Штраф на неровном месте
Программа оснащения федеральных трасс рамками автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) – локомотив, набирающий обороты. Задачи определены, цели поставлены, исполнение неотвратимо. С самой необходимостью весогабаритного контроля никто не спорит, а варианты реализации требуют корректировок – таково консолидированное мнение отрасли.
https://pixabay.com
Коварный весогабарит
Создание в стране автоматической системы весогабаритного контроля преследует благую цель - спасти дорожное покрытие от разрушения большегрузами. При этом чиновники допускают погрешность рамок автоматического весового контроля в пределах 10%, а штраф сотни тысяч рублей перевозчик получит уже при перегрузе в 2%. Эти цифры уже говорят о возможности определения перегруза там, где его по факту нет. А штраф – есть. Прецедентов неточной работы рамок АСВГК по стране уже несколько сотен. Абсурдный пример: рамка АСВГК зафиксировала вес КАМАЗа более 211 тонн, то есть почти в 10 раз больше возможной нагрузки – что невозможно чисто технически, машина просто не смогла бы ехать. Любая ошибка системы дорого обходится именно перевозчикам, поскольку регламент оспаривания показаний АСВГК отсутствует. Перевозчик становится виноват автоматически.

Однако корректная работа весов требует качественного дорожного покрытия, которое пока есть не везде. К тому же не ясно, что делать со случаями «оказионального» превышения осевой нагрузки при допустимой общей массе фуры. Так, в некоторых регионах перед комплексами устанавливаются лежачие полицейские, призванные снизить скорость ТС. Но за счет инерции при торможении такие неровности зачастую как раз и становятся причиной «фантомных» перегрузов.

По словам исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольги Федоткиной, в Минтрансе поддержали некоторые предложения участников рынка - например, о введении тестового периода, когда перевозчикам присылают не сразу штрафы, а электронные уведомления о нарушении, а также о трактовке погрешности измерений в пользу перевозчика. Эксперт считает, что нужна рабочая группа при Минтрансе для обсуждения проблем отрасли и разработка регламента оспаривания штрафов. Для повышения прозрачности работы системы необходимо создать единый источник информирования и централизовать сбор информации, поддерживают и участники рынка. «Пока что штрафы выписываются отдельными региональными центрами, а единый регламент работы АСВГК отсутствует, равно, как и возможность получать из одного источника полноценную статистику о нарушениях», — отмечают грузоперевозчики.

По их мнению, текущие размеры штрафов и однозначная трактовка «вины» перевозчиков в ряде регионов способны «убить» до 40% предприятий, занятых в перевозках.

https://pixabay.com
Неконституционные штрафы
Любопытно и то, что отдельные нормы федерального законодательства (КоАП) в части штрафов за нарушение весогабарита в скором будущем будут изменены ввиду их частичной неконституционности – так определил в январе 2019 года Конституционный Суд РФ. Это произошло после обращения частных лиц, которым автоматика начислила штрафы в 100 раз больше, чем если бы штраф был выписан инспектором, а все нижестоящие суды разводили руками, ссылаясь на нормы КоАП. Так, текущие положения Кодекса ставят размер штрафа за перегруз в зависимость от вида его фиксации: штраф на основе данных АСВГК выше, чем при выписывании инспектором, причем как для физических, так и для юридических лиц.

Кроме того, определенно имеет смысл дифференцировать штрафы в зависимости от величины перегруза, считает Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии». Например, при перегрузе на вторую ось тягача на 300 кг и при перегрузе ТС по общей массе на несколько тонн сумма штрафа одинакова, хотя потенциальный ущерб дороге кардинально различен.

В сухом остатке: на практике осуществление автоматического весогабаритного контроля требует устранения существенных противоречий. Прозрачная и справедливая система будет на руку всем участникам рынка. А сбои в этой системе серьезно дискредитируют ее регуляторов и могут спровоцировать локальные кризисы не только в сфере грузоперевозок, но и в области реализации государственных задач.
*На правах рекламы

Просмотров: 267