09:34 25.04.2017
ГУП «ТЭК» испытает теплосети на севере Петербурга
В Петербурге задержанная за обман пенсионеров пыталась откупиться и получила второе дело
Северная Корея вместо ядерного испытания провела артиллерийские учения
В Красноярске объявили режим «черного неба»
Развратителя сибирской школьницы нашли в Петербурге
Три женщины погибли в ДТП на Колпинском шоссе
Муфтий Чечни встретился с Асадом в Дамаске
Ювелирный на Полюстровском пытались обнести воры с удочкой
Подозреваемого в изнасиловании петербургской студентки нашли в промзоне
СМИ: Вашингтон сократит помощь Украине на 70%
В США убита россиянка
На Крыленко полыхали бытовки
Optimystica Orchestra прибавит оптимизма
О тайной жизни животных-ученых расскажут в БДТ
Политический суд в жанре кабаре разыграют на сцене «Эрарты»
Подруга Бродского расскажет петербуржцам о поэте и не только
Луганск обесточен
США запланировали сокращение финансовой помощи Украине на 70%
Трамп поручил подготовить план кратного снижения ставки корпоративного налога
Турция считает основанными на дезинформации слова Трампа о геноциде армян
Пентагон отметил профессионализм пилотов Ту-95
Названа самая ВИЧ-инфицированная страна Евросоюза
Трамп объявил неделю памяти жертв холокоста
«Роскосмос» уволил 3 космонавтов
МИД РФ: Возможны провокации с применением химоружия в Сирии
Количество договоров долевого участия выросло на 3,3%
Британия поддержала новые санкции США против Сирии
Новак: Министр энергетики Саудовской Аравии собирается на ПМЭФ
Лужские электрички изменят расписание на две недели
Торги в США завершились ростом
Вице-премьер Украины: Каждый девятый житель страны - безработный
Цены на нефть снижаются
Рогозин проверил модернизацию производства стратегических бомбардировщиков
В Финляндии начались масштабные учения ВВС
Электроснабжение в Приморском районе полностью восстановлено
Engie: новая финансовая структура «Северного потока - 2» позволит снять возражения Польши
Ле Пен на время отошла от руководства «Национальным фронтом»
"Обводный канал" открыт для пассажиров
Трамп и Меркель поговорили о Сирии, КНДР и Украине
Путин поговорил с Атамбаевым
Петербургский девелопер хочет построить в Симферополе два небоскреба
Из канала Грибоедова прохожие достали тонувшего мужчину
США расширили санкции против Сирии
"Обводный канал" закрыт на вход и выход
На вокзале в Волхове наступил канализационный коллапс из-за долга в 40 миллионов
За отсутствие знака «Ш» петербуржцу грозит уголовный срок
Смольный заказал проект продолжения Шуваловского проспекта
После хлопка на подстанции на «Пионерской» усилены меры безопасности
МЭС Северо-Запада: На севере Петербурга отключены 24 дома, ТК и котельная
МЭС Северо-Запада: Пострадавших среди персонала подстанции нет
В двух из трех конкурсов на ремонт КАД стали известны победители
Из-за сильного волнения пациентке разрешили пользоваться смартфоном во время операции
Министр обороны Британии допустил возможность превентивного ядерного удара
«Фонтанка» за 60 секунд – 24 апреля
В Петербурге выделили ещё 44 площадки под ларьки, киоски и автолавки
Глава Приморского района: На подстанции на Испытателей не было взрыва
На проспекте Энгельса снесли незаконную "Шаверму"
Объезд пробки на Лифляндской по встречке привел к массовому ДТП
«Ленэнерго» подключает оставшихся без света из-за ЧП на подстанции в Приморском районе потребителей
Вступили в силу новые нормативы градостроительного проектирования в Петербурге
На Испытателей от здания подстанции после хлопка отвалилась стена
Три педагога задержаны по делу о сексуальном насилии в детском доме
В больницах Петербурга остаются 22 пострадавших после взрыва в метро
«Технологический институт — 2» открыли
На Пискаревском снесут старинную подстанцию
Проектирование Восточного скоростного диаметра досталось петербургскому институту
Апрельский снег сдвинул сроки благоустройства в Петербурге
Поезда в метро проезжают «Технологический институт» мимо
Театры

«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.
«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.

Прежняя реконструкция спектакля 1948 года с нарочито «историческими» декорациями Шильдкнехта всем изрядно надоела; к тому же, сам спектакль морально устарел, а уж смыслы, в него некогда вложенные, и вовсе выветрились, изъедены временем, как песчаник, из которого сделан египетский сфинкс. Повышенные ожидания были объяснимы: на сей раз поставить «Аиду» пригласили Даниэле Финци Паску, чей театральный язык, поэтический и символистски иносказательный, импонирует многим. Его красивый, ностальгический спектакль «Донка» привозили в Петербург в рамках Чеховского фестиваля. А все прошлое лето Cirque du Soleil «крутил» его «Corteo» – совсем не цирковое по интонации представление, в котором летали ангелы и возникал иллюзорный, придуманный режиссером идеальный мир.

Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска


В мире Финци Паски зло отступает; в нем живет добро, любовь, вселенская гармония и лирическая печаль. Паска пацифист, он верит, что идеальный мир возможен не только в театре. Сам он, похоже, живет по законам, которые для него естественны, как дыхание: при одном взгляде на него, такого веселого, подвижного, абсолютно неагрессивного, сразу почему-то вспоминается слоган из истории отечественного андеграунда: «Митьки никого не хотят победить». Финци Паска точно ни с кем не воюет. Он хочет дружить, то есть создавать на сцене фантазии, странные и красивые, с помощью своей слаженной и веселой команды. Он не давит на зрителей и уверен, что сотрудничество с актерами лучше манипулирования ими. И этим выгодно отличается от многих своих собратьев по цеху. Можно сказать, что стиль Финци Паски наследует полуимпровизационным театральным представлениям ренессансной поры, когда костюмы изготовлялись из подручных материалов, а условность сцены не камуфлировалась мнимым жизнеподобием, а, наоборот, подчеркивалась, возводилась в непреложный закон театра.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов


В «Аиде» Верди, казалось бы, мощный материал буквально требует пафоса, задает торжественность шествий и эффектную броскость зрелища. Ан нет: в спектакле Паски нет ни пальм, ни пирамид, ни  сфинксов – вообще нет пустыни. И почти нет солнца и яркого света. Спектакль окрашен преимущественно в холодные тона: синий, голубой, фиолетовый, белый, серебристый. Изредка мелькнет желтый свет в стержнях-сосульках, свисающих с огромной рамы. О земле и юге напоминает лишь терракотовый цвет платья Аиды: цвет красной глины, из которой лепили фигурки воинов и сосуды для воды в древнем Египте.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович


Фигурки воинов мы видим в самом начале: они расставлены аккуратными рядами, кругами и полукружьями прямо в центре сцены, лишенной, как известно, кулис и занавеса. Игровое пространство – как на ладони, зрители окружают его со всех сторон. И потому режиссер выстраивает спектакль словно на арене цирка, учитывая, что глазам зрителей открыто всё. Спектакль возникает «здесь и сейчас», со всеми технологическими шероховатостями – скрипом подъемников, неловкими проходами хора и сухим стуком плоских деревянных фигурок фараонова войска.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска

Верховный жрец Рамфис (Юрий Воробьев) объясняет Радамесу положение дел на фронте: египетское войско терпит урон, пора готовиться к решающей битве. Тут появляется царственная Амнерис (Екатерина Семенчук), носком туфли небрежно толкает солдатика – и фигурки воинов падают, подчиняясь «эффекту домино». А потом приходят хористы, складывают фигурки в просторные заплечные сумки и уносят прочь. А черный квадрат, окаймленный по краям широкой светящейся полосой, становится подиумом, на котором развернутся события оперы: любовь, страсть, ревность, полыхающая жажда мести и жажда свободы. И велики будут страдания Радамеса (Август Амонов), разрывающегося, как античный герой, между личным и общественным – любовью к рабыне, дочери поверженного эфиопского царя, и патриотическим долгом.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Нынешняя «Аида» вовсе не похожа на оперный спектакль. Первичные смыслы «Аиды» – стремление к свободе, гражданственность, горделивая величавость персонажей, громоподобные триумфы массовых сцен, схватка титанических характеров – оказались смещены в область музыкального  воплощения. На премьере Гергиев превзошел себя в размахе и нагнетании звучности. Его tutti низвергались, как Ниагарский водопад; его марши были чеканны, а кульминации возрастали стремительно и неотвратимо, как вулканический остров посреди океана. Он не делал поблажек ни Рамфису, ни Радамесу, ни бедняжке Аиде – Екатерине Шиманович. А ведь она была обязана, как истинная Аида, перекрывать своим пронзительным и сильным сопрано звучание и хора, заходившегося в пароксизмах торжества, и бушующего оркестра в финале второй сцены. И Шиманович с этой трудной задачей в целом справилась, и голос ее был слышен даже в этих критических массах децибелов.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Интерпретация Гергиева была по-настоящему могучей, плакатной, дерзко избыточной: по звуку, по крупной лепке фраз, по динамике и динамическим контрастам. Но полностью соответствовала его могучему волеизъявлению лишь Екатерина Семенчук – Амнерис. Уже после исполнения этой певицей партии Дидоны в «Троянцах» стало ясно, каким громадным вокальным потенциалом она обладает: глубокие грудные ноты, великолепные яркие верха, сильный, упругий вокал, неукротимый характер. В партии Амнерис она – настоящая львица, сильная, уверенная, властная. Режиссер вывел ее блондинкой и одел в белое, хотя платья Семенчук меняла чуть ли не каждую сцену. Блестки, воланы, оборки, а в «Сцене у Нила» она появляется в настоящем подвенечном наряде, с фатой, объятая сладкими грезами, в предвкушении разделенной любви. Тем горше разочарование, тем тяжелее расплата.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Сцена в судилище, когда Амнерис – Семенчук стенает и молит неумолимых жрецов пощадить возлюбленного – одна из самых сильных в спектакле. Здесь Финци Паска убирает прочь всю мишуру: светящиеся стержни, подсветки, фигурки – всё. Третий акт оперы развивается на пустом квадрате: по его периметру медленно движутся величавые персонажи-знаки в свободных одеждах. Амонасро в халате глубокого синего тона, Амнерис и Радамес – в белом, жрец Рамфис – в ярко-желтом, Аида – в кирпично-красном. А вверху, в амфитеатре, светится серебряным восклицательным знаком порфирная корона фараона.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу


Хор, рассаженный по периметру, поет – и создается небывалый эффект квадрофонического звучания. Группы рассредоточены, тенора подают голоса с одной стороны, басы – с другой, баритоны  отзываются с третьей. Пространство полнится перекличками, реверберациями. Скажем, во время знаменитого марша трубачи излагают тему, стоя на противоположных балконах – и опять наступает стереофонический эффект. А на сцене в это время – ни слонов, ни процессий с опахалами, ни шествующего войска. Лишь гимнаст (гибкий и ловкий акробат из группы Финци Паски – Давид Менес) вертится-крутится, словно юла, вписавшись телом в большой обруч: перпетуум-мобиле, живой волчок, чистое движение. Это разом снимает нарочитую громоздкость «большой оперы».

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Купюры сделаны значительные: совсем нет танцев и балета, убраны пара мелких эпизодов. Но это объяснимо: Финци Паска создал спектакль-сон, спектакль-фантазию, в котором время течет по своим законам. Шляпки чеховской эпохи, лепестки роз, рассыпаемые девушками, «легкое дыхание», свежие прохладные тона красок – вот что остается в памяти. В последней сцене, когда Радамеса замуровывают, согласно либретто, в склепе живьем, голубоватые стержни, по которым пробегают и стекают струйки света, опускаются почти до пола.  Радамес оказывается в подобии светящейся клетки. И мы понимаем: это сталактиты и сталагмиты в пещере, где пока еще много воздуха.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Радамес и Аида поют свой последний дуэт «Прощай, земля» («O terra, addio…»). Легко, воздушно взмывают голоса: примирение и нежность слышны в них. Недаром этот дуэт называют «ангельским»: в нем Верди транслирует идею о том, что влюбленные, умирая, приобщаются сонму ангелов. Но Финци Паска в этот момент совершает, казалось бы, невозможное – организует колоссальную по масштабу и смыслу соборную сцену: все герои оперы, сняв с себя тяжелые шапки и нагрудники, выходят на сцену и просят друг у друга прощения. Режиссер словно восклицает: «Люди, любите и прощайте друг друга! Не надо войны, давайте жить дружно!» В этот момент переживаешь настоящий катарсис, в наши дни почти невероятный. 

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра/Валентин Барановский

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (9)

С Гражданки: Чего так возмущаться? Какие спектакли-такие и рецензии.

Написала зритель прошлого | 15 июня 2011 г. 20:01

С Гражданки: Удивляет Фонтанка, упорно пишущая о гергиевке, как о Мариинке. Мариинка — Русский Императорский Театр. Что в гергиевке сейчас напоминает о нем, уровень постановок? )))

Написала Синичка | 15 июня 2011 г. 19:36

Боже! Эта доярка из аула теперь и здесь пишет!!! Ужас какой! "Ходит, как пишет, а пишет, как Лева... А Лева пишет х***во"... Да, здохла фонтанка.... Пропал калабуховский дом!!!... :(((

Написал С Гражданки | 15 июня 2011 г. 19:00

Bliz: Кого из постановщиков интересует, что писал Верди? Вот поэтому и идти не хочется, кроме выпендрежа опять ничего не будет.

Написала зритель прошлого | 14 июня 2011 г. 19:12

Опера «Аида» была заказана к открытию Суэцкого канала. И Верди писал не вообще про любовь и долг, а про Египет. И конечно, имел в виду египетский антураж, а не шляпки чеховской эпохи.

Написал Bliz | 14 июня 2011 г. 18:46

Все комментарии (9)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
RBI
Квартиры «Северного города» можно купить в ипотеку под 8,4%
Ипотека становится все доступнее! До конца мая квартиры в двух строящихся домах компании «Северный город» (входит в Холдинг RBI) можно приобрести в ипотеку под 8,4%.
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
Клиенты Банка «Санкт-Петербург» приняли участие в записи альбома Billy’s Band
Необычное мероприятие провели в студии звукозаписи RedWave Банк «Санкт-Петербург» и группа Billy’s Band. Музыканты записали новый альбом в присутствии клиентов банка. Для того, чтобы получить приглашение на запись, молодые пользователи интернет-банка заранее подавали заявки.
Fjord
Эксперты подтвердили надежность и качество проектов ЮИТ
Пять жилых комплексов компании «ЮИТ Санкт-Петербург» получили высокую оценку профессионалов рынка недвижимости как наиболее надежные и качественные проекты и включены в «Белый список новостроек Санкт-Петербурга и Ленинградской области», опубликованный на портале Novostroy.su.
LEGENDA
Компания LEGENDA запускает программу "Квартира в зачет"
Большинство клиентов компании LEGENDA – это опытные покупатели квартир. Это значит, что они уже приобретали недвижимость и приходят с желанием улучшить свои жилищные условия, чаще всего за счет продажи имеющейся жилья.
«Cosmoservice»
Новые технологии пришли в жилищно-коммунальное хозяйство
Санкт-Петербургская компания «Cosmoservice» в рамках партнерской программы с компанией-оператором начала производить на своих объектах монтаж инновационной автоматической системы контроля-учета воды и электроэнергии
uralairlines.com
«Уральские авиалинии» ведут набор бортпроводников в Санкт-Петербурге
Авиакомпания «Уральские авиалинии» расширяет свой лётный штат в Санкт-Петербурге и приглашает в авиаотряд опытных сотрудников с действующим свидетельством и тех, кто хочет пройти обучение на должность бортпроводников для выполнения полетов из Санкт-Петербурга и Москвы.