Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 7

1 м/с, сев

761мм

70%

Подробнее

Пробки

1/10

КС просят вернуть выборы мэров

1280
ПоделитьсяПоделиться

Муниципальная реформа, спровоцировавшая протесты в Астрахани, Омске, Нижнем Новгороде и Ярославле, оспорена в Конституционном суде. В зале сената грозили бунтами и настоящими выборами.

Закон, который разрешил регионам отменить прямые выборы мэров, 13 октября раскритиковала здесь думская оппозиция и единоросс Антон Романов. Заявители грозили властям массовым протестным голосованием на губернаторских выборах и ссылались на опыт Иркутской области, где это уже произошло.

Заседание Конституционного суда 13 октября началось с фирменных шуток его председателя Валерия Зорькина.

– Вам ясно, в каком качестве будет находиться рядом с вами Анна Сергеева? – кокетливо спросил он у одного из заявителей по делу, единоросса Антона Романова.

Юрист Анна Сергеева, которую депутат попросил подключить к процессу в качестве его помощницы, пересела с галерки поближе к народному избраннику.

– Прошу отцов-законодателей не обижаться на меня, но в КС принято вставать, обращаясь к суду, – продолжал подначивать парламентария, не знакомого с правилами поведения в суде, Зорькин.

– Первый раз! Извините! – по-военному отрапортовал Романов. И загладил свою вину:

– Здесь высокое собрание, самое квалифицированное в России.

Иркутский прецедент

Причина появления Романова в КС – муниципальная реформа, прошедшая в 2014 году. Тогда Госдума приняла поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления». Они позволили региональным властям отменять прямые выборы мэров. Вместо этого глав городов стало можно назначать из числа местных депутатов или «кандидатов, представленных конкурсной комиссией». При этом самих муниципалов и местное население не спрашивают, какая схема им нравится. Просто вводят тот или иной порядок, и ему приходится подчиниться.

Романов, а вместе с ним еще 90 депутатов Госдумы от КПРФ и «Справедливой России», считает: реформа спровоцировала «отчуждение власти от населения» и заставила народ «чувствовать себя обманутым и оскорбленным». В своей речи депутат апеллировал к опыту Иркутской области, от которой избран.

– Президент говорил, что реформа проводится для развития сильной, независимой и финансово самостоятельной власти на местах. При этом власть должна быть устроена так, чтобы «каждый гражданин мог дотянуться до нее рукой». Но у нас за десять месяцев трижды поменяли схему выборов мэра Иркутска. От всенародного голосования перешли к назначению из состава парламента. Задумайтесь: чтобы стать депутатом Законодательного собрания, нужно набрать только одну тысячу голосов. И затем этого человека назначают мэром, делая выбор за весь 640-тысячный Иркутск! Понятно, что такой мэр чувствует себя достаточно слабым, а население – обманутым и оскорбленным. Возник эффект, противоположный тому, ради чего принимались поправки в закон.

Новые правила снизили «стабильность муниципальной власти» и «девальвировали конституционные принципы ее организации», убеждал парламентарий. Это привело к «росту социальной напряженности» и «недоверию к власти», полагает Романов.

– К дестабилизации приводят, как говорят классики, не протесты меньшинства, а законные неудовлетворенные требования подавляющего большинства, – философски заметил единоросс, намекая на выборы губернатора Иркутской области. В сентябре действующему главе региона Сергею Ерощенко иркутяне, напомним, предпочли коммуниста Сергея Левченко. Это стало самой громкой победой оппозиционера на Едином дне голосования 2015 года.

Впрочем, к концу речи Романов усмирил свой пыл и даже признался, что не обязательно требует признать закон неконституционным – судьям достаточно разъяснить регионам, что не надо излишне вторгаться в муниципальные дела.

Зато ораторский азарт вновь разгорелся в речи представительницы новоизбранного губернатора Иркутской области Анны Выштыкайловой. Чиновница считает, что муниципальная реформа «создала реальную угрозу нарушения конституционных прав каждого человека и гражданина на организацию местного самоуправления» и содержит «коррупциогенный фактор».
Поддержать заявителей попытался и приехавший из Челябинска общественный активист Юрий Гурман. Вчера КС отклонил его жалобу на закон «Об основных принципах организации местного самоуправления», и Гурман хотел выступить в качестве свидетеля. Но сделать этого ему не дали – судьи решили, что его участие в процессе не требуется.

Канализация и взаимодействие

Сторонников муниципальной реформы в зале КС собралось больше, и выглядели они намного влиятельней. Официальный представитель Госдумы Дмитрий Вяткин, например, уверял, что заявители зря противопоставляют региональную власть муниципалам.

– Самостоятельность местного самоуправления не должна пониматься в негативном плане, как полная оторванность от других уровней публичной власти. Тезис, что народная власть – только местное самоуправление, а остальная власть – не народная – неконституционный, ошибочный в своей сути. Я не имею права употребить более резкие термины в столь высоком собрании, – заявил депутат.

С его точки зрения, региональные ЗакСы избраны народом, поэтому вполне могут решать за народ, как должны избираться мэры. В этом плане муниципальная реформа полезна и направлена на «совершенствование взаимодействия» между разными уровнями власти.

В качестве примера законотворец привел «систему канализации и водоотведения»:

– Поддерживать ее невозможно без регулирования на местном, региональном и федеральном уровнях. От этого зависит жизнь каждого из нас.

На сторону Вяткина встал представитель Совета Федерации Андрей Клишас. В общении с прессой он подчеркнул, что новые правила даже «повышают роль органов местного самоуправления». А вот полпред президента в КС Михаил Кротов высказался осторожней. Он не исключил, что в федеральном законе можно прописать критерии, которыми регионы будут руководствоваться, отдавая предпочтение прямым выборам или назначению мэров. Хотя в целом закон конституционный.

– Заявители допускают возможную «недобросовестность» властей субъектов Федерации. Но федеральный законодатель исходил из заинтересованности региональной власти в социально-экономическом развитии территории. Он верил, что она будет лучше учитывать культурное и историческое развитие местности, – отметил полпред. Кротов напомнил об исключительном опыте Амурской области, где порядок выборов мэров разрешили определять муниципалам и прописали это в соответствующем законе.

За новые правила муниципальной игры также высказались Генпрокуратура, Министерство юстиции и Законодательное собрание Иркутской области. Его зампредседателя Андрей Лабыгин зачитал по бумажке длинную речь, из которой следовало, что заявители могут сомневаться «в целесообразности», но никак не «конституционности» назначения мэра Иркутска.

Конституционный суд удалился на закрытое обсуждение дела. Он огласит решение публично через несколько недель. Заметим, что в 1990-е и начале 2000-х КС не раз журил региональную власть за стремление вмешаться в дела муниципалов. Подобные постановления и определения принимались в отношении законов республики Коми, Курской и Читинской областей, Кабардино-Балкарии. Впрочем, это отнюдь не значит, что КС в сегодняшнем деле обязательно примет сторону заявителей – с тех пор его позиция по многим вопросам серьезно изменилась.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close