Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 5

0 м/с, штиль

761мм

82%

Подробнее

Пробки

1/10

Президент закрепил отмену крепостного права

611
ПоделитьсяПоделиться

Отмена крепостного права — первая попытка модернизации России. Сегодня модернизация требует от нас понимания масштабности и глубины задачи. Три часа своего рабочего времени федеральные и петербургские чиновники потратили на обсуждение тех, кто «тоскует по дешевой колбасе». Президент Дмитрий Медведев, напомнив опять же о модернизации, уделил  20 минут понятию свободы, заявив, что Александра II, как и «любого реформатора, редко благодарили».

Кровельщики спешно сбрасывают сосульки с крыш, дворники не менее бойко пытаются «отскоблить» лед от тротуара, стражи порядка патрулируют улицы, все подходы к Мариинскому дворцу заблокированы — так в Петербурге готовились к масштабной конференции по отмене крепостного права и к визиту Медведева, который в здании горпарламента о свободе рассказывать собирался. В холле ЗакСа было не менее многолюдно, толпились студенты петербургских вузов — они, по их собственному признанию, на мероприятии появились  в добровольно-принудительном порядке (до конца, кстати,  не досидели — ноги затекли).

В ротонде Мариинского собралось немало представителей духовенства (православные преобладали), вице-губернаторы всех мастей, депутаты, сенаторы, ректоры, главы районов — все с небольшими пакетиками, в которых  лежали диски с фильмом о крестьянской реформе. На выставку исторических документов из РГИА, основным экспонатом которой стал оригинал Манифеста об отмене крепостного права, внимания особого присутствующие не обращали — общались. А вот Валентина Матвиенко все же оценила «красивый каллиграфный почерк» в документах.

Тон дискуссии задал ректор СПбГУ Николай Кропачев — он первым употребил слово «модернизация». Некоторые журналисты, предвосхищая выступления в духе «модернизационная модернизация модернизатора», даже стали делать пометки на полях, и не ошиблись.

«Россия сделала шаг к ускоренной модернизации и европеизации», - не обманула ожиданий Валентина Матвиенко, призвав к «пониманию масштабности и глубины модернизации сегодня». По ее мнению, «энергия свободных людей является мощным импульсом и необходимым условием для развития страны». Петербуржцам, кстати, добавляет она, в этом отношении легче: исторический облик города позволяет погрузиться в атмосферу реформ.

Всего губернатор, по подсчетам корреспондента «Фонтанки», употребила в своем пятиминутном выступлении «слово дня» пять раз.

«Александр II смог запустить мотор полномасштабной модернизации, - подхватил генеральную линию спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов. - 150 лет назад в России появились свободные люди». Он «великие реформы», заложенные царем-освободителем, приветствует, однако осторожно напоминает, что «отмена крепостного права произошла путем законодательной реформы, а не вследствие народного бунта».

Хоть церковь, по словам митрополита Петербургского и Ладожского Владимира, никогда и не призывала к классовой борьбе, однако, полагает он, «нужно признать, что христианизация привела к освобождению от рабства».

Сенатор Людмила Нарусова с ним не согласилась, без обиняков заявив, что «психология и ментальность раба» и сегодня мешают нам в «понимании необходимости модернизации», ведь даже суд тогда был демократичнее, считает она, Веру Засулич, например, оправдали. «Так задумываешься о том, что есть прогресс», - отметила с трибуны вдова Анатолия Собчака. Соотечественников, которые «тоскуют по дешевой колбасе» она, кстати, сравнила с крестьянами, которые не хотели свободы от помещика.

Менее эмоционально, но информативно выступил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. «Судебная система в России состоялась, но отягощена язвами, пороками и недостатками», - заявил он.

По его мнению, несмотря на успехи, в судебной системе сегодня существует множество проблем, в том числе коррупция и кумовство.

К этому времени главный борец с коррупцией, автор афоризма: «Свобода лучше, чем несвобода»  Дмитрий Медведев уже прибыл во дворец. Объявили получасовой перерыв, многочисленным высокопоставленным чиновникам покидать большой зал запретили. Покормив журналистов бутербродами, организаторы заблокировали выход из пресс-центра, на просьбы выйти в туалет отвечали категорическим отказом — по коридорам Мариинского дворца бродил глава государства, чтобы позже рассказать о свободе. В недрах журналистского сознания возник лозунг «Свободу мочевому пузырю!» С ним петербургские репортеры и слушали о том, что «свобода лучше, чем несвобода».

«Просим отключить мобильные телефоны! - послышалось из динамиков. - Отключите мобильные телефоны!»

«О как! То есть, если говорит Нарусова, например, то мобильник отключать не обязательно, а вот, если слово молвит Медведев...?» - поинтересовался кто-то из журналистов.

«Читай, деточка, о крепостном праве», - ответили коллеги постарше.

«Резидент (ред. - именно так) Российской Федерации Дмитрий Медведев», - раздалось из динамиков.

Хедлайнер начал с сетований на то, что никто из далеко не робких предшественников Александра II «так и не решился на осуществление революции сверху».

"Как любого человека, который берётся за осуществление кардинальных преобразований, его, естественно, отговаривали – отговаривали много, отговаривали по разным поводам, - напомнил он. - Утверждали то, что утверждают всегда: что страна распадётся, что наступит хаос; что народ к свободе не готов, он её не любит и не примет, и вообще ему эта свобода просто не нужна".

Присутствующие не сразу, но все же предположили, что Медведев, очевидно, имеет в виду себя — пытаясь попасть в один ряд с царем-освободителем. «Как и любого реформатора, его, конечно, редко благодарили, - продолжил президент, рассеяв последние сомнения. - Один из его современников заметил: «Что бы ни делал государь, все дела его встречала критика и нетерпеливые требования». Но Александр II как великий реформатор знал, что Россия должна встать в один ряд с другими европейскими государствами».

Как показалось участникам мероприятия, глава государства сделал намек и на нацлидера Владимира Путина. «Александр II получил в наследство страну, основными политическими институтами которой были крепостничество и военно-бюрократическая вертикаль власти,  за внешним могуществом империи – а пыль в глаза мы всегда умели пустить – он разглядел слабость и бесперспективность этих институтов, - отметил Медведев. - Александр II и, конечно, его единомышленники указали России путь в будущее. Этот путь оказался долгим и очень-очень трудным. Конечно, этот путь не завершён и сегодня».

Медведева, судя по растерянным выражениям лиц слушателей, как и «любого реформатора», поняли не все, ведь, как заметил позже в своем докладе депутат Госдумы Владимир Плигин, «каждый говорящий о свободе подразумевает что-то свое». Журналисты же не поняли главного — к чему было организовывать такое помпезное мероприятие. Почему, например, в юбилей отмены крепостного права президент приезжает в родной город, а в день снятия Блокады или в день Победы — нет.

Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close