19:30 26.07.2017
Глава ДНР: Решения о создании Малороссии не приняты
Манчини: Против «Бней-Иегуды» на поле выйдут сильнейшие игроки
Президент РФ пообещал проработать вопрос о поиске людей по звонку на 112 с мобильного
Путин: Государство готово профинансировать трудоустройство молодых матерей
Порошенко лишил Саакашвили гражданства Украины за ложь в анкете
Суд решил провести закрытое заседание по избранию меры пресечения депутату Смехову
Джеймс Кэмерон хочет переосмыслить «Терминатора» и снять о нем трилогию
В Петербург идут китайские корабли
Замглавы УФССП Ленобласти заключили под стражу на два месяца
Следствие просит арестовать депутата Купчино из-за загранпаспорта
Смольный назвал причины закрытия Заячьего острова в День ВМФ
Шойгу: США в 2017-м выполнили более 130 разведполетов у южных границ России
Минэкономразвития: Рост цен на фрукты и овощи из-за холодов прекратился
«ГАЗель» задымила Купчино
Утвержден проект по формированию здорового образа жизни в России
Европейский университет попросил Рособрнадзор аннулировать лицензию
В Греции по подозрению в отмывании $ 4 млрд через биткоин-транзакции задержан россиянин
Глава общественного совета возмутился «голой грудью» Матильды
Из аптек массово изымают средство против ОРВИ
ВЦИОМ: За делом об убийстве Бориса Немцова следила треть россиян
Метрополитен считает, что жетон в 2018 году должен стоить 50 рублей
Финская полиция изъяла крупнейшую в Европе партию поддельных лекарств
Евросоюз согласовал санкции против России из-за поставок турбин в Крым
В 2018 году в Петербурге подорожает «коммуналка» из-за двухкомпонентного тарифа
Юруправление ЗакСа сочло невозможным расследовать события 12 июня на Марсовом поле
БДТ открывает продажу абонементов на первую половину сезона
Из Петербурга на море отправили 36 черепах
Синочкин: 47 соток в Комарово для Варсонофия - это прецедент
Западную ветку метро Хельсинки до Эспоо откроют к сентябрю
Доступ к мощам Николая Чудотворца в Петербурге будет открыт всю ночь
Аферист «воскресил» петербурженку, чтобы получить квартиру
Апартаменты: Спрос, предложение, законодательные хитрости
Украина прекратила поставки электроэнергии в Донбасс
Дело о гибели «пьяного мальчика» в Балашихе передано в суд
Бизнесмен-беглец Виталий Архангельский признан банкротом
В Купчино петербуржец отстреливался от оппонентов
День ВМФ закроет Петропавловскую крепость и весь Заячий остров
Водителю не удалось проскочить перед поездом на въезде в порт
За полгода в Петербурге проданы элитные апартаменты на 1,1 миллиарда
«Фонтанка» вновь возглавила рейтинг самых цитируемых петербургских СМИ
В России курильщиков и торговцев табаком оштрафовали на 60 миллионов
Город начал рекламировать велодорожки и рисовать выделенную полосу на Фонтанке
Смольный отдал РПЦ участок в Комарово
Дело экс-главы МЭР Улюкаева передано в Генпрокуратуру
Археологи обнаружили под Выборгом не встречавшийся ранее в России памятник
«Зенит» готов расстаться с Хави Гарсией, но не менее чем за 7 млн евро
Владельца обрушившейся квартиры в доме на Каменноостровском отправили под домашний арест
За полгода Финляндия депортировала 2100 просителей убежища
Недостроенный ледокол «Виктор Черномырдин» может пройти по Неве
Распродажа Boutique Sale собрала для фонда AdVita более 130 тыс. рублей
Полиция объяснила, за что задержала плывшего 70 километров по Неве петербуржца
В Петербурге мигранта задержали за нездоровый интерес к соседу по коммуналке
ДТП с мотоциклистом на Кантемировской «нарисовало» на карте пробок «квадраты ада»
Суд амнистировал менеджеров Мастер-банка по делу об обналичке 13 миллиардов
В Петербурге пройдёт благотворительная фитнес-вечеринка в пользу «Линии жизни»
Мать юной петербурженки заявила, что дочь соблазнил бизнесмен
Дриусси: Даже если не понимаешь, о чем шутит Дзюба, все равно улыбаешься
Из-за ДТП с автобусом, уронившим столб, встало Выборгское шоссе
Единственная петербурженка на ЧМ по легкой атлетике выступит под нейтральным флагом
Петербуржец развращал девятиклассника у дома в Металлострое
«Зенит» отправился на первый еврокубковый матч сезона без Смольникова
Петербургского обнальщика принудительно лишили квартиры
Совфед: В ответ на санкции должна последовать «болезненная» для США реакция РФ
Петербуржец пристрелил жену из ружья
Из Петербурга зимой откроются регулярные рейсы в китайский Чэнду
Трамп: США готовят торговое соглашение с Великобританией к её выходу из ЕС
Преступники похитили 4,5 млн из банкомата на проспекте Энгельса
Два тяжёлых грузовика не поделили виадук перед Тосно
В Пушкине у двоих мужчин забрали шесть килограммов наркотиков
«Дмитрий Донской» спрятался в петербургском тумане
Бизнес

Первый частный «Аэрофлот»

Владимир Путин созвал совещание по вопросам приватизации, на которое среди прочих пригласил главу «Аэрофлота». Крупнейшая российская авиакомпания впервые в своей истории рискует стать частной. Эксперты «Фонтанки» разделились в оценках такой возможности.
Первый частный «Аэрофлот»
Кирилл Зыков/Коммерсантъ

1 февраля президент РФ Владимир Путин собрал глав нескольких крупных госпредприятий, среди которых присутствовал и глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. 51,17% этой авиакомпании принадлежит Росимуществу, еще 42,02% у юридических лиц, а 6,79% – у физических лиц.

Со стороны правительства были приглашены премьер Дмитрий Медведев, замглавы кабинета министров Аркадий Дворкович, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и возглавляющая Росимущество Ольга Дергунова. «Сегодня нам нужно определиться с конкретными параметрами приватизации в текущем году, решить, какие пакеты акций компаний с госучастием могут быть проданы частным структурам, а какие должны остаться в собственности государства», – открывая совещание, заявил Владимир Путин.

Однако уже на следующий день, 2 февраля, пресс-секретарь главы государства уточнял: прошедшее совещание Путина с членами кабинета министров и главами госкомпаний «не имело целью финализировать список предприятий в 2016 или каком-либо еще году».

При этом министр экономического развития России Алексей Улюкаев 2 февраля заявил: сделки по приватизации госимущества придется проводить в неблагоприятных условиях, в нынешней бюджетной ситуации откладывать их невозможно.

"В 2014-2015 гг. рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления. Вызов состоит в том, чтобы провести не менее качественные эффективные прозрачные сделки на чрезвычайно неблагоприятном рынке", – сказал он на коллегии Минэкономразвития.

Экспертов «Фонтанки» присутствие на совещании Виталия Савельева не удивило. Главный редактор отраслевого информационного агентства Aviaru.net Роман Гусаров рассказал, что «Аэрофлот» давно в планах правительства по приватизации. «Но при обсуждении вопроса было мнение, что время ещё не настало, неподходящая конъюнктура рынка. И действительно, «Аэрофлот» рос, группа формировалась, и сейчас она – очевидно значительно более привлекательный актив, чем год или два назад», – сообщил он.

Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что все планы приватизации «Аэрофлота», которые обсуждались ранее, в том числе на самом высоком уровне, были свёрстаны еще в «прежние» времена. Тогда за любую российскую компанию можно было выручить больше средств, любой инвестор сегодня вынужден учитывать страновые риски, добавляет эксперт.

К тому же для потенциального владельца компания сейчас может выглядеть не так уж и приглядно. Пантелеев отмечает, что в этот период «Аэрофлот» осуществляет консолидацию, в ходе которой принимает на себя обязательства оренбургской Orenair на 8 млрд рублей. Также «Аэрофлот» вывез пассажиров «Трансаэро» (заявив, что это обошлось в 17 млрд рублей).

В итоге приватизация «Аэрофлота» в 2016 году, даже по сценарию 2014 года, означает для бюджета потерю потенциальной прибыли, которую можно было бы получить от продажи компании ранее, отмечает Олег Пантелеев.

Дополняет картину обвал рынка ценных бумаг и уход западных инвесторов. «Да и рынок авиаперевозок на ближайшую перспективу не позволяет говорить о росте доходности этого бизнеса», – подчеркивает Роман Гусаров. Заинтересовать инвестора могут только перспективы.

«Кто это понимает, будет стараться прикупить крупный пакет. У нас в стране есть ограничение по иностранному участию в авиабизнесе – 49%. Поэтому иностранные инвесторы смогут участвовать либо в рамках этой доли, либо опосредованно через свои российские структуры. Но я не исключаю, что госпакет, частично или полностью, будет продаваться единым пакетом. Это же IPO», – рассказал эксперт.

В свою очередь Олег Пантелеев считает, что сделка будет выгодна потенциальному покупателю, который сразу же задумывается о последующей продаже. «Думаю, что менеджмент будет рад такой возможности. Если в «Аэрофлот» перестанут спускать разнарядки по «важным государственным делам», типа спасти тут, обеспечить доступность там, поделиться здесь, то компания сможет улучшить свои финансовые показатели, причем очень заметно. Мы же видим, что «Аэрофлот» увеличил рыночную долю. Не исключаю, что если не будет катаклизмов, компания сумеет по итогам 2016 года выйти «в ноль», – уверен он.

Кроме исполнения социальных обязательств, среди которых эксплуатация российского самолета "Сухой Суперджет-100", государство, перестав владеть «Аэрофлотом», откажется и от других возможностей. Так считает ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

«Очень удобно заниматься приватизацией компании, которую ты только что сделал монополистом. Но продать компанию, которая усилиями государства получила огромную долю на рынке, – это палка о двух концах. Сейчас у государства есть представительство в ней, поэтому оно может влиять на рынок. После продажи такая возможность теряется», – рассказал он.

Еще один камень на чашу весов «против» приватизации – роялти, которые «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний за использование транссибирских воздушных трасс. Став правопреемником советского «Аэрофлота», авиакомпания сохранила источник дохода после 1991 года. По разным данным, размер роялти составляет от 300 до 500 млн долларов в год.

«Роялти получает либо "Аэрофлот", либо никто. Понятно, что перезаключать договор вряд ли кто-то будет», – считает Федор Борисов.

Дополнительная сложность процесса приватизации «Аэрофлота» в том, что компания находится в списке стратегических предприятий. А это значит, что для продажи авиакомпании сначала необходимо ее оттуда вывести.

Идея о приватизации упирается в целую серию смежных вопросов. Это и положение на рынке, и роялти, и социальные обязательства. Однако любые барьеры на пути к продаже компании могут быть сломлены правительством, если цель оправдывает средства, считают эксперты.

«Я считаю, что приватизировать ещё рано. Через пару лет можно продать значительно дороже. Однако правительство сейчас, скорее, думает о том, чем латать дыры в бюджете. Поэтому все более-менее приличные активы решено продать. Я думаю, что «Аэрофлот» действительно будет продан крупной российской финансовой группе», – сказал Роман Гусаров.

Олег Пантелеев при этом склоняется к более длительному сценарию: «Сегодня приватизация авиакомпании может быть уместна только в том случае, если отсутствие денег в бюджете от продажи пакетов акций в госкомпаниях может быть важнее, чем возможность заработать многим больше, но потом. Учитывая, что «тушить пожары» в случае полной приватизации «Аэрофлота» будет некому, государство еще не скоро решится отпустить этот актив. Вероятно, оно последует своим же планам и будет постепенно сокращать долю в «Аэрофлоте». Но от блокирующего пакета вряд ли откажется».

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Справка:

Ранее СМИ сообщали, что в текущем году могут быть приватизированы доли государства в «Ростелекоме», «Транснефти», «Аэрофлоте», «Роснефти», «Совкомфлоте», а также в ряде других компаний. Собеседники журналистов отмечали, что продавать будут все, поскольку в бюджете нет денег, а доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются.

29 января президент на встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и министром финансов Антоном Силуановым исключил приватизацию Сбербанка в ближайшее время.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (36)
3 февраля 2016 г. 11:47
Ничего не будет...
3 февраля 2016 г. 08:58
bobolan:
почему-то то в ашане, то в лентем или окее находят то палочки ,то бактерии
"почему-то"? вы ещё спрашиваете? то есть деятельность доктора онищенко вас ничему не научила? беда
2 февраля 2016 г. 21:58
Pilat:
Если Аэрофлот прихватитизируют, то просто самолеты станут падать чаще.
С чего бы? Сколько самолетов упало за 25 лет в частном "Трансаэро"? А вот у "дочки" Аэрофлота была Пермь...
2 февраля 2016 г. 21:50
CaptainBlack:
Одна из немногих компаний , которой можно доверять
Это не так. "Аэрофлоту" можно доверять если все идет по плану. А вот в условиях сбоев — клятый многими SkyExpress, в моем случае, показывал большую клиентоориентированность чем "наше все"...
2 февраля 2016 г. 20:57
Прощай "Аэрофлот"! Стараниями профукавших государственные деньги медвепутов, скоро будем не Россией и даже не Рашкой,а Папуасией с собственным падишахом и визирями.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform