15:17 25.06.2017
СК разбирается в гибели ребенка в Саратовской области
«Челси» купит защитника «Ювентуса» за рекордную сумму
Очевидец: Трамвай устроил ДТП на Фонтанке, сдавая назад
С баржи у ЗСД ночью в воду упал кран
Начало недели в Петербурге будет ветреным
Американцы представили способный летать почти со скоростью звука беспилотник
Бриг Tre Kronor, участвовавший в "Алых парусах", покидает Россию
В Светогорске полыхает и дымит забытая всеми свалка
Во время наезда на празднующих Ураза-байрам в Ньюкасле пострадали трое детей
В Минске собирают подписи против военных парадов с тяжелой техникой
Окружение Жиркова прокомментировало идею депутата о драке
Мерседес протаранил скорую в Челябинской области
Адам Уна не захотел переходить в «Зенит»
Geek Picnic: битвы «Тортика» с «Барракудой» и поезд на жидком азоте
В Тосно линейно-транспортный станок убил рабочего
СМИ: В Великобритании машина снова врезалась в толпу мусульман
ВВС Израиля ударили в Сирии по технике боевиков
На «Алых парусах» поймали «щипачей»
Школьная медаль стала причиной проверки СК в Адыгее
В ночном пожаре на Савушкина погиб мужчина
Эксперт: если обвинения в адрес российских футболистов подтвердятся, будет вопиющий инцидент
В Китае казнили трех наркоторговцев
Греческие хакеры заявили о взломе 300 турецких сайтов
СМИ сообщили об увеличении числа жертв оползня в Китае до 24
От Смольного уберут улицу Пролетарской Диктатуры
Названа причина быстрого распространения огня при пожаре в жилой башне в Лондоне
Эрдоган упал в обморок во время праздничной молитвы в мечети
На Стачек мужчину убили ударом в сердце
Житель Петербурга погиб из-за долгов по алиментам
Британские СМИ сообщили о пяти игроках сборной России, нарушивших антидопинговые правила
В столкновении иномарок на Ленинском погибла женщина
Житель Пушкина открыл стрельбу из окна
Митрион нокаутировал Емельяненко в первом раунде
На Приозерском шоссе грузовик перевернулся на крышу
В Петербурге годовалый ребенок выжил при падении с 3 этажа
Глава ЦРУ рассказал о десятилетиях попыток России «подорвать демократию в США»
Мусульмане Петербурга завершили пост под дождем
День йоги отпразднуют на Заячьем острове
Медведев с женой тайно посетили Свирский монастырь
Акинфеев заявил, что готов к критике после ошибки в матче с мексиканцами
Экс-кандидата в президенты США Берни Сандерса обвинили в мошенничестве
Полицейские в Брюсселе открыли огонь по попытавшемуся наехать на них водителю
Депутат предложил ударить футболиста сборной России Жиркова
Сантуш: сборная Португалии рассчитывает вернуться в Петербург на финал Кубка конфедераций
На репетиции парада в Минске танк врезался в столб
Очевидец: На севере Петербурга проблемы с движением из-за болельщиков
Черчесов прокомментировал вылет сборной России из Кубка конфедераций
Роналду раскритиковал поле на арене «Санкт-Петербург»
«Зенит» проиграл второй матч подряд под руководством Манчини
В Лондоне произошел пожар в жилом доме
Велосипедист облил двух девушек-подростков кислотой на Ставрополье
Пушков прокомментировал решение Украины усложнить россиянам въезд в страну
Португалия разгромила Новую Зеландию на «Санкт-Петербург Арене»
Россия завершила выступление на домашнем Кубке конфедераций
Путин раскритиковал любителей вина
На матч Новая Зеландия – Португалия пришло больше людей, чем на матч-открытие с участием России
Президент Южной Кореи предложил КНДР создать совместную сборную к Олимпиаде-2018
В палате лордов сообщили о кибератаке на британский парламент
Суд в Киеве арестовал главреда украинского издания «Страна.UA»
Крыши Конюшенного ведомства отремонтируют за 38 миллионов
После первого тайма в матче Мексика - Россия ничья
В Подборовье нашли тонну наркотиков
Украина выразила протест в связи с поездкой Путина в Крым
Турчинов пообещал снимать отпечатки пальцев у приезжающих на Украину россиян
Перед «Санкт-Петербург Ареной» ведут нелегальную продажу билетов
СМИ: РПЦ выступает за изучение основ церковнославянского языка в школах
Горсуд принял к рассмотрению иск защитников сквера на Савушкина
Путин рассказал, как правильно писать статьи журналистам
Тренер «Спартака» пожелал вылета сборной России с Кубка конфедераций
Станцию «Крестовский остров» открыли
Город

Открытое метро: уравнение с одними неизвестными

В распоряжении «Фонтанки» оказалась концепция кольцевого наземного метро в Петербурге, разработанная «ЛСР-строй» - потенциальными инвесторами. Авторы признаются, что ее реализация тормозится большим количеством вопросов. К обычным – где взять денег и как их отдавать, прибавился еще один: как перепрыгнуть Неву.
Открытое метро: уравнение с одними неизвестными

О том, что для проекта открытого метро в Петербурге уже составлена предварительная трассировка, стало известно в феврале. Тогда же стало понятно, что до предметного разговора еще далеко: стоимость не рассчитана, финансовая модель не построена. Сейчас в распоряжении «Фонтанки» оказалась сама схема будущей кольцевой, разработанная в компании «ЛСР». 

Судя по ней, очевидно, что о проблемах, с которыми может столкнуться проект, можно говорить уже сейчас. Сами разработчики признают: пока не договорятся о переправе в районе Невской заставы, кольцо останется незамкнутым, а круг участников — не определенным.

Относительно предметное обсуждение наземного метро прошло месяц назад на совещании с участием вице-губернатора Петербурга Игоря Албина и вице-президента РЖД Петра Кацыва. Вскоре стали известны первые цифры и возможный маршрут. Первоначальную концепцию, как сказал "Фонтанке" замгендиректора по управлению проектами "Группы ЛСР" Борис Мурашов, разрабатывали «ЛСР», «Ленгипротранс», ОЖД.

ЛСР

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

На схеме «ЛСР» видно, что открытое метро должно соединить Юнтолово на севере и Сосновую Поляну на юге. Основа проекта — существующие железные дороги. Маршрут идет через Лахту и предполагаемую станцию метро «Улица Савушкина» далее в сторону Старой Деревни и Лесной. За Пискаревкой рельсы уходят на юг к Охте и Ладожскому вокзалу и отклоняются к западу, после чего через Невскую Заставу и станцию Волковская пересекают Московский проспект. Дальше — Княжево, Дачное, Ульянка, Лигово и Сосновая Поляна. Всего 24 станции.

Видно, что, помимо действующих, разработчики учитывают и 4 новых станции метро (кроме «Улицы Савушкина» и «Лахты», это станция в Ульянке и на пересечении Седова с Фарфоровой). В сугубо предварительных рабочих материалах указан примерный пассажиропоток — 170 тысяч человек в сутки, а также количество поездов — 30. Интервал движения колеблется от 5 до 15 минут.

Полукольцо наземного метро, которое могут протянуть через город, вполне предсказуемо сравнивают с Московским центральным кольцом. Станций в Москве больше (31), пересадок на «подземку» тоже (17), пассажиропоток насыщенней (300 тысяч человек в сутки). 

И, тем не менее, единственная пока доступная информация о возможной стоимости петербургского открытого метро — это аналогия со столичным проектом. А его стоимость оценивается в сумму от 100 млрд рублей (по данным московской мэрии) до 220 млрд рублей (так еще в 2015 году оценил поступления из бюджетов всех уровней глава ОАО «МКЖД» Алексей Зотов). Ничего более конкретного разработчики предложить не могут. В аппарате вице-губернатора Игоря Албина «Фонтанке» сообщили, что о расходах и источниках финансирования говорить рано.

Компания «ЛСР», которая может стать соинвестором проекта, не готова входить в него в качестве основного двигателя. Об этом рассказал «Фонтанке» Борис Мурашов. Компания ждет позиции РЖД, а также принципиального решения нескольких технических вопросов. 

Самый ключевой из них — как пересекать Неву. «Необходим железнодорожный мост, – говорит Мурашов. – Действующий Финляндский не сможет выдержать круглосуточную нагрузку. При этом речь идет о строительстве высоководного моста: технические перерывы предполагаются, но не такие, чтобы можно было пропускать суда. Это очень серьезное сооружение». Трогать Финляндский мост никто не собирается, благо он внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России. Это значит, что рядом с ним придется строить новую неразводную переправу. Собственно, и стоимость всего полукольца будет во многом завязана на этот мост.

Такое положение вещей обеспечивает, как говорят юристы от недвижимости, «единство судьбы» открытого метро и еще одного проекта — Восточного скоростного диаметра. Трасса, которая должна соединить ЗСД с КАД, согласно плану, пересечет Неву в том же месте, что и линия открытого метро. Два конкурса на проектирование ВСД уже объявлены, в конце марта должны быть подведены итоги. Срок выполнения — до конца февраля 2018 года. Если прошедшие публичные слушания не сорвут планы Смольного, то после проектирования до начала стройки останется 1,5-2 года — причем строить начнут как раз с центрального участка. Все эти выкладки могут служить косвенным намеком на то, когда будет — если будет — строиться открытое метро: ведь, по словам Бориса Мурашова, в части перехода через Неву эти проекты надо совмещать.

Длительность самого строительства тоже пока можно только предполагать.  Мурашов считает, что если начать прямо сегодня и обеспечить проекту режим максимального благоприятствования, можно справиться за 6 лет (Малое кольцо Московской железной дороги реконструировали в МЦК за 5 лет). Он уточнил в разговоре с «Фонтанкой», что проект наземного метро, если будет решено его реализовывать, не должен ограничиваться полукольцом. Необходимо организовывать и тактовое движение в прилегающие районы агломерации — Пушкин, Царское Село, Сертолово, Всеволожск. Да и пресловутый аэроэкспресс, который также сейчас проходит горнило публичных слушаний, рассматривается инвестором как часть общей системы.

При этом всем полукольцо, ориентировочной стоимостью в два стадиона на Крестовском острове, остается для всех возможных участников скорее факультативным проектом. Позиция «ЛСР» понятна — у нее есть более насущные дела: уже начатая реконструкция трамвайной сети в Красногвардейском районе, а также трамвайные линии до Колпино и Всеволожска. Последняя линия пройдет через территорию бывшего Ржевского аэродрома, которую застраивает как раз «ЛСР», так что здесь инвестиционный резон налицо. О том, насколько различается подход застройщиков и РЖД к рентабельности, говорит хотя бы ситуация с аэроэкспрессом. «ЛСР» готова вкладываться в присоединение Пулково к железнодорожным путям Витебского направления, а РЖД надеется включить в проект еще и реконструкцию существующего участка от места «врезки» аэроэкспресса до Витебского вокзала. В этом случае, по мнению «ЛСР», проект становится неокупаемым. Недаром и в случае с открытым метро инвестор утверждает, что процентов на 50-60% проект должен финансироваться государством.

Как проект аэроэкспресса вступает в неизбежное противоречие с веткой метро в Пулково, так и открытое метро ставит под сомнение целесообразность кольцевой линии подземки. Согласно Концепции развития транспортной инфраструктуры города до 2043 года, первый участок от «Горного института» до «Лесной» должен быть прорыт до 2028 года. Закончить ветку планируется уже к 2038 году, когда будут связаны станции "Арсенальная", "Площадь Калинина", "Полюстровский проспект", "Большеохтинская", "Ладожская", "Дальневосточный проспект", "Площадь Бехтерева", "Волковская", железнодорожная станция Боровая, "Фрунзенская", "Нарвская" и "Двинская". Надо ли говорить, что первые конкурсы (как и с подземкой до Пулково) уже были проведены. «Ленгипрометротранс» за 175 млн рублей готовит предварительный проект первой очереди «кольцевой» линии, которая свяжет Васильевский и Петроградский острова с Выборгской стороной. Всего – пять станций: «Большой проспект-2» (переход на четвертую линию). «Василеостровская-2» (переход на третью), «Спортивная-2», «Петроградская-2», «Кантемировская» и «Лесная-2» (переход на первую ветку).

«Полагаю, что и подземное кольцо, и наземное полукольцо – фантазии, – считает Владимир Валдин, эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт». – По Южному полукольцу железной дороги, кстати, было движение, еще до 1917 года. Но сейчас параллели с Москвой проводить сложно. Для таких проектов принципиально, чтобы кольцо было замкнуто, так обеспечивается связь районов. А у нас какого-то эффекта можно ждать только в южной части – маршрут пролегания северной дуги проходит вдалеке от чего бы то ни было». При этом собеседник «Фонтанки» отмечает, что в столице МЦК перетянуло на себя около 15% пассажиропотока с кольцевой линии метро.

Если чиновники и инвесторы все еще выбирают между миллиардными стройками и пытаются найти им экономическое обеспечение, 15 тысяч петербуржцев уже все для себя решили. Столько человек подписали на сайте change.org петицию о строительстве наземного метро. Конкретной маршрутизации подписанты не представили, однако утверждают, что всего должно быть построено за 5 лет до 100 км путей с 50 станциями в Санкт-Петербурге при объеме частных инвестиций более 30 млрд рублей, а также до 200 км путей в Ленинградской области вблизи Петербурга. Рельсы должны связать Петербург с пригородами – Пушкином, Красным Селом, Сестрорецком, Петергофом, а также с Гатчиной, Тосно, Всеволожском и Сертолово. Самая интригующая часть – экономическая. Несмотря на то, что адресатами петиции указаны чиновники от губернаторов города и Ленобласти до премьер-министра, строить предлагается исключительно за частный счет, без участия бюджета. Проезд – бесплатный. Достичь этого предполагается за счет доходов от «сдачи в аренду коммерческих помещений в составе станционных комплексов», которые окупят и сами работы. 

В аппарате вице-губернатора Игоря Албина осторожно пояснили, что готовы поддерживать рациональные проекты, которые бы обеспечивали транспортное развитие региона.

Николай Кудин, "Фонтанка.ру"


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (129)
31 марта 2017 г. 08:07
Snaky: В Мск и 12-ти вагонные... А в регионах 4-6, 2 — очень редко, а 1 — это уже рельсовые автобусы
29 марта 2017 г. 10:19
Bobanya: ага, мечтай
25 марта 2017 г. 22:52
_Чтец_: помню, помню как здесь называли трамваи грохочущим чудищем. Эти люди понаехаловы и никогда не жили в Ленинграде.
20 марта 2017 г. 21:17
olegr:
или вместо 10
Опс.. Это Вы где 10-ти вагонные элки щас видели? 8 или 6. В зависимости от направления. В регионах, так, вообще — 1 (реверсивный, да, есть еще и такие) или 2 вагона (обои два головных) катаются.
20 марта 2017 г. 21:14
_Чтец_:
А вообще концепция интересная.
Вам скинуть планы развития метрополитена с 1960-лохматого года? :))
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Оплатить покупки в КЕЙ теперь можно с помощью Android Pay
23 мая 2017 года в России начал работу бесконтактный сервис оплаты покупок с помощью смартфонов Android.
www.are.fi
Аre Россия займется обслуживанием инженерных систем «Ленты»
После приобретения зданий гипермаркетов «К-Руока» у финской компании Kesko российский ритейлер «Лента» доверил техническое обслуживание инженерных систем своих новых объектов компании Are Россия, которая ранее выполняла эти же работы для предыдущего владельца.
ЖК «Граффити»
В ЖК «Граффити» показали, какой красочной может быть петербургская архитектура
Строительная компания «Ойкумена» представила новое масштабное художественное произведение стрит-арта. На роспись стен двух высотных домов в жилом комплексе с символичным названием «Граффити» художников вдохновили приключения Алисы в стране чудес.