11:05 28.02.2017
Автомобилистам-новичкам предлагают выдавать временные права
В Италии проснулся вулкан Этна
Во Мге жители, полиция и канализация остались без света
В российских ЗАГСах открылись комнаты примирения для разводящихся
В Александринке пройдет благотворительная лекция о событиях февраля 1917 года
Умер двукратный олимпийский чемпион по хоккею Владимир Петров
Главврач петербургской поликлиники судится с сотрудниками за 8500 рублей
Верховный суд просит еще 4,7 млрд для института присяжных в районных судах
Рабочий «Электросилы» попал в реанимацию, неудачно прыгнув с установки
В Петербурге взяли серийных налётчиков на банки
В Сибири под тяжестью снега рухнула крыша школы
Молдавские вина вернутся в Россию
В Петербурге салон сотовой связи обнёс грабитель-горилла
Улицу в Вашингтоне предложили назвать именем Немцова
В ООН назвали нарушением минских соглашений признание Москвой паспортов ДНР и ЛНР
СМИ: Россия отказалась помочь в перехвате подозреваемых в убийстве Ким Чен Нама
Полицейские в Купчино задержали автомойщика на чужом Mitsubishi
На Просвещения воры проломили пол в ювелирный, но ничего не взяли
На Дворцовой внедорожник влетел в патрульную машину и перевернулся
Жительница Колпино погибла при падении с пятого этажа
Упавший с крыши в Купчино подросток занимался паркуром
Опрос: Об Алексее Навальном знают 47% россиян
Машина такси врезалась в трамвай на Энгельса, ранен пассажир
79-летний миллиардер стал министром торговли США
SpaceX совершит туристический полет вокруг Луны в 2018 году
"Газпром" будет продавать газ Европе за 180-190 долларов
Татьяна Толстая расскажет петербуржцам о своём детстве
«ЯтХа» покажет «каргыраа»
Продолжительность просматриваемых в YouTube за день роликов превысила 1 млрд часов в день
Энергомост с Японией обойдется России в два миллиарда долларов
На трассе "Петербург - Псков" столкнулись фура и лесовоз
Авиабаза ВКС России в Подмосковье переформирована в авиационную дивизию особого назначения
Dow Industrial вырос до исторического максимума
ЦСКА выбил «Йокерит» из розыгрыша Кубка Гагарина
НОК США боится, что из-за действий USADA Лос-Анджелес не получит ОИ-2024
В Белом доме не видят причин для создания должности спецпрокурора по России
Кличко: Мост в Киеве обрушился, потому что устал от времени
Ковальчук: В конце апреля поймем, правильно ли не вышли на "Йокерит"
СБУ допросила Савченко
СМИ: "Зенит" интересуется исландцем
Суд отказался приостановить рассмотрение дела об иммиграционных указах Трампа
В полицию Всеволожска пришли мигранты, закопавшие соотечественника
Трамп рассказал о звонках в Россию
Бьорндалена ограбили по дороге на этап Кубка мира по биатлону
Глава Палаты представителей США считает недостаточным военный бюджет в $603 млрд
«Гормост» объяснил уборку цветов с мемориала Немцову
СКА вышел в четвертьфинал Кубка Гагарина
Караченцова госпитализировали после ДТП в Подмосковье
Клинтон раскритиковала Трампа
ЖСК «Славбург-51» заплатит 72 млн рублей долга генподрядчику
“Доверенное лицо Жилкома” отпустили из Следственного комитета с 15 миллионами
ЛГБТ-активиста доставили в полицию за акцию “спецназ Макарова” 23 февраля
Скончался водитель грузовика, снесенного товарным поездом на переезде в Турышкино
Проект плана полного уничтожения ИГ поступил в администрацию президента США
Депутат Рады предложил возобновить подачу воды и электричества в Крым
Саргсян: Членство Армении в ОДКБ совместимо с сотрудничеством с НАТО
Nokia и Intel будут совместно развивать технологию 5G
Медведев поручил проработать вопрос увеличения доли регионов в сборе налога на прибыль
Начальник "Водника": Это был наш протест
В Сестрорецке демонтировали незаконные шлагбаумы
Грабители отняли у водителя-курьера 2,7 миллиона на Ленинском
Трамп хочет увеличить оборонные расходы на $54 млрд
Biocad инвестирует в развитие в Петербурге 20 млрд рублей
На карнавале в Рио пострадали 20 человек
«Фонтанка» за 60 секунд — 27 февраля
Зампредом комитета по печати Смольного назначен Альберт Садыков
В Западном порту Хельсинки открылся новый терминал
Граждане Таджикистана перевели из России за год $1,9 млрд
В Балтийском доме соберут Анн Карениных всех времен и народов
Роскомнадзор занес «Яндекс.Новости» в реестр новостных агрегаторов
Бизнес

Первый частный «Аэрофлот»

Владимир Путин созвал совещание по вопросам приватизации, на которое среди прочих пригласил главу «Аэрофлота». Крупнейшая российская авиакомпания впервые в своей истории рискует стать частной. Эксперты «Фонтанки» разделились в оценках такой возможности.
Первый частный «Аэрофлот»
Кирилл Зыков/Коммерсантъ

1 февраля президент РФ Владимир Путин собрал глав нескольких крупных госпредприятий, среди которых присутствовал и глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. 51,17% этой авиакомпании принадлежит Росимуществу, еще 42,02% у юридических лиц, а 6,79% – у физических лиц.

Со стороны правительства были приглашены премьер Дмитрий Медведев, замглавы кабинета министров Аркадий Дворкович, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и возглавляющая Росимущество Ольга Дергунова. «Сегодня нам нужно определиться с конкретными параметрами приватизации в текущем году, решить, какие пакеты акций компаний с госучастием могут быть проданы частным структурам, а какие должны остаться в собственности государства», – открывая совещание, заявил Владимир Путин.

Однако уже на следующий день, 2 февраля, пресс-секретарь главы государства уточнял: прошедшее совещание Путина с членами кабинета министров и главами госкомпаний «не имело целью финализировать список предприятий в 2016 или каком-либо еще году».

При этом министр экономического развития России Алексей Улюкаев 2 февраля заявил: сделки по приватизации госимущества придется проводить в неблагоприятных условиях, в нынешней бюджетной ситуации откладывать их невозможно.

"В 2014-2015 гг. рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления. Вызов состоит в том, чтобы провести не менее качественные эффективные прозрачные сделки на чрезвычайно неблагоприятном рынке", – сказал он на коллегии Минэкономразвития.

Экспертов «Фонтанки» присутствие на совещании Виталия Савельева не удивило. Главный редактор отраслевого информационного агентства Aviaru.net Роман Гусаров рассказал, что «Аэрофлот» давно в планах правительства по приватизации. «Но при обсуждении вопроса было мнение, что время ещё не настало, неподходящая конъюнктура рынка. И действительно, «Аэрофлот» рос, группа формировалась, и сейчас она – очевидно значительно более привлекательный актив, чем год или два назад», – сообщил он.

Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что все планы приватизации «Аэрофлота», которые обсуждались ранее, в том числе на самом высоком уровне, были свёрстаны еще в «прежние» времена. Тогда за любую российскую компанию можно было выручить больше средств, любой инвестор сегодня вынужден учитывать страновые риски, добавляет эксперт.

К тому же для потенциального владельца компания сейчас может выглядеть не так уж и приглядно. Пантелеев отмечает, что в этот период «Аэрофлот» осуществляет консолидацию, в ходе которой принимает на себя обязательства оренбургской Orenair на 8 млрд рублей. Также «Аэрофлот» вывез пассажиров «Трансаэро» (заявив, что это обошлось в 17 млрд рублей).

В итоге приватизация «Аэрофлота» в 2016 году, даже по сценарию 2014 года, означает для бюджета потерю потенциальной прибыли, которую можно было бы получить от продажи компании ранее, отмечает Олег Пантелеев.

Дополняет картину обвал рынка ценных бумаг и уход западных инвесторов. «Да и рынок авиаперевозок на ближайшую перспективу не позволяет говорить о росте доходности этого бизнеса», – подчеркивает Роман Гусаров. Заинтересовать инвестора могут только перспективы.

«Кто это понимает, будет стараться прикупить крупный пакет. У нас в стране есть ограничение по иностранному участию в авиабизнесе – 49%. Поэтому иностранные инвесторы смогут участвовать либо в рамках этой доли, либо опосредованно через свои российские структуры. Но я не исключаю, что госпакет, частично или полностью, будет продаваться единым пакетом. Это же IPO», – рассказал эксперт.

В свою очередь Олег Пантелеев считает, что сделка будет выгодна потенциальному покупателю, который сразу же задумывается о последующей продаже. «Думаю, что менеджмент будет рад такой возможности. Если в «Аэрофлот» перестанут спускать разнарядки по «важным государственным делам», типа спасти тут, обеспечить доступность там, поделиться здесь, то компания сможет улучшить свои финансовые показатели, причем очень заметно. Мы же видим, что «Аэрофлот» увеличил рыночную долю. Не исключаю, что если не будет катаклизмов, компания сумеет по итогам 2016 года выйти «в ноль», – уверен он.

Кроме исполнения социальных обязательств, среди которых эксплуатация российского самолета "Сухой Суперджет-100", государство, перестав владеть «Аэрофлотом», откажется и от других возможностей. Так считает ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

«Очень удобно заниматься приватизацией компании, которую ты только что сделал монополистом. Но продать компанию, которая усилиями государства получила огромную долю на рынке, – это палка о двух концах. Сейчас у государства есть представительство в ней, поэтому оно может влиять на рынок. После продажи такая возможность теряется», – рассказал он.

Еще один камень на чашу весов «против» приватизации – роялти, которые «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний за использование транссибирских воздушных трасс. Став правопреемником советского «Аэрофлота», авиакомпания сохранила источник дохода после 1991 года. По разным данным, размер роялти составляет от 300 до 500 млн долларов в год.

«Роялти получает либо "Аэрофлот", либо никто. Понятно, что перезаключать договор вряд ли кто-то будет», – считает Федор Борисов.

Дополнительная сложность процесса приватизации «Аэрофлота» в том, что компания находится в списке стратегических предприятий. А это значит, что для продажи авиакомпании сначала необходимо ее оттуда вывести.

Идея о приватизации упирается в целую серию смежных вопросов. Это и положение на рынке, и роялти, и социальные обязательства. Однако любые барьеры на пути к продаже компании могут быть сломлены правительством, если цель оправдывает средства, считают эксперты.

«Я считаю, что приватизировать ещё рано. Через пару лет можно продать значительно дороже. Однако правительство сейчас, скорее, думает о том, чем латать дыры в бюджете. Поэтому все более-менее приличные активы решено продать. Я думаю, что «Аэрофлот» действительно будет продан крупной российской финансовой группе», – сказал Роман Гусаров.

Олег Пантелеев при этом склоняется к более длительному сценарию: «Сегодня приватизация авиакомпании может быть уместна только в том случае, если отсутствие денег в бюджете от продажи пакетов акций в госкомпаниях может быть важнее, чем возможность заработать многим больше, но потом. Учитывая, что «тушить пожары» в случае полной приватизации «Аэрофлота» будет некому, государство еще не скоро решится отпустить этот актив. Вероятно, оно последует своим же планам и будет постепенно сокращать долю в «Аэрофлоте». Но от блокирующего пакета вряд ли откажется».

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Справка:

Ранее СМИ сообщали, что в текущем году могут быть приватизированы доли государства в «Ростелекоме», «Транснефти», «Аэрофлоте», «Роснефти», «Совкомфлоте», а также в ряде других компаний. Собеседники журналистов отмечали, что продавать будут все, поскольку в бюджете нет денег, а доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются.

29 января президент на встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и министром финансов Антоном Силуановым исключил приватизацию Сбербанка в ближайшее время.


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (36)
3 февраля 2016 г. 11:47
Ничего не будет...
3 февраля 2016 г. 08:58
bobolan:
почему-то то в ашане, то в лентем или окее находят то палочки ,то бактерии
"почему-то"? вы ещё спрашиваете? то есть деятельность доктора онищенко вас ничему не научила? беда
2 февраля 2016 г. 21:58
Pilat:
Если Аэрофлот прихватитизируют, то просто самолеты станут падать чаще.
С чего бы? Сколько самолетов упало за 25 лет в частном "Трансаэро"? А вот у "дочки" Аэрофлота была Пермь...
2 февраля 2016 г. 21:50
CaptainBlack:
Одна из немногих компаний , которой можно доверять
Это не так. "Аэрофлоту" можно доверять если все идет по плану. А вот в условиях сбоев — клятый многими SkyExpress, в моем случае, показывал большую клиентоориентированность чем "наше все"...
2 февраля 2016 г. 20:57
Прощай "Аэрофлот"! Стараниями профукавших государственные деньги медвепутов, скоро будем не Россией и даже не Рашкой,а Папуасией с собственным падишахом и визирями.
СМИ2
MarketGid News
Infox
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
ИКК «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»
Электронная подпись для раскрытия информации о ценных бумагах
С 1 февраля 2017 года информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах и размещаемая на специализированных сайтах агентств, аккредитованных Банком России, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью.
Уральский банк реконструкции и развития
HarbinBank и УБРиР заключили соглашение по торговому финансированию
Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) и HarbinBankCoLtd (Банк Харбина) заключили двустороннее соглашение в области торгового финансирования.
ПАО «МРСК Северо-Запада»
МРСК Северо-Запада продает просроченную дебиторскую задолженность объемом 2,25 млрд рублей
МРСК Северо-Запада (дочерняя компания ПАО «Россети») выставляет на продажу просроченную дебиторскую задолженность предприятий-банкротов за оказанные услуги по договорам передачи электроэнергии и по договорам энергоснабжения на общую сумму 2,25 млрд рублей.