Как начать разбираться в кино?
Вместе с телеканалом «Кино ТВ» мы составили краткое руководство для занятых горожан.
Новые фильмы выходят в прокат каждый месяц. Как выбрать то, что стоит смотреть?
Новые фильмы выходят в прокат каждый месяц. Как выбрать то, что стоит смотреть?
Для начала нужно решить, чего вы от кино хотите. Если для вас это отдых, способ приятно провести субботний вечер с газировкой и попкорном, то обратите внимание на фильмы-аттракционы. Они отличаются большими бюджетами, впечатляющими спецэффектами и вездесущестью. Невозможно не заметить, что вышла очередная часть популярной франшизы, потому что ее обязательно будут показывать в каждом мультиплексе. Сложнее найти содержательное авторское кино, связанное с окружающей действительностью или способное стать частью вашей интеллектуальной жизни. Эта разновидность кинематографа сейчас переживает сложный период. Она все реже появляется в широком прокате, постепенно превращается в сериалы и уходит на «малый экран».
Большой бюджет — это признак некачественного развлекательного кино?
Большой бюджет — это признак некачественного развлекательного кино?
Не обязательно. Это всего лишь означает, что продюсеры в него много вложили и рассчитывают на широкую аудиторию. К «дорогому» кино приходят многие хорошие режиссеры, двигаясь по типичному пути от арт-хаусной короткометражки к фестивальному хиту и через него — к голливудским проектам. Так, в частности, шли всем известные мексиканцы: Гильермо дель Торо, Альфонсо Куарон, Алехандро Иньярриту. Удачный пример авторского высокобюджетного кино — «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера, вышедший в 2015 году.
На самом деле, многочисленные экранизации комиксов и ремейки нельзя обвинить в низком качестве. Это хорошо сделанные образцы жанра, но им часто не хватает авторской искренности и глубины содержания.
Трейлер поможет понять, понравится ли мне фильм?
Трейлер поможет понять, понравится ли мне фильм?
Два часа не уложишь в полторы минуты, поэтому вряд ли вы выясните, что именно увидите вечером в кинотеатре. Кроме того, многие считают, что трейлеры к разным фильмам стали практически одинаковыми: со стандартной последовательностью кадров, с типовой музыкой, звуковыми эффектами и т.д. Но если вам интересны визуальные решения или хочется узнать, как выглядят актеры, трейлера будет вполне достаточно.
Я решил посмотреть авторское кино. Как к этому подготовиться?
Я решил посмотреть авторское кино. Как к этому подготовиться?
Тут есть два пути. Даже серьезные критики, приехавшие на умный фестиваль, неизбежно делятся на две категории. Одни предпочитают быть во всеоружии, изучают фильмографию режиссера, знакомятся с сюжетом картины и т.д. Вторые ничего не смотрят и не читают, чтобы прийти на показ с открытым сердцем и получить новый опыт. Непрофессиональный зритель может выбрать тот подход, который ему по душе.
Однако некоторые фильмы требуют даже не предварительной подготовки, а определенного багажа знаний, представления о контексте. Например, чтобы смотреть «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино, стоит знать историю убийства актрисы Шэрон Тейт членами секты Чарльза Мэнсона. Без этого можно не понять, к чему все идет, и в финале задумка режиссера останется непонятой. Зрителям «Малышки зомби» Бертрана Бонелло некоторые сцены покажутся неясными, если они не знают, что произошло в 60-х с гаитянином Клервиусом Нарциссом.
Рядом с анонсом фильма часто стоит цифра рейтинга. Надо ли обращать на нее внимание?
Рядом с анонсом фильма часто стоит цифра рейтинга. Надо ли обращать на нее внимание?
Если фильм в России вышел недавно, имеет смысл посмотреть, сколько звездочек или баллов он собрал на зарубежных ресурсах. Эти оценки помогут сориентироваться, если фильмов этого режиссера вы пока не видели и непонятно, стоит ли покупать билеты. С другой стороны, помните, что и зрители, и критики могут ошибаться — как поодиночке, так и в составе коллективного разума. Даже самый высокий рейтинг не гарантирует, что фильм станет вашим любимым.
Можно ли доверять ютьюб-блогерам, которые рассказывают о кино?
Можно ли доверять ютьюб-блогерам, которые рассказывают о кино?
Те, кто погружен в тему, предупреждают: здесь легко столкнуться с некомпетентностью. Есть люди, которые мало что смотрели и плохо понимают теорию, но при этом считают, что работают в жанре кинокритики. Вряд ли такие видеоблогеры отличат хорошее от плохого. Они могут говорить о свежем монтажном или операторском решении, не подозревая, что оно за последние полвека было уже миллион раз использовано. Или провозгласят что-то «новым словом в жанре», потому что не видели всех остальных «слов». Или перепутают кинематографическую условность со сценарным браком и будут говорить, что «так в жизни не бывает». Надежнее все-таки ориентироваться на пишущих кинокритиков. Если не хочется читать буквы, можно смотреть интервью с ними на «Кино ТВ».
Кинокритик Антон Долин рассказывает о «Темном рыцаре» Кристофера Нолана
Картина получила приз на фестивале. Значит, ее обязательно надо посмотреть?
Картина получила приз на фестивале. Значит, ее обязательно надо посмотреть?
Фестивали — это своего рода дорожная карта, которая помогает заметить достойные фильмы. В принципе достаточно знать четыре главных события:
Каннский фестиваль
Каннский фестиваль — самый важный, независимо от того, насколько удачной была программа. Это единственная альтернатива оскаровской, голливудской культуре. Здесь появляются новые режиссеры, показывают большинство фильмов, которые потом войдут во все десятки и двадцатки лучших. Так что самые яркие картины Канн, даже если призов им не досталось, обязательно надо посмотреть всем, кто интересуется кино.
Венецианский фестиваль
Венецианский фестиваль в последние годы представляет не альтернативную повестку, как Каннский, а презентует главные хиты следующего года. Победители и номинанты «Оскара» здесь соседствуют с авторскими, порой странными работами. В иерархии он занимает второе место.
Берлинский фестиваль
На третьем месте — Берлинский фестиваль, еще более сложный и странный. У него огромная программа, в которой могут встречаться и удачные, и неудачные фильмы, но каждый год один или два из них становятся громкими событиями.
«Кинотавр»
Ну а для поклонников нашего кино есть «Кинотавр» — российский фестиваль номер один. Его можно назвать идеальным диагнозом национальному кинематографу. Если вы смотрите на программу, но вам ничего не нравится, значит, такое у нас в этом году кино.
В итоге фестивальное расписание выглядит следующим образом: в январе-феврале — Берлин, в конце мая — Канны, в июне — «Кинотавр», в конце августа и начале сентября — Венеция. За ходом каждого из фестивалей можно наблюдать на «Кино ТВ». На сайте телеканала публикуют ежедневные дневники, интервью с режиссерами, обзоры, мнения кинокритиков.
Фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде» в дневнике 72-го Каннского кинофестиваля на телеканале «Кино ТВ»
Где посмотреть на внутреннюю кухню кино: как его снимают, что происходит в индустрии?
Где посмотреть на внутреннюю кухню кино: как его снимают, что происходит в индустрии?
Зарубежного бэкстейджа много в интернете. Искать его лучше на иностранном языке по названию фильма. А вот с отечественным контентом такого рода дело обстоит сложнее. «Кино ТВ», допустим, следит за национальной и мировой киноиндустрией изнутри: делает сюжеты со съемочных площадок, снимает питчинги фильмов, фестивали, публикует раскадровки, создает документальные фильмы и делает другие образовательные по сути проекты. Однако на телеканале нам не смогли подсказать, кто еще в России занимается этим с такой же планомерностью.
Сюжет со съемочной площадки фильма «Аритмия» режиссера Бориса Хлебникова
О питчинге, например, обычный зритель может просто не знать. Между тем, этот термин связан со всегда важным в России вопросом — распределением госбюджета. В данном случае — кинематографического, за который отвечает Министерство культуры, Фонд кино или другая уполномоченная организация. Выглядит это так: продюсер и режиссер — иногда к ним присоединяются ключевой актер или оператор — представляют проект фильма с помощью трейлера и устного выступления. Причем трейлер может быть смонтирован из уже отснятого материала или из референсов других фильмов. После окончания всех презентаций коллегия судей решает, кому и какая сумма достанется. На такие мероприятия пускают прессу, так что ключевые моменты можно увидеть потом на «Кино ТВ».
За творчеством каких режиссеров стоит следить?
За творчеством каких режиссеров стоит следить?
Сейчас работают десятки не просто хороших, а великих авторов. Но нельзя предсказать, когда каждый из них представит свой очередной фильм. Творцы могут делать паузы длиной в несколько лет. Поэтому даже специалисты не берутся указать, от кого именно стоит ждать новинок в первую очередь.
Ну хорошо, а какое кино 2019 года надо посмотреть?
Без «Однажды в... Голливуде» Тарантино вам точно не обойтись. Кроме того, «Кино ТВ» советует обратить внимание на «Малышку зомби», «Синонимы» Надива Лапида (призер Берлинского фестиваля) и «Высшее общество» Клер Дени, образец авторской фантастики, напоминающий о «Солярисе» Тарковского.
Материал подготовлен специально для телеканала «Кино ТВ»

Автор: Мария Семёнова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координаторы: Елена Рожнова, Ольга Голубева
Фотографии: wikipedia.org, pexels.com, pixabay.com, freepik.com
Дизайнер: Екатерина Елизарова