Реклама

Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 11

1 м/с, вос

767мм

61%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Малый бизнес приучают к учету

851
ПоделитьсяПоделиться

Надеждам малого бизнеса на обещанную двумя президентами либерализацию бухгалтерской «повинности» не суждено сбыться. Со следующего года каждой компании, состоящей даже из одного сотрудника, придется нанимать бухгалтера для ведения учета в полном объеме. Это увеличит де-факто фискальную нагрузку почти в четыре раза. Предложенное чиновниками Министерства финансов РФ послабление – сокращенная форма отчета – по мнению специалистов, не упрощает, а отчасти даже усложняет деятельность малого бизнеса.

Уже через несколько месяцев может повториться ситуация начала 90-х, когда бухгалтер оказался одной из самых востребованных специальностей. Ведь на сегодняшний день около четверти всех зарегистрированных в Северной столице организаций применяют упрощенную систему налогообложения (УСН или «упрощенка»), что позволяет им не вести сложный учет, а лишь фиксировать в книге (регистре) поступления, а иногда и расходы.

Принятый в конце минувшего года закон упразднил эту льготу, введя обязанность компаний, в том числе применяющих УСН, начиная с 2013 года,  вести бухучет. В то же время предусматривалось, что для отдельных категорий, в том числе малого бизнеса, будут предусмотрены упрощенные стандарты.

Обещали как лучше, сделали – как всегда

Весной у предпринимателей затеплилась надежда на улучшение ситуации: в канун майских праздников еще в статусе президента Дмитрий Медведев поручил до 1 июля подготовить предложения об отмене требований представления бухгалтерской отчетности для непубличных компаний (то есть всех, кроме осуществлявших открытое размещение акций ОАО). А Владимир Путин, уже на посту главы государства, в одном из первых указов также заявил о необходимости «упрощения бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности».

За две недели до истечения установленного Дмитрием Анатольевичем срока Министерство финансов РФ представило свое видение «бухгалтерской упрощенки» – новые формы отчетности, которые малые предприятия будут обязаны сдавать с 2013 года. Формально чиновники выполнили наказ: объем баланса сократился в три раза (вместо трех десятков строк бухгалтерам придется заполнять всего одиннадцать), аналогично уменьшилось количество показателей и в отчете о прибылях и убытках. Но реально никакого послабления не будет.

«Предлагаемый Минфином вариант «упрощения» не снимает с малого бизнеса обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме, – поясняет Елена Дубинянская, руководитель отдела аудита и финансов «Объединенной Консалтинговой Группы». – Он касается упрощения лишь самой формы отчетности (укрупнения отдельных показателей), а не ее отмены вовсе».

С ней согласен и Дмитрий Карев, операционный директор аутсорсинговой компании Acsour: «Самое страшное – введение обязанности для применяющих упрощенную систему компаний вести бухгалтерский учет. Новые изменения для малого бизнеса выглядят как полшага назад после десяти шагов вперед. Сокращение количества форм, предоставляемых в контролирующие органы, не снизит его затраты».

Бухгалтер, милый мой бухгалтер

Опрошенные руководители малых предприятий негативно оценили новость, хотя есть и менее скептические мнения: «Для ведения учета в полном объеме придется нанимать бухгалтера, но для моего бизнеса это не слишком большие расходы, – признается Дмитрий Коткин, руководитель тренинговой компании «Школа переговорщиков «ШИП». – Даже полезно – больше контроля за документооборотом. Но если бы я только начинал предпринимательскую деятельность, это бы, конечно, останавливало. На старте денег мало, доходы непредсказуемы, а бухгалтер – это постоянные издержки, плюс психологически страшно связываться со сложным документооборотом».

Зарплата даже начинающего бухгалтера сегодня составляет не менее 30 тысяч рублей в месяц. С них еще надо заплатить сборы во внебюджетные фонды (9 тысяч), обеспечить его рабочим местом, компьютером со специализированным программным обеспечением и т.д. Цены на услуги специализированных аутсорсинговых фирм с начала года существенно возросли: сегодня оформление «нулевой» отчетности (когда компания вообще не ведет деятельности) обойдется минимум в 2,5 тысячи рублей, ведение «упрощенки» – 4-5 тысяч в месяц, полного бухгалтерского учета – в среднем в 10-15 тысяч. Таким образом, затраты применяющих УСН петербургских компаний могут превысить 10 млрд рублей в год, что в три раза выше размера уплачиваемого ими единого налога.

Самый дешевый вариант – надомник, который может одновременно обслуживать до десятка малых компаний. Его услуги стоят порой всего 4-6 тысяч рублей в месяц, но реальная ответственность за любые совершенные им ошибки ляжет на самого заказчика. А недочеты, как правило, всегда найдутся – независимо от квалификации бухгалтера и его усердия: у 452 из 455 налогоплательщиков, у которых петербургские налоговики в первом квартале провели выездные проверки, были выявлены те или иные нарушения.

Поэтому некоторые участники рынка даже не скрывают, что, скорее всего, проигнорируют новую обязанность. «Как и сейчас, буду вести книгу учета доходов, платить единый налог, не проблема. Раз в год примерно подсчитывать остатки, долги и пр., чтобы составить похожий на действительность баланс, – признался журналисту «Фонтанки» директор одной из петербургских фирм. – Проще заплатить штраф, который в случае проверки все равно взыщут».

Эксперты подтверждают обоснованность такого вывода: «Если компания даже несколько лет не вела бухгалтерский учет, но оформляла все налоговые регистры и уличить ее в неуплате налогов нельзя, то максимальный штраф, который на нее можно наложить по  действующему законодательству, составит до 30 тысяч рублей, – поясняет Елена Дубинянская. – В то же время выбравшим такой путь «экономии» руководителям нужно быть осторожными: в случае несдачи в установленный срок отчетности налоговая инспекция может приостановить операции по банковским счетам компании. Хотя закон позволяет это делать только при непредставлении налоговых деклараций, фискальное ведомство часто расширительно его толкует, «борясь», таким образом, с несдачей бухгалтерской отчетности».

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру

 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close