круглый стол

Лидеры о главном.

Как развивался рынок связи в Петербурге в 2019 году
фото pixabay.com
Как меняются отношения с клиентом, когда связь станет бесплатной и как искусственный интеллект помогает в развитии бизнеса, — все это «Большая четверка» сотовых операторов обсудила за круглым столом «Фонтанки».
2019 год был достаточно напряженным — в том числе, и для рынка сотовой связи. Постоянно появлялись новые идеи, форматы, каждому из игроков есть что рассказать и чем похвастаться.
Денис Кусков
руководитель информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли»
Екатерина Сидорова
директор по продажам на массовом рынке Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон»
Максим Иконников
коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Георгий Чуравцов
директор по продажам на массовом рынке МТС
Дмитрий Грецкий
коммерческий директор по развитию массового рынка Западного региона ПАО «Вымпелком»
Новых абонентов уже не хватает на всех операторов: люди не рождаются так часто, как хотелось бы, и наша страна пока не стала туристическим раем, отметил руководитель информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли» Денис Кусков. Поэтому основная точка приложения усилий участников рынка — это лояльность пользователей. Каждый оператор пытается привлечь к себе повышенное внимание, удержать своего абонента.

Директор по продажам на массовом рынке Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Екатерина Сидорова сообщила, что компании важно создать особое пространство для расширения цифровых возможностей клиентов. В Петербурге в этом году были открыты салоны продаж нового формата, а также запущена программа привилегий для клиентов с особым статусом.

В декабре «МегаФон» открыл первый Experience store в Москве. Смартфоны и планшеты представлены в этом салоне на открытых витринах — покупатели могут без участия консультанта выбрать модель, которая им подходит. Для этого в торговом зале установлены планшеты с программой-помощником. Магазин оснащен интерактивными ценниками. Оплатить покупки можно на кассах самообслуживания. Посетители имею возможность протестировать VR-очки, X-box, МегаФон ТВ, самостоятельно настроить гаджеты «умного дома», получить консультацию о b2b-продуктах и подключить их.
Директор по продажам на массовом рынке Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Екатерина Сидорова
Екатерина Сидорова
директор по продажам на массовом рынке Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон»
— Салон «МегаФона» сегодня — это офис цифровых решений, где пространство продаж и обслуживания дополнено digital-элементами, располагающими клиента к развитию и обучению новым возможностям, — отметила Екатерина Сидорова. — Модернизация розничной сети «МегаФона» за счёт открытия салонов продаж нового поколения с высоким уровнем сервиса и особым подходом к обслуживанию клиентов обеспечивает уверенный рост продаж. Среднее число клиентов в обновлённых салонах выросло на 20%, а средняя дневная выручка на один такой салон — на 30-40 %.
Максим Иконников, коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 объяснил принципы своей компании по увеличению числа салонов: «Мы всегда прагматично относились к развитию своей розницы. Поэтому, увидев необходимость, в этом году открыли на Северо-Западе более 50 салонов — в первую очередь в Петербурге, чтобы быть ближе к нашим существующим и потенциальным абонентам. В рамках развития розницы мы запустили совершенно новые салоны цифрового формата с гораздо большим количеством предоставляемых сервисов — как офлайн, так и онлайн».
— В целом, это яркие современные пространства даже с отдельной витриной самого популярного в мире маркетплейса AliExpress, — поделился Максим Иконников. — Новые салоны Tele2 воплощают эффективную форму продаж: одни клиенты могут, как обычно, все уточнить у консультанта, а интроверты — совершить выбор и покупку гаджета, используя только нашу интерактивную витрину. В результате мы предлагаем и преимущества цифровых сервисов, и возможность не только посмотреть, но и подержать гаджеты в руках, испытать их функционал, и, конечно, живое общение с профессиональными консультантами».
Максим Иконников, коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Максим Иконников
коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Директор по продажам на массовом рынке МТС Георгий Чуравцов заявил, что для его компании салоны связи становятся центром технологий, экосистемы, которую строит оператор:
Директор по продажам на массовом рынке МТС Георгий Чуравцов
Георгий Чуравцов
директор по продажам на массовом рынке МТС
— Для нас салон — это место, где мы хотим предоставить нашим абонентам возможность протестировать все сервисы, которые им предлагаем. Поэтому мы активно развиваем формат флагманских магазинов, оснащенных всеми последними тенденциями в ритейле. В них присутствует развлекательная зона, в которой можно посмотреть видео, поиграть в видеоигры или просто отдохнуть и выпить кофе. В салонах МТС проводит мероприятия с участием собственной киберспортивной команды Gambit.
В 2020-2022 годах МТС нацелена на открытие больших шоурумов. В них будет представлен весь спектр продуктовой экосистемы МТС — от телемедицины и стриминговой платформы для гейминга до цифрового телевидения и «умного дома».

Дмитрий Грецкий, коммерческий директор по развитию массового рынка Западного региона ПАО «Вымпелком» рассказал, что «Билайн» во главу угла сейчас поставил не технологии, а довольного клиента.
— 2018 год стал для нас годом бурного развития монобренда. Мы достигли пиковых значений. В этом году мы смотрели, оптимизировали сеть, перемещая салоны в места скопления людей, туда, где живут наши действующие и потенциальные клиенты, — сообщил Дмитрий Грецкий. — Мы не фокусировались на больших дворцах связи, а пошли туда, где находится наш абонент.
Дмитрий Грецкий, коммерческий директор по развитию массового рынка Западного региона ПАО «Вымпелком»
Дмитрий Грецкий
коммерческий директор по развитию массового рынка Западного региона ПАО «Вымпелком»
При этом и онлайн-продажи стали важным каналом продвижения услуг — у «Билайна» они выросли практически в три с лишним раза год к году и продолжают развиваться.

В «Вымпелкоме» также считают, что количество салонов «Билайн» уже выходит за разумные рамки.

— Сравнивая показатели количества магазинов на душу населения в сотовом ретейле, мы понимаем, что в России все операторы, представленные на рынке, бьют мировые рекорды. Нет смысла нагружать экономику предприятия дополнительными издержками для того, чтобы они просто были. Мы пойдем по пути оптимизации: перенесём салоны туда, где их явно не хватает, — есть услуги связи, но нет салона, возможности обслужиться. И закроем те салоны, у которых падает посещаемость. У нас практически в 97% магазинов есть счетчики, мы оперативно, буквально каждый день мониторим трафик, — поделился Дмитрий Грецкий.

Все в онлайн!

фото pixabay.com
— Онлайн-канал растет довольно быстро. Среди причин такой динамики то, что мы упрощаем процесс покупки, развиваем новые механики продаж и максимально используем возможности нашей экосистемы, — рассказала Екатерина Сидорова о продажах «МегаФона».

У Tele2 онлайн-канал также вырос в несколько раз за последнее время. Классическая розница такого бурного роста, скорее всего, уже не испытает.

— Клиент все меньше хочет думать о том, куда ему съездить, чтобы сделать покупки. Он готов заплатить и ожидает, что продавец возьмет на себя все заботы о процессе реализации заказа, — пояснил Максим Иконников.
Оналйн-продажи гаджетов в МТС показывают двузначные темпы роста.

— Мы видим, что клиенты стали расширять функционал смартфонов за счет дополнительных устройств — смарт-часов, наушников, беспроводных зарядных устройств и датчиков самого разного назначения. К примеру, в этом году петербуржцы стали покупать беспроводные наушники в три раза чаще, чем в прошлом. В 2020 году тренд на увеличение продаж аксессуаров станет еще заметнее в результате роста продаж умных колонок с голосовым ассистентом и датчиков для «умного дома», — подчеркнул Георгий Чуравцов.

В третьем квартале 2019 интернет-магазин «Билайна» зафиксировал увеличение более чем в 3,5 раза объема продаж сим-карт по сравнению с тем же периодом в 2018 и более чем трехкратное увеличение продаж гаджетов. Повышению продаж способствовал, в том числе, рост числа точек выдачи заказов, отметил Дмитрий Грецкий.

На что жалуетесь?

фото pixabay.com
Сейчас в личных кабинетах абонентов доступны почти все стандартные услуги, которые раньше предоставлялись только в офисах операторов. В личном кабинете можно платить любыми способами, настроить или выбрать новый тарифный план. И количество дозвонов до колл-центров падает пропорционально росту числа обращений из личных кабинетов. Тем важнее совершенствование системы работы с претензиями клиентов.

— Теперь каждый звонок, который поступает в наш колл-центр, анализируется еще в момент гудков по 49 параметрам — когда наш клиент дозванивается, мы уже знаем с большой долей вероятности, что он хочет сказать и как мы можем помочь, — рассказал Дмитрий Грецкий.


— Наши абоненты взаимодействуют с виртуальным помощником Еленой при звонке в контактный центр. За последнее время благодаря развитию технологий общение с Еленой стало более «живым». К примеру, у клиентов появилась возможность попросить повторить информацию, если с первого раза не удалось расслышать тот ли иной ответ. При этом с каждым днем становится все более популярным личный кабинет «МегаФона», с помощью которого можно следить за финансами, управлять услугами и опциями прямо с экрана мобильного телефона, — отметила Екатерина Сидорова.
— Мы считаем, что должно быть, как онлайн, так и офлайн-общение. Клиент имеет право выбирать, где ему удобно получить консультацию. Но онлайн-каналы обслуживания на сегодняшний день находятся на гораздо более интенсивном этапе развития. Tele2 достаточно много сделала в этом направлении и в чем-то была пионером. Например, мы первыми и до сих пор единственными вышли в WhatsApp. Речь идет о чат-боте, который может ответить на тысячи разных вопросов, - рассказал Максим Иконников. — Искусственный интеллект начинает дружить с естественным. Это позволяет значительно разгрузить контактные центры. Вместе с этим в декабре мы запустили еще один навык для Алисы — виртуального ассистента «Яндекса». Теперь она по команде может вызывать цифрового помощника Tele2, который ответит на популярные вопросы абонентов. Умный ассистент с помощью технологий машинного обучения может обсудить более 900 вопросов на 34 темы. Всего сейчас у нас около 25 каналов цифровой коммуникации с абонентами, и это количество будет только расти — без ущерба качеству. При этом хочется отметить, что у нас срок ответа в контактном центре – всего до 40 секунд, при этом 95% оценивают нашу работу на отлично.

— В начале 2018 года мы запустили чат-бота в личных кабинетах клиентов. Сейчас он же консультирует пользователей в приложении «Мой МТС». К концу года эффективность бота превысила 80%: сейчас восемь из десяти запросов на сайте обрабатывается роботом. При этом удачным считается решение, если абонент не обратился повторно по другим каналам в течение суток. Средняя продолжительность разговора до успешного решения проблемы — 2 минуты, что в четыре раза быстрее средней длительности разговора с оператором, — поделился успехами Георгий Чуравцов. — Мы видим будущее в этом канале, несмотря на то, что у нас есть контакт-центр, который по-прежнему работает и также остается эффективным.

— Сейчас пойти в офис, чтобы предъявить претензию, — это, скорее, психологический момент. Уровень обслуживания в сети, личном кабинете и в офисе практически ничем не отличается. Более того, даже интонационно уже сложно угадать, с кем ты говоришь. Многие даже не понимают, что с ними говорит бот, — отметил Дмитрий Грецкий.

Мобильная экосистема

фото pixabay.com
Сотовые операторы в России находятся на острие цифровых технологий и обладают едва ли не самой совершенной IT-инфраструктурой в стране. По аналогии с передовыми игроками банковского рынка им впору начинать смещение фокуса с классических услуг на работу с экосистемами. Благо размер и качество их абонентской базы мало чем отличается, а зачастую и превосходит число клиентов банков. Но пока операторы предпочитают привлекать для расширения спектра услуг партнеров.

— «МегаФон» расширяет возможности абонентов за счет предоставления цифровых сервисов. Яркий пример: можно оформить виртуальную банковскую карту с помощью мобильного телефона через личный кабинет. При этом счет мобильного телефона будет одновременно и банковским счетом. Использовать такую карту не только легко и удобно — она также позволяет оплачивать покупки со счета телефона и получать кэшбэк, — объяснила Екатерина Сидорова.

— Tele2 сотрудничает с финансовыми монстрами — например, предоставляя платформу для работы банковских виртуальных операторов, — напомнил Максим Иконников. — И здесь мы давно держим пальму первенства, став самой крупной и успешной «фабрикой» MVNO-операторов в стране.

МТС уже рассматривает себя не только как традиционного телеком-оператора, но и в качестве крупнейшей цифровой компании.
— Мы наблюдаем растущую популярность приложения самообслуживания «Мой МТС», которое становится центром экосистемы сервисов и позволяет управлять комплексом продуктов — от традиционных телеком-услуг до финансовых и развлекательных сервисов, интернет-магазина и программ лояльности. В конце июня этого года число пользователей в месяц по России достигло 19,5 миллиона человек, — отмечает Георгий Чуравцов.

Всего же в экосистему МТС входят десятки сервисов — от финтеха и телемедицины до стриминговой платформы и решений для «умного дома».

— Мы понимаем: неизбежно все придет к тому, что услуги связи станут входить в пакет каких-то предложений, которые будет оплачивать абонент. Причем выбирать, за что ему платить, он будет сам — составлять, как из кубиков, набор, который ему интересен: финансовые продукты, развлечения, телевидение, музыка, что угодно, — спрогнозировал Георгий Чуравцов. — Мы видим сейчас, что тот же голос в пакетном предложении уже фактически бесплатен. Потому что, когда вы общаетесь по телефону, то используете дата-протокол, и голос — это часть передачи данных, за которую вы платите.

Георгий Чуравцов полагает, что до наступления эпохи полностью бесплатной телефонной связи осталось не так много времени: «У нас уже сейчас есть предложения, когда, подключая фиксированный интернет и домашнее ТВ от МТС, вы не платите за мобильную связь».

— Мы в какой-то момент перестали говорить о Big Data и начали ее применять. Например, именно Big Data сейчас определяет у нас место открытия нового салона связи. Она позволяет спрогнозировать не только будущий трафик в нем, но и объем продаж. И эти прогнозы сбываются, хоть и с разной степенью погрешности. Потому что объем продаж зависит и от того, насколько профессиональны продавцы, — заявил Дмитрий Грецкий.

Подарки под елкой

фото pixabay.com
Канун Нового года — это идеальное время для продвижения новых услуг и товаров, и самая тяжелая артиллерия маркетинговых отделов операторов связи работает по всем фронтам.

Сейчас «МегаФон» проводит акцию «Потрясные подарки». Это игра в мобильном приложении оператора. «Можно потрясти смартфон и выиграть ценные подарки от «МегаФона» и партнеров. Еще одно интересное предложение Мегафона — это особые условия при покупке смартфонов известного бренда: они предполагают возможность получить второй в подарок», — пообещала Екатерина Сидорова.

— В канун зимних праздников мы даем возможность всем абонентам самостоятельно выбрать себе подарок на Новый год. Наши клиенты могут получить пакет минут, SMS или безлимитный интернет в роуминге, а также подписку на музыкальные и стриминговые сервисы. Самый приятный от нас офлайн-подарок всем абонентам на весь следующий год — это скидка на билеты в кино. Также совсем недавно мы запустили уникальный эко-проект «Переплавка»: участники могут сдать старый телефон на переработку, получить подарки и скидку на приобретение нового смартфона, — рассказал Максим Иконников.
— В розничной сети для клиентов у нас действует новогоднее предложение по кэшбэку при покупке смартфонов популярного бренда. — сообщил Георгий Чуравцев. — Кроме того, в декабре у нас 50% скидки на наш основной тариф с безлимитным интернетом и большими пакетами минут.

Еще одна новогодняя история от МТС — звонок Деду Морозу. «Поздравление от Деда Мороза — одно из самых радостных детских впечатлений, связанных с Новым годом. Поэтому мы с радостью продолжаем ежегодную традицию волшебной прямой линии, на которую любой желающий может позвонить и услышать напутствие от главного зимнего персонажа», — пригласил Георгий Чуравцов.

Дмитрий Грецкий рассказал, что «Билайн» делает упор на семейные предложения: «Мы подготовили подарок — 20-процентную скидку на услуги связи на целый год. Получить подарок к Новому году могут как новые клиенты, так и действующие абоненты. Достаточно подключиться или перейти на один из семейных тарифов и активировать скидку».
Автор: Денис Лебедев
Корректор: Елена Виноградова
Фотограф: Павел Каравашкин
Куратор: Анна Алмазова
Верстка: Татьяна Сорокина

Просмотров: 506