Реклама

Сейчас

+10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+10˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 7

2 м/с, зап

766мм

51%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

Наследством галериста Михайлова займется полиция

1302
ПоделитьсяПоделиться

Неизвестные вывезли коллекцию картин из галереи недавно умершего Георгия Михайлова. Пропавшее не поддаётся пока счёту и осмысленной оценке, но там имелись, в частности, работы культовых отечественных художников Александра Исачёва и Юрия Жарких. Такова фабула заявления, поступившего на днях в петербургскую полицию. А в горсуде продолжается спор за квартиру, откуда пропали картины, на которые претендует профессор американского университета.

Утро в «Идиоте»

События начали развиваться утром 11 октября в ресторане «Идиот» в доме 82 на набережной Мойки, спустя чуть больше суток после смерти известного галериста.

Там пили кофе петербуржец Вадим Лебедев (он называет себя дизайнером) с двумя адвокатами Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака – Владимиром Окатовым и Асей Борзовой. Они ждали полицию, чтобы зайти в одну из квартир. И хотя 4 из 5 комнат этой квартиры принадлежат самому Вадиму Лебедеву, у него не было желания заходить туда без адвокатов и полиции.

Во-первых, из-за отсутствия ключа. Во-вторых, стоимость того, что Вадим хотел там увидеть, пока даже не поддаётся оценке – в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» он состорожничал: «От миллиона долларов». И, наконец, в-третьих, он пришёл в ту квартиру, чтобы с помощью слесаря вскрыть входную дверь и поменять замок. 

Можно предположить, что на душе у этих посетителей «Идиота» было неспокойно – в подобных случаях очень помогает полиция.

Услуги слесаря понадобились, и полиция оказалась как нельзя кстати: открытая дверь принесла разочарование – вместо нескольких сотен картин там были лишь голые стены. Не принять у Вадима Лебедева заявление не могли – он предъявил сертификаты собственности на две пропавшие картины. По словам Вадима, он купил их меньше, чем за 185 000 рублей: капля в море ценообразования на предметы искусства, но вполне достаточно для возбуждения уголовного дела.

Почему же Вадим Лебедев не решился зайти в собственную квартиру без юридического эскорта, и откуда там столько произведений искусства?

Вечером бутылка – утром картина

Эта квартира в доме 82 на набережной реки Мойки весьма известна в культурных кругах нашего города как галерея Георгия Михайлова. Сам Михайлов позиционировал её как площадку Фонда свободного русского современного искусства. Там располагалась выставка из нескольких сотен картин художников второй половины прошлого века, там жил сам Михайлов, там периодически собирались творческие тусовки. Сегодня никто не возьмётся оценить количество и качество произведений искусства, которые до 11 октября находились в квартире-галерее. Более того, вряд ли существуют каталоги или хотя бы описи находившихся там картин.

И одно это рисует весьма мрачный прогноз: по мнению людей из окружения покойного галериста, у пропавших картин были самые разнообразные хозяева – это сам Георгий Михайлов, борьба за наследство которого, как нам представляется, ещё не раз развлечёт читателей, и многочисленные художники, авторы пропавших картин. Плюс Вадим Лебедев – но он в этой истории больше, чем просто владелец двух работ.

Не будем забывать и художественную составляющую. В галерее Михайлова были выставлены не только картины художников, известность которых ограничивалась близким кругом. Там было несколько десятков работ талантливого белоруса Александра Исачева. В своём кругу Георгий Михайлов рассказывал, как много лет назад он оставлял Исачеву вечером бутылку водки, а утром получал картину. Сегодня работы этого мастера оцениваются в среднем по 100 000 евро.

Вадим Лебедев удивляется, каким образом похитителям удалось вынести из квартиры полотно Юрия Жарких (его работы выставлены, в частности, в Русском музее). Это полотно в раме занимало полстены. Чтобы внести туда картину, Георгию Михайлову, по словам Лебедева, пришлось расширить проход. Теперь картины как не бывало – вместе с рамой…

В общем, оценить ущерб дизайнер не берётся, но ставит рамки: от миллиона долларов. Что не может не интриговать, особенно учитывая отсутствие каталога галереи, – не очень понятно, что именно будет искать полиция.

«Знаю, но не скажу…»

Эта квартира дома 82 на набережной реки Мойки известна и в юридическом сообществе. 22 октября 2014 года в Санкт-Петербургский городской суд поступила апелляционная жалоба, подписанная Георгием Михайловым. В ней покойный галерист просил суд отменить решение Октябрьского районного суда, отказавшего ему в требовании признать недействительным договор дарения 93/118 долей (4 комнат) этой самой квартиры. Ответчиком в процессе выступает всё тот же дизайнер Вадим Лебедев.

По словам дизайнера, у него с Георгием Михайловым сложились дружеские отношения, и галерист в декабре 2011 года решил подарить ему свою долю в квартире, где располагалась галерея. Подарок был оформлен соответствующим договором, и право собственности Вадима Лебедева прошло государственную регистрацию. Причины, из-за которых позже его друг обратился в суд, дизайнер объяснил науськиванием родственников, жадных до имущества Михайлова.

Правда, в исковом заявлении Георгий Михайлов описал Вадима Лебедева как человека, представившегося агентом по недвижимости (а вовсе не дизайнером!) и получившего от него лишь доверенность на сбор документов для продажи 4 комнат в квартире-галерее, с помощью которой Лебедев якобы и стал обладателем столь дорогого подарка. Такова же фабула заявления, которую незадолго до смерти Георгий Михайлов направил начальнику питерского ГУ МВД Сергею Умнову.

В общем, у Вадима Лебедева имелись веские причины не входить в эту квартиру без адвокатов и полицейских – как минимум до вступления решения Октябрьского районного суда в законную силу. Ведь науськивания науськиваниями, но, если городской суд отменит решение районного, а полицейская проверка приведёт к неудобным для дизайнера результатам, смена замков на фоне пропавших картин могла бы выглядеть двусмысленно.

Но это всё-таки частная история. Пропажа же нескольких сотен полотен касается всех, кому не безразлично искусство. Поэтому следующий ход логично ждать от полиции, у которой, по словам адвоката Аси Борзовой, имеются видеозаписи загрузки картин в «Газель», датированные 10 октября – несколькими часами спустя после смерти Георгия Михайлова. Ася Борзова заявила «Фонтанке»: «Я знаю, кто это сделал, но пока не скажу…»

«Есть люди, которые их получат…»

Создаётся впечатление, что знает, кто это сделал, не только адвокат Борзова. «Фонтанке» удалось связаться с адвокатом Инной Земсковой – её порекомендовала нам Анна Коваленко, единственная из родственников покойного галериста, которую нам удалось найти. Мы просили адвоката высказать свою позицию о пропаже картин. Увы, от интервью на эту тему Инна Земскова отказалась, но несколько слов сказала по телефону:

– У Михайлова есть наследники, есть семья, есть его завещание. Поэтому все эти вопросы будут решены по закону. А интервью я давать не буду… Про картины я могу вам сказать: всё будет решено по закону.

– Картины-то где?

– Не знаю! (Смеётся.) Но на картины есть и претенденты, и те люди, которые их получат. Нечего беспокоиться. Город не очень-то интересовался наличием этих картин, когда была выставка в квартире Михайлова. Я не понимаю, почему у вас такой интерес. Где картины? Картины есть.

– В полицию поступило заявление, будто картины похищены, – как вы можете заявлять, что их кто-то получит?

– Вот полиция пусть этим и занимается.

– Но что означает заявление о похищении картин?

– Я не знаю. Заявление написал риелтор…

– То есть картины не похищены?

– Безусловно, не похищены.

– Но в квартире на Мойке их нет…

– А почему они должны быть в квартире, которая принадлежит этому …?

Нежелание адвоката Земсковой обсуждать странное исчезновение картин лишь подтверждает главное: вокруг имущества известного петербургского галериста разворачивается нешуточная борьба. 

Причём речь идёт не только о пропавших картинах – по нашим сведениям, у Михайлова их было более 3000 штук. И не только о квартире на набережной Мойки, судебный процесс о странном дарении которой пока не дошёл до логического финала. Речь идёт о квартире в Берлине (там также располагалась картинная галерея), о долях в квартире на Гороховой улице в Петербурге, о двух земельных участках в Ломоносовском районе Ленинградской области, на одном из которых располагается загородный дом.

Более того, по данным «Фонтанки», на картины Георгия Михайлова может претендовать его старый приятель – профессор университета «Стони Брук» (Нью-Йорк, США) Николас Ржевский. В письме, которое он адресовал «Фонтанке» в ответ на редакционный запрос, написано: они с покойным обсуждали возможность организации постоянный выставки картин, было бы неплохо сделать это в память о покойном, но самих картин у него пока нет. Профессор Ржевский рассчитывает получить часть картин Георгия Михайлова от Анны Коваленко, которая, по его словам, «сохраняет их от разграбления»…

Похоже, заявление о краже картин – лишь начало этой истории.

Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close