круглый стол
Мы сами породили это
Почему управляющие многоквартирными домами говорят с жителями и властью на разных языках
фото: pexels.com
Бизнес по управлению многоквартирными домами пытается достучаться до властей – чтобы их не трогали, и до собственников – чтобы те поменьше их ругали и жаловались. Для этого управляющие компании собираются в объединения и ассоциации, только диалога и с теми, и с другими пока не выходит.
На круглом столе, организованном «Фонтанкой» для объединений в сфере ЖКХ, стало ясно: собравшиеся говорят разными словами об одном и том же, и проблемы у них общие. Вопрос в том, почему эти сообщества не могут их решить. Возможно, сверхобъединение крупнейших игроков рынка управления жильем, своего рода «ассоциация ассоциаций», и смогла бы пробиться через непонимание собственников и игнорирование властей. О создании такого альянса как раз и заявили на нашем мероприятии. А в остальном – поговорили о наболевшем.
Нескончаемый контроль
фото: freepik.com
Как пояснил председатель совета директоров ООО «Проминвест» Александр Спиридонов, сегодня в городе больше 400 УК, и на каждую из них приходится по 10–12 проверяющих лиц разного статуса: из районных администраций, жилищного комитета, комитета по энергетике и т.д.
председатель совета директоров ООО «Проминвест» Александр Спиридонов
— С нас сегодня спрашивают все, кому не лень, все требуют отчетов, бумаг – это не сказывается положительно на нашей деятельности, – пояснил он. – ГЖИ сегодня носит больше карательный характер, чем контрольный, инспекция отработала больше тысячи обращений только за октябрь. Но никто не может ответить: а сколько из этих граждан предварительно обратились в свою управляющую компанию? Нет таких. По закону реагировать приходится на любой звонок и письмо, и это приводит в итоге к проверкам и штрафам, на которые мы тратим деньги от содержания МКД.
По мнению директора СРО НП ПЖК «Межрегионразвитие» Владислава Воронкова, к сфере ЖКХ сегодня приковано пристальное внимание, и проблема чрезмерного надзора связана либо с неправильной трактовкой, либо вообще с неисполнением действующего законодательства.
— Объединение в СРО – добровольное, но Минстрой подменил это лицензированием, которое позволило всех нас выявить и посчитать, – рассказал он. – Хорошо, посчитали, а дальнейшего-то механизма нет. Даже ГЖИ не видит никакого иного метода, кроме отзыва лицензий и штрафов. Число проверок просто зашкаливает, часто в обход закона, ведь для СРО количество проверок ограничено – если в организации свыше 70 членов, проверять могут не более 10% из них ежегодно, то есть 7 раз в год. У нас же этих проверок в десятки раз больше.
Деятельность по управлению МКД попадает не только под лицензионный контроль, но и входит в зону интереса кучи надзорных ведомств: пожарного контроля, Ростехнадзора, Роспотребнадзора. В итоге запросы от разных органов порой перекрывают всю деятельность УК, особенно если она небольшая.

По данным жилищного комитета, на 1 октября управляющим организациям города выдано 600 лицензий, а реально управляют домами только 352. Правда, изменения в Жилищном Кодексе теперь позволят отзывать лицензию, если нет реального управления домом на протяжении определенного периода.
Поколение жалобщиков
фото: freepik.com
По данным исследований, Петербург лидирует в рейтинге цифровизации регионов и активности населения на различных платформах – это, конечно, можно считать и «электронной демократией», а с другой стороны – признаком «поколения жалобщиков». Собравшиеся эксперты живо набросились на портал «Наш Петербург» как одну из проблем.
скриншот с портала «Наш Петербург»
Этот портал – заноза в пятой точке для всех нас!
Мы взрастили потребительских террористов, ведь отовсюду слышно: «Жалуйтесь в прокуратуру, жалуйтесь в ГЖИ, жалуйтесь на свою УК, вам все должны, ведь вы платите деньги. При этом в Петербурге искусственно сдерживают рост тарифов на услуги по управлению домами!»
— голос из зала
– Так получилось, что население привыкло к порталу «Наш Петербург» и номеру 004, это удобно, – говорит начальник управления по работе с объединениями собственников жилья жилищного комитета Петербурга Сергей Ходьков. – Позиция такова: зачем мне идти в свою УК, я лучше позвоню или 20–30 раз напишу на портал. Это неправильно – недовольный услугой должен к первоисточнику обратиться, может, и быстрее решит свою проблему. В УК, к сожалению, никто из этих жалобщиков не идет, и переломить эту ситуацию сложно.
Рейтинг глав районов тоже составляется с учетом реагирования на портал, поэтому глава каждой администрации заинтересован в быстрой реакции на жалобы по вопросам, пусть даже и не в его компетенции – ему приходится изыскивать на это ресурсы. По мнению экспертов, жалоба должна рассматриваться только если подана собственником этого же МКД, а не просто проходившим мимо активистом.
Это должна быть не Ромашка78, а гражданин с реальным именем...
Владислав Воронков
директор СРО НП ПЖК «Межрегионразвитие»
Это должна быть не Ромашка78, а гражданин с реальным именем, подтвердивший, что уже обращался в свою УК, и она бездействует, – говорит Воронков. – Но портал сегодня действует по принципу компьютерной игры с присвоением статуса своему персонажу: новичок, активист, профессионал – в зависимости от активности. Да, мы сами это породили, сами придумали строить на этом рейтинг глав районов...
Представитель социального проекта «Давайте разберемся» Александр Богловский как раз со стороны тех, кто взаимодействует с жителями. По его мнению, портал – это сырая не отработанная система, не отвечающая никаким стандартам.
И самое главное – вы сами приучили людей пользоваться этим. Я считаю возможным сделать на портале строчку «обращались ли вы по этому вопросу в УК», и кнопку ответа да/нет» – заявил он. – Кстати, портал – это не просто карательный орган, но и отличный инструмент конкурентной войны. Когда одна УК пытается захватить дома и вычеркнуть другую из реестра лицензий, можно заметить, как портал переполняется жалобами
Да-да, мы даже знаем, сколько стоит такой вброс!
донеслось ему в ответ
Управляющие компании VS государство
фото: freepik.com
О портале могли бы говорить вечно, но есть проблема и более важная – вопрос общения с властями.
В Петербурге, не в обиду коллегам будет сказано, нет ни одного объединения УК, способного нормально взаимодействовать с органами власти, – заявил генеральный директор ПАО «Городские инновационные технологии» Сергей Минко. – Более половины жилфонда в городе в руках частных УК, при этом все внутренние распоряжения на уровне жилкома, вице-губернатора и других организаций принимаются без согласования с нами. В рабочих группах Минстроя, по-моему, представлены все, кроме частных УК. И мы намерены эту ситуацию переломить.
Он заявил о создании единственного в России консорциума крупных игроков рынка жилищного управления, участники которого объединяют более 50% от жилого фонда частных УК в Петербурге и 5–10% от общероссийского фонда частных УК. В объединение войдут московская ГК «ПИК-комфорт», ПАО «ГИТ», ГК «Евросити» («Проминвест»), холдинг «Коммунальщик Дона». Всего под управлением участников консорциума более 100 миллионов квадратных метров жилья по всей стране.
Это же государство в свое время «профукало» реформу ЖКХ, потому и собственник как таковой у нас не родился...
Евгений Пургин
председатель Совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере
Председатель Совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин согласен с Сергеем Минко – нет объединения в ЖКХ, к которому бы власть прислушивалась. По его словам, частные объединения – это инструмент конкурентного рынка, но какая конкуренция может быть, когда на рынке играет государство. Это же государство в свое время «профукало» реформу ЖКХ, потому и собственник как таковой у нас не родился, а люди привыкли к иждивенческой позиции.
– Исследование УФАС говорит: 70% жилфонда обслуживается УК под названием жилкомитет через множество опосредованных организаций, – считает Пургин. – Нужно приватизировать весь этот государственный сектор и выставить на продажу. Государства не должно быть там, где есть конкуренция. И тогда собственник поймет, что может легко уйти от одного управления к другому, и появятся нормальные объединения профессионалов.
А так существуют два вида объединений: «карманные», поющие дуэтом с властью, и независимые, объединенные по профессиональному признаку, которые власти не нужны. Сегодня усилилась потребность в защите бизнеса, так как в ЖКХ любого предпринимателя можно назначить виновным и завести уголовное дело, я сам с этим сталкивался. Частник должен объединяться, так как госсистема работает против него, а одиночку легко раздавить.
Тему выбора между частным и государственным управлением тоже живо подхватили. Воронков назвал другую пропорцию на рынке – 50 на 50, а в каких-то районах и 80% – 90% жилфонда в частных руках. Богловский добавил, что если дом «попал в лапы» любого ЖКС, выйти оттуда практически невозможно. В пример он привел ЖКС№3 Калининского района, от которого люди пытаются уйти к частникам, и не могут. А Спиридонов рассказал, как при переходе в небольшую частную компанию от ЖКС один из домов на проспекте Энергетиков чудом испарился из программы капремонта.
Управляющие компании VS собственники
фото: freepik.com
Вообще у объединений определенно есть проблемы с коммуникацией – не только с властями, но и с собственниками. На круглом столе озвучили мнение: УК сами виноваты, игнорировали-игнорировали граждан, вот и получили в ответ свое поколение жалобщиков и наглецов. Теперь же говорить с ними на общем языке сложно.
Мы упорно и настойчиво рождаем потребителя, в том числе и такого, – говорит председатель Ассоциации ТСЖ Марина Акимова. Им все должны, при этом они могут не платить, не иметь никаких обязанностей перед УК, но стоит им что-то перекрыть – это позор и возмущение. Но эти люди научились все возвращать обратно, скручивать приборы, например. Кто-то объяснил им, что это воровство, в том числе и у самого себя? Нужно взращивать потребителя чуть ли не со школы, как в Европе, вести разъяснительную работу. А то у нас многие даже не в курсе, кто их домом управляет... Над своими автомобилями они трясутся, а дом воспринимать, как свою собственность, у нас почему-то не принято.
в упомянутой Европе все чисто и красиво потому, что там есть хаус-мама и хаус-папа...
Алла Бредец
руководитель департамента национального центра общественного контроля «ЖКХ контроль»
Руководитель департамента национального центра общественного контроля «ЖКХ контроль» Алла Бредец добавила, что в упомянутой Европе все чисто и красиво потому, что там есть хаус-мама и хаус-папа – люди, которые следят за домом и выполняют мелкие работы.
— В УК и ЖКС же в подчинении сотни домов, они акты весенне-осенних осмотров-то не успевают сделать, не говоря уже о мелочах, – считает она. – Надо признать, большинство УК диалога с собственниками на их языке сегодня не имеют. Собственники делятся на добросовестных и недобросовестных. Первые считают, что за свои деньги могут затребовать все, что им должны, мотивация вторых – услугу недополучаю и поэтому платить не буду. И сложившуюся таким образом систему управления домами не получится сломить быстро, этот диалог с собственниками надо выстраивать.
В конце концов, все решили, что раз проблемы одни, то и решать их надо сообща – здесь большая надежда на супер-ассоциацию, которая сможет донести чаяния бизнеса до властей. А что касается собственников, то тут ответ – общаться, просвещать и еще раз просвещать. Но трансформация мышления от «мне все должны» до «мой дом – моя собственность, и я за нее в ответе» – процесс сложный и медленный.
Автор текста: Анна Романова
Корректор: Оксана Родионова
Фотограф: Андрей Бессонов
Верстка / дизайн: Екатерина Елизарова