круглый стол

На снег и суда нет: кто виноват в петербургском зимнем коллапсе

pixabay.com
Петербуржцы героически выживают в ежедневной борьбе с последствиями стихии под названием зима. Люди ломают ноги на льду, машины вязнут в снегу, а сугробы вдоль улиц растут на глазах. Завалены снегом и так называемые внутриквартальные территории – читай, дворы.
«Фонтанка» собрала за Круглым столом представителей управления жилым фондом, чиновников и общественности, чтобы понять, есть ли выход из снежной ловушки хотя бы непосредственно у дома.
«Тут наш снег, а там - не наш»
Чтобы добиться уборки и вывоза снега, для начала нужно разобраться, где чья территория. «Тут наш снег, а там - не наш» - такой ответ часто можно слышать, обратившись к ответственным лицам. Оказалось, разобраться в хитростях территориального деления снегоуборки часто не под силу даже специалистам. Как пояснил заместитель председателя жилищного комитета Санкт-Петербурга Сергей Шарлаев , в 12-ти районах города (все спальные и центр кроме Петроградского района) заказчиками уборки снега внутриквартальных территорий выступает районная администрация, по конкурсу выбирающая подрядчика для земель общего пользования (ЗОП). В 6-ти районах (пригороды и Петроградский) заказчики уборки - органы местного самоуправления.
Заместитель председателя жилищного комитета Санкт-Петербурга Сергей Шарлаев
Заместитель председателя жилищного комитета Санкт-Петербурга Сергей Шарлаев
- Во дворах помимо ЗОП есть еще территории зеленых насаждений местного значения, за которые отвечают муниципалитеты, и городского значения, которые в зоне ответственности комитета по благоустройству, - говорит Сергей Шарлаев. Участки под многоквартирными домами, являющиеся общедомовым имуществом (ОДИ) и сформированные либо по обрезу фундамента, либо же с учетом и внутриквартальных проездов - это зона уборки управляющей компании (УК) или объединения собственников. Кроме того, во внутриквартальных территориях бывают ведомственные участки - они, как правило, огорожены забором, но не всегда.

В итоге получается такое лоскутное одеяло, что даже специалисту на местности трудно определить, кто же и где должен убирать. Но за координацию и контроль уборки у нас, слава богу, отвечает один орган - это администрации района. Взыскания за некачественную и несвоевременную уборку- на надзорных органах. Позвонить по вопросам снегоуборки можно по трем номерам - в администрацию, ГУЖА и жилищный комитет, которые внутри уже между собой распределят зоны ответственности.

При этом в спальных районах улично-дорожную сеть (УДС ) отделить от внутриквартальной территории проще, в центре сложнее- и когда жители жалуются на неубранный "тротуар у дома" – речь, скорее всего, идет уже об УДС. Часто территории ответственности перекладывают с одного органа на другой или наоборот, кому-то приходится убирать не свое, устав ждать реакции от ответственных.
Генеральный директор ПАО "Городские Инновационные Технологии"  Сергей Минко
Генеральный директор ПАО "Городские Инновационные Технологии" Сергей Минко
- Есть дома, где УК не должна убирать даже подход к парадным, так как это ЗОП, но как объяснить собственнику, почему у входа в парадную убрано, а дальше нет? - пояснил генеральный директор ПАО «Городские Инновационные Технологии» Сергей Минко. Мы сторонники того, чтобы общедомовые территории на обслуживание целиком отдавали нам. Чтобы не происходило такого, когда после звонка в 004 жалобу на снег скидывают в ГУЖА, а там ее оформляют на портал « Наш Петербург» . Если, к примеру, жалоба упала 30-31 числа, нам надо успеть отработать ее до конца месяца, пока заявка не стала просрочкой, за которую надо отвечать. Часто, чтобы доказать, что это не наш снег, с порталом вырастает целая переписка. И нам проще убрать, чтобы заявка не висела, чем доказывать, что снег не наш. Что касается уборки ЗОП, каждый район надо рассматривать отдельно. Есть определенные коэффициенты, влияющие на сумму контракта, и не везде учтена ручная уборка. В Центральном, Невском, Московском, Красносельском районах - совершенно не соответствующие реальности цены, так что эта уборка там выходит не особо рентабельной. По нашим сведениям, при подсчетах тарифов на уборку ЗОП ручную уборку не учитывают почти никогда, что заметно увеличивает в итоге стоимость определенного лота. Например, уборка одного квартала на бумаге может стоить миллион, а на самом деле обойдется в 1,7 миллиона в месяц.
Тарифы
По словам Минко, нет проблемы определить, кто за что отвечает и что убирает. Проблема в том, что это не выгодно - на уборку и вывоз снега тариф вырос в этом году на целую одну копейку и составил 7 копеек с квадратного метра.

- Жители вам уже оплатили уборку земельного участка, - вмешался Шарлаев. - Внимательно читаем информационное письмо комитета по тарифам: сбор и вывоз снега стоит 61 копейку, из которых 54 копейки - сброс, а 7 копеек - непосредственно вывоз именно этого, сброшенного снега.

Сергей Минко привел в пример дом в 3-м Рабфаковском переулке. При площади дома 5800 кв. м и при стопроцентной собираемости платежей за очистку от наледи и уборку снега за год набирается сумма около 24 тысячи рублей.

- Ну, собрали мы эти 24 тысячи, - пояснил эксперт. - Например, однократная стоимость этих работ в определенном доме стоит 5,5 тысячи рублей, - Если мы уже вышли с очисткой больше пяти раз за зиму - исчерпали годовой лимит. Но нам все равно надо работать и дальше. И опять же, есть дом на 100 тысяч квадратных метров и на 4 тысячи, а тарифы для них одинаковы. И проживает в некоторых из них до 60-70% жильцов по соцнайму, а не частники, так что с предложением повышения тарифа в таких домах не выйти. Так что среднестатистическая цифра тарифа за уборку, поделенная на весь город, это абсолютно неправильно.

Эксперты поддержали эту идею - по общему мнению, действительно, тарифы должны быть дифференцированы в зависимости от типа дома. Но проблема в том, что ни одно общее собрание собственников не примет решение платить больше, если работы все равно худо-бедно делают.

- Я часто советую управляющим компаниям– перенимайте опыт ТСЖ в плане повышение тарифов- подключился Шарлаев. - Да, это сложный опыт - убедить людей платить выше на фоне того, что и так работает. Но утвержденный сегодня тариф, во-первых, базируется на минимальном перечне услуг, а во-вторых, он вообще для соцнайма. Чудес не бывает - если уважаемые собственники хотят лучшего качества услуг, платить придется больше.

Как пояснила президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова, в Ассоциации утверждают экономически обоснованные тарифы, которые позволяют содержать дом в надлежащем состоянии. Да, они чуть выше, но собственники в большинстве голосуют «за». Однако получается «провернуть» такое повышение далеко не у всех.
Член правления Региональной общественной организации «Объединение советов многоквартирных домов» Андрей Китаев
Член правления Региональной общественной организации «Объединение советов многоквартирных домов» Андрей Китаев
- Там, где выстроено доверие между собственниками и управленцами, повышение тарифов поддерживают,- считает Член правления Региональной общественной организации «Объединение советов многоквартирных домов» Андрей Китаев,- и уже в эту зиму есть масса примеров, когда собственники, например, платят 6 рублей с квадратного метра. Тарифы у нас экономически необоснованные –убрать снег со сложной кровли в два раза дороже чем с простой, а у нас все платят «среднее по больнице». В аномальные зимы, как эта, собственникам самим приходится брать лопаты или помогать в организации уборки, как минимум с точки зрения автотранспорта. Сегодня ТСЖ и ЖСК вынуждены решать вопрос с эвакуацией машин и пытаться договориться с подрядчиками комитета по благоустройству, чтобы они после уборки крыш тут же убрали проезжую часть. Это не всегда получается, так как для ТСЖ это слишком тяжело организационно , а УК так или иначе помогает администрация района. Уверен, многие председатели ТСЖ готовы будут заключить договор с каким-то единым оператором, чтобы снять с себя эту головную боль.
Единое управление?
Кроме дифференциации тарифов еще одно повторяющееся мнение - а не передать ли всю снегоуборку в городе в одни руки? Возможно, тогда бесконечное перекладывание территорий и дележка ответственности прекратятся?

По словам председателя совета директоров ООО «Проминвест» Александра Спиридонова, в свое время комитету по благоустройству передали тротуары и карманы у проезжей части в одни руки. Но отвечать за неубранную УДС все равно будет администрация района – исторически так сложилось. Комитет сам для себя разработал правила уборки, убив сразу двух зайцев: разбил улицы по категориям и придумал, когда ему их убирать. По словам Спиридонова, это удобно комитету, но не горожанам. Например, по этим правилам улицы категории А - основные магистрали, Московский, Невский проспект - комитет убирает в течение 10 дней.
Председатель совета директоров ООО «Проминвест»  Александр Спиридонов
Председатель совета директоров ООО «Проминвест» Александр Спиридонов
- Раньше никто никогда не ждал 10 дней и не складывал снег в валы, его убирали непосредственно после снегопада, - говорит Спиридонов.- Позже жилищный комитет прописал свои правила, переписав нормы и сроки с комитета по благоустройству- сравните эти два документа - один в один. В итоге у нас не работает цепочка ответственности. А увязать ее надо так: идет сброс льда и снега с крыши, он попадает как на внутриквартальную территорию, так и на УДС. Из кварталов весь сброшенный снег должен «выдавливаться» на УДС, откуда и вывозиться. Раньше ЖКС своими маленькими «Бобкэтами» вывозили снег на улицу, где стоял самосвал или большой погрузчик и забирал снег. Тогда мы и видели чистый город. Но сегодня в ЖКС, ТСЖ и ЖСК мало техники, чтобы погрузить этот снег на самосвалы и вывезти. Еще есть крупные и тяжелые в этом смысле районы -Центральный, Петроградский, Васильевский остров и Адмиралтейский, где на внутриквартальную территорию через арку далеко не всякая «Газель» заедет, что уж говорить про самосвал. А по факту сегодня мы видим картину: прошел какой-нибудь «Спецтранс» или ГУДП рано утром по УДС и снег убрал. Чуть позже проснулись жилищники и посбрасывали с крыши снег на эти очищенные кварталы. А теперь, когда Садово-парковое хозяйство еще и запретило сбрасывать снег на газоны, его вообще стало некуда девать. В советское время как поливка, так и уборка улиц шла, пока все спят, а не когда все поехали на работу. А сегодня я еду утром по Суворовскому и не знаю, под КамАЗ я раньше попаду или под погрузчик, ведь они выехали на дорогу одновременно с горожанами.
При этом эксперту сложно представить, как единый орган, если он будет выбран, «полезет» не в свою зону ответственности. Например, если все передадут администрациям районов, как она будет убирать сосульки с крыш?
Президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова
Президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова
- Ну, передана у нас УДС в одни руки- мы видим, как ее убирают? – говорит Президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова- Некоторые улицы не убираются четвертую-пятую неделю, хотя на это выделяются деньги из бюджета. Если бы снег убирали сразу после снегопада, эта жуткая наледь бы не образовывалась.

Еще у нас в городе большая проблема с передачей дворовых территорий в состав общего имущества граждан. Например, наш двор остался за городом и его включили в зелёную зону. Это абсурд, у нас получается парк во дворе дома со всеми вытекающими требованиями. Однако собственник его не убирает уже 13-й год, а убирает ТСЖ, жители оплачивают труд дворника, так как не хотят жить в грязи. За 13 лет мы ни разу не видели компании, получающей субсидии на уборку нашего двора, при этом в собственность нам его не передают. По сути, система уборки с каждой ответственной стороны должна работать как часы, но она почему-то не работает.


Дворники
Что касается семи тысяч дворников, которые якобы работают в городе, тут есть много вопросов. Во-первых, неясно, точно ли их 7000, а во –вторых, как уточнил Шарлаев, надо понимать, что за УДС эти дворники не отвечают, у комитета по благоустройству дворники свои.

- Наши – отвечают за дворы, плюс есть дворники от объединений собственников, - пояснил представитель жилищного комитета. - Мы каждый год при подготовке к отопительному сезону обязательно приезжаем в каждый район, где УК «предъявляет» нам кровельщиков , дворников и аварийные бригады со всем соответствующем снаряжении.

- Прошу прощения, у вас эти дворники чипированы? Вы уверены, что это не одни и те же люди ездят по районам с переодеванием? - едко уточнила руководитель департамента «ЖКХ-Контроль» Алла Бредец. Шарлаев отметил, что все под контролем. Чтобы очистить подход к парадной, к контейнерной площадке, выход из внутриквартальной территории, этих дворников - хватает.
Виноваты автомобилисты?
Руководитель департамента «ЖКХ-Контроль» Алла Бредец
Руководитель департамента «ЖКХ-Контроль» Алла Бредец
- Когда собственники выходят на улицу, им абсолютно безразлично, чья эта зона ответственности за уборку, - говорит руководитель департамента «ЖКХ-Контроль» Алла Бредец, - для них важно добраться из пункта А в пункт Б, не переломав ноги и не потратив средств из ОМС на лечение. Я согласна, что все нужно сосредоточить в одних руках, должна работать одна служба. Сейчас огромное количество автоматических программ, которые позволят рассчитать необходимое количество и техники, и дворников- нынешняя зима показала абсолютную их нехватку. Вы же сами писали, что по сравнению с Москвой нам нужно увеличить число техники и дворников вчетверо! А когда в УК в Центральной части города в подчинении 500 домов и один «Бобкэт» на придомовые территории, то ни за сутки, ни за четверо не будет убрано.

Еще мы часто ругаем автомобилистов, что они не убирают свои автомобили, но ведь им и правда некуда деть машину в центре. Так, может быть, стоит все же строить подземные паркинги? Стоит договариваться с соседними бизнес-центрами, чтобы в круглосуточном режиме бесплатно размещать там автомобили, освобождать территорию для уборки?

Создалось впечатление, что автомобилисты виноваты не только в том, что машины оставляют, но и в том, что быстро сводят уборку на нет. «Смахнули автомобилисты с утра наметенный за ночь слой со своих машин, потом колесами разнесли это по территории. Я выезжаю на место, и у меня впечатление, что здесь не убрано. А трактор был! С этим надо работать,» - подытожил представитель жилкомитета.
представитель Социального проекта «Давайте разберемся» Александр Богловский
представитель Социального проекта «Давайте разберемся» Александр Богловский
- Я провел эксперимент, пытаясь разобраться в зонах ответственности как обыватель, - говорит представитель Социального проекта «Давайте разберемся» Александр Богловский. - В моем доме в спальном районе есть подземный паркинг, крыша которого принадлежит городу,- эта крыша ни разу не убиралась. Рядом с домом карман вдоль дороги – жители оставляют там машины, так как паркинг не работает. За эту часть отвечает ГУДП, я позвонил туда, и начальник автоколонны любезно предоставил снегоуборочную технику. За неделю предупредили всех жителей дома, автовладельцев - уберите машины. В час икс около 10 утра уже приехали самосвалы, погрузчики - а большинство машин стоит, как и стояло. Я стал бегать со щеткой и расчищать лобовые стекла: где-то оставлены контакты, у кого-то сигнализация с обратной связью, кого-то помогла обзвонить управляющая компания. В итоге осталось 30% машин. Начальник автоколонны пояснил, что эвакуация не в их компетенции, хотя они готовы даже сами нанимать эвакуаторы. Только для этого нужен сотрудник ГИБДД, который оформит протокол перемещения транспортного средства. А в ГИБДД на их регулярные запросы просто не реагируют. После уборки просыпаются эти 30% автомобилистов и уезжают, но тут приезжает ГАТИ и штрафует ГУДП за невозможность уборки под автомобилем.

Эксперимент второй: для уборки этой крыши паркинга на внутренней территории УК любезно предоставила трактор, который собрал кучу снега. Решили подать заявку на вывоз. Угадайте, куда она в итоге прилетает? Правильно, в ту же УК, которая со слезами на глазах должна заказывать технику еще и для вывоза этих куч. Доказывать администрации что-то нет смысла – проще вывезти самим. Нет единого ответственного органа, и нет симбиоза меду существующими. Пока структуры не договорятся, пока администрация не поймет, что нужно нанять организацию для уборки, порядка не будет.

По итогам Круглого стола стало понятно - виноваты все и одновременно не виноват никто. Каждый чиновник прав в своем поле и делает все строго по своему регламенту - не придраться, а система в целом при этом не работает. Чиновники переводят на управляющих жилым фондом, которые, по их словам, не соблюдают 961-е постановление: сбросив снег, не убирают его в лотковую зону и т.д. Но и обвинять только коммунальщиков тоже неверно, так как все в неравных условиях и не отвечают за всю городскую территорию. А тут еще автомобилисты снег растаскивают и машины не убирают. По словам Спиридонова, можно только вместе отвечать за все, выстроив единую цепочку. Только звенья этой цепочки сегодня отвечают каждое за себя, и никак не соединятся. А добровольно выступить единым ответственным за всю снегоуборку вряд ли найдутся желающие - слишком сложное это дело.
Автор текста: Анна Романова
Корректор: Оксана Родионова
Фотограф: Михаил Огнев
Верстка: Татьяна Сорокина

Январь 2019 г.

Просмотров: 473