10:54 17.08.2017
В Петербурге высадят 9 тысяч деревьев и 157 тысяч кустарников
Российские туристы стали охотнее останавливаться в финских отелях
На уборку рек и прудов Петербург потратит 140 млн
Пешехода в центре Петербурга чуть не убила автомобильная деталь
СМИ: На голландском радио 3FM захватили заложников
Пропавшее у жительницы Канады кольцо проросло в моркови через 13 лет
«Ростех» потратит 800 млн на защиту от хакеров
Автовокзал на Обводном запретил провожать отъезжающих
Руководители президентского авиаотряда арестованы по обвинению в хищении средств
"Ленавтодору" запретили покупать юристов с непредсказуемым результатом
Рост доли внеплановых проверок бизнеса вырос на 75%
Умер создатель кириллицы в Интернете Андрей Чернов
«Протон-М» стартовал с Байконура с военным спутником
Об угоне «Ленд Ровера» за 4 млн петербуржец догадался по е-мейлам о нарушениях
Лжеполицейские оставили петербургского столяра без денег и инструментов
На Смоленском кладбище нашли мёртвого на розовой простыне
Роспотребнадзор предупредил о бубонной чуме в США
Эсеры спросили КГИОП о судьбе усадьбы Орловых-Денисовых в Коломягах
Чеченский сенатор рассказал о возвращении российских детей из приютов Ирака
Мотоциклист сбил девушку на Школьной
Советник Трампа заявил об «экономической войне» с Китаем
Турция примет российских специалистов для оценки ситуации с вирусом Коксаки
В Ботаническом саду покажут ранние и поздние лилии, георгины и гладиолусы
Звезды французского кино разыграют триллер про призраков
Дмитрий Goblin Пучков расскажет об искусстве самогоноварения
Эмодзи стали героями фильма
В Летнем саду покажут русалок в морях из пластика
Гаэль Гарсиа Берналь сыграет брошенного мужа
Телохранитель киллера соберет кинозвезд
Модифицированный вертолет Ми-171А2 получил сертификат Росавиации
Названы дата и место прощания с Верой Глаголевой
Защитник «Зенита» о матче с «Утрехтом»: Результат позитивный, потому что могли пропустить ещё больше
Социологи: В мире Путину доверяют больше, чем Трампу
Пентагон отрицает поставки химических боеприпасов оппозиции в Сирии
Минздрав объяснил причину дефицита вакцин от полиомиелита
СМИ: Бывший вице-президент «Роснефти» не получил должность в ФСБ
Брошенный кавалер ославил замужнюю даму в Кингисеппе интимным видео
В Петербурге задержан замдиректора Ленпроектреставрации
Мировые цены на нефть начали снижаться
Саакашвили хочет вернуться на Украину через Польшу
СКА разгромил сборную Канады и вышел в финал турнира им. Пучкова
В 2019 году в Петербурге появится еще 44 километра велодорожек
Минкульт снова ищет подрядчика на ремонт Интендантских складов
Миллиардера Михальченко этапировали в Петербург
Манчини о поражении от «Утрехта»: «Зенит» играл не лучшим образом — это правда
Петербуржцев привьют от гриппа у станции метро «Проспект Просвещения»
Неонацистский сайт The Daily Stormer перебрался в зону .ru
Генсек ООН готов стать посредником в переговорах с Северной Кореей
Подпольный табачный завод накрыла полиция Петербурга в Кировске
Прогрессивный джаз и оркестр Стена Кентона
«Зенит» проиграл «Утрехту» в первом матче за выход в групповую стадию Лиги Европы
«Фонтанка» за 60 секунд — 16 августа
Станция «Проспект Большевиков» открыта на вход
Порошенко поручил провести расследование поставок украинских ракетных двигателей в КНДР
Из трусов в полоску инженера колонии «Металлострой» вынули много наркотического
Станция «Проспект Большевиков» закрыта на вход
Биржа России закрылась разнонаправленно
Велодорожку на Фонтанке «обновили» аварией
В Петербурге квартет бывших приставов отдали под суд за взятку
Албин: Стройкомитет должен перестать быть «вещью в себе»
Новичок «Зенита» Краневиттер сыграет с «Утрехтом» с первых минут
Жесткое задержание подростка полицейскими в Петербурге сняли на видео
Таможня приостановит работу на МАПП "Светогорск" 17 августа
КГА не одобрил росписи на фасадах Петроградской стороны
Убийца гвардейца, сказавшего перед смертью: «Работайте, братья!», сел на 17 лет
Кадыров предложил изменить систему оплаты российским футбольным арбитрам
За дрожжи и "симку" юноша из Крестов получил сразу две статьи
В центре им. Алмазова впервые прооперировали девочку с аномалией Киммерли
ФАС вновь приостановила аукцион на строительство волейбольного клуба в Сосновом Бору
В СИЗО в Горелово визитера сравнивают с самим собой
Театры

«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.
«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.

Прежняя реконструкция спектакля 1948 года с нарочито «историческими» декорациями Шильдкнехта всем изрядно надоела; к тому же, сам спектакль морально устарел, а уж смыслы, в него некогда вложенные, и вовсе выветрились, изъедены временем, как песчаник, из которого сделан египетский сфинкс. Повышенные ожидания были объяснимы: на сей раз поставить «Аиду» пригласили Даниэле Финци Паску, чей театральный язык, поэтический и символистски иносказательный, импонирует многим. Его красивый, ностальгический спектакль «Донка» привозили в Петербург в рамках Чеховского фестиваля. А все прошлое лето Cirque du Soleil «крутил» его «Corteo» – совсем не цирковое по интонации представление, в котором летали ангелы и возникал иллюзорный, придуманный режиссером идеальный мир.

Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска


В мире Финци Паски зло отступает; в нем живет добро, любовь, вселенская гармония и лирическая печаль. Паска пацифист, он верит, что идеальный мир возможен не только в театре. Сам он, похоже, живет по законам, которые для него естественны, как дыхание: при одном взгляде на него, такого веселого, подвижного, абсолютно неагрессивного, сразу почему-то вспоминается слоган из истории отечественного андеграунда: «Митьки никого не хотят победить». Финци Паска точно ни с кем не воюет. Он хочет дружить, то есть создавать на сцене фантазии, странные и красивые, с помощью своей слаженной и веселой команды. Он не давит на зрителей и уверен, что сотрудничество с актерами лучше манипулирования ими. И этим выгодно отличается от многих своих собратьев по цеху. Можно сказать, что стиль Финци Паски наследует полуимпровизационным театральным представлениям ренессансной поры, когда костюмы изготовлялись из подручных материалов, а условность сцены не камуфлировалась мнимым жизнеподобием, а, наоборот, подчеркивалась, возводилась в непреложный закон театра.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов


В «Аиде» Верди, казалось бы, мощный материал буквально требует пафоса, задает торжественность шествий и эффектную броскость зрелища. Ан нет: в спектакле Паски нет ни пальм, ни пирамид, ни  сфинксов – вообще нет пустыни. И почти нет солнца и яркого света. Спектакль окрашен преимущественно в холодные тона: синий, голубой, фиолетовый, белый, серебристый. Изредка мелькнет желтый свет в стержнях-сосульках, свисающих с огромной рамы. О земле и юге напоминает лишь терракотовый цвет платья Аиды: цвет красной глины, из которой лепили фигурки воинов и сосуды для воды в древнем Египте.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович


Фигурки воинов мы видим в самом начале: они расставлены аккуратными рядами, кругами и полукружьями прямо в центре сцены, лишенной, как известно, кулис и занавеса. Игровое пространство – как на ладони, зрители окружают его со всех сторон. И потому режиссер выстраивает спектакль словно на арене цирка, учитывая, что глазам зрителей открыто всё. Спектакль возникает «здесь и сейчас», со всеми технологическими шероховатостями – скрипом подъемников, неловкими проходами хора и сухим стуком плоских деревянных фигурок фараонова войска.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска

Верховный жрец Рамфис (Юрий Воробьев) объясняет Радамесу положение дел на фронте: египетское войско терпит урон, пора готовиться к решающей битве. Тут появляется царственная Амнерис (Екатерина Семенчук), носком туфли небрежно толкает солдатика – и фигурки воинов падают, подчиняясь «эффекту домино». А потом приходят хористы, складывают фигурки в просторные заплечные сумки и уносят прочь. А черный квадрат, окаймленный по краям широкой светящейся полосой, становится подиумом, на котором развернутся события оперы: любовь, страсть, ревность, полыхающая жажда мести и жажда свободы. И велики будут страдания Радамеса (Август Амонов), разрывающегося, как античный герой, между личным и общественным – любовью к рабыне, дочери поверженного эфиопского царя, и патриотическим долгом.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Нынешняя «Аида» вовсе не похожа на оперный спектакль. Первичные смыслы «Аиды» – стремление к свободе, гражданственность, горделивая величавость персонажей, громоподобные триумфы массовых сцен, схватка титанических характеров – оказались смещены в область музыкального  воплощения. На премьере Гергиев превзошел себя в размахе и нагнетании звучности. Его tutti низвергались, как Ниагарский водопад; его марши были чеканны, а кульминации возрастали стремительно и неотвратимо, как вулканический остров посреди океана. Он не делал поблажек ни Рамфису, ни Радамесу, ни бедняжке Аиде – Екатерине Шиманович. А ведь она была обязана, как истинная Аида, перекрывать своим пронзительным и сильным сопрано звучание и хора, заходившегося в пароксизмах торжества, и бушующего оркестра в финале второй сцены. И Шиманович с этой трудной задачей в целом справилась, и голос ее был слышен даже в этих критических массах децибелов.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Интерпретация Гергиева была по-настоящему могучей, плакатной, дерзко избыточной: по звуку, по крупной лепке фраз, по динамике и динамическим контрастам. Но полностью соответствовала его могучему волеизъявлению лишь Екатерина Семенчук – Амнерис. Уже после исполнения этой певицей партии Дидоны в «Троянцах» стало ясно, каким громадным вокальным потенциалом она обладает: глубокие грудные ноты, великолепные яркие верха, сильный, упругий вокал, неукротимый характер. В партии Амнерис она – настоящая львица, сильная, уверенная, властная. Режиссер вывел ее блондинкой и одел в белое, хотя платья Семенчук меняла чуть ли не каждую сцену. Блестки, воланы, оборки, а в «Сцене у Нила» она появляется в настоящем подвенечном наряде, с фатой, объятая сладкими грезами, в предвкушении разделенной любви. Тем горше разочарование, тем тяжелее расплата.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Сцена в судилище, когда Амнерис – Семенчук стенает и молит неумолимых жрецов пощадить возлюбленного – одна из самых сильных в спектакле. Здесь Финци Паска убирает прочь всю мишуру: светящиеся стержни, подсветки, фигурки – всё. Третий акт оперы развивается на пустом квадрате: по его периметру медленно движутся величавые персонажи-знаки в свободных одеждах. Амонасро в халате глубокого синего тона, Амнерис и Радамес – в белом, жрец Рамфис – в ярко-желтом, Аида – в кирпично-красном. А вверху, в амфитеатре, светится серебряным восклицательным знаком порфирная корона фараона.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу


Хор, рассаженный по периметру, поет – и создается небывалый эффект квадрофонического звучания. Группы рассредоточены, тенора подают голоса с одной стороны, басы – с другой, баритоны  отзываются с третьей. Пространство полнится перекличками, реверберациями. Скажем, во время знаменитого марша трубачи излагают тему, стоя на противоположных балконах – и опять наступает стереофонический эффект. А на сцене в это время – ни слонов, ни процессий с опахалами, ни шествующего войска. Лишь гимнаст (гибкий и ловкий акробат из группы Финци Паски – Давид Менес) вертится-крутится, словно юла, вписавшись телом в большой обруч: перпетуум-мобиле, живой волчок, чистое движение. Это разом снимает нарочитую громоздкость «большой оперы».

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Купюры сделаны значительные: совсем нет танцев и балета, убраны пара мелких эпизодов. Но это объяснимо: Финци Паска создал спектакль-сон, спектакль-фантазию, в котором время течет по своим законам. Шляпки чеховской эпохи, лепестки роз, рассыпаемые девушками, «легкое дыхание», свежие прохладные тона красок – вот что остается в памяти. В последней сцене, когда Радамеса замуровывают, согласно либретто, в склепе живьем, голубоватые стержни, по которым пробегают и стекают струйки света, опускаются почти до пола.  Радамес оказывается в подобии светящейся клетки. И мы понимаем: это сталактиты и сталагмиты в пещере, где пока еще много воздуха.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Радамес и Аида поют свой последний дуэт «Прощай, земля» («O terra, addio…»). Легко, воздушно взмывают голоса: примирение и нежность слышны в них. Недаром этот дуэт называют «ангельским»: в нем Верди транслирует идею о том, что влюбленные, умирая, приобщаются сонму ангелов. Но Финци Паска в этот момент совершает, казалось бы, невозможное – организует колоссальную по масштабу и смыслу соборную сцену: все герои оперы, сняв с себя тяжелые шапки и нагрудники, выходят на сцену и просят друг у друга прощения. Режиссер словно восклицает: «Люди, любите и прощайте друг друга! Не надо войны, давайте жить дружно!» В этот момент переживаешь настоящий катарсис, в наши дни почти невероятный. 

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра/Валентин Барановский

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (9)

С Гражданки: Чего так возмущаться? Какие спектакли-такие и рецензии.

Написала зритель прошлого | 15 июня 2011 г. 20:01

С Гражданки: Удивляет Фонтанка, упорно пишущая о гергиевке, как о Мариинке. Мариинка — Русский Императорский Театр. Что в гергиевке сейчас напоминает о нем, уровень постановок? )))

Написала Синичка | 15 июня 2011 г. 19:36

Боже! Эта доярка из аула теперь и здесь пишет!!! Ужас какой! "Ходит, как пишет, а пишет, как Лева... А Лева пишет х***во"... Да, здохла фонтанка.... Пропал калабуховский дом!!!... :(((

Написал С Гражданки | 15 июня 2011 г. 19:00

Bliz: Кого из постановщиков интересует, что писал Верди? Вот поэтому и идти не хочется, кроме выпендрежа опять ничего не будет.

Написала зритель прошлого | 14 июня 2011 г. 19:12

Опера «Аида» была заказана к открытию Суэцкого канала. И Верди писал не вообще про любовь и долг, а про Египет. И конечно, имел в виду египетский антураж, а не шляпки чеховской эпохи.

Написал Bliz | 14 июня 2011 г. 18:46

Все комментарии (9)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
«Строительный трест»
«Строительный трест» получил две награды в рамках строительного конкурса
Компания «Строительный трест» была удостоена двух наград в рамках церемонии награждения победителей конкурса «Лучшая строительная организация, предприятие строительной индустрии Ленинградской области 2016»
Фото: «Норманн»
«Норманн» отметил День Строителя на объекте «Норманндия»
Сотрудники строительной компании «Норманн» изучали территорию жилого комплекса и осваивали различные строительные специальности
Фестиваль экстремального вейкбординга «Огонь, Вода и Трубы 2017»
В кронштадском форту состоится международный фестиваль экстремального вейкбординга
19 августа в форту Константин (г. Кронштадт), на территории парка активного отдыха «Кингвинч», состоится единственный в своём роде фестиваль экстремального вейкбординга «Огонь, Вода и Трубы 2017» с участием лучших спортсменов мира