Начальник петербургского ГУВД опровергает слова Рашида Нургалиева и напоминает сотрудникам, что они не должны серьезно относиться к грязным инсинуациям со стороны прессы, которые, цитируя министра МВД, неправильно его поняли. Соответствующий приказ попал в распоряжение “Фонтанки”. Догадываясь о том, что из-за противоречивых заявлений руководства у личного состава может “поехать крыша”, следом за приказом издана памятка, как предотвратить суицид в рядах милиционеров. Согласно документу, появление на рабочем месте с веревкой на шее нужно расценивать как косвенный намек на возможность самоубийства.
“В некоторых СМИ появилась не соответствующая действительности информация о том, что в целях пресечения правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел, игнорируя положения УК РФ (ст. 317), граждане имеют право оказывать сопротивление сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей”, - написано в этом приказе, изданном начальником ГУВД по Петербургу и Ленобласти.
Заметим, что в этом приказе ни словом не упоминается о том, откуда у СМИ появилась “не соответствующая действительности информация”, зато есть требование к начальникам районных управлений довести до личного состава сведения о том, что “существует уголовная ответственность за оказание сопротивления сотрудникам”, и что “каждый сотрудник милиции при исполнении служебного долга поддерживается руководством МВД России и никому не позволено нарушать законы, вольно трактовать ст. 317 УК РФ”.
В этом же приказе говорится и об изучении сотрудниками интервью Нургалиева, данного радиостанции “Милицейская волна”, в котором министр внутренних дел объясняет, как правильно понимать его слова. Об этом “Фонтанка” уже писала, остается только добавить, что о результатах должно быть доложено лично Владиславу Пиотровскому в срок до 3 декабря.
Кроме того, появился еще один приказ, согласно которому милиционерам запрещено говорить с журналистами о преступниках в погонах. Ни один сотрудник не может комментировать задержание и уголовное преследование своего коллеги. Правда, это указание опять-таки идет в разрез со словами того же министра, который 28 ноября в том самом интервью на «Волне» (обязательном для изучения милиционерами) подчеркнул, что его ведомство остается открытым для СМИ.
Не удивит, если от всех этих противоречивых высказываний у простых милиционеров начнется чрезмерно напряженная мозговая деятельность, которая может привести к тяжелым последствиям. Но питерское ГУВД подстраховалось на этот случай и издало “Памятку для руководителей подразделений ОВД по профилактике ЧП с личным составом”. В этом поистине уникальном документе перечислены признаки, которые могут дать понять чуткому начальнику, что с его подчиненным не все в порядке.
Например, словесные заявления сотрудника типа: “ненавижу жизнь”, “не могу этого вынести”, “я покончу с собой”, “никому я не нужен” и “это выше моих сил” должны насторожить, а появление в кругу коллег с петлей на шее (из брючного ремня, веревки, телефонного провода) необходимо расценивать как “косвенный “намек” на возможность суицидальных действий”. Также среди опасных признаков – излишний риск на работе (напомним, мы говорим о борцах с преступностью), жалобы на физическое недомогание и недостаток сна (напомним про круглосуточный режим работы милиционеров). Замкнутость и сниженная активность у тех, кто обычно “бодрячком”, излишняя говорливость - у молчунов, целенаправленный сбор таблеток, отравляющих жидкостей. Все это - не что иное, как признак кризисного состояния.
Нужно также серьезно относиться к случаям символического прощания “сотрудника с ближайшим окружением – раздаче личных вещей, фотоальбомов, часов”. Отметим, правда, что в последнее время некоторые руководители нередко балуют окружающих одариванием хронометрами, так что, нам кажется, что к этому признаку нужно относиться осторожнее. Должны признаться и в том, что подобно герою Джерома К. Джерома, который, изучив медицинскую энциклопедию, обнаружил у себя практически все заболевания, кроме родильной горячки, и корреспонденты "Фонтанки" озаботились собственным душевным равновесием, прочитав памятку. Были найдены почти все симптомы приближающегося суицида, кроме разве что проводов на шее.
Согласно памятке, руководитель должен помнить, что вероятность суицида возрастает “в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями”, а возрастные группы риска располагаются между 17 – 24 годами, а также между 40 и 50 годами. Отдельной строкой в документе выделено, что люди совершают суицид, “когда не видят решения своих проблем” и “при резком обострении чувства безнадежности”. Поэтому руководители должны быть “внимательны и терпеливы со своими подчиненными”. Ведь “каждая личность – индивидуальна”.
“Фонтанка” приносит свои соболезнования рядовым сотрудникам милиции и выражает уверенность, что опера и не такое выносили, поэтому: ребята, держитесь!
Юлия Никитина,
“Фонтанка.ру”