18:55 29.06.2017
Петербургскую лабораторию "Инвитро" парализовал вирус, похожий на Petya
Фигуранта дела Оганесяна выпустили из СИЗО
За взятку приставу против автомобилистки из Петербурга возбудили уголовное дело
ВЦИОМ: Каждому десятому россиянину едва хватает денег на еду
Навальному пригрозили заменой условного срока на реальный
Бывшие пашни совхоза «Пригородный» в Парголово застроят малоэтажками
Как правильно выбрать SUP - инфографика
Дело «тамбовского преступного сообщества» передается в суд
Главу администрации Всеволожска увезли на допрос
Петербург поднялся на 29 позиций в рейтинге регионов по развитию конкуренции
Актеры петербургского МДТ попали в ДТП под Оренбургом
В мае от гриппа и ОРВИ в России умерли 37 человек
Сбербанк к 2020 году сократит 11 тысяч сотрудников
Гиды пожалуются в ФАС на картель по приему туристов из КНР в Петербурге
25 тыс. жителей Всеволожска из-за долгов остались без горячей воды
Максакова не считает убийство мужа политическим
Город вложит 14 млн в реставрацию трех старинных дач в Сестрорецке
«Рома» поставил Маноласу ультиматум: или он переходит в «Зенит», или остается
Птица задержала петербургских туристов в Тунисе на 11 часов
Всемирный банк будет бороться с гриппом А с помощью облигаций
Все пятеро подсудимых по делу об убийстве Немцова признаны виновными
Иностранные инвестиции в петербургскую недвижимость впервые выросли за последние три года
Администратор «группы смерти» задержана за покушение на убийство на Камчатке
Набережную Мойки и Конюшенное ведомство отремонтируют к осени 2018 года
В Петербурге подпольного банкира за обналичивание 242 млн оштрафовали на сто тысяч
Суд не разрешил строить торговый центр на Восстания, 4
Вне зависимости от победителя в день финала КК-2017 Дворцовый разведут под гимн «Зенита»
Годовалая петербурженка выпала с четвертого этажа на Почтамтской
Соглашением о создании гандбольного «Зенита» займется вице-премьер Рогозин
«Теплосеть» выплатит 200 тысяч обожженной кипятком петербурженке
Город выбрал подрядчика на ремонт Муринского парка за 370 млн рублей
Верховный суд отменил приговор по делу об убийстве ректора СПбГУСЭ
Петербуржцы испугались летающих над городом истребителей
СМИ: Недопуск России на Евровидение может стоить Украине 200 тыс. евро
Суд арестовал имущество главы финского сервиса такси Uber
«Зенит» может подписать 20-летнего защитника «Гремио»
Сотрудник петербургского НИИ онкологии умер в Греции
В Петербурге банкротят строителей арктической базы, которую посетили Путин и Медведев
Роскачество нашло в «Российском» сыре антибиотики
Cовфед предложил не активировать SIM-карты до проверки паспортных данных
В метро снова начнут продавать единый проездной для двух столиц
К гей-параду Хельсинки окрасился в цвета радуги
Последний день июня в Петербурге будет ветреным
Медведев: Контрсанкции против Запада продлят до 2019 года
Кадетский корпус СК РФ на Мойке отремонтируют за 107 миллионов
СМИ: Украина готовится изменить статус Крыма
МВД предложило не возбуждать дела по «мелким преступлениям» без подозреваемого
Судостроительный завод Турку недоплачивает гастарбайтерам
В СПбГУ открылся уникальный для России Социальный центр переводов
Студентов из Петербурга послали строить Крымский мост
«Челси» может перехватить у «Зенита» защитника Костаса Маноласа
Жители Красного Села остались без воды, света и Интернета
За аферу с 4 миллионами глава петербургской турфирмы получила 4 года условно
Финская полиция выпустила инструкцию о поведении при теракте
Сбежавший из дома четвероклассник прошел пешком 13 км из Отрадного в Петербург
Петербуржец поставил машину на стоянку на год. Автомобиль пропал
Экс-глава Минобороны Сердюков вошел в совет директоров КамАза
Продолжительность жизни в России выросла до рекордных 72 лет
В день финала Кубка конфедераций автобусы в Петербурге работают до 4 утра
Арт-инсталляцию о мире особых людей покажут в петербургском ТЦ
28 кг янтаря и украшений арестовали в торговом центре на Благодатной
Погибшего под Выборгом водителя из машины вырезали спасатели
Рабочие тушили пожар над будущим метро на Туристской
Состоятельный петербуржец забыл о налогах и поплатился кроссовером
Бомбу на "Владимирской" не нашли
В Москве нашли надгробную плиту приближенной Петра I
Роналду покинул Россию из-за рождения двойни
Из Финляндии в Эстонию контрабандой вывезли 180 тонн мусора
Петербуржец просит найти сына, не вернувшегося со Шри-Ланки
Театры

«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.
«Аида» Мариинского театра: В царстве идеала

Флюоресцирующий свет, открытое игровое пространство, квадрофонический хор – и ни намека на пустыню, пальмы и Египет. Меломаны с замиранием сердца ждали появления новой «Аиды» в Концертном зале Мариинского театра. И вот дождались.

Прежняя реконструкция спектакля 1948 года с нарочито «историческими» декорациями Шильдкнехта всем изрядно надоела; к тому же, сам спектакль морально устарел, а уж смыслы, в него некогда вложенные, и вовсе выветрились, изъедены временем, как песчаник, из которого сделан египетский сфинкс. Повышенные ожидания были объяснимы: на сей раз поставить «Аиду» пригласили Даниэле Финци Паску, чей театральный язык, поэтический и символистски иносказательный, импонирует многим. Его красивый, ностальгический спектакль «Донка» привозили в Петербург в рамках Чеховского фестиваля. А все прошлое лето Cirque du Soleil «крутил» его «Corteo» – совсем не цирковое по интонации представление, в котором летали ангелы и возникал иллюзорный, придуманный режиссером идеальный мир.

Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из шоу Corteo, Цирк Дю Солей, режиссер Даниэле Финци Паска


В мире Финци Паски зло отступает; в нем живет добро, любовь, вселенская гармония и лирическая печаль. Паска пацифист, он верит, что идеальный мир возможен не только в театре. Сам он, похоже, живет по законам, которые для него естественны, как дыхание: при одном взгляде на него, такого веселого, подвижного, абсолютно неагрессивного, сразу почему-то вспоминается слоган из истории отечественного андеграунда: «Митьки никого не хотят победить». Финци Паска точно ни с кем не воюет. Он хочет дружить, то есть создавать на сцене фантазии, странные и красивые, с помощью своей слаженной и веселой команды. Он не давит на зрителей и уверен, что сотрудничество с актерами лучше манипулирования ими. И этим выгодно отличается от многих своих собратьев по цеху. Можно сказать, что стиль Финци Паски наследует полуимпровизационным театральным представлениям ренессансной поры, когда костюмы изготовлялись из подручных материалов, а условность сцены не камуфлировалась мнимым жизнеподобием, а, наоборот, подчеркивалась, возводилась в непреложный закон театра.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Амнерис - Екатерина Семенчук, Радамес - Август Амонов


В «Аиде» Верди, казалось бы, мощный материал буквально требует пафоса, задает торжественность шествий и эффектную броскость зрелища. Ан нет: в спектакле Паски нет ни пальм, ни пирамид, ни  сфинксов – вообще нет пустыни. И почти нет солнца и яркого света. Спектакль окрашен преимущественно в холодные тона: синий, голубой, фиолетовый, белый, серебристый. Изредка мелькнет желтый свет в стержнях-сосульках, свисающих с огромной рамы. О земле и юге напоминает лишь терракотовый цвет платья Аиды: цвет красной глины, из которой лепили фигурки воинов и сосуды для воды в древнем Египте.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Аида - Екатерина Шиманович


Фигурки воинов мы видим в самом начале: они расставлены аккуратными рядами, кругами и полукружьями прямо в центре сцены, лишенной, как известно, кулис и занавеса. Игровое пространство – как на ладони, зрители окружают его со всех сторон. И потому режиссер выстраивает спектакль словно на арене цирка, учитывая, что глазам зрителей открыто всё. Спектакль возникает «здесь и сейчас», со всеми технологическими шероховатостями – скрипом подъемников, неловкими проходами хора и сухим стуком плоских деревянных фигурок фараонова войска.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска

Верховный жрец Рамфис (Юрий Воробьев) объясняет Радамесу положение дел на фронте: египетское войско терпит урон, пора готовиться к решающей битве. Тут появляется царственная Амнерис (Екатерина Семенчук), носком туфли небрежно толкает солдатика – и фигурки воинов падают, подчиняясь «эффекту домино». А потом приходят хористы, складывают фигурки в просторные заплечные сумки и уносят прочь. А черный квадрат, окаймленный по краям широкой светящейся полосой, становится подиумом, на котором развернутся события оперы: любовь, страсть, ревность, полыхающая жажда мести и жажда свободы. И велики будут страдания Радамеса (Август Амонов), разрывающегося, как античный герой, между личным и общественным – любовью к рабыне, дочери поверженного эфиопского царя, и патриотическим долгом.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Нынешняя «Аида» вовсе не похожа на оперный спектакль. Первичные смыслы «Аиды» – стремление к свободе, гражданственность, горделивая величавость персонажей, громоподобные триумфы массовых сцен, схватка титанических характеров – оказались смещены в область музыкального  воплощения. На премьере Гергиев превзошел себя в размахе и нагнетании звучности. Его tutti низвергались, как Ниагарский водопад; его марши были чеканны, а кульминации возрастали стремительно и неотвратимо, как вулканический остров посреди океана. Он не делал поблажек ни Рамфису, ни Радамесу, ни бедняжке Аиде – Екатерине Шиманович. А ведь она была обязана, как истинная Аида, перекрывать своим пронзительным и сильным сопрано звучание и хора, заходившегося в пароксизмах торжества, и бушующего оркестра в финале второй сцены. И Шиманович с этой трудной задачей в целом справилась, и голос ее был слышен даже в этих критических массах децибелов.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Интерпретация Гергиева была по-настоящему могучей, плакатной, дерзко избыточной: по звуку, по крупной лепке фраз, по динамике и динамическим контрастам. Но полностью соответствовала его могучему волеизъявлению лишь Екатерина Семенчук – Амнерис. Уже после исполнения этой певицей партии Дидоны в «Троянцах» стало ясно, каким громадным вокальным потенциалом она обладает: глубокие грудные ноты, великолепные яркие верха, сильный, упругий вокал, неукротимый характер. В партии Амнерис она – настоящая львица, сильная, уверенная, властная. Режиссер вывел ее блондинкой и одел в белое, хотя платья Семенчук меняла чуть ли не каждую сцену. Блестки, воланы, оборки, а в «Сцене у Нила» она появляется в настоящем подвенечном наряде, с фатой, объятая сладкими грезами, в предвкушении разделенной любви. Тем горше разочарование, тем тяжелее расплата.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Сцена в судилище, когда Амнерис – Семенчук стенает и молит неумолимых жрецов пощадить возлюбленного – одна из самых сильных в спектакле. Здесь Финци Паска убирает прочь всю мишуру: светящиеся стержни, подсветки, фигурки – всё. Третий акт оперы развивается на пустом квадрате: по его периметру медленно движутся величавые персонажи-знаки в свободных одеждах. Амонасро в халате глубокого синего тона, Амнерис и Радамес – в белом, жрец Рамфис – в ярко-желтом, Аида – в кирпично-красном. А вверху, в амфитеатре, светится серебряным восклицательным знаком порфирная корона фараона.

Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу
Сцена из оперы "Аида" Мариинского театра: Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев, Амнерис - Екатерина Семенчу


Хор, рассаженный по периметру, поет – и создается небывалый эффект квадрофонического звучания. Группы рассредоточены, тенора подают голоса с одной стороны, басы – с другой, баритоны  отзываются с третьей. Пространство полнится перекличками, реверберациями. Скажем, во время знаменитого марша трубачи излагают тему, стоя на противоположных балконах – и опять наступает стереофонический эффект. А на сцене в это время – ни слонов, ни процессий с опахалами, ни шествующего войска. Лишь гимнаст (гибкий и ловкий акробат из группы Финци Паски – Давид Менес) вертится-крутится, словно юла, вписавшись телом в большой обруч: перпетуум-мобиле, живой волчок, чистое движение. Это разом снимает нарочитую громоздкость «большой оперы».

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Купюры сделаны значительные: совсем нет танцев и балета, убраны пара мелких эпизодов. Но это объяснимо: Финци Паска создал спектакль-сон, спектакль-фантазию, в котором время течет по своим законам. Шляпки чеховской эпохи, лепестки роз, рассыпаемые девушками, «легкое дыхание», свежие прохладные тона красок – вот что остается в памяти. В последней сцене, когда Радамеса замуровывают, согласно либретто, в склепе живьем, голубоватые стержни, по которым пробегают и стекают струйки света, опускаются почти до пола.  Радамес оказывается в подобии светящейся клетки. И мы понимаем: это сталактиты и сталагмиты в пещере, где пока еще много воздуха.

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Радамес и Аида поют свой последний дуэт «Прощай, земля» («O terra, addio…»). Легко, воздушно взмывают голоса: примирение и нежность слышны в них. Недаром этот дуэт называют «ангельским»: в нем Верди транслирует идею о том, что влюбленные, умирая, приобщаются сонму ангелов. Но Финци Паска в этот момент совершает, казалось бы, невозможное – организует колоссальную по масштабу и смыслу соборную сцену: все герои оперы, сняв с себя тяжелые шапки и нагрудники, выходят на сцену и просят друг у друга прощения. Режиссер словно восклицает: «Люди, любите и прощайте друг друга! Не надо войны, давайте жить дружно!» В этот момент переживаешь настоящий катарсис, в наши дни почти невероятный. 

Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска
Сцена из оперы "Аида", Концертный зал Мариинского театра, режиссер Даниэле Финци Паска


Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра/Валентин Барановский

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (9)

С Гражданки: Чего так возмущаться? Какие спектакли-такие и рецензии.

Написала зритель прошлого | 15 июня 2011 г. 20:01

С Гражданки: Удивляет Фонтанка, упорно пишущая о гергиевке, как о Мариинке. Мариинка — Русский Императорский Театр. Что в гергиевке сейчас напоминает о нем, уровень постановок? )))

Написала Синичка | 15 июня 2011 г. 19:36

Боже! Эта доярка из аула теперь и здесь пишет!!! Ужас какой! "Ходит, как пишет, а пишет, как Лева... А Лева пишет х***во"... Да, здохла фонтанка.... Пропал калабуховский дом!!!... :(((

Написал С Гражданки | 15 июня 2011 г. 19:00

Bliz: Кого из постановщиков интересует, что писал Верди? Вот поэтому и идти не хочется, кроме выпендрежа опять ничего не будет.

Написала зритель прошлого | 14 июня 2011 г. 19:12

Опера «Аида» была заказана к открытию Суэцкого канала. И Верди писал не вообще про любовь и долг, а про Египет. И конечно, имел в виду египетский антураж, а не шляпки чеховской эпохи.

Написал Bliz | 14 июня 2011 г. 18:46

Все комментарии (9)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform