Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

3 м/с, с-з

758мм

54%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Юрий Бутусов уповает на «Сапсан»

606
ПоделитьсяПоделиться

В Театре им. Ленсовета прошла встреча нового главного режиссера Юрия Бутусова и бессменного директора Валерия Градковского, а также постановщиков двух ближайших премьер: Олега Левакова и Марии Романовой – с театральной общественностью и журналистами. Директор предъявил отремонтированную малую сцену, а новый главреж, инаугурационной речи которого ждали полгода, – громадье планов, заманчивое, но мало поддержанное конкретикой.

Малая сцена Театра им. Ленсовета появилась в 1974 году – для экспериментальных работ учеников легендарного худрука Игоря Владимирова. Театру не хватало площадей, и Владимиров добился установки горизонтальной перегородки под высоченным потолком зрительского кафе. Знакомые очертания после проведенного ремонта остались, но былой обшарпанности нет и следа. Теперь у малой сцены театра появился и отдельный вход со своим гардеробом. Как рассказал Валерий Градковский, над проектом реконструкции малой сцены работали аж с 2006 года: настолько необычным, нетиповым оказалось это театральное помещение. Финансировали строительство не только правительство города, но и Всемирный банк реконструкции и развития, частные фонды. Часть денег для ремонта была заработана самим театром. Градковский похвастал, что на обновленной площадке не только установлены новейшие световое и звуковое оборудование, но и соблюдены в точности все противопожарные нормы. Сцена теперь легко трансформируется: можно расположить подмостки и зрительские кресла в той геометрии, которая удобна постановщику.

Выпускающий к 78-му дню рождения театра первый спектакль на обновленной сцене (чеховскую «Чайку») актер и режиссер Олег Леваков предпочел для своей постановки максимально сократить число зрительских мест, а большую часть пространства занять огромным столом, за которым герои Чехова, видимо, будут играть в лото. Пока что за этим столом рассадили гостей встречи, чтобы создать атмосферу уюта. Атмосферу немного нарушил вопрос пресс-атташе «Небольшого драматического театра» Марии Долматовой – собирается ли Театр им. Ленсовета продолжать политику своего покойного худрука Владислава Пази и предоставлять малую сцену молодым и экспериментальным коллективам. Вопрос был задан с явным намеком: напроситься на приглашение на сцену, где «НебДТ» Льва Эренбурга когда-то работал много и плодотворно. Однако Валерий Градковский в упор не заметил подтекста и ограничился обтекаемым ответом: с одной стороны, будем предоставлять, с другой, будем приглашать, но не всех.

Довольно коротко о грядущих в ближайшие дни премьерах поведали постановщики. Олег Леваков сказал, что в целом у него спектакль сложился, но в частностях не всё еще выходит, как хотелось бы. Молодой режиссер Мария Романова проявила верность оптимистическому мировоззрению своего учителя Григория Козлова и заявила, что пьеса Эдена фон Хорвата «Казимир и Каролина», которую она на днях выпускает на большой сцене театра, «живая и интересная, в ней много человеческого». Социальная патетика пьесы знаменитого немецкого сатирика-экспрессиониста Романову не так волнует, как затрагиваемая в ней тема любви.

Тут слово перехватил Юрий Бутусов, назначенный главным режиссером театра еще в феврале этого года, но впервые вышедший к прессе с рассказом о своих творческих планах. Бутусов признался, что именно он предложил Романовой «Казимира и Каролину» и выразил надежду, что тема социального одиночества и разлитой в социальной атмосфере тревоги в спектакле всё-таки прозвучит. Думается, пьеса фон Хорвата была выбрана не случайно: и в ее фабуле, и в идейном потенциале заметны переклички с «Войцеком» Бюхнера, которым сам Юрий Бутусов дебютировал в Театре Ленсовета 15 лет назад. Пусть и чужими руками, но Юрий Николаевич обозначает начало нового, «бутусовского», периода в жизни театра.

Период этот действительно начался. На встрече об этом не было сказано ни слова, но в начале сезона Бутусов круто разредил репертуар: с афиши слетело несколько спектаклей, поставленных недавно, и несколько старых кассовых хитов от Владислава Пази. Речь, произнесенная новым главрежем на встрече, бодрила бескомпромиссностью и радикализмом. Бутусов говорил и о необходимости обновления труппы («без варварских мер»), и о важности учета мировых театральных тенденций. Посетовал, что Петербургу не хватает конкурентности московского театрального пространства, что нашим пенатам зачастую милей закрытость и замкнутость, на деле маскирующие лень и самоуспокоенность. В ответ на традиционный вопрос «о традициях» Бутусов даже вспылил, подчеркнув, что настоящий театр – это всегда эксперимент, а традиции больше подобают музею. Режиссер сообщил, что намерен сочетать работу в Москве с работой в Петербурге, пока «есть силы и есть “Сапсан”», таинственно намекнул, что в ленсоветовских спектаклях появятся новые актеры, в частности, в грядущем «Лесе» – Дмитрий Лысенков, который будет репетировать, не покидая труппу Александринки. На вопрос о привлечении Хабенского и Пореченкова, друзей творческой молодости Юрия Николаевича, режиссер ответил довольно резко: «Ну что там осталось?» – и заговорил о тлетворном влиянии актерских киносъемок на театральный процесс. Досталось по ходу и лаборатории «ON.Театр», которой покровительствовал прошлый главреж театра Гарольд Стрелков: она, по мнению Бутусова, не произвела заметных позитивных изменений в петербургском театральном пейзаже.

Речь Бутусова впечатлила, вот только предъявленные общественности планы на сезон не вполне соответствовали ее пафосу. Они кажутся сверстанными рукой Стрелкова, а не Бутусова. Помимо Марии Романовой спектакль в «Ленсовете» поставит еще одна резидентка «ON.Театра» Екатерина Максимова (пьеса «Лодочник» Анны Яблонской), эстетическим идеалом которой, судя по ее «лабораторной» «Блондинке», являются советские спектакли 70-х, к тому же не лучшие. Большую сцену отдадут молодому режиссеру Олегу Еремину («Смерть коммивояжера» Артура Миллера), чьи идеалы куда прогрессивней, а вот профессиональной стабильностью, судя по провалу его «Вампилова» на чердаке Александринки, они не подкреплены. Для одаренного москвича Кирилла Вытоптова «Лес» Островского станет дебютом на большой сцене. Остается уповать на «Сапсан» и на шекспировского «Макбета», за которого в конце сезона обещает взяться сам Бутусов.

Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close