Телемедицина: как лечиться у врача, не выходя из дома
фото: Darko Stojanovic, pixabay.com

В 2018 году в России вступит в силу закон о применении телемедицинских технологий. Его уже назвали законом о телемедицине. Что поменяется во взаимоотношениях врача и пациента, выяснила «Фонтанка».


1. Откуда вдруг взялся этот закон?
Закон появился не «вдруг». Еще в 2010 был дан первый серьезный шаг для информатизации здравоохранения: правительство включило эту социальную сферу в программу модернизации, что позволило компьютеризировать (имеется в виду «железо») 30 тысяч медицинских объектов. Правда, пока еще, к сожалению, компьютеризация не коснулась фельдшерско-акушерских пунктов и сел (там все ограничивается ЦРБ — центральными районными больницами). Но процесс, как говорится, запущен.

Закон прошел серьезные согласования у экспертов и депутатов Госдумы. Например, в первом варианте врачам разрешалось дистанционно только консультировать и назначать анализы. Однако после трех чтений Минздрав позволил лечить пациентов удаленно; правда, только тех, кому до этого был поставлен диагноз на очном приеме. Как видим — это существенная разница.

Итак, Госдума рассмотрела и приняла законопроект о телемедицине, президент страны подписал его в июле 2017 года, и с 1 января он вступает в силу.
2. Какие возможности появятся у россиян с внедрением телемедицины?
Во-первых, у нас появится возможность оформлять и получать медицинские документы в электронном виде. Вспомните, сколько времени раньше уходило на то, чтобы получить любую справку, любую выписку из истории болезни. Все должен был делать пациент лично — приходить, стоять в очередях; теперь все упрощается. Также в электронном виде можно давать согласие (или отказ) на любое медицинское вмешательство. Кроме этого, отныне можно будет опять же в электронном виде получать рецепты; в том числе — с 1 января 2019 года — на лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. (Такие электронные рецепты будут сразу направляться в аптеки). Чтобы понять, насколько это важно, нужно вспомнить о тяжелобольных людях, постоянно нуждающихся в сильнодействующих препаратах для снятия боли и кому дойти до врача за рецептом — нечеловеческая мука.

Далее — абсолютно новое для нашей страны: отныне дистанционно могут проходить консультации и консилиумы врачей; точно так же удаленно можно будет наблюдать за здоровьем пациента.

Сразу подчеркнем: закон вступает в силу поэтапно — сначала внедряется система дистанционных взаимоотношений на уровне «клиника — клиника» и «врач — врач»; взаимоотношения «врач — пациент» начнутся где-то через полтора года.
3. Что значит «врач — врач»?
Здесь речь идет о профессиональных консультациях между специалистами из разных клиник. О чем консультации? Об уточнении диагноза, об определении прогнозов и тактики ведения (лечения) пациента. Не секрет, что мнения одного специалиста, особенно для принятия важнейших решений, бывает мало. К тому же «сарафанное радио» почти всегда доносит до пациента народную молву о конкретном узком специалисте, чье мнение он хотел бы знать, но тот работает совсем в другом медицинском учреждении. И как бывает неудобно перед «своим» доктором: вроде как ты ему не доверяешь. Теперь эти консультации-консилиумы будут нормой.

Кроме того, как часто вам приходилось слышать о том, что ваш знакомый/друг/коллега ездил в другой регион за консультацией врача? Мы уверены, что не раз. Более того, данные Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ) говорят о том, что в 2016 году медицинский туризм увеличился на 16%. С 2018 года необходимость такого туризма будет гораздо меньше — врач из регионального учреждения сможет проконсультироваться со своими коллегами, например, из Москвы и Санкт-Петербурга.

Нормой станет и перевод пациента (а то и эвакуация) в другое медицинское учреждение (если это целесообразно). Последнее (перевод) долгие годы было страшной закавыкой в нашем отечественном здравоохранении: «отдавая» пациента в другие руки, врачи словно расписывались в собственном бессилии, чего категорически не хотелось. А сейчас это станет привычной практикой.
4. Что значит «доктор — пациент»?
Дистанционные взаимоотношения «врач — пациент» нужны для профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, для оценки эффективности лечения, медицинского наблюдения за пациентом, для того чтобы, опять-таки, принять решение о встрече на очном приеме.

Но первая встреча врача и пациента — подчеркнем — всегда очная, «с глазу на глаз». Это потом, при дистанционном общении, в ходе которого выясняется, как проходит лечение и каково на сегодня состояние здоровья пациента, врач может скорректировать ранее назначенное лечение при первой встрече в поликлинике. При этом никто не вправе заставить больного человека общаться с врачом по телефону или интернету: не хотите заочных консультаций, приходите на очный прием.

А есть еще пациенты, страдающие хроническими заболеваниями (которые, как известно, о своей «болячке» за долгие годы знают почти все; как и их лечащие врачи). Для таких пациентов очная встреча при обострении заболевания, как для всех, обязательна, а вот дальше, по ходу лечения, скорее всего, консультации по телефону или интернету с врачами станут нормой.
5. Готовы ли жители России пользоваться услугами телемедицины?
Многочисленные исследования, проведенные в 2017 году, подтверждают интерес и готовность россиян к услугам телемедицины. Так, например, согласно исследованию Высшей школы экономики, более 81% россиян готовы получать удаленные консультации у лечащего врача, почти столько же (80%) готовы обращаться к незнакомым врачам за получением «второго мнения». А исследователи Аналитического центра НАФИ получили данные об услугах, наиболее интересных жителям России — дистанционное получение медицинской справки (44% опрошенных), экстренная дистанционная медицинская консультация (39%) и дистанционная выписка рецептов на лекарство (38%).

Кроме того, в ноябре 2017 года ВЦИОМ опубликовал исследование, посвященное эффективности российского здравоохранения. В числе основных проблем были выделены: недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), нехватка медицинского персонала (37%), дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточная оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%). Все негативные эффекты данных проблем, напрямую или косвенно, возможно нивелировать с помощью инструментов телемедицины.
6. А есть ли реальные кейсы работы телемедицины?
Несмотря на то, что официальный статус телемедицина получит только с 2018 года, ее инструменты активно применяются медицинскими учреждениями по всей России. Так, например, Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии в Сургуте проводит более 100 консультаций пациентов ежемесячно. Более того, с помощью телемедицины специалисты данного центра могут составлять тактику лечения для пациентов, живущих в отдаленных регионах.

История Сургута не единична — о применении технологий телемедицины сообщали такие регионы как Приморский край, Якутия, Тюменская область, ЯНАО, Пермский край и многие другие.
7. И все же — лечить, не видя пациента? Прямо как по доктору Хаусу. Может, этот закон требует от врачей какой-то особой квалификации?
А вы вспомните — много ли на вас смотрит доктор при очной встрече, строча в вашей карточке анамнез, записывая ваши ответы на свои вопросы... Ведь у того же терапевта, к которому пришел пациент на прием, по нормам, утвержденным Комздравом, на все про все — 15 минут; и на заполнение документации он не может тратить больше 6 минут. И, как правило, врач не укладывается в это время, особенно если пациент пришел неподготовленным (одно расстегивание-застегивание многочисленных застежек на одежде чего стоит). А тут все же — телефонный звонок: давно известно, что дистанционно люди общаются быстрее, чем при очной встрече.

А что касается самой квалификации врачей... Для того чтобы «включиться» в процесс телемедицинских технологий, клиники должны зарегистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а сами врачи — в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы. Это, если хотите, как получение особого диплома: к телемедицине готов!

Быть готовыми к такому роду услуг обещает и министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Чуть ранее он говорил о планах подключить к интернету 14 тысяч отдельно стоящих зданий медучреждений (около 10 тысяч останутся на 2018 год). Министр убежден, что «каждый сотрудник этих учреждений здравоохранения должен быть подключен и находиться в режиме онлайн с помощью тех или иных устройств» (имея в виду смартфоны, планшеты, стационарные компьютеры). Когда министр говорит — «каждый», он имеет в виду, что «мы к этому придем максимум, наверное, к 2024 году».
8. Какие еще варианты применения телемедицины, кроме описанных выше, могут быть востребованы в рамках ДМС?
Представьте ситуацию, что личный педиатр приехал домой к полугодовалому ребенку и зафиксировал беспокойство малыша, вертлявость, плаксивость и набухшие десны. Проведя осмотр ребенка, врач объясняет, что через день-два у того прорежется зубик, дает молодой матери советы к действиям, предупреждает о возможной температуре. И когда через день у малыша действительно поднимается температура, мать уже не в истерике, а вполне спокойно по телефону рассказывает врачу, что происходит с ребенком, получает новые консультации. Зачем, скажите, ей ехать в этой ситуации к доктору? У компании «Ингосстрах» в собственной сети клиник «Будь здоров» по программе ДМС несколько лет существует услуга личного врача и врача-педиатра (эти врачи и на дом выезжают, и на связи находятся круглые сутки).

Одним из перспективных направлений развития телемедицины в рамках полиса ДМС являются программы, ориентированные на раннюю диагностику. Клиенты проходят регулярные обследования, направленные на выявление различных заболеваний. В 2017 году «Ингосстрах» отмечает увеличение спроса на данные программы на 50%! Как в этих программах будет применяться телемедицина? Все очень просто — с помощью средств удаленного мониторинга. Данные о кровяном давлении, ЧСС, дыхании и многих других параметрах можно считывать с помощью различных носимых устройств. Затем эти данные агрегируются страховщиком и становятся доступны страхователю в «личном кабинете» на сайте или в приложении.

Также существуют отдельные услуги, востребованные пациентами. Так, например, начиная с 2017 года в сети клиник «Будь здоров» компании «Ингосстрах» действует опция снятия психологического напряжения. Пациент может проконсультироваться с врачом относительно своего состояния, в том числе острого. При этом врач не ставит диагноз и не назначает лечение, но дает рекомендации, к какому специалисту лучше обратиться. В случае необходимости он может даже вызвать скорую помощь. За 2 месяца этой услугой воспользовались более 800 пациентов.
9. Когда звонить — не стыдно
Давайте вспомним: заочным консультированием де-факто хоть раз в жизни пользовался каждый из нас. Ах, эти периодические звонки друзьям («ты какую таблетку пьешь, чтобы сбить температуру?»), поиски ответов в интернете... Вот только раньше это было самолечением. Все это понимали, как понимали и то, что поступают опрометчиво, но что было делать? Не выпрашивать же на приеме телефон своего врача — неудобно как-то. (Вероятно, подспудно каждый боялся нарваться на ситуацию из периода советской торговли: «Вас много, а я — одна!»).

А теперь получается, что ваш врач сам вам дает свой номер телефона и настоятельно просит звонить. Представьте период типичной осенней простуды. Вы точно знаете свой диагноз, лечитесь уже несколько дней, но чтобы продлить больничный, вам необходимо ехать в поликлинику — вместо того, чтобы лежать под теплым пледом и пить чай с малиной. А тут далеко ходить не надо, надо просто набрать номер телефона врача... То есть ваш звонок доктору теперь — «в законе».
Материал публикуется в партнерстве с СПАО «Ингосстрах»

Текст: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева

Просмотров: 195