история бренда |

От пустых бутылок и комиксов
— к империи сэндвичей
Американский подросток в надежде заработать на колледж создает стартап в формате фастфуд. Невыполненный бизнес-план подтолкнет его к революционному
решению — и принесет миллиарды долларов прибыли.
Ничто не предвещало еды
Основатель Subway Фредерик Адриан Де Люка с детства отличался предприимчивостью. Выходец из небогатой семьи итальянских иммигрантов не боялся грязной работы: сдавал пустые бутылки и покупал комиксы. Но не хранил их, а, прочитав, перепродавал сверстникам, чтобы приобрести другие выпуски.
Семья Де Люка жила скромно: отец работал на фабрике, мать вела домашнее хозяйство. Приходилось переезжать — так в 10 лет Фред сменил родной Бруклин в Нью-Йорке на промышленный Скенектади.

Здесь Фред развозил газеты и познакомился с физиком-ядерщиком Питером Баком, который впоследствии помог ему открыть бизнес. Семья Де Люка перебралась в Бриджпорт, штат Коннектикут, а Бак приехал в гости на пикник. Чтобы 17-летний Фред смог заработать на колледж, Пит предложил ему запустить собственный фастфуд и вручил 1000 долларов.

Фред ДеЛюка, основатель Subway
При чем тут субмарины
Идея и первоначальное название не были революционными. Фред и Пит еще в Скенектади обедали длинными сэндвичами в итальянском стиле, которые внешне напоминали подлодки. То заведение называлось Mike's Submarine Sandwiches («Сэндвичи-субмарины Майка»), а предшественник Subway по аналогии получил имя Pete's Submarines («Субмарины Пита»).
Первый ресторан Subway открыт в августе 1965 года в Бриджпорте, штат Коннектикут
Первая точка открылась 28 августа 1965 года в Бриджпорте. Успех был оглушительным — ингредиенты закончились за несколько часов, а Фред нанимал людей из очереди, чтобы те помогали ему готовить.

Но потом дали о себе знать неудачное расположение, отсутствие опыта и громоздкое название, которое ассоциировалось у горожан с пиццей. Полгода работы принесли ресторану одни убытки. Партнеры не сдавались и открыли второе заведение, чтобы создать у клиентов ощущение успешности бизнеса. Но только третья точка в людном месте и смена названия помогли выйти на прибыль — бренд Subway появился в 1968 году и позже принес Де Люка и Баку миллиарды долларов.
«Вкус лучше, чем у других» — таково значение слова Subway, если произнести его на мандаринском наречии китайского языка. Правда, это скорее случайность — едва ли Де Люка задумывался об азиатском рынке в 1968 году.
Открытая кухня, минимализм и франшиза
У мирового успеха Subway есть несколько причин. Во-первых, это открытая кухня, где гость собирает свой сэндвич как конструктор и наблюдает за его приготовлением. Мысль пришла Фреду после разговора с молодым автостопщиком в конце 60-х. Тот утверждал, что Subway — лучшее место, чтобы набрать халявной газировки и ничего не покупать. Де Люка поинтересовался, как это работает. Очень просто! Начав готовить сэндвич следующему в очереди, сотрудник отворачивается. И ты можешь налить сколько угодно напитка в свою бутылку. С тех пор саб-мейкеры почти никогда не поворачиваются спиной к гостю, который всегда видит через стекло, как готовят его еду.
К 1973 году работало 16 ресторанов Subway
К 1973 году работало 16 ресторанов Subway
Во-вторых — это франшиза Subway, идея простого готового бизнеса по продаже сэндвичей. Она родилась в 1973 году, когда Фред Де Люка и Питер Бак вынуждены были признать, что их изначальный бизнес-план провалился. Партнеры договорились запустить 32 ресторана за 10 лет, но к указанному времени в Бриджпорте было всего 16 точек Subway. И удвоить их количество в такой короткий срок было нереально.

В 1974 году открылся первый Subway по франшизе. Де Люка лично искал поставщиков, помещения под аренду и обучал персонал. Через четыре года после старта франшизы в США уже насчитывалось под сотню ресторанов, а отметку в 1000 заведений Subway преодолел в 1987 году.
Баптистская церковь с Subway есть в городе Баффало, штат Нью-Йорк. Ее в 2003 году по франшизе открыл местный священник — как утверждается, чтобы обеспечить рабочие места и накормить голодных.
В 1984 году Subway выходит на международный рынок и впервые открывает точку в другой стране – в Бахрейне
Важно помнить, что успехом бренд обязан и энтузиазму основателя, которого иногда сравнивают с бизнесменами вроде Джона Д. Рокфеллера или Билла Гейтса. Microsoft не был первым на рынке компьютерного софта, Фред Де Люка не изобрел сэндвич или франшизу. Зато он последовательно совершенствовал сервис и уменьшал издержки для франчайзи, а те, развивая собственный бизнес, двигали вперед всю сеть.

Ресторан Subway легко запустить по готовой технологии, ведь он не требует сложного оборудования. При этом франшизу всегда можно корректировать — например, исключить из списка ингредиентов свинину в мусульманской стране, экспериментировать и готовить блюда с местным колоритом. В Индии делают сэндвич с кукурузой и горохом, в Саудовской Аравии — с жареным сыром халлуми. А японцы, известные оригиналы, могут заказать в Subway сэндвич с брокколи и креветками.
Мобильную кухню-лифт компания Subway установила на стройке в Нью-Йорке, когда там реконструировали разрушенную первую башню Всемирного торгового центра. Кухня в металлическом контейнере двигалась вверх по мере увеличения этажности здания, поэтому рабочим не приходилось
спускаться на обед.
Сотни миллионов сэндвичей в месяц и новые решения
Когда Фред Де Люка ушел из жизни в 2015 году, Forbes оценил состояние бизнесмена в 3,5 млрд долларов. Тот самый Питер Бак по-прежнему владеет 50% компании и занимает должность директора.

В 2018 году под брендом Subway работает более 44 000 заведений — знаменитый саб подают в 112 странах от Замбии до Афганистана, а в ресторанах франшизы трудятся порядка 300–500 тыс. человек. И каждую минуту эти люди готовят около 5 300 сэндвичей. Продолжим примерные подсчеты: 318 000 в час, 7 632 000 в день и 228 960 000 в месяц. Очень много сабов!
В России Subway дебютировал в 1994 году, но до начала нулевых дожили лишь несколько заведений в Москве и Екатеринбурге. Перезапуск первого ресторана в Санкт-Петербурге, на Невском, 20 состоялся через 10 лет — и официальная история российского Subway ведется с 2004 года. Сеть непрерывно росла, и сегодня ее заведения есть во всех уголках страны — от Смоленска до Южно-Сахалинска и от Архангельска до Махачкалы.

А на Невском, 20 теперь находится первый в России Subway, работающий в рамках концепции Fresh Forward. Она подразумевает свежий фирменный стиль и дизайн интерьера, цифровое меню и новую подачу сэндвичей и салатов. В компании уверены: это поможет сделать покупательский опыт проще и понятнее, повысит мобильность заказа и доступность продукта.
Материал подготовлен специально для Subway.

Автор: Дмитрий Ромахов
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Верстка: Екатерина Елизарова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Фото предоставлены компанией Сабвэй Россия, изображения защищены авторским правом