Реклама

Сейчас

+11˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+11˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 11

1 м/с, с-в

766мм

74%

Подробнее

Пробки

4/10

Реклама

Валерий Гергиев взялся построить театр вместо Доминика Перро. Что из этого выйдет?

930
ПоделитьсяПоделиться

Постоянный автор журнала "Город 812" рассказывает, что происходит на тех или иных значимых для Петербурга объектах - Сенной площади, месте строительства второй сцены Мариинского театра, а также в области высотного регламента.

Не успела в журнале «Город 812»появиться статья «Сенноев ковчег-2» о необходимости деприватизации Сенной площади (сейчас большая часть этой территории общего пользования арендована частными лицами), приведения ее архитектуры в нормальное состояние, восстановления церкви Успения одновременно с размещением вестибюля станции метро «Сенная» под землей, как 8 октября информагентства известили горожан о том, что председатель Комитета по градостроительству и архитектуре еще 16 сентября 2008 г. подписал распоряжение, согласно которому компания «Советник» построит вторую очередь ТРК «ПИК» (площадь 20 000 – 30 000 кв. м) перед зданием первой очереди (площадь 35 000 кв. м), а станция метро «Сенная» окажется внутри нового здания.

Из сообщений следовало, что в расчет принимались любые обстоятельства, кроме градостроительных, то есть Сенную площадь, и так забитую под завязку остекленными уродцами всех видов, будут продолжать забивать ими. То, что мы имеем сейчас, это абсурд. А готовится абсурд в кубе. Главное – чтобы ни у кого не возникло и тени надежды на то, что какие-то архитекторы могут что-то диктовать бизнесу. Вот такой «ответ Керзону», то есть архитектору Дмитрию Бутырину, автору проекта восстановления Успенской церкви.

Лично меня такой оперативный ответ на мою публикацию не удивил, поскольку я постоянно пишу о том, что город истерически перестраивается, движимый алчностью и неиссякаемой тягой к максимальному уродству и кубическому абсурду. Но, естественно, нисколько не надеюсь на то, что мои статьи изменят, скажем, психику или общую культуру главного архитектора. Или губернатора. Или инвесторов.

Людям со здоровой психикой просто не зайдет в голову мысль держать уже пять лет в самом центре Петербурга конгломерат ларьков и передвижных сортиров, обставленных скамейками на кривых колесах, на которых живут бомжи и гопники, стянувшиеся сюда со всего района.

Кстати, распоряжение КГА от 16.09.2008, на которое ссылались информагентства, пока не опубликовано. Его нет, например, в базе «Консультант плюс», нет в интернете. А по существующему порядку такие документы, как распоряжения КГА, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Может, решили, что внешний вид очередного урода-гиганта лучше засекретить, выдав здание на площади за «коммерческую тайну».

Несносная биржа

Раз речь зашла о публикациях нормативных документов, не могу не вспомнить историю с постановлением правительства СПб от 09.09.2008 № 1158 «О завершении строительства административного здания товарно-фондовой биржи по адресу: Василеостровский район, 26-я линия В.О., участок 2». Речь идет о так называемом «обрезании биржи», когда после решения, принятого Градостроительным советом, правительство приняло постановление, в котором, в частности, предусматривалось: «3.1. Понижение этажности объекта до 16 этажей (верх железобетонного перекрытия 16-го этажа - 55,5 м, верх железобетонного перекрытия над холодильными камерами - 57,3 м, верх парапета - 57,3 м). 3.2. Демонтаж козырька и двух верхних этажей объекта. 3.3. Смена типа остекления 15-го и 16-го этажей объекта».

В пункте 7 документа указано: «Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования». Однако постановление от 9 сентября 2008 г. так до сих пор и не опубликовано, что особо подчеркнуто в справке в юридической базе «Консультант плюс». Градсовет высказался, правительство высказалось, а в итоге обязательного к исполнению документа нет, один шум. Наверное, это и есть технология информационной войны против недовольной части населения. Вся надежда на недолговечность этого недовольства, там, глядишь, рост цен и инфляция отвлекут. Или будут протестовать против очередного катка…

Не удивительно, что уже 18 сентября 2008 г. информагентства сообщили об очередной придумке. Председатель Комитета по градостроительству (КГА) объявил, что некие «мы» нашли с заказчиками строительства биржи компромисс. Пока ничего не сносить, потому что это «экстремистский вариант», а в течение года заказчик построит «коробку» прилегающего к зданию биржи строения, иначе говоря, каркас второй очереди, и вот туда, на «коробку» и будет «перенесено все оборудование с построенного здания, и только после этого начнется снятие двух этажей биржи».

Хотя постановлением от 9 сентября КГА предписывалось предусмотреть выполнение «мероприятий не позднее III квартала 2008 года».

Однако постановление не опубликовано, а потому не стоит торопиться с его выполнением. Можно придумать предлог, чтобы все спустить на тормозах. А годик-другой пройдет, все обо всем благополучно забудут.

Хочет, но не может?

Возникает мысль и о другом объяснении: не только о том, что власть таким нехитрым способом обманывает граждан, недовольных утратой красоты Петербурга. А может быть, в Смольном идет борьба, и губернатору не хватает реальной власти, а строительный комплекс губернатора побеждает? Пример с неопубликованным постановлением № 1158 от 09.09.2008 характерный, но не единственный. Например, Матвиенко выступила летом с заявлением о том, что надо придать Градостроительному совету новое качество.

Согласно устным заявлениям, все новые архитектурные проекты в Петербурге должен утверждать только Градостроительный совет. Прошло несколько месяцев, а никакой инстуционализации, то есть постановления правительства СПб, наделяющего Градостроительный совет новыми полномочиями, нет. И это по-прежнему группа для говорильни, которую можно послушать, а можно и не услышать.

Еще пример. На 18 сентября были назначены депутатские слушания по проекту Правил землепользования и застройки. Составная часть ПЗЗ – высотный регламент. Как заявлял Б. Николащенко, один из разработчиков ПЗЗ и руководитель Первого бюро НИПИ Генплана, губернатор поручила пересмотреть – после всех скандалов – высотный регламент, предусмотренный постановлением № 1731 от 28.12.2007, про которое вообще непонятно, действует оно или нет. Как сформулировала Валентина Ивановна в одном публичном выступлении, «чтоб ничего не вытарчивало».

В итоге высотный регламент был откорректирован, Градсовет 12 сентября коррективы одобрил. Однако сначала на всех публичных слушаниях по ПЗЗ во всех районах фигурировал высотный регламент по постановлению № 1731, а затем и депутаты ЗакСа получили для обсуждения 18 сентября все тот же документ, который губернатор приказала изменить в сторону заметного снижения допустимых высот. Фактически это не просто игнорирование мнения Градсовета, но и более того – саботаж решений губернатора.

Наконец, 1 октября 2008 г. появилась информация о том, что Б. Николащенко поплатился за свою позицию по высотному регламенту и переведен с должности руководителя Первой мастерской НИПИ Генплана на должность «старшего специалиста».

Как сообщил сайт «Закс.ру», «слухи о том, что Николащенко может поплатиться должностью за свою принципиальную позицию, ходили давно. В качестве инициаторов возможных “репрессий” в кулуарных разговорах называли вице-губернатора Александра Вахмистрова и главу КГА Александра Викторова». Правда, на следующий день Викторов опроверг информацию о снятии Николащенко с должности, однако источники из архитектурной среды указали, что с должности Николащенко действительно был снят, однако «это решение не понравилось губернатору Матвиенко, и его пришлось отменить».
Или все это такая игра, или губернатор действительно царствует, но не правит.

Яма имени Гергиева

Абсурд и неуправляемость ситуации демонстрирует и история со строительством второго здания Мариинского театра. Только здесь все началось гораздо раньше, а скандал уже принял хроническую форму. С самого начала было ясно, что нельзя выбирать стройплощадку на другом берегу Крюкова канала только потому, что так пожелал Валерий Гергиев. Однако, с одной стороны, ввиду его близкого знакомства и особых отношений с Путиным и Грефом, стройка и поступление инвестиций начались без экспертизы проекта и геологических изысканий. Хотя было известно, что здесь под верхним слоем грунта болото, которое сделает строительство здания с «подвалом» глубиной 12 метров не просто затруднительным технически и дорогим экономически, но абсурдным (та же история с «Новой Голландией»). Но если деньги крутятся большие, то вследствие амбиций, помноженных на некомпетентность, начнут пытаться реализовать любой абсурд.

Итогом некомпетентности и стали, во-первых, хронические скандалы, а, во-вторых, хроническая ложь. Если собрать вместе все то, что было написано со слов начальников разного уровня, получится забавная картина. Например, 17 июня 2008 г. нам бодро сообщили, что на строительно-монтажные работы по котловану уже потрачено 1,5 млрд руб. – 30% от общей суммы. А 6 октября в «Коммерсанте» со слов каких-то начальников появилось сообщение о том, что «котлован рыть так и не начали».

Между прочим, это не исключено – в том смысле, что котлован стал образовываться самопроизвольно, как только пробили шурфы и немного копнули экскаватором. Во всяком случае, пошла трещинами стена старого здания Мариинского театра, которая смотрит на улицу Декабристов и примыкает к набережной Крюкова канала. И это закономерно, потому что тут вся почва «дышит» и это место немного опустилось после того, как плывуну дали выйти наружу на стройплощадке (действует принцип сообщающихся сосудов). Земля опустилась, фундамент неравномерно просел, фасадная стенка отреагировала, снизу вверх устремились трещины. И это только начало. Кроме того, заметно расширилась стройплощадка, граница которой поначалу располагалась по тротуару моста, а теперь вынесена на середину ул. Декабристов. Возможно, стенки котлована, размываемые плывуном, начали самопроизвольно распространяться во все стороны, и забор пришлось передвинуть.

Сначала три года восторгались проектом Перро, пока все оставалось на бумаге, потом он оказался неисполнимым и начались скандалы с госэкспертизой, потом с генпроектировщиками, которые были виноваты в том, что в подземном болоте не могут построить четыре этажа.

До 6 октября 2008 г. заявляли, что проект Перро будет упрощен, адаптирован к реальной архитектурной ситуации, купол понижен, но все будет реализовано. Например, в начале сентября 2008 г. вице-губернатор Александр Вахмистров заявил, что «строительство, наконец, вступило в активную фазу. Рабочие на площадке - едва ли не круглые сутки… Как уверяют строители, используется прогрессивная технология мягкого вбивания свай для возведения так называемой “стены в грунте”… Подземная часть работ на площадке второй сцены Мариинского театра будет завершена в июле 2009 года».

Успех нарастал еще один месяц. А 6 октября публично было объявлено, что от проекта Перро отказались, котлован рыть не начинали, а проект будет совсем другим, только не говорят - чьим и каким. Изменены будут и архитектурный облик, и параметры.

Сразу возникает вопрос: потрачено более 4 млрд руб., потрачено впустую, а кто ответит за это? Швыдкой, уже занявший новую должность? Устроители и эксперты международного конкурса проектов Мариинки-2? Жюри, выбравшее проект Перро? Перро, вместо проекта предложивший хлопушку с конфетти? Северо-Западная дирекция по строительству, для которой главное это секретность? Гергиев? Греф? Ясно, что никто. Потому что на самом деле никакого провала нет, а работает гигантская, отлично отлаженная машина по освоению бюджетных денег.

Кто и что делает?

Но меня сейчас интересует другое: а что воздвигнут на месте ямы? Кто проектировщик? Где проект? Почему его скрывают? Особую опасность всему мероприятию придает то, что архитектурой и чуть ли не строительством каким-то образом ведает наш неутомимый маэстро

16 июня 2008 года Валерий Гергиев на презентации своей книги заявил: «Я никогда не буду говорить о плывунах и о почве. Это не моя профессия, есть специалисты, которые создавали еще в советское время Байконуры. А там надо понимать, как на 100 – 200 метров уходить «под землю», а тут всего надо на каких-то 5 – 10 метров». То есть снял все обвинения в том, что хочет руководить возведением МТ-2.

Но уже через месяц, 14 июля, появились новые заявления Гергиева. «Обещаю, что никакого монстра у исторического здания Мариинки не появится. Мы должны быть очень осторожны при застройке в исторической среде… Мы, конечно, построим вторую сцену. Это будет не крикливая архитектура…». Оказалось, что Гергиев по-прежнему руководит архитектурным проектированием, а не только музыкальной деятельностью театра.

К 4 сентября Гергиев уже вошел во вкус новой роли и объявил, что внешний облик нового театра будет обсуждаться на расширенных совещаниях с участием коллектива театра. «Мы будем обсуждать, каким будет наш театр, совместно. Я думаю, что облик здания не будет тяжеловесным. Это не будет неким архитектурным монстром, который ворвется в реальность Петербурга».

Гергиев, который проголосовал как член жюри за проект Перро, который 5 лет этот проект активно поддерживал и обеспечивал благодаря своим связям финансирование, - опять рулит вопросами архитектуры и строительства. На вопрос А. Пушкарской («Коммерсантъ»), кто проектировщик, Гергиев ответил многообещающей фразой: «Мариинский театр сам откорректирует те вещи, которые считает нужными».

Я думаю, что надо обратить внимание на другую фразу Гергиева – про «специалистов, которые создавали еще в советское время Байконуры». Это мне сразу напомнило про тот 58-й Центральный проектный институт, о котором я писал в статье «Настройся на худшее» («Город 812». 2008. № 2). Именно они проявляют в последнее время большую активность, и именно они проектировали «системы противоракетного нападения, кольцевые системы ПВО крупных городов, командные пункты родов войск, полигоны... В числе объектов института – ряд сооружений космодрома Плесецк».

Не удивлюсь, если именно они уже проектируют МТ-2, а Гергиев по ходу дела вносит коррективы. Архитектура у них совсем простая, наверняка у них есть типовой проект большого сарая, которым сверху маскируют пусковую шахту и который отъезжает, когда ракету запускают. Именно такая архитектура и нужна: чтобы фамилия архитектора нигде не значилась, а автором здания себя объявил бы маэстро.

Я уже писал о том, как некие люди из Мариинского театра скорректировали на ходу проект К. Фабра для Концертного зала Мариинского театра, сделав торцевой фасад, выходящий на ул. Декабристов вульгарно-пошлым. В целом все там производит впечатление нагромождения, оформление иллюстративно-банально, а по стилю и избыточности относится к кичу. Нелепость фасада соперничает с нелепостью размещения парадного входа в концертный зал со стороны двора, рядом со стадионом и брандмауэрами близлежащих домов. Так что когда маэстро обещает свои коррективы, я сразу вспоминаю эту самоделку на ул. Декабристов.

Кстати про высоту

Две воронки

Все лето, пока проходили слушания ПЗЗ по районам, чиновники боролись с населением за увеличение высоты зданий. Активные горожане выступали «против», чиновники – «за». Одна из форм, в которой эта борьба развернулась уже внутри архитектурного сообщества – споры вокруг принципа воронки.

Этот принцип предложила 40 лет назад Наталья Винокурова. В своем традиционном варианте принцип воронки исходит из того, что по краям территории высотность может быть повышена, но так, чтобы высокие здания на периферии не были бы видны из центра и не нарушали бы чистоту панорам. Скажем, в центре города высота зданий 23 метра, в глубине квартала – 28 м, а для повышенной застройки по краям – 48 м.

Как рассказывал недавно Б. Николащенко (НИПИ Генплана), «на основe прeдложeний, согласованных КГА и КГИОП, был составлeн список объeктов обзора, вид которых прeдполагаeтся взять под охрану нового высотного рeгламeнта. Эти точки – Стрeлка Васильeвского острова, Исаакиeвский собор, Адмиралтeйство, Пeтропавловская крeпость, Смольный собор, Алeксандро-Нeвская лавра. Кромe того, в этот список попал ряд магистралeй, своeго рода визуальных коридоров, которыe образуют планировочный каркас, лучами расходясь от вышeпeрeчислeнных точeк. Это в том числe и пространство Нeвы мeжду мостами, и ряд малых улиц, прeтeндующих на званиe «визуальных коридоров».

В частности, Б. Николащeнко пeрeчислил ул. Ефимова и Б. Подьячeскую, с которых просматриваeтся Исаакиeвский собор; Мучной пeр. с видом на Адмиралтeйство, Шпалeрную ул. с видом на Смольный собор.

Как пояснил Б. Николащeнко, пeрвыe наработки в области рeгламeнтации высотности в пeтeрбургской школe градостроитeльной политики принадлeжат Натальe Винокуровой, которая распространяла понятиe цeнтра города в том числe и на Васильeвский остров, и на Пeтроградскую сторону. «Нам показалось, что такоe большоe пространство охранять нe слeдуeт. Тeх точeк, которыe я пeрeчислил, вполнe достаточно».

Теперь же пошли еще дальше, и уже говорят о недопустимости «абсолютизации порочной концепции «кратера» или «воронки Винокуровой». Заключается сия концепция в том, что должна быть разработана такая система высотных ограничений постепенно повышающейся застройки, чтобы последняя не была видна с уровня земли из пределов условной центральной зоны города. Почему эта концепция порочна? Потому что она нереалистична. Все равно что-то будет видно…». Это я процитировал текст В. Полетайкина, генерального директора ООО «Мастерская Т. А. Славиной».

Таким образом, реализм (по Полетайкину) выражается в том, что надо сознательно так повышать застройку от центра города к периферии, чтобы новые здания не сохраняли свою невидимость, а постепенно накладывались бы одно другое, «более задние» на «более передние», и наращивались бы видимые планы панорам, и создавались бы эдакие «визуальные бутерброды».

То есть слово «воронка» остается старым, а концепция под него подводится новая. Как можно понять из высказываний, сторонником такой «новой воронки» является и председатель КГА Александр Викторов. Но дальше всех пошел в этом направлении все-таки Полетайкин, директор мастерской Славиной. И это естественно, потому что именно мастерская Славиной разрешила своей экспертизой построить новую биржу и стоящий рядом дом «Финансист» высотой 60 м или даже более. Они решили, что если фоном биржи Тома де Томона будет биржа Д. Ловкачева, то это и есть то самое долгожданное развитие Петербурга в XXI веке, которого все мы так ждали.

Примечательно, что В. Полетайкин ссылается на председателя КГА как на главного идеолога принципа «новой воронки». «Главный архитектор города А. П. Викторов прямо сказал, что силуэт города изменится. Морской фасад, Измайловская перспектива, Балтийский завод – вот будущие площадки высотного строительства, которые необратимо поднимут “небесную линию” застройки, в том числе и воспринимаемую из пределов центральной части. Можно добавить, что изменятся не только дальние, но и ближние планы городских панорам: набережная Европы (ГИПХ) и узел в районе гостиницы «Санкт-Петербург» – лишь две из вероятных зон активного архитектурного внедрения. И по факту такого признания все концептуальные построения, основанные на так называемой «воронке Винокуровой» (имеющей в качестве базовой посылки неизменность основных панорам), можно распечатать на мягкой бумаге и наколоть на гвоздик в известном месте».

То есть из того, что уже сейчас бардак, делается научный вывод, что его надо узаконить и на будущее. Желание застройщиков строить выше и выше, пытаются замаскировать под «теорию».

Михаил Золотоносов,
Город 812

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close