история бренда |

20 лет за сценой

В начале девяностых о выступлениях знаменитых зарубежных звезд меломаны северной столицы могли только мечтать. Но корпорация PMI во главе с президентом Евгением Финкельштейном воплотила мечту в реальность. За почти 20 лет работы она организовала более 300 концертов западных и российских артистов.
От дискотеки в «Планетарии» к Depeche Mode
В 1993 году будущий основатель PMI Евгений Финкельштейн только что вернулся из Голландии, где жил с 19 лет и видел местную клубную жизнь. Они с братом занимались импортом и экспортом, и дела шли столь успешно, что им «захотелось шоу-бизнеса». Так в городе появился клуб «Планетарий». Он быстро стал легендарным: там выступали Роберт Майлз, 2 Unlimited, WestBam и другие звезды — западные и российские, включая только взлетевших тогда на своих «Тучах» «Иванушек International».
В какой-то момент Евгений Финкельштейн отошел от шоу-бизнеса, однако в 1996 году все же вернулся к тому, что уже хорошо на тот момент знал: организации концертов. Официальной датой рождения корпорации PMI считается 1998 год: именно тогда был проведен первый большой западный концерт. Да кого! Сверхмодные Depeche Mode в рамках европейского тура, с киловаттами звука, в разгар кризиса (концерт проходил 7 сентября) дали жару!

Aerosmith, 2014 год, фото: Тимофей Шарко
Это был успешный зачин, после которого Петербург уже обходил Москву не стесняясь: Prodigy, Five (помните таких?), Ванесса Мэй — пожалуйста! Да в еще лучшей подаче, чем в столице, где тоже проходили их концерты. На самом деле, в нашем городе мог состояться еще один громкий во всех отношениях концерт — группы Aerosmith. Но из-за травмы Стивена Тайлера тур отменили. Однако PMI спустя годы все же привезла этих звезд в Петербург.
Elton John (2007), The Rolling Stones (2007), Metallica (2008), Sade (2011)
Авто для Маккартни
Как только в город собирается звезда высокого уровня, журналисты стремятся выяснить подробности ее райдера. Корпорация PMI в этом отношении всегда играла в открытую, рассказывая то про нектар агавы для Леди Гаги, то про спортзал для Мадонны. Впрочем, глава PMI Евгений Финкельштейн не видит никакой сложности в реализации подобных запросов. Во-первых, наиболее крупные звезды возят все с собой, а во-вторых… нужно просто уметь читать.
Photo by Anthony DELANOIX on Unsplash
Бизнесмен вспоминает, что по первости совершал ошибки. Например, в случае с приездом Шарля Азнавура. В райдере было обозначено вино Мутон Ротшильда 1986 года (в интернет-магазинах сейчас оно стоит около 200 тысяч рублей за бутылку), а концерт проходил в 1998 году, в кризис, найти это вино в России было невозможно. И тогда он купил Мутон Каде (стоит в пределах нескольких тысяч). На что получил вопрос от менеджера: почему если он сам носит настоящие часы Патек Филипп (марка, модели которой стоят по несколько миллионов рублей – Прим. ред.), то певец должен пить всякое барахло?
Впрочем, не все столь щепетильны. Например, насчет Пола Маккартни в 2004 году принимающую сторону предупреждали, что тот не сядет в автомобиль с кожаными сиденьями. Ночь накануне концерта для певца перебивали чехлы в салоне лимузина на текстильные, но потом выяснилось, что спонсор тура — известный немецкий бренд автомобилей, и артист должен был ездить в машинах именно этой марки. Певец без проблем принял условия, сев на кожаное сиденье.

Photo by israel palacio on Unsplash
После концерта Пола Маккартни на Дворцовой площади любителям музыки стало казаться, что нет невозможного, а мир изменился навсегда: великий «битл» излучал уверенность, что все люди — братья, границ нет, и главное — любовь сквозь десятилетия, несмотря ни на что.
В 2007 году на Дворцовой уже выступала Мадонна, в 2009 — Rolling Stones. Евгению Финкельштейну путем долгих переговоров удалось прийти к компромиссу с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. «Дворцовая площадь — это сердце Петербурга. А сердце должно биться», — считает Финкельштейн.
Sting на Дворцовой площади
При этом он признает, что «злоупотреблять» Дворцовой нельзя. Выполнение требований музея и высокий уровень событий, проводимых PMI, сделали возможным то, что прославило корпорацию и запомнилось горожанам как эталон концертов «на площади». Тем не менее, даже сам руководитель PMI был против того, чтобы в «роллинги» играли именно на Дворцовой. Но выхода не оставалось: изначально речь шла о концерте на стадионе имени Кирова — но вновь из-за травмы артиста, на этот раз уже Кита Ричардза, зачем-то полезшего на пальму, концерт отменили и провели позже — когда стадион уже не функционировал.

К слову, выступления звезд на Дворцовой, несмотря на платный вход, были для корпорации убыточными. Зато имиджевыми. «Люди не любят покупать билеты на Дворцовую площадь, — рассуждает Финкельштейн. — У нас были потери и на Rolling Stones, и на Мадонне, просто иначе негде было проводить: СКК мал для звезд. Сейчас есть хотя бы Зенит-арена (в декабре 2018 года домашний стадион «Зенита» был переименован в «Газпром Арену» – Прим. ред.).Но теперь звезд нет».
Пиар на Мадонне, или Почему звезды больше не хотят в Россию
Многие горожане почувствовали, что в последние годы звездных концертов стало меньше. И на это повлияла не только внешнеполитическая ситуация. Целый ряд трудностей, которые корпорации удалось преодолеть, были связаны с внутренней политикой.
Мадонна, 2009 год, фото: Тимофей Шарко
«У нас все пытались сделать имя на артистах: коммунисты «запрещали» Дженнифер Лопес петь свои песни – предлагали, чтобы она пела российские; Милонов предлагал запретить гомосексуализм и пиарился на Мадонне и Леди Гаге, — вспоминает Евгений Финкельштейн. — На меня стали подавать в суды «Православный собор», «Профсоюз граждан России» — все, кто хотел сделать имя».
Акции и судебные разбирательства 2012 года, к которым, казалось, никто не относился всерьез внутри страны, по мнению Евгения Финкельштейна, имели значение для тех звезд, которых коснулись. «Зачем ехать, например, Мадонне в Россию, если ей говорят, что когда она приедет, с нее взыщут штраф или что-то спросят», — задается вопросом он.
Jennifer Lopez (2012), Lady Gaga (2012), Mylène Farmer (2013), Justin Timberlake (2014)
«Сейчас новая тенденция — додумались запрещать концерты, — продолжает бизнесмен. — Так поступают малоумные граждане и малоумные чиновники. И эта тупость очень опасна. Мы проходили коммунизм, проходили какие-то запреты. Они запрещают группу, которую вообще никто не знает, которая может собрать только «спичечную коробку», максимум — от конструктора, а не большой зал. А когда они запрещают того артиста или другого, они из них делают мучеников, идет пиар. Они сами рекламируют: здесь поют песни про суицид, здесь ругаются матом. В моем понимании любой запрет — это вообще неполноценность. Потому что запретить невозможно. Граждане, которые хотят запрещать, должны воспитывать своих детей, чтобы те слушали другую музыку. А чиновники должны вместе с депутатами делать так, чтобы люди не выживали, а работали, занимались детьми и получали достойные зарплаты».
Metallica, 2015 год, фото: Софья Петина
К слову, обеднение населения — еще одна причина, по которой концертов стало меньше. И при этом стали лучше продавать те артисты, которые раньше — в тучные годы — пользовались меньшим спросом.

«Люди так соскучились по иностранным артистам, что, в принципе, скоро будет, как в Украине — продаваться любой, кто ни приедет», — предположил Финкельштейн.

«Компании 20 лет, мы развиваемся, растем, а все кризисы — проходят. Рынок же цикличен: сегодня спад — завтра люди заработали деньги. Первое, что они делают, — это экономят на развлечениях. Но главное, первое, что они делают, когда рынок отходит, — это начинают развлечениями пользоваться. Поэтому мы первые чувствуем падение рынка и первые выходим из него».
Metallica (2015), Elton John (2016), Земфира (2016), Depeche Mode (2017)
Кто несет деньги в кассу
На конкурентов Евгений Финкельштейн смотрит без особого волнения. «Сейчас все пытаются заниматься шоу-бизнесом, — поясняет он. — Каждый хочет провести свой концерт, я на это все смотрю, но зарабатываю все-таки на билетном бизнесе (в состав корпорации PMI входит агентство по продаже билетов KASSIR.RU – Прим. ред.). Компания растет и является лидером, мы в Петербурге занимаем первую строчку в рейтинге, — и это, наверное, уже другой уровень работы».
Roger Waters Us + Them, 29 августа 2018 года
Через KASSIR.RU в 2017 год продано более 4 миллионов билетов. В 2018 году в компании фиксируют рост продаж и ожидают, что он составит не менее 20% по сравнению с прошлым годом.

KASSIR.RU гибко подстраивается под текущую экономическую ситуацию. «В момент роста курса валюты, что вызвало повышение цены на иностранные концерты, мы активно сотрудничали с театрами, — рассказывает директор по маркетингу компании KASSIR.RU Антон Бельчиков. — За счет в целом невысокой цены билета (относительно концерта) и большого количества событий нам удалось нивелировать риски, мы стали продавать больше недорогих билетов».
Основную аудиторию сайта составляют люди в возрасте 25–50 лет, 65 % посетителей — женщины, 35 % — мужчины. В этой статистике не учитываются оффлайн-офисы компании.

Аудитория KASSIR.RU молодеет. Подтверждением служит тот факт, что за последние 4 года доля электронного билета в объеме продаж выросла почти в 2 раза относительно билета, купленного в кассах, то есть покупатель KASSIR.RU в большинстве своем осуществляет транзакцию онлайн.

По словам Антона Бельчикова, продажи растут по всем категориям: театр, концерты, спорт, детские мероприятия, шоу. Поскольку сайт KASSIR.RU продает билеты на топ-концерты — например, Metallica, A-HA, Bon Jovi, Guns and Rose's, — и они пользуются популярностью, наибольший рост показывает категория «концерты». Но если исключить топ-концерты из статистики, то можно увидеть в целом равномерный рост по всем направлениям.
Личное счастье и новые шоу
Для Евгения Финкельштейна верный подход — это наладить работу компании, а потом наслаждаться жизнью.
Евгений Финкельштейн, глава корпорации PMI
«Я воспринимаю промоутерский бизнес как бизнес, — говорит он. — И к потерям, и к прибыли отношусь философски. Я не зациклен на музыке — мне нравится сам факт работы. Но, безусловно, когда взрослеешь, стараешься больше времени проводить с семьей. Приоритеты меняются. Бегать и в инстаграме каждую секунду публиковать фотографии: «Я с одним артистом, я со вторым, я на одной тусовке, я на второй», — это такая жизнь-пустота. На самом деле, все достаточно банально: люди должны любить, быть любимыми и воспитывать детей. Для меня история успеха — это личное счастье человека».
Глава корпорации не понимает тех предпринимателей, которые практически не отдыхают, все силы отдавая на то, чтобы заработать на очередные яхты, автомобили и прочие дорогие игрушки. У него свой критерий успеха: «Денег нужно столько, чтобы они давали больше возможностей жить, отдыхать и работать. И давать людям, которые тебя окружают, достойные зарплаты и вещи».
Aerosmith, 2014 год, фото: Тимофей Шарко, фото: Евгений Васильев, Даниил Иванов
«Я ведь мог бы продать это здание (офис корпорации PMI находится на набережной Мойки — Прим. ред.), но я лучше буду сидеть и любоваться красивым видом в хорошем офисе и получать удовольствие от жизни», — замечает он и искренне радуется, когда от вида из его кабинета у посетителей захватывает дух.
На сегодня PMI остается крупнейшим игроком петербургского концертного рынка. На 2019 год у входящей в состав корпорации промоутерской компания «Планета Плюс» уже запланировано множество шоу, рассчитанных на разные аудитории. Есть новогодние представления для семейного просмотра: например, «Ну, погоди! Поймай звезду» с 30декабря по 4 января в многофункциональной «М-1 Арене», а также «Щелкунчик-2» со 2 по 8 января в Ледовом. Для любителей русскоязычной музыки целый ряд шоу предстоит в феврале-марте: 2 февраля в Петербурге выступит Светлана Лобода, 8 февраля — пройдет Big Love Show, а 22 февраля будет петь Дима Билан. Все три концерта пройдут в Ледовом дворце. А 2–3 марта на сцене БКЗ «Октябрьский» блеснет Леонид Агутин.
Big Love Show 2018, фото: Даниил Никонов
Наконец, ценители зарубежной эстрады в этом году могут рассчитывать на LP 30 марта в клубе А2, группу Kiss 11 июня в Ледовом дворце, Сару Брайтман 30 октября в БКЗ «Октябрьский» и A-HA 20 ноября в Ледовом дворце. Перед самой зимой городу зададут жаркий ритм Lord of the Dance — ирландское танцевальное шоу состоится 28 ноября на сцене БКЗ «Октябрьский».
Ани Лорак, 2018, фото: Андрей Луковников; Роджер Уотерс, 2018, фото: Дима Строц
Всего «Планета Плюс» планирует в 2019 году провести свыше 250 мероприятий на крупных концертных и театральных площадках, запустить музыкальные фестивали в нескольких регионах России и выйти на европейский рынок: офисы «Планеты плюс» уже появились в Латвии, Литве, Эстонии и Германии. В России компания берется за управление концертными площадками и строительство новых объектов. В 2019 году в регионах появятся театрально-концертные комплексы на базе инфраструктуры объектов Чемпионата Мира по футболу. Впервые «Планета Плюс» выступит не только организатором, но и создателем и продюсером шоу. Также компания занимается управлением гастролей государственных театров, выступает владельцем крупных фестивалей. А еще она постоянный партнер «Зенита» по организации развлекательных мероприятий на новом стадионе на Крестовском острове.
Есть у компании и мечты. Например, отвечая на вопрос, какая группа (не считая «Ленинграда») могла бы собрать новый стадион, Евгений Финкельштейн незамедлительно отвечает: Coldplay. Впрочем, обнадеживать петербургских меломанов не спешит, поясняя, что сами музыканты пока не планируют тур в подходящем направлении. «Мы в процессе», — говорит бизнесмен, оставляя пространство для веры в чудеса.
Материал подготовлен специально для PMI CORPORATION.

Автор текста: Алина Циопа
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Таранущенко
Верстка: Ольга Голубева
Инфографика: Екатерина Елизарова
Фотографии: предоставлены PMI CORPORATION