Реклама

Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 3

3 м/с, зап

758мм

83%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Монополия повернулась в фас

827
ПоделитьсяПоделиться

Структуры петербургского ресторатора Игоря Васильченко, владельца известной сети чешских пивниц, оспорили в Арбитражном суде решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Специалисты УФАС защищают интересы монополистов на рынке  производства и поставок пива – компаний «САН ИнБев» и «САБМиллер РУС». По их мнению, Васильченко нарушает право на интеллектуальную собственность, поскольку приобретает бельгийское и чешское пиво напрямую у поставщиков за границей, а не у их дистрибьюторов в России.

Сам бизнесмен полагает, что антимонопольное ведомство вольно или невольно помогает крупным компаниям поддерживать высокие цены на импортное пиво. Хотя по закону у УФАС прямо противоположные задачи.

По словам Васильченко, экономика пивных поставок такова. Например, литр бельгийского пива Hoegaarden продается в Европе оптом по 80 евроцентов за литр, его доставка в Россию обходится еще в 20 центов. Таможенная пошлина – еще один евро. Крупным поставщикам пиво обходится еще дешевле этих двух евро (80 рублей) за литр, но барам и ресторанам Hoegaarden предлагают по 180 рублей, то есть с наценкой более чем в два раза. Для посетителей заведения умножают цену на два еще раз. 

"Похожая ситуация практически по любому импортному сорту пива, - рассказывает Васильченко. – Понятно, что на свободном рынке не бывает стопроцентных наценок, если только ряд компаний не поставлен в исключительные условия. Я больше 30 - 40 процентов не накручиваю, и у меня пиво дешевле, даже когда я покупаю его через посредников. И «крупняку» эту не нравится".

Игорь Васильченко еще в 1997 году открыл первую в Петербурге чешскую пивницу "Праздрой". К 2005 году бизнес развился в сеть из шести заведений, которые посещают 15 тысяч человек ежемесячно. Сам Васильченко часто бывал в Чехии, наладил прямые связи с поставщиками и производителями. По его словам, первую информацию о пивоварах он узнавал в консульстве Чешской Республики. Есть правительственная программа Czechtrade, в задачи которой как раз и входят информационная поддержка и протекция для иностранных предпринимателей, решивших продавать чешское пиво. По мнению предпринимателя, чехам и в голову не может прийти, что торговать в России, например, «Крушовице», произведенным в Чехии, может лишь кто-то один.

Проблемы с антимонопольным ведомством у Васильченко начались лишь в начале 2010 года, когда УФАС по Санкт-Петербургу начало проверки соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе в его торговых предприятиях.

В первом случае антимонопольщики усмотрели недобросовестную конкуренцию в отношении компании «САН ИнБев», обладающей  исключительными правами на использование товарного знака Hoegaarden. По мнению специалистов антимонопольного ведомства, это означает, что ввозить и продавать эту марку пива в России также имеет право только компания «САН ИнБев». А предприниматель Васильченко, который купил пиво Hoegaarden у законного правообладателя в Литве, ввез его в Россию и реализовал через собственные заведения, нарушает антимонопольное законодательство.

Второе решение УФАС по Санкт-Петербургу относится к нарушению закона о рекламе в слогане заведений Васильченко: «Чешское пиво из Чехии, а не из Калуги». Данное решение было принято антимонопольным органом в интересах компании «САБМиллер РУС», которая владеет пивоваренными предприятиями в Калуге, представляет два десятка брендов, в том числе Pilsner Urquell и Velkopopovicky Kozel, и рекламирует свою продукцию так, как будто она произведена в Чехии с учетом вековых традиций.

- Недобросовестной конкуренцией считаются незаконные действия, направленные на получение преимуществ на рынке и причиняющие убытки другим хозяйствующим субъектам, - говорит адвокат Сергей Обухов. – Я мог бы понять претензии антимонопольной службы, если бы предприятия Васильченко производили пиво с товарным знаком Hoegaarden или иным способом вводили данный товар в оборот без ведома правообладателя. Но поставляемое в Россию пиво Hoegaarden произведено и разлито в бочки (кеги) без каких-либо нарушений прав правообладателя данного товарного знака. И сегодня получается, что антимонопольное ведомство, вопреки декларируемым целям своей деятельности, отстаивает интересы монополиста, который, по-видимому, ориентирован на получение сверхприбылей любыми способами, включая также и устранение всякой конкуренции под благовидным предлогом защиты интеллектуальной собственности.

В сентябре 2010 года УФАС предписало ООО «Шимэкс» (одно из предприятий Игоря Васильченко) прекратить недобросовестную конкуренцию и не допускать ввод в оборот пива с наименованием Hoegaarden. Позднее появилось предписание и по защите прав калужских пивоваров. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в июле 2011 года принял сторону монополистов.

Данное решение в настоящее время оспаривается в апелляционной инстанции. Однако в организациях розничной торговли распространяется грозное письмо за подписью президента ОАО «САН ИнБев» Туне Мустафы Черрахоглу: «Приобретение пива с товарным знаком Hoegaarden у компании ООО «Шимэкс» или иной другой компании, которая не имеет разрешения со стороны ОАО «Сан ИнБев», и реализация данного пива являются незаконными и влекут за собой ответственность согласно нормам действующего законодательства РФ».

- У меня в ООО «Шимэкс» работают восемь человек, а антимонопольное ведомство защищает интересы международной корпорации, где десятки тысяч сотрудников и около сотни собственных пивоваренных заводов. Так кто из нас монополист? – удивляется Игорь Васильченко. – Если смотреть более широко, то на уровне законов делается все, чтобы крупные импортеры алкоголя оставляли прибыль за рубежом. В июле 2011 года почти вдвое повышена минимальная таможенная стоимость ввозимого вина. Теперь нельзя ввозить вино из Франции дешевле, чем 15 долларов за литр. Но ведь любой, кто был в Европе, знает, что там продаются прекрасные вина по 5 - 6 долларов. Вероятно, подобные ужесточения вскоре появятся и для пивного рынка.

Денис Терентьев для "Фонтанки.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close