нам крайне нужны хорошие отношения с Вашингтоном
Сын экс-главы РЖД создал компанию в Лондоне
Трамп отправит послом в Лондон владельца футбольного клуба
Медведев Обаме: Надо было учитывать, что Россия - не банановая страна
Губернатор Ленобласти в очередной раз отзывает социальный кодекс
Переход на станцию Купчино открыт
Сорос: Трамп потерпит неудачу
Госсекретарь США решил привести на свой последний брифинг пса
Станислав Говорухин: Во мне что-то сопротивляется решению о передаче Исаакиевского собора РПЦ
Сенегал ввел войска в Гамбию за нового президента
Переход на станцию Купчино закрыт из-за подозрительного предмета
Новое здание РНБ на Варшавской будет сдано в 2017 году
Трамп принесет присягу на Библии Линкольна. Как и Обама
Финские джокеры победили питерских армейцев
Шойгу прилетел в Екатеринбург на военные заводы
Число кибератак в США в 2016 году выросло на 40%
В ЮАР можно ехать без визы и на три месяца
Обама написал прощальное письмо
При разборе завалов взорвавшегося дома в Лаголово найдено тело
СКА установил новый рекорд КХЛ по количеству голов за регулярный чемпионат
Пешеходы из Выборга утопили в проруби и колодце двух человек за ночь
Шторм в Финляндии оставил без света более 10 тысяч домов
Единоросс выступил против ускоренной передачи Исаакиевского собора РПЦ
Командир полка «Азов» назвал Кравчука дебилом
Шувалов: Компромат на Трампа - бред, не имеющий отношения к жизни
В Волосово нет света, отопления и воды
Фондовый рынок России закрылся в минусе
«Фонтанка» за 60 секунд — 19 января
Путин собрал Совбез
Всеволожская полиция накрыла азербайджанских бутлегеров в Буграх
Петербуржец, обещавший место в Академии Генпрокуратуры РФ за 750 тысяч, осужден условно
Крещение: ТОП-3
Сельское хозяйство США доверят Пердью
Аэропорт Пулково запускает новые международные направления
Аналитики Deloitte назвали «Зенит» 17-м в Европе по благосостоянию
Представители Украины провели инспекцию нескольких районов Южного военного округа России
Международные резервы РФ за неделю выросли на 7,7 млрд долларов
"Квадрат.ру": На реставрацию дома Демидова в Тайцах потратят 276 млн рублей
Смольный: Сроки сдачи депо «Южное» не меняются
Миллер пообещал Петербургу газ и много ФОКов
Основатель Google: Я не верил в искусственный интеллект
Почетных петербуржцев хотят отправлять в санаторий за счет городского бюджета
Два секс-притона закрыли в Приморском районе Петербурга
"ДП": Где в Петербурге продают самый дешевый бензин
Вернувшийся с Гоа россиянин умер от малярии
Минкомсвязь оценила затраты операторов на «закон Яровой» в 100 млрд рублей
На Южно-Украинской АЭС аварийно отключен третий энергоблок
Инвестиции «Газпрома» в «Турецкий поток» составят 41,9 млрд рублей
Петербуржец приговорен к 10 годам за убийство и несанкционированные похороны жены
Правительство может ввести мораторий на застройку Пулковской обсерватории
Тело ребёнка, погибшего в Коммунаре, нашли с помощью квадрокоптера
Объем внешнего долга РФ оценили в 518,7 млрд долларов
В Петербурге суд не выпустил главу ОАО «Компания Усть-Луга»
Из-за дефекта трубы в 22 домах в Выборгском районе остывают батареи
"ДП": Петербургские дизайнеры начали переманивать покупателей из масс–маркета
Янукович: Людей на майдане расстреляли Турчинов и Парубий
Новые телефоны Nokia раскупили за несколько минут
Бизнес

Первый частный «Аэрофлот»

Владимир Путин созвал совещание по вопросам приватизации, на которое среди прочих пригласил главу «Аэрофлота». Крупнейшая российская авиакомпания впервые в своей истории рискует стать частной. Эксперты «Фонтанки» разделились в оценках такой возможности.
Первый частный «Аэрофлот»
Кирилл Зыков/Коммерсантъ

1 февраля президент РФ Владимир Путин собрал глав нескольких крупных госпредприятий, среди которых присутствовал и глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. 51,17% этой авиакомпании принадлежит Росимуществу, еще 42,02% у юридических лиц, а 6,79% – у физических лиц.

Со стороны правительства были приглашены премьер Дмитрий Медведев, замглавы кабинета министров Аркадий Дворкович, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и возглавляющая Росимущество Ольга Дергунова. «Сегодня нам нужно определиться с конкретными параметрами приватизации в текущем году, решить, какие пакеты акций компаний с госучастием могут быть проданы частным структурам, а какие должны остаться в собственности государства», – открывая совещание, заявил Владимир Путин.

Однако уже на следующий день, 2 февраля, пресс-секретарь главы государства уточнял: прошедшее совещание Путина с членами кабинета министров и главами госкомпаний «не имело целью финализировать список предприятий в 2016 или каком-либо еще году».

При этом министр экономического развития России Алексей Улюкаев 2 февраля заявил: сделки по приватизации госимущества придется проводить в неблагоприятных условиях, в нынешней бюджетной ситуации откладывать их невозможно.

"В 2014-2015 гг. рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления. Вызов состоит в том, чтобы провести не менее качественные эффективные прозрачные сделки на чрезвычайно неблагоприятном рынке", – сказал он на коллегии Минэкономразвития.

Экспертов «Фонтанки» присутствие на совещании Виталия Савельева не удивило. Главный редактор отраслевого информационного агентства Aviaru.net Роман Гусаров рассказал, что «Аэрофлот» давно в планах правительства по приватизации. «Но при обсуждении вопроса было мнение, что время ещё не настало, неподходящая конъюнктура рынка. И действительно, «Аэрофлот» рос, группа формировалась, и сейчас она – очевидно значительно более привлекательный актив, чем год или два назад», – сообщил он.

Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что все планы приватизации «Аэрофлота», которые обсуждались ранее, в том числе на самом высоком уровне, были свёрстаны еще в «прежние» времена. Тогда за любую российскую компанию можно было выручить больше средств, любой инвестор сегодня вынужден учитывать страновые риски, добавляет эксперт.

К тому же для потенциального владельца компания сейчас может выглядеть не так уж и приглядно. Пантелеев отмечает, что в этот период «Аэрофлот» осуществляет консолидацию, в ходе которой принимает на себя обязательства оренбургской Orenair на 8 млрд рублей. Также «Аэрофлот» вывез пассажиров «Трансаэро» (заявив, что это обошлось в 17 млрд рублей).

В итоге приватизация «Аэрофлота» в 2016 году, даже по сценарию 2014 года, означает для бюджета потерю потенциальной прибыли, которую можно было бы получить от продажи компании ранее, отмечает Олег Пантелеев.

Дополняет картину обвал рынка ценных бумаг и уход западных инвесторов. «Да и рынок авиаперевозок на ближайшую перспективу не позволяет говорить о росте доходности этого бизнеса», – подчеркивает Роман Гусаров. Заинтересовать инвестора могут только перспективы.

«Кто это понимает, будет стараться прикупить крупный пакет. У нас в стране есть ограничение по иностранному участию в авиабизнесе – 49%. Поэтому иностранные инвесторы смогут участвовать либо в рамках этой доли, либо опосредованно через свои российские структуры. Но я не исключаю, что госпакет, частично или полностью, будет продаваться единым пакетом. Это же IPO», – рассказал эксперт.

В свою очередь Олег Пантелеев считает, что сделка будет выгодна потенциальному покупателю, который сразу же задумывается о последующей продаже. «Думаю, что менеджмент будет рад такой возможности. Если в «Аэрофлот» перестанут спускать разнарядки по «важным государственным делам», типа спасти тут, обеспечить доступность там, поделиться здесь, то компания сможет улучшить свои финансовые показатели, причем очень заметно. Мы же видим, что «Аэрофлот» увеличил рыночную долю. Не исключаю, что если не будет катаклизмов, компания сумеет по итогам 2016 года выйти «в ноль», – уверен он.

Кроме исполнения социальных обязательств, среди которых эксплуатация российского самолета "Сухой Суперджет-100", государство, перестав владеть «Аэрофлотом», откажется и от других возможностей. Так считает ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

«Очень удобно заниматься приватизацией компании, которую ты только что сделал монополистом. Но продать компанию, которая усилиями государства получила огромную долю на рынке, – это палка о двух концах. Сейчас у государства есть представительство в ней, поэтому оно может влиять на рынок. После продажи такая возможность теряется», – рассказал он.

Еще один камень на чашу весов «против» приватизации – роялти, которые «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний за использование транссибирских воздушных трасс. Став правопреемником советского «Аэрофлота», авиакомпания сохранила источник дохода после 1991 года. По разным данным, размер роялти составляет от 300 до 500 млн долларов в год.

«Роялти получает либо "Аэрофлот", либо никто. Понятно, что перезаключать договор вряд ли кто-то будет», – считает Федор Борисов.

Дополнительная сложность процесса приватизации «Аэрофлота» в том, что компания находится в списке стратегических предприятий. А это значит, что для продажи авиакомпании сначала необходимо ее оттуда вывести.

Идея о приватизации упирается в целую серию смежных вопросов. Это и положение на рынке, и роялти, и социальные обязательства. Однако любые барьеры на пути к продаже компании могут быть сломлены правительством, если цель оправдывает средства, считают эксперты.

«Я считаю, что приватизировать ещё рано. Через пару лет можно продать значительно дороже. Однако правительство сейчас, скорее, думает о том, чем латать дыры в бюджете. Поэтому все более-менее приличные активы решено продать. Я думаю, что «Аэрофлот» действительно будет продан крупной российской финансовой группе», – сказал Роман Гусаров.

Олег Пантелеев при этом склоняется к более длительному сценарию: «Сегодня приватизация авиакомпании может быть уместна только в том случае, если отсутствие денег в бюджете от продажи пакетов акций в госкомпаниях может быть важнее, чем возможность заработать многим больше, но потом. Учитывая, что «тушить пожары» в случае полной приватизации «Аэрофлота» будет некому, государство еще не скоро решится отпустить этот актив. Вероятно, оно последует своим же планам и будет постепенно сокращать долю в «Аэрофлоте». Но от блокирующего пакета вряд ли откажется».

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Справка:

Ранее СМИ сообщали, что в текущем году могут быть приватизированы доли государства в «Ростелекоме», «Транснефти», «Аэрофлоте», «Роснефти», «Совкомфлоте», а также в ряде других компаний. Собеседники журналистов отмечали, что продавать будут все, поскольку в бюджете нет денег, а доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются.

29 января президент на встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и министром финансов Антоном Силуановым исключил приватизацию Сбербанка в ближайшее время.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (36)
3 февраля 2016 г. 11:47
Ничего не будет...
3 февраля 2016 г. 08:58
bobolan:
почему-то то в ашане, то в лентем или окее находят то палочки ,то бактерии
"почему-то"? вы ещё спрашиваете? то есть деятельность доктора онищенко вас ничему не научила? беда
2 февраля 2016 г. 21:58
Pilat:
Если Аэрофлот прихватитизируют, то просто самолеты станут падать чаще.
С чего бы? Сколько самолетов упало за 25 лет в частном "Трансаэро"? А вот у "дочки" Аэрофлота была Пермь...
2 февраля 2016 г. 21:50
CaptainBlack:
Одна из немногих компаний , которой можно доверять
Это не так. "Аэрофлоту" можно доверять если все идет по плану. А вот в условиях сбоев — клятый многими SkyExpress, в моем случае, показывал большую клиентоориентированность чем "наше все"...
2 февраля 2016 г. 20:57
Прощай "Аэрофлот"! Стараниями профукавших государственные деньги медвепутов, скоро будем не Россией и даже не Рашкой,а Папуасией с собственным падишахом и визирями.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform