16:40 23.10.2017
Парламент Каталонии определится с независимостью 26 октября
Финские депутаты предлагают пустить поезда из Петербурга в Тампере
Буквы стелы «Ленинград» при входе в Морской порт угрожают рухнуть в любой момент
У петербуржца с шизофренией обнаружили водительские права 11 категорий
Гибель вице-спикера ЗакСа Солтана прокуратура оценила в четыре года
В Сети нашли дневник с угрозами Татьяне Фельгенгауэр
При обрушении на стадионе «Кировец» пострадали четверо
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу назвал цену теракта в Петербурге
Испорченный газон рядом с Летним садом оценили почти в 3,5 млн
На Лиговском задержали угонщика, который выталкивал электрокар
Экс-полицейским, подбросившим наркотики петербуржцу, не смягчили приговор
Пограничники рассказали, когда в Финляндию пустят на шипах
РФС не увидел пенальти на Фернандесе в матче ЦСКА - "Зенит"
Полиция назвала напавшего на Татьяну Фельгенгауэр иностранцем
Избившему до смерти бас-гитариста «Любэ» суд ограничил свободу
У петербургских дорожников началась зима
Директора-строители и дамы в декрете стали жертвами петербургских угонщиков
Защитник «Зенита» Мевля: Петербург удивительный, большой и дождливый
Первый замглавред «Эха Москвы» Бунтман: Нападавший на Фельгенгауэр не был с ней знаком
Петербургского бизнесмена с чемоданом для пыток подозревают в желании убивать
Умерла петербурженка, под которой загорелась простыня в НИИ им. Вредена
Эксперты: Мурино по-прежнему лидирует по продажам жилья экономкласса
Генпрокуратура отказалась вновь искать в «Матильде» экстремизм
Мурино-Бугры - самая востребованная локация на первичном рынке
Албин: Я не знаю, сколько будет стоить эксплуатация "Новокрестовской"
На стадионе «Кировец» обрушилась металлоконструкция
Песков назвал слухи о возможной отставке Полтавченко «русской народной забавой»
В «Европолисе» экс-глава националистов Хабаровска ломал шлагбаум, угрожал лжестатусом и бил охранника
Злоумышленник ранил ведущую "Эха Москвы" в офисе радиостанции
Кремль развеял слухи о возможной амнистии на 100-летие революции
Пресс-секретарь Полтавченко опубликовал фото уточек в ответ на слухи об отставке губернатора
Петербург поборется за федеральные деньги для развития городской среды
В Плесецке дважды испытают замену МБР "Сатана"
Экс-губернатор Псковской области взошел на Афон за ВДВ
Цены на нефть падают
На Финляндию движутся снегопады
Колл-центр Пулково возобновил работу
Мужчину забили поленом на Маршала Казакова
ТСЖ выплатило почти 300 тысяч петербурженке за залив квартиры
На Северном флоте создан первый полигон горной подготовки
Массовое ДТП на ЗСД попало на видео
Вице-премьер Украины заговорил о возврате к покупке российского газа
ВЭБ и Единая электронная торговая площадка запустят совместный проект на блокчейне
Финскую визу оформят за 12 дней
Замерзший корпус ИТМО может остаться без света из-за долгов института им. Вавилова
СМИ: Tesla договорилась о строительстве завода в Китае
В ДТП с автобусом на «Нарве» пострадали 18 человек, из них четверо - дети
Телефон колл-центра Пулково недоступен для пассажиров
Инженер петербургского банка отделался штрафом за хищение мобильников
Умер один из основателей группы AC/DC Джордж Янг
Массовое ДТП собрало пробку на ЗСД
СМИ: Минобр и родители одобрили разработанный РПЦ курс основ семейной жизни
Маршрутка с 19 пассажирами перевернулась в Волосовском районе по вине водителя автобуса
Власти Великобритании попросили ООН не называть беременных «женщинами»
СМИ: Минтруд опроверг планы повысить минимальный трудовой стаж
Профсоюз РАН: Зарплаты ученых до конца года вырастут в среднем на 80%
СМИ: Состав экспертного совета ВАК, усомнившегося в Мединском, обновят
В кювете на трассе «Сортавала» погиб человек
В Красноярске посетитель ТРЦ погиб, сломав позвоночник во время прыжков на батуте
Власти США аннулировали визу главы Hermitage Capital Уильяма Браудера
Венеция и Милан проголосовали за автономию от Рима
СМИ: Власти России собираются повысить минимальный трудовой стаж
В ДТП с автобусом на «Нарве» пострадали 7 человек
В Петербурге расшифруют геном человека
По террористическим делам за полгода осуждено больше двухсот человек
Россиянина, который вернулся за своим котом, задержали в Швеции
Из-за ДТП с тремя машинами на КАД движение перекрывали на 10 минут
В Штутгарте прошла акция в поддержку Кирилла Серебренникова
СМИ: Мужчина с ружьем захватил заложников в английском боулинг-клубе
Навальный про выдвижение Собчак: «Все имеют право идти на выборы»
Город

Петербургский трамвай становится частным

Вслед за идей передать трамвайную сеть Красногвардейского района в районе станции метро «Ладожская» частным инвесторам для бизнеса готовят ещё два проекта: трамвайную линию от строящейся станции метро «Шушары» в Колпино и трамвайную линию во Всеволожск.
Петербургский трамвай становится частным
Сергей Куликов/Интерпресс

Какие перспективы у частных инвестиций в городской трамвай и насколько это является благом для Петербурга, разбиралась «Фонтанка».

В августе-сентябре этого года случится крупное событие для транспортной сети Петербурга: должен заработать первый проект частного трамвая в городе. Трамвай будет запущен по закрытому на данный момент маршруту №8 от станции метро «Ладожская» по проспекту Косыгина, проспекту Наставников до конечной станции на Хасанской улице. Пути на участке проспекта Наставников от проспекта Косыгина до Хасанской улицы уже демонтированы, производятся работы по их замене за счёт частных средств концессионера, состоящего из консорциума строительных компаний «ЛСР» и «Лидер». До запуска этого маршрута следует отремонтировать пути и на участке проспекта Косыгина от станции метро «Ладожская» до улицы Передовиков. Второй участок проспекта – от улицы Передовиков до проспекта Наставников – недавно уже был отремонтирован силами города.

После строительства трамвайного парка на Индустриальном проспекте, закупки новых вагонов и ремонта путей на оставшемся куске проспекта Наставников, а также на Ириновском проспекте и Рябовском шоссе, проект будет полностью реализован.

Естественным продолжением этой концессии является проект по строительству трамвайной линии во Всеволожск. Предполагается создание линии от Ириновского проспекта, которая дойдёт до южной части Всеволожска. Линия должна пройти  и через строящиеся кварталы бывшего Ржевского аэродрома, где в перспективе возникнут жилые кварталы для 33 тысяч жителей. Строительством этих кварталов занимается всё та же "ЛСР". Трамвайная линия позволит увеличить стоимость квадратного метра жилья за счёт улучшения транспортной доступности района. А за счёт присоединения к существующей трамвайной сети, которая будет обслуживаться всё той же концессией, отпадёт необходимость в строительстве отдельного трамвайного парка и дополнительных путей прямо до метро «Ладожская».

По похожей схеме может быть реализован другой проект – трамвайная линия от станции метро «Шушары» до города Колпино. Трамвайная линия пройдёт вдоль Софийской улицы и будет заканчиваться на границе города Колпино, у Пролетарской улицы, к которой планируется подвести сеть автобусов. В отличие от проекта в Красногвардейском районе здесь концессионеру предстоит построить всю инфраструктуру с нуля, включая пути, собственное депо, и закупить подвижной состав. По словам концессионера, проектирование намечено на 2018 год, а строительство – на 2019-й.

скриншот из "видеопрезентации " трамвайной системы
скриншот из "видеопрезентации " трамвайной системы

Этот проект имеет большие перспективы, так как создаёт новый транспортный коридор из почти двухсоттысячного Колпино в Санкт-Петербург. Кроме того, в отличие от электричек, трамвай будет ходить в течение всего дня без дневных перерывов, что ещё больше привлечёт внимание и доверие пассажиров. Пока неизвестно, по какой схеме будет производиться оплата проезда. Если, как и в случае с сетью в Красногвардейском районе, в трамвае будут действовать все виды проездных билетов, существующие в городе, данный проект будет ждать большой успех. Если же тарифная система будет без интеграции с существующей сетью метро и автобусов, то пассажиры, наоборот, могут отвернуться от новой линии, ведь вся система предполагает наличие пересадок: сначала на автобусах в Колпино до трамвая, затем из трамвая в метро и далее по Санкт-Петербургу.

Пока проект не предусматривает и трассировку по самому городу Колпино, в том числе пересадку на железную дорогу. Не реализуется способность трамвая быть скоростным на одних участках и идти по городским улицам, собирая пассажиров, на других. Впрочем, грамотная организация автобусного движения по Колпино может компенсировать эту проблему.

Все эти проекты объединяет ряд недостатков. Трамвайная сеть, по сути, разрывается на несколько частей. Особенно это проявляется в Красногвардейском районе, где по Ириновскому проспекту и Большой Пороховской улице проходят маршруты трамваев №10, 30, а также временно идущего по сокращённой трассе №7. Впрочем, их пассажиропоток на этом участке невелик, поэтому это не играет критической роли. Кроме того, ничто не мешает заключить соглашение о совместном использовании небольшого участка путей на Ириновском проспекте до кольца на ул. Коммуны, чтобы сохранить маршрут №7 по его обычной трассе. Инвестор подтверждает техническую возможность запуска маршрутов «Горэлектротранса» по их сети. Она предусмотрена в концессионном соглашении. Главное, чтобы подвижной состав, который будет использоваться на «общих» участках, соответствовал техническим требованиям.

Другой недостаток заключается в том, что сейчас строится новая трамвайная линия по Гранитной улице – от Ладожского вокзала до конечной станции «Малая Охта». Сама конечная станция также перестраивается, чтобы принимать гораздо больше вагонов, чем она может принять сейчас, в расчёте на стоянку всех вагонов, которые ныне идут до станции метро «Ладожская». Так как концессионер покупает двухсторонние вагоны, то, скорее всего, все трамвайные маршруты продолжат ходить только до «Ладожской». Так что строительство новой трамвайной линии и одной из самых больших конечных станций в городе потеряет почти весь смысл. В это же время востребованным является строительство трамвайной линии на продолжении ул. Маршала Казакова, но пути там пока не прокладывают.

Но самая главная проблема разрыва сети заключается в отсутствии так называемого эффекта синергии. В «Горэлектротрансе» существует ряд служб, которые обслуживают сразу всю сеть в городе: ремонтируют пути, следят за контактной сетью и т.д. В случае появления нового перевозчика на трамвайных рельсах ему придётся создавать все эти службы с нуля или договариваться об их аренде у «Горэлектротранса». 

Есть и финансовый аспект. Во всех договорах, заключаемых по такой схеме с концессионером, предполагается, что частные трамваи будут везти не менее определённого количества пассажиров в год. По сообщению концессионера, сеть должна перевозить минимум 33,2 миллиона пассажиров в год, что значительно больше существующего пассажиропотока. Такой рост потока может произойти при грамотной организации движения и частичной отмене дублирования маршрутов. Но если план по пассажиропотоку не выполняется, то город должен будет выплатить денежную компенсацию на покрытие выпадающих доходов. Такая схема уже применена в соглашении по Западному скоростному диаметру, и в бюджет Петербурга приходится закладывать миллиардные расходы по этому соглашению. Так что, если прогнозы по пассажиропотокам, которые были заложены в договоре, выполнены не будут, город получит в нагрузку дополнительные денежные расходы, либо ему придётся искусственно повышать пассажиропоток, отменяя все  хотя бы немного дублирующие маршруты общественного транспорта.

Другая финансовая проблема связана с сетью в Красногвардейском районе. Маршруты № 8,10, 59 и 64 являются одними из самых популярных в городе. После перехода этой сети в частные руки придётся либо сокращать количество вагонов, либо перенаправить их на менее нагруженные маршруты. Так как затраты на вагоны не изменятся, а выручка с них упадёт, то «Горэлектротрансу» понадобится больше субсидий для их обслуживания. Есть и альтернативный вариант: оперативно заняться обособлением трамвайного движения по городу, что привлечёт дополнительный пассажиропоток, а значит, окупит затраты, а также вернуть трамвай в центр города, например на лежащие без использования пути на Литейном проспекте. Для этого нужна политическая воля руководства города и понимание важности этой проблемы. Если частникам будут продолжать передаваться другие линии в городе, а о таких планах уже писала «Фонтанка», то «Горэлектротрансу» могут остаться только самые убыточные маршруты с большими субсидиями, что может поставить вопрос закрытия движения по ним вместо их модернизации.

Но в целом в случае успеха этих проектов город наглядно покажет, что частное использование трамвайной сети может быть намного более эффективным, чем государственное. Скорее всего, город поможет частному трамваю выстроить приоритет на дорогах, в том числе на перекрёстках. Частный трамвай не будет работать по принципу «как бы чего не вышло», часто необоснованно вводя ограничения скорости, чем только отталкивая пассажиров. Вполне вероятно, что в результате таких концессий мы сможем получить в Петербурге современный трамвай, работающий по принципиально новым стандартам. Да, всё это мог сделать сам город, привлекая деньги из бюджета либо заёмные средства на льготных условиях, но за все последние годы власти так и не смогли вывести петербургский трамвай на должный уровень. Может быть, это получится у частной компании?

Арсений Афиногенов, специально для «Фонтанки.ру»


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (59)
13 июня 2017 г. 11:52
л Samal • 11 июня 2017 г. 15:28 YUM: за "водоотведение" Вы уже платите, если чо
да, но пока без счетчика. Без учета, так сказать "какчества и коликчества", как говаривал незабвенный Аркадий Исакович. А если "социализм -это учет" ©, то капитализм и тому подавно. :D
11 июня 2017 г. 15:28
YUM: за "водоотведение" Вы уже платите, если чо
9 июня 2017 г. 18:32
Люсьен • 9 июня 2017 г. 13:25 "Классно" заживем, трамваи частные, путепроводы платные... что следующее?
счетчик на унитаз
9 июня 2017 г. 13:25
"Классно" заживем, трамваи частные, путепроводы платные... что следующее?
9 июня 2017 г. 13:22
serg1956: Народный обанкротится. Целью отмены трамваев было именно это.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Онлайн-магазин KiK
KiK: известный немецкий дискаунтер качественной модной одежды теперь в России
В России стартует онлайн-магазин KiK - известной немецкой сети недорогой и качественной одежды и повседневных товаров для дома и всей семьи. KiK уже завоевал сердца покупателей по всей Европе
Холдинг RBI
В «Доме у Елагина острова» начинаются новоселья
«Северный город» начал выдавать ключи в жилом комплексе, сданном в середине сентября, – «Доме у Елагина острова» на Липовой аллее, 15, в пяти минутах пешей прогулки от станции метро «Старая Деревня». В ближайшее время владельцам будут переданы около 100 квартир
Компания КЕЙ
Новые игровые возможности Xbox Scorpio: обзор от сотрудников КЕЙ
На потеху всем любителям консольных игр компания Microsoft на осенней выставке представила совершенно новую приставку Xbox One X, которая с самого старта продаж будет продаваться в версии Project Scorpio Edition. В чем же ее особенности? В этом помогут разобраться сотрудники компании КЕЙ