Сейчас

+4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+4˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 1

3 м/с, южн

764мм

79%

Подробнее

Пробки

4/10

«Сумерки. Сага. Затмение»: Одноклассники.vamp

2641
ПоделитьсяПоделиться

Широко прокатываемая на экранах петербургских кинотеатров третья часть модной «сумеречной» эпопеи по праву носит свое имя: это и в самом деле «затмение». Причем во всех смыслах.

Предыдущая глава саги оборвалась «на самом интересном месте»: вампир повел себя по-джентльменски и сделал предложение дочке американского шерифа – условно прекрасной мисс Белле Свон. Дело было на лугу, всё было как-то совсем в цветочек. «Затмение» настигает героев на том же месте: вампир всё настойчивей предлагает школьнице руку и сердце (или что там у носферату вместо сердца?), Белла премило жеманится и кстати вспоминает о несделанных уроках, цветочки заполняют кадр от края до края. Заканчивается «Затмение» – вы будете смеяться – предложением руки и сердца. Теперь Белла, кажется, окончательно согласна стать миссис Вампир. Ботаническое буйство продолжается.

ПоделитьсяПоделиться



С аллергией на цветы к «Сумеркам» лучше не подходить. Творение американки Стефани Майер и последующие экранизации – это квинтэссенция интимного девчачьего мира. Цветочки на полях, пышно украшавшие когда-то девчоночьи дневники, а ныне перекочевавшие в ЖЖ, – это именно их скрупулезно воспроизводят создатели фильма, отрабатывая соцзаказ на романтический кич. Тут ведь дело не в личных пристрастиях кинематографистов – а в объеме заказа. То, что «вампиров-вегетарианцев» (американская домохозяйка не могла не подпилить дьяволу рога) девочки-подростки со всего мира начнут скупать оптом, оказалось приятной неожиданностью для книгоиздателей и продюсеров. Куда более кровожадные создания Энн Райс (и экранизации ее романов) таких финансовых дивидендов не принесли.

ПоделитьсяПоделиться



Первая часть «Сумерек», не имея никаких художественных достоинств, представляла собой «запечатленный» образчик подростковой психологии. Темный-темный лес, дождливый полумрак, таинственный прекрасный юноша с блуждающим взором, хмурая, неловкая, но в чем-то, разумеется, совершенно исключительная – «не такая, как все» – девочка, ужасная опасность неясной этиологии, хихиканье в столовке, ожидание выпускного бала, многозначительные долгие взгляды и туповато-напыщенные… простите, девчонки, – то есть «полные особого скрытого смысла» диалоги. Вся эта атмосфера томительного беспокойства своего подлинного происхождения не скрывает: гормональная буря, что же еще? Тот самый «зов крови», на который подтянутся и вампиры, и вервольфы. Вот ты и в темном лесу, Красная Шапочка.

ПоделитьсяПоделиться



Не нарушать границ этого волнующего мира (иначе потеряна не только мало-мальская оригинальность, но и аудитория) означает обречь себя на попытки остановить мгновение. На уровне так называемых «романов» Стефани Майер это ничего не стоит: косноязычие массовой литературы, не отличимой ни по задачам, ни по качеству от фанфиков, позволяет многостранично бубнить нечто загадочно-несусветное. Подростковое кино, напротив, взыскует действия. Хорошие вампиры уже поиграли в бейсбол, поцапались с вервольфами, растерзали и сожгли своего невежливого плохого собрата, а в «Затмении» и вовсе ввязались в войну с «новообращенными», понадкусавшими не читавших саги жителей Сиэтла. Но экшен – не самое главное в «Сумерках», главное – это «отношения», разве непонятно? Ну как же: Белла разрывается между мучительной влюбленностью в вампира Эдварда и неким смутным томлением, которое вызывает у нее спортивного вида юный вервольф Джейкоб, мальчики тоже очень переживают и периодически сталкиваются нос к носу, грозно супя бровки и скаля клыки в строго индивидуальной манере. Но заканчивается всё состязаниями в благородстве, ибо задача ведь не в том, чтобы мучения прекратились, а в том, чтобы они продолжались и продолжались… Сполна удовлетворив, таким образом, нехитрые тайные желания таргет-аудитории, поголовно состоящей из «не таких, как все».

ПоделитьсяПоделиться



Тут ведь что интересно. Создателям «Сумерек» удалось остановить не столько восхитительный «предвыпускной» период (что бы это ни значило), сколько сам процесс развития личности – прежде всего главной героини. Дело ведь не в том, что три фильма подряд девушка всё просит ее укусить, а он всё не кусает, он же, в свою очередь, всё зовет замуж, а она всё как бы нейдет, зато, напротив, настаивает на сексе, а он как раз, наоборот, ни-ни, и эта сказка про белого бычка тянется долго и безмятежно, даже когда в сюжет вмешивается одинокий волчок со своей нескончаемой песней про то, какой он теплый и пушистый. Герои фильма – даже второстепенные – обречены из фильма в фильм вести одни и те же монологи, а в «Затмении» еще и подкреплять их «воспоминаниями» из прошлой жизни. Однако тот факт, что живут вампиры столетиями (один из них, оказывается, воевал на стороне конфедератов – по американским меркам давность чрезвычайная), на их характерах никак не сказывается. Они умудряются оставаться школьниками – по сути. Эдвард, обращенный в вампира во время Первой мировой, лепечет что-то о своих устоях целомудрия, но это означает всего лишь, что последующие годы – джазовые 20-е, военные 40-е и даже сексуальную революцию 60-х – ему удалось каким-то чудом пропустить. Неудивительно, что и Белла намертво застыла в своих жеманных томлениях, а те самые пресловутые «отношения» (как, собственно, все мотивировки и сюжетные ходы фильма) не выдерживают испытания элементарной логикой. Это типичный фанфик, где авторский волюнтаризм отрицает любые художественные законы. «Затмение» – яркий пример того, что будет с киноискусством, если профессионалы начнут потакать дилетантам. Энергичным и невменяемым, как «новообращенные» вампиры.

ПоделитьсяПоделиться



Время не движется – это и есть главная проговорка авторов «Сумерек» (и литературного первоисточника, и экранизаций). Сознание целевой аудитории замерло в предвкушении первого поцелуя и школьных экзаменов в далекой перспективе. И то, что автором текста является почтенная мать троих детей, а среди читательниц и зрительниц немало взрослых женщин – отнюдь не парадокс. В этом и проблема. Классическая вампирская мифология романтична, но ничуть не инфантильна. В отличие от доморощенной «сумеречной».

ПоделитьсяПоделиться



Вот так и получается, что самым правдоподобным и даже некоторым образом художественно оправданным обстоятельством «Сумерек» является тот факт, что вампиры учатся в средней школе. А в индейской резервации по соседству наращивают холки молодые вервольфы. Впереди продолжение саги – в двух частях. Недовольные, в строгом соответствии с сюжетом, идут лесом.

Лилия Шитенбург
«Фонтанка.ру»

Фото: Summit Entertainment.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «
Кино»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close