(812) 416 77 77 телефон прямого эфира

25.01.2016 12:08
Кто придумал "Экспонат" для "Ленинграда"

Кто придумал "Экспонат" для "Ленинграда"

В студии [Фонтанка.Офис] - режиссер клипов группы «Ленинград» «ВИП», «ЗОЖ» и «Экспонат» Анна Пармас, с которой ведущие Федор Погорелов и Николай Нелюбин размышляют о таланте Сергея Шнурова, паранойе и гайках в голове.

- С дрожью в голосе мы представляем Анну Пармас, телевизионного режиссера, которая подарила нам много разных радостей, на протяжении последних 20 лет сценариста, я какой-то ваш титул наверняка не назвал?

– А никаких титулов и нет.

- Тогда для тех, кто начинает нас смотреть с чистого листа. Анна сняла клипы «Экспонат», «ЗОЖ» и «ВИП»... не хватает еще одного слова из трех букв в этом ряду. А когда-то была режиссером «Осторожно, модерн» и «Осторожно, Задов»...

– Нет, «Осторожно, Задов» я не режиссировала.


Видео 1 [Фонтанка.Офис]

- Все равно: петербургские дети, много смотревшие телевизор в девяностые, отреагировали на ту песню, которая прозвучала сейчас. И я думаю, что помнят это как сегодня. Слушайте, с учетом того, что клип «Экспонат» к началу нашей беседы посмотрело около 18 миллионов человек...

– Три дня назад их было 13.

- Готовы ли вы были к такой ответственности?

– Нет, абсолютно. Это было для меня полнейшей неожиданностью. Совершенно искренне вам говорю. Я даже не знаю, как к этому относиться. Положа руку на сердце, я не понимаю, что там такого. Вернее, догадываюсь. Мы разговаривали с Сергеем Владимировичем Шнуровым по этому вопросу. И я сказал: «Знаешь, Сережа, ты царь Мидас. Все, к чему ты прикасаешься, немедленно превращается в золото. Я, оказавшись случайно рядом с тобой, тоже как-то втекла в этот золотой поток». Но я была удивлена очень.

- Может, есть какая-то рабочая гипотеза? Вы попали в образ? Эта девочка с кастинга так хороша оказалась?

– Это подтвердило мою теорию, что узнаваемость – один из факторов успеха любого аудиовизуального произведения. Шнуров – великолепный мелодист. Я послушаю и еще два дня хожу и напеваю – ненавидя себя, его. И узнаваемость истории. Честно говоря, мы на это и рассчитывали. Очень хотелось сделать что-то такое про девочку. С искренним переживанием за нее, что ей приходится столько сил, средств и денег, напряжения мозга и тела совершать, чтобы стать счастливой и найти себе принца.

- Мы этим клипом сегодня закончим. Потому что я решил в хронологии поступить: «ВИП», «ЗОЖ», а потом будет «Экспонат». Мне кажется, что «Экспонат» продолжает те настроения, которые были в клипе «ВИП» впервые подняты. Мне показалось, что здесь есть некие близкие ассоциации. Насколько они справедливы? В первом клипе мы видим романтическую историю – такие нормальные мальчик и девочка. А во второй истории уже другие, но тоже мальчик и девочка.

– Слушайте, по-моему, девочка совершенно нормальная. Я не вижу в девочке из клипа «Экспонат» ничего такого... Уверяю: кто бы вам что ни говорил, все – даже читающие книги – девочки так делают. Без исключения. Не то, чтобы у нее мозг в семечку, в спальном районе старается. Да все так делают. Именно поэтому, я думаю, 18 миллионов.

- Я читал интервью с этой девушкой в GQ. На самом деле, главная новость января – это не доллар, это не евро, это волшебным образом клип «Экспонат». Почему такой сложный кастинг?

– И актриса из «ВИП», и актриса из «Экспоната» – девочки с курса Бори Уварова из театра «Лицедеи». Я хочу сказать, что у нас дефицит комедийных актрис. У нас довольно много драматических, красивых, способных сыграть драму, мелодраму, на раз-два-три заплакать. Но отнестись к себе с иронией – у нас очень немного. А вот эти две девочки с чувством юмора, с чувством самоиронии. Мы долго их искали. Юля очень подошла. Она нам очень понравилась тем, что очень работоспособная, талантливая и с прекрасным чувством юмора. Потом, уже на съёмках, я выяснила, что она пыталась что-то в Комеди Баттл делать, но я не видела этого.

- Первый просмотр этого клипа дома, в кругу семьи, вызвал вопрос – почему не долетел до окна тапок?

– По двум причинам. Первая и основная – не дай бог там что порушится. Первоначальная идея – бросить банкой. Потом подумали, что могут возникнуть проблемы. Снимали мы на натуре, это была реальная квартира, реальный балкон, реальные люди там живут и не дай бог повредить им застекленный балкон. Потом мы решили, что он в тапках, снимет тапок и запулит туда. На репетиции он долетел и нехорошо стукнул по стеклу. Потом мы долго размахивали руками и решили, что надо по параболе запустить. И Паша Гончаров, исполнитель главной роли, изумительно все сделал.

- По поводу мальчиков нас спрашивают. Откуда они?

– Из Питера. Во всяком случае, я познакомилась с ними в нашем славном городе, они пришли на кастинг и Паша Гончаров был отобран практически сразу. Довольно много было артистов – и неплохих. Но у нас есть серьезная проблема у актеров, когда они играют... не принцев, короче, не героев... сразу начинают устраняться и играть отношение к своему персонажу. И это сразу видно, и неинтересно. Я Паше говорю: «Давай репетировать, как ты пьяный к балкону подходишь». Он отошел в угол комнаты, развернулся и передо мной был абсолютно пьяный бык. Он так это здорово сделал! Я считаю, что он прекрасный артист. Но у нас очень сложно с попаданием куда-то наверх. Я надеюсь, что актерская судьба у него сложится.

- По-моему, девочка из «Экспоната» не планировала известность, которая на нее свалилась.

– Мне важно, чтобы она сохранилась. Она отличный человек. Очень работоспособная. Но у девочек нет мании величия – это медицинский факт. Мальчики страдают, это правда. Английские ученые доказали. Видимо, какие-то химические процессы.

- А есть мнение, что все наоборот.

– Я где-то в очень умной литературе вычитала, что девочки не страдают таким заболеванием, как мания величия.

- Интересно, как у вас появляются этапы сценариев? Сергей Владимирович вам дает текст?

– Он дает песню. И всегда говорит, что он видит, что бы ему хотелось. Он же очень остроумный человек, у него рождаются очень смешные образы. Но потом проходит какое-то время и я предлагаю какую-то историю. Так получилось, что три раза он принял. Шнуров – идеальный работодатель и заказчик. Я не касаюсь бюджета, им занимается производящая студия.

- Было такое, что он не принимал?

– С этими тремя не было. Но вполне может быть – я не исключаю такой момент.

- Видно, что идея клипа «ЗОЖ» родилась в момент. А как быстро появился сценарий?

– Клип был в два дня организован и снят. Шнуров сказал: «Давайте мне быстро уже». А все вокруг были по своим делам, я была в отъезде. Мне позвонил креативный директор Витя Муравьев: «Надо все срочно!» И все как с колес спустилось. И «ЗОЖ» – мой любимый клип.

- Любимый момент режиссера какой? Мне нравится человек, закопанный в песок и лицо, по котором аккуратно проходятся детские качельки.

– Моя любимая – панорама, где рекламный щит. Мой любимый персонаж – спокойный гаишник в американских темных очках. Честно говоря, мне там все моменты нравятся. Как говорит Боря Хлебников, «Я их все целую».

- Вы снимали в настоящем морге?

– Да. Где замечательная заведующая моргом, когда мы телепались с искусственными ногами, сказала: «Да что это такое? Вот у меня есть нога! Это же абсолютно не натурально, не то. Давайте, я вам дам?». Она была абсолютно искренней, расчистила нам все. Когда мы приехали, там все пахло освежителем «Цитрусовый». Когда ты заходишь в этот морг, первая дверь, которую ты видишь – «Хранилище трупов».

- Это же не настоящие жмуры лежали?

– Нет, но я точно не знаю. Спросите нашего художника по реквизитам.

- Мы живем в стране, где сейчас вводят нормы ГТО.

– Думаю, что Сергей Владимирович иронизировал над повальным увлечением. Велосипедные дорожки и так дальше. Плюс по переднему плану, в припеве смысл заложен: если в голове немного всего – в любом случае это не приведет к успеху.

- Почему "лабутены"? Россия узнала о них из клипа.

– Может, вот еще один секрет успеха – ненавязчивый образовательный характер. Я впервые слово «лабутены» услышала в сериале «Измены», где героиня в них ходила. Впервые узнала, что вот они – с красной подошвой, бежевые. Когда Сергей дал эту песню... в общем, я не знаю, что говорить.

- Хочется заглянуть в будущее. Мы видим три серии, динамику и рост. И что будет дальше?

– У Сергея есть зачетная идея сделать историю, где будут завязаны прежние герои. Такой сериальчик. Где будут объединены герои разных клипов. Поскольку я абсолютно верю, что все идеи у него коммерческие, поэтому я сразу сказала: «Да, это интересно». Есть уже следующая песня, есть в набросках идея, но мне кажется, пока нужно «поголодать».

- Я считаю, что благодаря этому «кейсу» вернулось первоначальное значение слова «клип». Была программа Артемия Троицкого «Кафе «ОбломовЪ», где он показывал клип Брюса Спрингстина. И это был федеральный канал. Очевидно десятилетнее отсутствие такого отношения к клипу. Клип стал просто...

– Визуализацией музыки.

- Если бы визуализацией. Красивая девушка едет на джипе. К творчеству имеет косвенное отношение. Это же хорошие новости, что сейчас клип стал событием? Там можно сценарий обсуждать, кастинг.

– Да, это очень хорошая новость. Та свобода, что дает Сергей Владимирович, и то хулиганство, которое позволяет, и то, что это в интернете – может, это освобождает и расковывает? В девяностые можно было все. Мы были молодыми, наглыми и позволяли себе всякую ерунду. Без оглядок на что бы то ни было.

- Пространства, в котором можно себя проявить, становится все меньше и меньше. Это как с советскими мультиками. Они такие замечательные, потому что туда никто не влезал, кроме автора мультика. Особо цензурой никто не занимался и двойные-тройные смыслы тех простых истин, которые там звучат, они этим и ценны. Мне кажется, мы в эту сторону двигаемся на примере этих клипов.

– Переходим на эзопов язык.

- Да. Малая форма, не для всех. Но тем ценнее, тем концентрированней эта история получается. Тогда все было закручено и сейчас все закручивается. Или это такие страшилки и все гайки закручиваются в головах у людей?

– Мне кажется, что люди сами гайки закручивают. Не хочу сказать, что никогда так легко не дышалось, как сейчас. Но в принципе это паранойя. Трудновато стало, конечно, находиться в соцсетях, где и с одной, и с другой стороны чудовищная паника и агрессия. Мне кажется, что нужно успокоиться. В своей голове немного посидеть, разобраться. Я помню кризис 1998 года, когда Дмитрий Нагиев нам всем дал совет: «Ребята, сидим на ... ровно».

- Слово «попа» мы пока еще можем произносить.

– Видите, тоже гаечку закрутила у себя в голове.

 

Аудиозапись эфира: 



 

 

 


© Фонтанка.Ру
Архивы передач
Предыдущие материалы