---
01:03 26.05.2017
Больницы в Британии перевели в «режим ожидания» из-за угрозы терактов
Очевидец: На Фонтанке «Лексус» «подобрал» полицейский «УАЗ»
Захарова попросила не писать чушь про «рабов из КНДР» на стадионе на Крестовском
Угонщики поставили рекорд: за сутки в полицию пришли 38 петербуржцев
Новак: Текущий уровень цен на нефть достаточно комфортен для России
На Будапештской горел подвал «Пятерочки». Очевидцы сообщают о трёх погибших
Мировые цены на нефть снижаются
Полиция пришла с проверкой на киностудию режиссёра Учителя в Петербурге
ЮАР возобновила поставки угля на Украину
В Оредеже в ДТП попали десятки свиней
Губернатор Подмосковья надеется на выпуск первого Mercedes в области в 2019 году
Экс-бухгалтер студии Серебренникова признала вину в хищениях
В Испании хоронят в гробах с логотипами «Реала» и «Барселоны»
Кушелевский хлебзавод в Петербурге признали памятником конструктивизма
Первое уголовное дело по дебошу в самолете возбуждено в Москве
Госдума одобрила к первому чтению законопроект об ответственности интернет-агрегаторов
"Фонтанка" за 60 секунд – 25 мая
Черчесов: Не видел газон в Казани, в Петербурге - тем более
В Греции подорвали автомобиль с экс-премьером страны
В Савонлинне молния подожгла церковь
Дрозденко стал третьим среди самых богатых глав регионов
Трамп заговорил об угрозе НАТО со стороны России
Черчесов: Дзюба тренировался в зале
25 пострадавших при взрыве в питерской подземке не получат компенсации от города
Глава МЭР назвал своей задачей «изоляцию» экономики России от мировых цен на нефть
Молитвы в музее атеизма: Из истории Казанского собора
Внешэкономбанк: Реальные доходы россиян упали до минимума с 2009 года
Невский и Лиговский перекроют 28 мая для чествования СКА
Предложенная Путиным индексация зарплат коснется почти 6 млн россиян
Конюшенное ведомство превратилось в музей и открылось для посетителей
ОПЕК продлила соглашение по сокращению добычи нефти
"Истинные финны" хотят держать беженцев в закрытых лагерях
Медведев: Может, действительно лучше вместо нашей футбольной сборной роботов поставить
Уголовную ответственность за хищение денег с банковских счетов хотят ужесточить
На рынке переуступки первичного жилья в Петербурге наблюдается затоваривание
С космодрома Плесецк запущен российский военный спутник
"Петербургская сбытовая компания" банкротит «Инжтрансстрой-СПб» через суд
Полтавченко пожелал новым почетным гражданам успехов в труде на благо Петербурга
Горизбирком направит в ЗакС документы о референдуме об отзыве мандатов оппозиционных депутатов ЗакСа
Полицейские попали в ДТП в Купчино
С начала года Банк "Санкт-Петербург" идет на рекордные показатели
Горизбирком утвердил документы на референдум об отмене анонимности в Интернете
Учебных террористов на Крестовском ловили семь часов
6 петербургских компаний - в десятке самых крупных застройщиков России
Депутаты одобрили выплаты молодым петербурженкам за рождение первенца с 2018 года
Книгу администратора «групп смерти» читает прокуратура
Банк России сообщил о росте числа фирм-однодневок и «серых» финансовых схем
Индустриальный парк Greenstate получил признание на федеральном уровне
Очевидцы: Китайцев в "Аллегро" заподозрили в контрабанде
Зенитовец Жулиано стал самым результативным игроком Лиги Европы
Марат Сафин отказался от мандата депутата Государственной думы
Роналду и Нету приедут на Кубок конфедераций в составе сборной Португалии
Вислый рассказал, когда решат вопрос с деньгами на реконструкцию здания Публички
Колесов: Такого сухого мая в Петербурге не было почти 40 лет
Новый вид Александровского парка представят в пятницу
В День города пройдет традиционный благотворительный «Такс-Парад»
На Невском BMW Х6 с «красивым» номером опрокинул автомобиль
В Петербурге расчленителя приговорили к 16 годам
По делу помощника депутата ЗакСа обыскивают интернат ветеранов войны
Вертолёт Ка-62 совершил первый полет
Проститься с президентом Койвисто собрались несколько тысяч финнов
Новый газон на арене «Санкт-Петербург» будет стоить более 21 млн рублей
Путин сходил в Сретенский монастырь
Петербургские многодетные мамы покажут социальный флешмоб
ФСБ задержала террористов, готовивших взрыв на московском транспорте
В Петербурге вор договорился по украденному телефону о встрече с полицией
При взрыве на КИНЕФе два человека получили ожоги до 90% тела
Предполагаемому связнику исполнителя теракта в метро Петербурга предъявлено обвинение
«Площадь Восстания» открыта после проверки
СМИ: В жилом доме на западе Москвы нашли бомбу
Театры

«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.
«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.

Прежняя реконструкция спектакля 1948 года с нарочито «историческими» декорациями Шильдкнехта всем изрядно надоела; к тому же, сам спектакль морально устарел, а уж смыслы, в него некогда вложенные, и вовсе выветрились, изъедены временем, как песчаник, из которого сделан египетский сфинкс. Повышенные ожидания были объяснимы: на сей раз поставить «Аиду» пригласили Даниэле Финци Паску, чей театральный язык, поэтический и символистски иносказательный, импонирует многим. Его красивый, ностальгический спектакль «Донка» привозили в Петербург в рамках Чеховского фестиваля. А все прошлое лето Cirque du Soleil «крутил» его «Corteo» – совсем не цирковое по интонации представление, в котором летали ангелы и возникал иллюзорный, придуманный режиссером идеальный мир.

Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска


В мире Финци Паски зло отступает; в нем живет добро, любовь, вселенская гармония и лирическая печаль. Паска пацифист, он верит, что идеальный мир возможен не только в театре. Сам он, похоже, живет по законам, которые для него естественны, как дыхание: при одном взгляде на него, такого веселого, подвижного, абсолютно неагрессивного, сразу почему-то вспоминается слоган из истории отечественного андеграунда: «Митьки никого не хотят победить». Финци Паска точно ни с кем не воюет. Он хочет дружить, то есть создавать на сцене фантазии, странные и красивые, с помощью своей слаженной и веселой команды. Он не давит на зрителей и уверен, что сотрудничество с актерами лучше манипулирования ими. И этим выгодно отличается от многих своих собратьев по цеху. Можно сказать, что стиль Финци Паски наследует полуимпровизационным театральным представлениям ренессансной поры, когда костюмы изготовлялись из подручных материалов, а условность сцены не камуфлировалась мнимым жизнеподобием, а, наоборот, подчеркивалась, возводилась в непреложный закон театра.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов


В «Аиде» Верди, казалось бы, мощный материал буквально требует пафоса, задает торжественность шествий и эффектную броскость зрелища. Ан нет: в спектакле Паски нет ни пальм, ни пирамид, ни  сфинксов – вообще нет пустыни. И почти нет солнца и яркого света. Спектакль окрашен преимущественно в холодные тона: синий, голубой, фиолетовый, белый, серебристый. Изредка мелькнет желтый свет в стержнях-сосульках, свисающих с огромной рамы. О земле и юге напоминает лишь терракотовый цвет платья Аиды: цвет красной глины, из которой лепили фигурки воинов и сосуды для воды в древнем Египте.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович


Фигурки воинов мы видим в самом начале: они расставлены аккуратными рядами, кругами и полукружьями прямо в центре сцены, лишенной, как известно, кулис и занавеса. Игровое пространство – как на ладони, зрители окружают его со всех сторон. И потому режиссер выстраивает спектакль словно на арене цирка, учитывая, что глазам зрителей открыто всё. Спектакль возникает «здесь и сейчас», со всеми технологическими шероховатостями – скрипом подъемников, неловкими проходами хора и сухим стуком плоских деревянных фигурок фараонова войска.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска

Верховный жрец Рамфис (Юрий Воробьев) объясняет Радамесу положение дел на фронте: египетское войско терпит урон, пора готовиться к решающей битве. Тут появляется царственная Амнерис (Екатерина Семенчук), носком туфли небрежно толкает солдатика – и фигурки воинов падают, подчиняясь «эффекту домино». А потом приходят хористы, складывают фигурки в просторные заплечные сумки и уносят прочь. А черный квадрат, окаймленный по краям широкой светящейся полосой, становится подиумом, на котором развернутся события оперы: любовь, страсть, ревность, полыхающая жажда мести и жажда свободы. И велики будут страдания Радамеса (Август Амонов), разрывающегося, как античный герой, между личным и общественным – любовью к рабыне, дочери поверженного эфиопского царя, и патриотическим долгом.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Нынешняя «Аида» вовсе не похожа на оперный спектакль. Первичные смыслы «Аиды» – стремление к свободе, гражданственность, горделивая величавость персонажей, громоподобные триумфы массовых сцен, схватка титанических характеров – оказались смещены в область музыкального  воплощения. На премьере Гергиев превзошел себя в размахе и нагнетании звучности. Его tutti низвергались, как Ниагарский водопад; его марши были чеканны, а кульминации возрастали стремительно и неотвратимо, как вулканический остров посреди океана. Он не делал поблажек ни Рамфису, ни Радамесу, ни бедняжке Аиде – Екатерине Шиманович. А ведь она была обязана, как истинная Аида, перекрывать своим пронзительным и сильным сопрано звучание и хора, заходившегося в пароксизмах торжества, и бушующего оркестра в финале второй сцены. И Шиманович с этой трудной задачей в целом справилась, и голос ее был слышен даже в этих критических массах децибелов.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Интерпретация Гергиева была по-настоящему могучей, плакатной, дерзко избыточной: по звуку, по крупной лепке фраз, по динамике и динамическим контрастам. Но полностью соответствовала его могучему волеизъявлению лишь Екатерина Семенчук – Амнерис. Уже после исполнения этой певицей партии Дидоны в «Троянцах» стало ясно, каким громадным вокальным потенциалом она обладает: глубокие грудные ноты, великолепные яркие верха, сильный, упругий вокал, неукротимый характер. В партии Амнерис она – настоящая львица, сильная, уверенная, властная. Режиссер вывел ее блондинкой и одел в белое, хотя платья Семенчук меняла чуть ли не каждую сцену. Блестки, воланы, оборки, а в «Сцене у Нила» она появляется в настоящем подвенечном наряде, с фатой, объятая сладкими грезами, в предвкушении разделенной любви. Тем горше разочарование, тем тяжелее расплата.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Сцена в судилище, когда Амнерис – Семенчук стенает и молит неумолимых жрецов пощадить возлюбленного – одна из самых сильных в спектакле. Здесь Финци Паска убирает прочь всю мишуру: светящиеся стержни, подсветки, фигурки – всё. Третий акт оперы развивается на пустом квадрате: по его периметру медленно движутся величавые персонажи-знаки в свободных одеждах. Амонасро в халате глубокого синего тона, Амнерис и Радамес – в белом, жрец Рамфис – в ярко-желтом, Аида – в кирпично-красном. А вверху, в амфитеатре, светится серебряным восклицательным знаком порфирная корона фараона.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу


Хор, рассаженный по периметру, поет – и создается небывалый эффект квадрофонического звучания. Группы рассредоточены, тенора подают голоса с одной стороны, басы – с другой, баритоны  отзываются с третьей. Пространство полнится перекличками, реверберациями. Скажем, во время знаменитого марша трубачи излагают тему, стоя на противоположных балконах – и опять наступает стереофонический эффект. А на сцене в это время – ни слонов, ни процессий с опахалами, ни шествующего войска. Лишь гимнаст (гибкий и ловкий акробат из группы Финци Паски – Давид Менес) вертится-крутится, словно юла, вписавшись телом в большой обруч: перпетуум-мобиле, живой волчок, чистое движение. Это разом снимает нарочитую громоздкость «большой оперы».

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Купюры сделаны значительные: совсем нет танцев и балета, убраны пара мелких эпизодов. Но это объяснимо: Финци Паска создал спектакль-сон, спектакль-фантазию, в котором время течет по своим законам. Шляпки чеховской эпохи, лепестки роз, рассыпаемые девушками, «легкое дыхание», свежие прохладные тона красок – вот что остается в памяти. В последней сцене, когда Радамеса замуровывают, согласно либретто, в склепе живьем, голубоватые стержни, по которым пробегают и стекают струйки света, опускаются почти до пола.  Радамес оказывается в подобии светящейся клетки. И мы понимаем: это сталактиты и сталагмиты в пещере, где пока еще много воздуха.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Радамес и Аида поют свой последний дуэт «Прощай, земля» («O terra, addio…»). Легко, воздушно взмывают голоса: примирение и нежность слышны в них. Недаром этот дуэт называют «ангельским»: в нем Верди транслирует идею о том, что влюбленные, умирая, приобщаются сонму ангелов. Но Финци Паска в этот момент совершает, казалось бы, невозможное – организует колоссальную по масштабу и смыслу соборную сцену: все герои оперы, сняв с себя тяжелые шапки и нагрудники, выходят на сцену и просят друг у друга прощения. Режиссер словно восклицает: «Люди, любите и прощайте друг друга! Не надо войны, давайте жить дружно!» В этот момент переживаешь настоящий катарсис, в наши дни почти невероятный. 

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра/Валентин Барановский

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (9)

С Гражданки: Чего так возмущаться? Какие спектакли-такие и рецензии.

Написала зритель прошлого | 15 июня 2011 г. 20:01

С Гражданки: Удивляет Фонтанка, упорно пишущая о гергиевке, как о Мариинке. Мариинка — Русский Императорский Театр. Что в гергиевке сейчас напоминает о нем, уровень постановок? )))

Написала Синичка | 15 июня 2011 г. 19:36

Боже! Эта доярка из аула теперь и здесь пишет!!! Ужас какой! "Ходит, как пишет, а пишет, как Лева... А Лева пишет х***во"... Да, здохла фонтанка.... Пропал калабуховский дом!!!... :(((

Написал С Гражданки | 15 июня 2011 г. 19:00

Bliz: Кого из постановщиков интересует, что писал Верди? Вот поэтому и идти не хочется, кроме выпендрежа опять ничего не будет.

Написала зритель прошлого | 14 июня 2011 г. 19:12

Опера «Аида» была заказана к открытию Суэцкого канала. И Верди писал не вообще про любовь и долг, а про Египет. И конечно, имел в виду египетский антураж, а не шляпки чеховской эпохи.

Написал Bliz | 14 июня 2011 г. 18:46

Все комментарии (9)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform