ЛСР исторический лонгрид фонтанка.ру

Из Вичиты в Петербург

Краткая история апартаментов: как душевная гостиница превратилась в милый дом
США: Командировка, камин, зефирки

США: Командировка, камин, зефирки

Краткая история апартаментов: как душевная гостиница превратилась в милый дом. ЛСР
Джек Дебор
Создателем апарт-отеля как формата недвижимости считают американского предпринимателя Джека Дебора. Свой путь в бизнесе он начал с того, что в 10-летнем возрасте организовал в родном Каламазу (штат Мичиган) торговлю цветами. Происходило это так: в субботу, с утра пораньше Джек брал тележку и шел две мили до поля, где росли анютины глазки. Загрузив товар в транспортное средство, он возвращался в город и продавал его оптовой цене другим детям, которые после этого ходили от двери к двери и предлагали взрослым свежие букеты. Джек при этом был абсолютно свободен уже к девяти утра и мог наслаждаться выходным днем, попутно подсчитывая заработанные доллары.
Согласитесь, такого мальчика явно ожидало большое будущее. Уже в старших классах он подрабатывал риэлтором, а в середине 50-х, после университета и службы в военной полиции, вместе с отцом занялся строительным бизнесом. К 1973 году жилые дома, возведенные его компанией, стояли в 30 городах на территории 20 разных штатов. Однако к 1975 году аренда жилья в США подорожала, и квартиры перестали снимать. Что делать? Пытаясь совместить относительно дешевое управление доходного дома с высокой прибылью гостиницы, Джек Дебор открыл в городе Вичита, штат Канзас, первый «отель длительного пребывания» под брендом The Residence Inn.
Сначала апартаменты здесь нужно было арендовать не меньше, чем на месяц. Но потом Дебор понял, что кому-то из постояльцев нужно жилье всего лишь на пару недель, кому-то — на неделю или даже на день. В итоге «длительным» стали считать «пребывание» более пяти дней. Со временем выяснилось, что оно востребовано в первую очередь среди командированных сотрудников, людей, приехавших на лечение, и тех, кто по какой-то причине внезапно лишился жилья.
Настолько похоже на дом, насколько возможно
Первый апарт-отель продвигали под слоганом «Настолько похоже на дом, насколько возможно» (As close to home as we can make it). В рекламном объявлении сравнивались две картинки. На первой, подписанной «Обычный отель», грустный человек в галстуке сидел на кровати одноместного номера, уставившись в телевизор. На второй, помеченной The Residence Inn, он уютно расположился перед камином, прямо на полу, в носках и жилетке — и жарил на огне американские зефирки. Душевно, ничего не скажешь. В общем, идея Дебора заключалась в том, чтобы предложить путешественникам дом вдали от дома. Они получали комфорт и приватность, а компания экономила на обслуживании, так как ежедневные визиты горничной таким постояльцам не требовались.
ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад
скриншот: www.hotelnewsnow.com
К 1987 году, когда бизнесмен собрался продавать The Residence Inn корпорации Marriott, в сети было 103 апарт-отеля, как собственных, так и запущенных по франшизе. После этого неугомонный Джек продолжал строить и продавать отельные сети в форматах люкс и «длительного пребывания», а в 2014 году — открыл в здании самого первого The Residence Inn в Вичите отель под новым, пятым в его карьере, брендом WaterWalk. Концепцию для него он тоже изобрел новую, соединив лучшие, на его взгляд, элементы апарт-отеля, съемной квартиры и корпоративного жилья. Дебор вполне доволен тем, как Marriott обращается с его первым детищем. В 2015 году они запустили семисотый The Residence Inn в Чикаго и отпраздновали 40-летие бренда. А вот, к слову, очаровательная, уже мариоттовская, реклама с жирафом и слоганом «Это не номер. Это место для жизни» (It's not a room. It's a residence).
Европа: Догнать и перегнать Америку

Европа: Догнать и перегнать Америку

Маттео Гедини, основатель немецкой сети Brera, в недавнем интервью отметил, что еще в 2013-м апарт-отель был для континентальных европейцев малоизвестным форматом. То, что в США, Великобритании и даже в Азии уже много лет считалось совершенно обычным, в Германии ему приходилось долго и подробно разъяснять. Гедини привез свое великое знание из Штатов, где работал бизнес-консультантом и, как результат, много путешествовал. Впрочем, апарт-отелей ему не оплачивали. Приходилось подолгу жить в гостиницах, где Маттео страдал от отсутствия домашней атмосферы и нехватки личного пространства. Затем он перебрался в Германию, чтобы присматривать за семейной недвижимостью, и обнаружил, что у него имеется прекрасное пустое здание в центре Нюрнберга. Тут Гедини и задумался об открытии апарт-отеля. Сегодня их у Brera три, а в ближайшее время компания планирует добавить в свою копилку еще шесть объектов.
Сейчас в Европе этот рынок развивается и растет. Согласно опросу HVS London, за ближайшие пять лет на рынок выведут 18 000 апартаментов. Размеры будущих отелей варьируются от 25 до 457 «квартир». Строить будут в первую очередь во Франции, Нидерландах и Великобритании, где наибольшей популярностью пользуются Лондон и Манчестер. Другая любимая страна апарт-отельеров — Германия. Там они предпочитают открывать объекты в Гамбурге, Берлине и Мюнхене. Некоторые готовы двинуться в Австрию и Польшу.
СССР: Вклад «красного капиталиста»

СССР: Вклад «красного капиталиста»

В нашей стране первый апарт-отель по западному образцу появился в 1980 году. Он был известен как гостиница «Международная II» и располагался в свежеоткрытом Центре международной торговли, возведенном при участии американского мультимиллионера Арманда Хаммера. Сын одесского эмигранта и изрядный авантюрист, Хаммер начал «дружить» с СССР еще при Ленине. В 20-х — построил карандашную фабрику, в 70-х — начал поставлять удобрения. Для строительства ЦМТ бизнесмен помог получить 100 млн долларов кредитных денег в американских Eximbank и Chase Manhattan Bank. Позднее выяснилось, что за посредничество он выговорил себе процент в несколько миллионов долларов и согласился уменьшить свое вознаграждение только после вмешательства КГБ.
«Международная II» работает до сих пор. Она занимает верхнюю часть 17-этажного корпуса ЦМТ и состоит из 40 апартаментов, а совсем недавно получила свою четвертую звезду.
Петербург и Москва: Дом, милый дом

Петербург и Москва: Дом, милый дом

В нулевых строительство здания с приставкой апарт- чаще всего было вынужденным решением: его ставили там, где появление жилого дома было недопустимо. Именно так в 2003 году на Крестовском острове появился первый петербургский апарт-отель «Пятый элемент». К гостиницам и «длительному пребыванию» он отношения не имел. По сути это был (и до сих пор есть) элитный ЖК на 45 квартир с садом камней и подогреваемой плиткой во дворе.
Московский бум апарт-форматов принято связывать с падением спроса на офисную недвижимость после кризиса 2008 года. Чтобы сбыть с рук невостребованные квадратные метры, компании предлагали их состоятельным людям, желающим поселиться в центре. Волшебное слово «апартаменты» помогало и в том случае, когда хотелось возвести элитный дом, но запрет на точечную застройку не велел.
К середине 2010-х девелоперы постепенно начали интересоваться классикой жанра — традиционными, деборовскими по духу отелями. В то же время апарт-комплексы для постоянного проживания поднялись на новый уровень качества и теперь уже ни в чем не уступают привычными ЖК.
Комплекс апартаментов бизнес-класса NEOPARK
Хороший пример такого формата — комплекс апартаментов бизнес-класса NEOPARK,* который строится в Московском районе. Три 12-этажных дома на границе с Пулковским парком расположат в шахматном порядке, поэтому большинство апартаментов получатся видовыми: хозяева смогут любоваться парком с храмовым ансамблем и прудами. Все важные транспортные магистрали находятся поблизости, но зеленая зона отделяет комплекс от оживленных дорог, защищая от шума и пыли. В 15 минутах ходьбы — станция метро «Звездная», а за 20 минут отсюда можно добраться до исторического центра. Апартаменты в престижном районе, в тишине и спокойствии среди зелени и воды — это не просто «настолько похоже на дом, насколько возможно», как обещал когда-то Джек Дебор. Это и есть дом.
Материал подготовлен в партнерстве с «Группой ЛСР»

Апартаменты NEOPARK — застройщик ООО «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад», проектная декларация на сайте

Автор текста: Мария Семёнова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Таранущенко
Верстка / дизайн: Екатерина Елизарова