Письма на тот свет
Кто и о чем молится у могил Петербурга
Сакральные адреса стихийного почитания в Петербурге. Куда и к кому приходят паломники за чудом и пишут записки. Как правило, страждущие считают себя православными, хотя почитаемые персоны не канонизированы РПЦ. Побродив по городу, феномен изучила «Фонтанка».
Автор текста: Мария Башмакова
Бронзовый Спаситель на могиле генеральши Анны Вершининой стал символом Новодевичьего кладбища
фото: Александр Петросян/Коммерсантъ
Это особое место, вы разве не знаете? — подведенные глаза хрупкой блондинки округлись от изумления.

Газовый шарф, узкая юбка — всё в ней эфемерное, невесомое. Разве что малиновый маникюр и тонкие морщинки напоминают, что это живая женщина. Стоит она у могилы генеральши Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Это культовое место народного паломничества. Мои вопросы об усопшей смущают женщину — свои знают, кто и зачем приходит сюда, чужие — нет. Сейчас начнется вечерняя служба, потому меня отправляют в церковную лавку, не рискуя пересказывать «длинную историю», а в лавке «точно всё есть».

Но воздушная блондинка ошиблась. Там не оказалось книг о чудесном надгробии. «Не написано еще!» — строго резюмировала продавщица и предложила открытку и магнит за 35 рублей с фото этого самого надгробия.

«Новодевичье кладбище принадлежит городу. А монастырь, к сожалению, не может Вам дать какой-либо достоверной информации», — ответили в пресс-службе Воскресенского Новодевичьего монастыря. В администрации кладбища, кивнув на монастырь, сказали, что историей могил не занимаются, за посетителями не следят.

фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
За «особым местом» ухаживают исключительно верующие. А они могилу Анны Вершининой, умершей в 1914-м, не забывают. Еще бы, памятник необычный: гранитный крест и бронзовая скульптура «Христос, сходящий с горы Фавор» Пьетро Кюфферле. Паломникам важен образ Спасителя и легенда о погребенной здесь женщине. Люди молятся о чуде, в него верят, за ним и приходят. Вот неприметный мужчина, перекрестившийся перед Спасителем, уверен, что генеральша заслужила народное почитание, ведь «люди зря ходить не станут».

Рядом с Вершининой — могила с аналогичным крестом. Читаю стершиеся буквы: Александр Бен-кен-дорф.

— Муж это, наверное, ее! — подсказывает пожилая женщина в платке и цветастой юбке. Паломница опирается на палочку, ссутулившись под весом рюкзака «Зенита», и умиленно крестится на бронзового Христа.

— Чей?! Анна Вершинина была замужем за генералом Вершининым. На надгробии вот сказано. Бенкендорф тоже был генералом, но по другой части.

— А, ну да. Жития-то были, да кончились, видать, расхватали, — простодушно соглашается женщина и рассказывает «народную» биографию покойной.

По ее версии, Анна Вершинина была бездетной, сокрушалась, что после смерти никто ее не навестит. Во сне ей явился Спаситель и велел установить на ее могиле свою скульптуру. Народных версий биографии генеральши несколько. А в реальности у Вершининых было двое детей, умерла Анна в 56 лет. Это обстоятельство не смущает многочисленных паломников, приходящих поклониться бронзовому Христу на могиле генеральши, а на деле — и самой генеральше тоже.
Просьба на тот свет
фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"

Паломница с рюкзаком выпалывает сухую веточку между лилий. Отставив палочку и малиновый пакет, женщина карабкается по ступеньке к руке Спасителя. Она взяла шефство над могилой. Следит за порядком, огарки свечей складывает в мешок, туда же попадают записки из жестяной коробки от чая «Базилур».

Пишут о сокровенном — о любви, здоровье, деньгах и бизнесе. Если кто не знает о коробке и пакетах, сует послание в бронзовую руку статуи. Иногда они выпадают — и летят, как листья. Паломники пишут, обращаясь к Господу простодушно и без обиняков, как ребенок — к Деду Морозу: «Иисус Христос, помоги!», «Господи!», «Дорогой Господь». Важно, что эти, безусловно, личные тексты адресуют не только Всевышнему, но и покойной — Анне… А слог обычно либо канцелярский, либо попытка имитации молитвы.

Просьбы звучат так: «пошли на мой путь сильного мужчину, свободного от отношений», «я с благодарностью приму знакомство с мужчиной, подходящим по всем параметрам» и «защити от винопития и Валентины». Действительно, если Всевышний — «начальник», то и интонация должна быть соответствующей. Просьбы как абстрактные, так и предельно четкие: «чтобы Филипп спал ночью и получил работу в Москве», продать квартиру, «без ругани уехать на сутки раньше в Грузию», «решить, уходить ли от Георгия».

Седая дама в очках застыла на лавочке перед надгробием. Она снимает с подола опавший лист и советует приходить сюда чаще. Говорит, «место мысли в порядок приводит». Навещают надгробие не только пожилые и ушибленные невзгодами. Яркая брюнетка в белом пальто и обтягивающем платье, увидев, что лавочка занята, робко отошла в сторону. Она здесь не первый раз. Как объяснила, место «энергетически сильное». Застенчиво улыбнулась и украдкой положила к ногам Спасителя белый хлеб. Красивая, молодая, она не замужем, но мечтает о детях. Наращённые ресницы намокли от слез. Оставшись одна, девушка, неловко одергивая короткое платье, целовала руку Спасителя.

фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
Поцеловать руку бронзового Христа и опустить записку в жестяную коробку – детали народного ритуала
Люди молятся и зажигают свечи у дивного надгробия генеральши, бывает, суют мятые купюры под лампаду. А кому сунуть нечего, сам с просьбой о денежном вспоможении «больной сестре» обратится, как это сделал пожилой бородач, представившийся «отцом Онуфрием». Получив от фотографа милостыню, подарил ему бумажные иконы.

Народное почитание сформировало и ритуал: верующие целуют и омывают бронзовую руку Христа водой, которую потом собирают как чудотворную. Чтобы омыть руку Христа и положить в жестяную коробку записку, нужно обладать ловкостью и сноровкой. За скамейкой (сидеть надо благоговейно, непринужденность позы не приветствуется) напротив могилы Анны Вершининой вкопан одноногий столик. Обычно за ним паломники читают молитвы. Но в середине октября кто-то оставил роман Фридриха Незнанского «Контрольный выстрел». Неожиданно.
— Нам свойственно жить, игнорируя собственные законы, — говорит заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. — Московский собор 1666-го отменил скульптурные изображения в церкви. И эти изображения уничтожались вплоть до середины XVIII века всюду. Но в этот же период под влиянием вестернизации в России начинают не только иконы писать на западный манер, но и возникают скульптурные изображения Христа. Например, Исаакиевский собор — вызов решению XVII века. Эти законы не отменили, о них… забыли, что говорит о нашей всеобщей церковной непросвещенности, которая создает почву для двоеверия. В Киевской Руси применялись наказания за ворожбу, колдовство, при этом деяния носили уже «православный характер», например разводили приворотное зелье на святой воде, дабы усилить эффект.

(с) wikipedia

(с) wikipedia
— Нам свойственно жить, игнорируя собственные законы, — говорит заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. — Московский собор 1666-го отменил скульптурные изображения в церкви. И эти изображения уничтожались вплоть до середины XVIII века всюду. Но в этот же период под влиянием вестернизации в России начинают не только иконы писать на западный манер, но и возникают скульптурные изображения Христа. Например, Исаакиевский собор — вызов решению XVII века. Эти законы не отменили, о них… забыли, что говорит о нашей всеобщей церковной непросвещенности, которая создает почву для двоеверия. В Киевской Руси применялись наказания за ворожбу, колдовство, при этом деяния носили уже «православный характер», например разводили приворотное зелье на святой воде, дабы усилить эффект.
Сухарики и песочек
фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
Блаженная Матрона Босоножка не канонизирована Русской православной церковью, но почитатели называют ее чтимой праведницей, в помощь которой верят. Могилу блаженной надо искать на берегу Невы у часовни Всех Скорбящих Радость. Это подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Выглядит могила строго: крест, огороженный решеткой, к которой привинчен ящик для записок и пожертвований. В середине буднего дня тут стоят посетительницы: крестятся, пишут записки. Желающие могут приобрести в церковной лавке книги, сухарики, фото блаженной и ее образки, а еще песок в пакетиках и масло. Песок и масло, шепнула продавщица, освящены дважды. Видимо, так надежнее. Монетизация чуда идет успешно: «песочком с могилки» интересуются.
Почта блаженной отлажена и работает исправно, как и сбор пожертвований

фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
В соцсети «ВКонтакте» есть группа почитателей блаженной Матроны Босоножки. Ее основатель охотно передает записки на могилу Матроны, но от расспросов СМИ о своей миссии сторонится. Зато в Сети люди охотно делятся свидетельствами чудес. Как выясняется, не стесняются просить не только о здоровье, но и помощи на экзамене в медвузе. Помогает, говорят. На женском сайте идет бурный обмен впечатлениями о помощи блаженной. Кто-то уверяет, что смог найти работу и восхищается: «Мне очень нравится у ее могилки». Некая дама в группе Матроны Босоножки агитирует на манер раешника-пиарщика: «Если борьба с пьянством мужа, сына или других родственников зашла в тупик, то Матронушка Босоножка станет вашим союзником и помощником. Матронушка Босоножка поможет вам избавиться от аэрофобии. Если вас мучает вопрос: «Как не бояться летать на самолетах?» — то перед дальним путешествием советуем прийти к ней на могилку и благословиться в дорогу».

А вот Марина из Екатеринбурга написала: «Кто поедет к Матронушке Босоножке, пожалуйста, передайте на словах, что Марина сожалеет, что не доехала до Матронушкиной могилки, просит у Бога еще раз дать нам шанс приехать, если можно, Матронушка пусть испросит нам прощение. Я дома помолюсь к ней. Мы далеко очень живем, Матронушка знает». Видимо, блаженной передали. Кстати, записки пишут регулярно, сердобольные граждане готовы доставлять послания по адресу, о чем договариваются виртуально. Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь тоже в стороне не стоит и призывает паломников сообщать о чудесах, о чем сказано на сайте храма и на ограде могилы блаженной.
— Могила Матроны Босоножки рядом с храмом Тихвинской епархии, — говорит протоиерей Алексей Волков, руководитель миссионерского отдела Тихвинской епархии. — Поскольку Босоножка не прославлена, часовни у неё быть не может. Я отношусь к коммерциализации отрицательно, но это было всегда. Церкви нужны деньги. И самый простой способ их получить — заиметь у себя святыню или святыньку. Мощи, могилки, чудотворные иконы, тапочки, кепочки... Всё это привлекает христиан, воспитанных не на Евангельских текстах, а на наполненных суеверным магизмом бабьих баснях. Но где нам взять других? Вырастить? Научить? Для этого нужно время, а счета приходят каждый месяц, а налоги растут каждый год, да и кушать иногда хочется. По мне, пусть лучше масло и песок продают, чем вино, шампуни, мази, лечебные сборы, настойки, чаи, пряники, пирожки и даже попкорн (все это уже можно встретить в храмах). Вопрос монетизации культа очень уж не простой, да и возник он не вчера. Важнее, на что и как они тратят эти деньги.

(с) globus.aquaviva.ru

(с) globus.aquaviva.ru
— Могила Матроны Босоножки рядом с храмом Тихвинской епархии, — говорит протоиерей Алексей Волков, руководитель миссионерского отдела Тихвинской епархии. — Поскольку Босоножка не прославлена, часовни у неё быть не может. Я отношусь к коммерциализации отрицательно, но это было всегда. Церкви нужны деньги. И самый простой способ их получить — заиметь у себя святыню или святыньку. Мощи, могилки, чудотворные иконы, тапочки, кепочки... Всё это привлекает христиан, воспитанных не на Евангельских текстах, а на наполненных суеверным магизмом бабьих баснях. Но где нам взять других? Вырастить? Научить? Для этого нужно время, а счета приходят каждый месяц, а налоги растут каждый год, да и кушать иногда хочется. По мне, пусть лучше масло и песок продают, чем вино, шампуни, мази, лечебные сборы, настойки, чаи, пряники, пирожки и даже попкорн (все это уже можно встретить в храмах). Вопрос монетизации культа очень уж не простой, да и возник он не вчера. Важнее, на что и как они тратят эти деньги.
Тутошние у «тамошнего»
О митрополите Иоанне Снычеве почитатели не забывают – его могила круглый год в цветах
фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
Каждый день она приходит в Александро-Невскую лавру на утреннюю службу. Кормит котов и голубей, а потом зажигает 32 лампады на «своих» могилах. Это Братский участок на Никольском кладбище. Наводит порядок, меняет масло, ставит цветы — и так 20 лет по собственному желанию. Густые седые с ржавым отливом волосы когда-то были огненной косой. Характер у нее и сейчас под цвет волос — пламенный. А когда-то была другая жизнь: в университете изучала биохимию, вышла замуж, работала с супругом на станции радиолокации. Но это всё в прошлом. Сейчас она сидит на скамейке недалеко от могилы митрополита Иоанна Снычева.

Это нарядный бронзовый крест, украшенный букетами, иконами, стихами. Тут же привинчена заламинированная молитва о спасении России. Почитатели считают покойного пассионарным патриотом, напутствия которого и могут «спасти Россию». Иоанн (1927—1995 — епископ Русской православной церкви, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, лидер националистического течения в РПЦ) был известен своими промонархическими взглядами. Исследователи сомневаются, что последние книги, подписанные именем митрополита Иоанна, принадлежат его перу.

фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
Много лет Анна Ефимовна ухаживает за могилой митрополита Иоанна Снычева
В день поминовения владыки Иоанна – 2 ноября – на его могиле: тризна, свечи и казаки
— Он заслужил! А к нему придут! За владыкой пошла бы Россия, — проповедует женщина.

Кажется, она дремлет, укрытая газетами. А на самом деле зорко наблюдает за каждым посетителем, встречая вопросом: «Вы тутошние?». Возраста у хранительницы могилы нет, а имя назвала нехотя: «Грешница Анна». Знающие люди подсказали и отчество — Ефимовна. Послушание ухаживать за могилами священников и чтить память обожаемого владыки она взяла на себя сама.

— Лавра ногой сюда ни-ни-ни! Это земля города! Паломников сейчас вообще нет! Бедным людям жить тяжело: всё дорого! — кручинится Анна.

Она переживает, что к владыке почти не приезжают из других городов, хотя убеждена, что людей, разделяющих взгляды Снычева, хватает, но «им хода нет», потому что «правит синагога». Тем временем к могиле владыки подошли три человека. Правда, не вся Россия, а несколько женщин.

— Почему лампадки зажжены? Праздник? — спрашивает Анну миловидная блондинка средних лет со свечами в руках.

— Они не сегодня, матушка, зажжены, а круглый год, — бурчит Анна. — Я всем говорю: бываете тут, приносите масло для лампад!

Блондинка торопливо достает кошелек. Она не видела Анну ранее, но слышала о ней от покойной матери. Масло принесла молодая лучезарная девушка в ажурных колготках — она давняя знакомая Анны. Работает врачом. С личной жизнью у нее не складывается, о чем и тревожатся родные. Отец перенес инсульт, он и рассказал дочери о могиле Иоанна Снычева. Девушка приходит часто. Говорит, «всегда владыка помогает».

— Записки оставляют, но нежелательно, — шепчет Анна. — Всем говорю: он всё слышит.

Анна осекается от досады, что сказала лишнее. И тут же радостно здоровается с пожилым священником и объясняет: это настоятель Казанского собора, отец Павел. Но, по словам Анны, не все священники навещают могилу митрополита Иоанна. Потом рассказывает про могилу монаха Никона, который помогает «с ногами» и похоронен «со знатными».
— Митрополит Иоанн Снычев вышел из народной гущи, в безбожное время пришел в Церковь, — говорит протоиерей Георгий Митрофанов. — Человеком образованным он не был, хотя защитил магистерскую, и не очень высоко ценил образование. Он был демократичен, обладал природным умом, склонен был поюродствовать. Личность была яркая. Окружало владыку духовенство весьма посредственно образованное — люди совершенно дремучие. Культ митрополита Иоанна Снычева возник после смерти. В его литературном творчестве ничего оригинального и привлекательного нет. Многие его тексты не принадлежали его перу, но были им благословлены, значит, ответственность за них на нем. А человек он был незлобивый. Тексты митрополита Иоанна были хуже, чем он сам: он не был исполнен ксенофобии, ожесточенности. Советская власть изувечила жизнь митрополита Мануила, духовного отца владыки Иоанна: больше 20 лет лагерей! Он стал сексотом. Отца Мануила сломила именно советская Россия, он прошел все круги ада. И как после этого его духовное чадо может публиковаться в газете «Советская Россия»? Как после этого можно быть коммунопатриотом, православным сталинистом? А ведь митрополит Иоанн им не был. Он был верующим человеком, а не политруком с бородой, каким его сейчас делают.

(с) wikipedia

(с) wikipedia
— Митрополит Иоанн Снычев вышел из народной гущи, в безбожное время пришел в Церковь, — говорит протоиерей Георгий Митрофанов. — Человеком образованным он не был, хотя защитил магистерскую, и не очень высоко ценил образование. Он был демократичен, обладал природным умом, склонен был поюродствовать. Личность была яркая. Окружало владыку духовенство весьма посредственно образованное — люди совершенно дремучие. Культ митрополита Иоанна Снычева возник после смерти. В его литературном творчестве ничего оригинального и привлекательного нет. Многие его тексты не принадлежали его перу, но были им благословлены, значит, ответственность за них на нем. А человек он был незлобивый. Тексты митрополита Иоанна были хуже, чем он сам: он не был исполнен ксенофобии, ожесточенности. Советская власть изувечила жизнь митрополита Мануила, духовного отца владыки Иоанна: больше 20 лет лагерей! Он стал сексотом. Отца Мануила сломила именно советская Россия, он прошел все круги ада. И как после этого его духовное чадо может публиковаться в газете «Советская Россия»? Как после этого можно быть коммунопатриотом, православным сталинистом? А ведь митрополит Иоанн им не был. Он был верующим человеком, а не политруком с бородой, каким его сейчас делают.
Как пойти другим путем
Монархист Сергей Астахов — ди⁠ректор издательства «Царское дело». О владыке Иоанне он отзывается как о «духовном лидере, который показал, по какому пути должно развиваться наше Отечество». В прошлом господин Астахов работал в пресс-службе владыки Иоанна, которого почитает как святого. Издательство «Царское дело» возникло по благословению владыки.

Сергей Астахов, ди⁠ректор издательства «Царское дело»
фото с сайта: www.odigitria.by; источник газета «Православный Крест», № 20 (188) (от 15 октября 2017 г.)
Фотографии с портретами Григория Распутина, Иоанна Снычева, бюсты Александра III, Николая II украшают офис господина Астахова в бизнес-центре на Нарвской. А дома, по словам издателя, у него в красном углу — иконы митрополита Иоанна Снычева и Григория Распутина.

Астахов — ответственный секретарь народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи. Астахов говорит, что к канонизации Григория Распутина и Иоанна Снычева общество не готово. А инициатива есть. Григорий Распутин, объясняет монархист, исторически связывает его с царской семьей «как верноподданного». Сергей Астахов — один из тех почитателей-энтузиастов, которые радеют о народной памяти. Получается пылко, но в обход закона...
Мемориальный крест в Александровском парке Царского Села
фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
В Александровский парк Царского Села можно войти днем и ночью. Потому, кому надо, и заходят. Правда, в северо-западную, непарадную часть парка туристы нечасто заглядывают.

А тот, кто заглянет, увидит на импровизированной площадке деревянный крест, укрепленный срубом. Тут же — лавочки, подсвечник. К срубу приделана табличка, текст которой гласит, что на этом месте был храм, в котором погребли тело Григория Распутина, «царева друга, умученного в ночь на 30 декабря 1916 года». Заканчивается текст фразой, которую почитатели приписывают Григорию Распутину: «Боже, храни своих!». Видимо, имеется в виду, что Господь узнает своих среди лжехристиан, не почитающих царя и не ждущих царя грядущего. Вот «свои» и навещают это место, наделяя сакральными качествами. К кресту приколочена икона последней царской семьи, дорогой сердцу ревнителей памяти Григория Распутина.

В пресс-службе ГМЗ рассказали, что в 2005 году почитатели без согласования с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и администрацией ГМЗ установили на этом месте крест.

— После убийства Григория Распутина временно захоронили в строящейся церкви Серафимовского убежища-лазарета,пояснили в пресс-службе музея. — Его возводили на участке, принадлежавшем фрейлине Анне Вырубовой. Позже тело Распутина планировалось перевезти в Сибирь. Однако сожгли в Петербурге. Исследователи сходятся во мнении, что подлинное место захоронения находилось вне сегодняшних границ музея-заповедника — на прилегающей к парку территории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. Археологические исследования подтвердили правильность этих выводов.

А 6 лет назад крест кто-то спилил. Но вскоре почитатели памяти Распутина установили на том же месте новый и каждый год собираются там в день убийства «царского друга», получив согласие в администрации музея. ГМЗ не собирается бороться с народным почитанием и уничтожать памятное место. А вот вербы, которая, по словам очевидцев «чуда», распускается в день его убийства у креста, больше нет. Самосевные кусты вырубают… Ситуация фантасмагорическая: каждый год колонна верующих под приглядом службы безопасности музея шествует к кресту. А крест стоит там, где нет и не было тела покойного. И всё это происходит в парке, который считается особо ценным объектом культурного наследия РФ и находится под охраной ЮНЕСКО.

фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
Сергей Астахов призывает не воспринимать народные чаяния буквально. Крест на территории Аграрного университета установить невозможно. Потому пошли другим путем, выбрав место доступное. Монархист склонен считать мемориальный крест «местом памяти», отмечающим связь Распутина с Царским Селом. А дело замяли, поскольку, по словам издателя, «кто-то замолвил слово».

Господин Астахов награжден памятной медалью Григория Распутина — за преданность памяти «старца Григория». Это почин Войсковой православной миссии, начальник которой Игорь Смыков известен как неутомимый посланник, объездивший с иконой Николая II всю страну и грозивший массово установить памятники «старцу Распутину». Начал с малого — отметил верных медалью, в Сети можно рассмотреть награду на видео.

А если кто-то мечтает о подобном на собственной груди, то это выполнимо. В газетном киоске продаются сувенирные медальки с открыткой за 180 рублей со «старцем» рядом с изображениями Циолковского, Александра Невского и Николая II. Правда, медали с Распутиным залеживаются, народ предпочитает более «понятных святых».
При желании можно купить сувенирную монету со «старцем» в газетных киосках. Желание, говорят, покупатели не демонстрируют

фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"
Главный экспонат
Инженеру-строителю Дмитрию Филатову 49 лет. Он бывает у креста в Царском Селе.
А несколько лет назад господин Дмитрий Филатов купил две комнаты в пятикомнатной коммуналке на Гороховой, 64. Решил создать музей, ведь именно в этой квартире жил Григорий Распутин. Дмитрий говорит, что средства в будущий музей вкладывает исключительно свои. Хотя посетители приносят экспонаты, а почитательница «старца» из Екатеринбурга пожертвовала 5 тысяч рублей. Паломники обычно с туристами не смешиваются. Почитатели Распутина оставляют записки с просьбами в комнате или суют в дверь. Дмитрий потом опускает их в ящик для пожертвований. Сам он молит «старца» о здоровье.
Импровизированный алтарь с иконами царской семьи и «старца Григория»
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
В квартире на Гороховой попытались максимально воссоздать быт знаменитого хозяина
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
«Старец» или «государь» как тематический бизнес. Солидный сувенир не пользуется спросом
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
фото: Александр Петросян/Коммерсантъ
В квартире живут люди, однако это не мешает проводить экскурсии в отремонтированных комнатах Дмитрия. Гости рассматривают обои «как тогда», фотографии, старый буфет, стулья, книги.

Пока задача Филатова — завершить ремонт, получить статус музея и привлечь посетителей. С паломников он, как человек православный, денег не берет и не планирует. Он пускает бесплатно посмотреть «квартиру старца», да еще и рассказывает, как сам видит былое. Распутина святым не считает, но уважает как «прозорливца». Правда, на Гороховой встречает гостей не только Дмитрий. Ему помогает двадцатилетний Виктор Федотов, студент Академии художеств, делает это по-своему, все в тех же комнатах Филатова, с его позволения. Виктор, в отличие от своего старшего коллеги, деньги за свой труд берет. Экскурсия стоит от 350 до 1200 рублей — так сказано на сайте http://museum-rasputin.com/ квартиры на Гороховой.

Румяный брюнет Виктор встречает экскурсантов в офицерской форме, стилизуя образ Феликса Юсупова, одного из убийц Распутина.

— Если бы я бы был похож на депутата Пуришкевича, то я был бы в его роли, но сходства с Феликсом у меня больше, — рассуждает Виктор.

Народ слушает внимательно и фотографирует живописного гида. Выглядит креативное решение провокационно: палач рассказывает о жертве в доме жертвы. Дмитрий Филатов морщится от этого, но «не готов давить» на пылкого юношу. Игра в Юсупова смотрелась бы так же, как если бы кто-то загримировал служительницу мавзолея под Фанни Каплан — для атмосферности. Но Виктор Федотов этой параллели не понимает.
Виктор Федотов в образе Феликса Юсупова на экскурсии у дома Григория Распутина на Гороховой, 64
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
А историки, в свою очередь, не понимают наряд господина Федотова. Кандидат искусствоведения, историк костюма Ольга Хорошилова прокомментировала его так: «Это однозначно не форма Феликса Юсупова. Костюм похож на военную форму одежды прапорщика образца 1959 года».

Военной формой Виктор не ограничился и затеял сувенирный бизнес. Оловянные фигурки «старца» и Николая II по 1000 рублей продает желающим на экскурсиях. Спрос вялый. Тут же, на столике — брошюра с акафистом (молитвой) неканонизированному Распутину, «свечи из Иерусалима» и импровизированный алтарь с иконами царской семьи и «старца Григория». Однако почитание одних не помешало другим снять в сентябре 2018-го хоррор-мюзикл с эротическим уклоном в этих же стенах. Что еще больше усиливает двусмысленность и балаганность происходящего.
Предприниматель Дмитрий Филатов — один из владельцев квартиры на Гороховой, 64, в которй жил Григорий Распутин
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Брошюры с акафистом Распутину в квартире на Гороховой – для почитателей
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Оловянные фигурки Николая II
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
Оловянные фигурки «старца»
фото со страницы в ВК: vk.com/rasputin_flat
Филатов открещивается от коммерции Виктора, уверяет, что даже не знает его расценок и свой процент не требует. Удивительно то, что и сегодня персона Распутина воспринимается сугубо полярно: либо сакрально, либо профанно. Одни почитают «святым старцем», другие — демонизируют. Фейковая форма, фейковые истории облепляют и без того противоречивый образ умершего, не позволяя увидеть в нем человека.

После интервью «Фонтанке» Дмитрий Филатов почему-то попросил Виктора «похоронить образ Юсупова».
Свои ходят к «своим» в надежде на дивную помощь. Чуда хочется, как и благодати — побольше да помощнее. Возможно, в иных реалиях страждущим было бы эффективнее прийти к врачу или чиновнику, нежели плестись с запиской на могилу. Но бытие определяет мистическое сознание. Да и рай не за горами. Обещали.
Экспертиза
Александр Панченко, директор Центра антропологии религии Европейского университета:

— Традиция обращаться за помощью к гробницам святых, чудотворным иконам, различным священным объектам в христианстве известна издавна. Еще в Средние века у святынь оставляли изображения больных частей тела или того органа, который получил исцеление. Так выстраивалась коммуникация с потусторонним миром. В России к святыням чаще приносили ткань, восковые или металлические изделия были доступны не всем. Люди, обращаясь сегодня с записками к святыням, полагают, что так эффективнее или что другой помощи им не получить. В нашем обществе параллельно существуют более или менее традиционные религиозные практики и культура нью-эйдж с разными техниками целительства, когда каждый может стать ритуальным специалистом самостоятельно. Я думаю, что религия очень изменчива и на нее не следует смотреть с точки зрения какой-либо нормы. В разные исторические периоды существуют и сосуществуют разнообразные ритуальные практики, а их значение для общества меняется. Сегодняшнее православие не похоже на то, каким оно было даже сто лет назад. Мне кажется, что взаимопроникновение практик православия и культуры нью-эйдж вполне типично для современной России.

(с) предоставлено автором

(с) предоставлено автором
Александр Панченко, директор Центра антропологии религии Европейского университета:

— Традиция обращаться за помощью к гробницам святых, чудотворным иконам, различным священным объектам в христианстве известна издавна. Еще в Средние века у святынь оставляли изображения больных частей тела или того органа, который получил исцеление. Так выстраивалась коммуникация с потусторонним миром. В России к святыням чаще приносили ткань, восковые или металлические изделия были доступны не всем. Люди, обращаясь сегодня с записками к святыням, полагают, что так эффективнее или что другой помощи им не получить. В нашем обществе параллельно существуют более или менее традиционные религиозные практики и культура нью-эйдж с разными техниками целительства, когда каждый может стать ритуальным специалистом самостоятельно. Я думаю, что религия очень изменчива и на нее не следует смотреть с точки зрения какой-либо нормы. В разные исторические периоды существуют и сосуществуют разнообразные ритуальные практики, а их значение для общества меняется. Сегодняшнее православие не похоже на то, каким оно было даже сто лет назад. Мне кажется, что взаимопроникновение практик православия и культуры нью-эйдж вполне типично для современной России.
Заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:

— На мой взгляд, сознание любого человека религиозно. И уровень развития этого человека предполагает уровень развития религиозности. Даже люди, не склонные задумываться о вечном, не могут не задумываться о смерти. Показательно, что последним сакрализованным местом в жизни советских людей были кладбища. Места, где десятилетия не было действующих храмов, а люди должны были «строить коммунизм», положив себя в «жертву будущим поколениям». На кладбище у советского человека возникало ощущение соприкосновения с вечностью. В смерти люди видели то, что не укладывается в парадигму посюстороннего бытия. Сакрализация мертвецов — один из важнейших атрибутов религиозной жизни язычества. С этой точки зрения не являющийся ответственно мыслящим христианином современник не перестает быть человеком религиозным. Просто его религиозность носит примитивный, рудиментарный характер. И его отношение к мертвецам как представителям иного мира, от которого может зависеть благополучие или несчастье живых, становится серьезным.

(с) wikipedia

(с) wikipedia
Заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:

— На мой взгляд, сознание любого человека религиозно. И уровень развития этого человека предполагает уровень развития религиозности. Даже люди, не склонные задумываться о вечном, не могут не задумываться о смерти. Показательно, что последним сакрализованным местом в жизни советских людей были кладбища. Места, где десятилетия не было действующих храмов, а люди должны были «строить коммунизм», положив себя в «жертву будущим поколениям». На кладбище у советского человека возникало ощущение соприкосновения с вечностью. В смерти люди видели то, что не укладывается в парадигму посюстороннего бытия. Сакрализация мертвецов — один из важнейших атрибутов религиозной жизни язычества. С этой точки зрения не являющийся ответственно мыслящим христианином современник не перестает быть человеком религиозным. Просто его религиозность носит примитивный, рудиментарный характер. И его отношение к мертвецам как представителям иного мира, от которого может зависеть благополучие или несчастье живых, становится серьезным.
Правда, нет формы конкретного выстраивания этих отношений: вот можно прийти на могилу, что-нибудь положить. Когда люди были неграмотными, диктовали записки, чтобы оставить на могиле. Аналогия проста: до начальника не добраться, а прошение оставлю — глядишь, отзовется. Христианство по природе своей аристократично: христиан всегда меньшинство. А большинству Христос не нужен, даже тем, кто идет в храмы. За Христом шли толпы, а когда Ему понадобилась помощь, остались единицы. И сейчас большинство хочет реализовать материальные потребности. Маргинапьные настроения были и будут, но поощрять их не надо, как и делать на этом деньги. Любить у нас умеют только мертвых: они пугают, но и обнадеживают что-то заполучить от них. Причем бессмысленно пытаться увидеть в этой религиозности обращенность к Христу! Эти представления укладываются в парадигму языческого, магического сознания. Языческие заклинания колдуний, искренне считающих себя православными, предполагают упоминание имени Христа, Николая Чудотворца и Богородицы. Разобраться в эклектичном мировоззрении очень сложно. Очевидно только одно: оно противоречит принципам христианского мировоззрения. Потому и люди, приходящие к могиле Вершининой, — верующие, но не в Христа.

Суть магического сознания в том, чтобы заставить работать сверхъестественные силы для решений своих проблем. Знаю одного пожилого священника, который утешил прихожанку: она тревожилась, что ее покойный муж мерзнет на том свете без любимых кальсон. Священник посоветовал зарыть их ночью в его могилу. Он полагал, что исполнил свою пастырскую миссию утешить прихожанку, и неважно, что она осталась в своем языческом сознании. Двоеверие усиливается. Посмотрите, сколько людей приходит приложиться к каким-нибудь святыням, притом что в стране причащаются лишь 3 % населения. До XVIII века в России духовенство нигде не училось, пока не появились семинарии. К концу XVIII века исчезли неграмотные священники. К концу XIX века у нас складывается образованное духовенство. А к концу XX века у нас только одна треть имела богословское образование, даже то ущербное, какое было возможно в постсоветских условиях. Сейчас ситуация стала получше: две трети духовенства в России имеют образование, но чаще всего заочное, уровень в провинциальных семинариях очень низок. В результате наше духовенство по отношению к обществу выглядит менее просвещенным, чем оно было в конце XIX века.

Автор текста: Мария Башмакова
Фотограф: Михаил Огнев, Александр Петросян
Редактор/корректор: Елена Иванова
Дизайн/верстка: Светлана Григошина

В тексте также использованы фотографии из открытых источников и со страниц сообществ vk.com.

Просмотров: 1286