Финский бизнес 2019
В поисках точек роста.
Исcледование «Фонтанки»
Крупные финские инвесторы все больше разочаровываются в российском рынке: замедляют темпы роста, избавляются от бизнеса и замораживают инвестиции. При каких условиях игроки из Суоми готовы вернуться к развитию и где ищут новые ниши, читайте в спецпроекте «Фонтанки».
О ПРОЕКТЕ
Спецпроект «Финский бизнес 2019. В поисках точек роста» — итог ежегодного исследования «Самые влиятельные финские компании в России» интернет-газеты «Фонтанка.ру». Он является продолжением проектов «Бизнес с финской ДНК» (2016), «Лидеры финского бизнеса» (2017) и «Финский бизнес. В ожидании новых героев» (2018) .
В России работает более 900 компаний с финским капиталом. Размер их инвестиций, по оценкам, варьируется от 12 до 15 млрд евро. ТОП-30 — это крупнейшие по выручке игроки из Суоми. Оценка их финансового состояния, географии, а также инвестиционной активности позволяет судить о состоянии и перспективах финского бизнеса в РФ.
Финский бизнес продолжает нести потери на российском рынке. В 2019 году концерн Stockmann (выручка в 2018 году 1,8 млрд рублей) окончательно покинул Россию, продав ТЦ «Невский центр» чешской группе PPF. Компания Neste (выручка в 2018 22,1 млрд рублей) продала свои АЗС и нефтебазу российской Татнефти.
Другие игроки задумываются об уходе с рынка или сокращают присутствие. К примеру, производитель колбасных изделий Atria (выручка в 2018 5,6 млрд рублей) изучает возможность продажи бизнеса. Девелопер SRV (выручка в 2018 450 млн рублей) договорился о продаже доли в ТРК «Жемчужная Плаза» Сбербанку. YIT (выручка в 2018 — 20,3 млрд рублей) объявил, что в качестве девелопера покинет рынки Москвы и Ростова-на-Дону к концу 2020 года, в Московской области объекты будут достраиваться до 2021 года, но при этом во всех регионах присутствия останется и будет развивать свою деятельность управляющие компании «ЮИТ Сервис». Tikkurila (выручка в 2018 11 млрд рублей) закрыла производство в Старом Осколе, но отложила создание новой площадки под Петербургом.
Свои решения финские игроки дипломатично обосновывали желанием сосредоточиться на стратегических приоритетах, общемировыми тенденциями и пересмотром финансовых показателей проектов. Но очевидно, что за этими причинами стоит экономическая ситуация, а в некоторых случаях и политика российского государства в регулировании рынков.
Финский бизнес на российском рынке наращивает обороты опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом. Но его динамика замедляется. Так, в 2018 году выручка ТОП-30 компаний достигла 288,6 млрд рублей, что на 4,5% больше, чем годом ранее. Для сравнения, в 2017-м тридцатка крупнейших игроков увеличила продажи на 7%.
При этом, по данным Росстата, ВВП России вырос на 2,3% в 2018 году по сравнению с 1,5% в 2017-м.
Лучше всего дела идут у финских промышленников. Производители, работающие на российском рынке, за прошлый год смогли увеличить выручку на 9% до 203,5 млрд рублей. В итоге их доля в общем обороте ТОП-30 достигла 70%. Наибольших успехов добились представители b2b-сектора, а также компании, которые отправляют продукцию на экспорт.
К примеру, лидером роста в своем сегменте стал производитель изоляционных материалов Paroc (+22,5%).
На потребительском рынке обстановка менее благополучная. Так, в 2018 году продажи сокращались у колбасного производителя Atria и хлебобулочного Fazer. Обе компании в непростой ситуации: они столкнулись с серьезным подорожанием сырья, но не смогли в полной мере переложить издержки на покупателя, чтобы не потерять клиентов.
Именно из-за резкого снижения рентабельности Atria начала изучать возможность продажи бизнеса. В 2019 году компании удалось немного выправить ситуацию с доходами. Также производитель провел ребрендинг, чтобы подчеркнуть «финские корни» своего продукта и выделить его на фоне конкурентов.
Микко Хеландер. Финский бизнес - 2018
Илари Хююрюнен
исполнительный вице-президент
«Атриа Россия»
«Мы производим продукцию по европейским стандартам безопасности, заботимся об экологии и устойчивом развитии. Это все недешево – и мы хотим, чтобы потребители знали, за что они платят».
В Fazer сетуют на тягу россиян к экономии, из-за которой потребители стремятся покупать более дешевые батоны, а также изменение законодательства, которое вынудило розничные сети снизить объемы заказов и широту ассортимента. Но в ценовую войну с российскими производителями компания ввязываться не хочет, предпочитая делать ставку на премиальную продукцию и моду на здоровый образ жизни.
Микко Хеландер. Финский бизнес - 2018
Владимир Калявин
генеральный директор компании Fazer в России
«Россияне продолжают экономить, в том числе на еде. Значительная часть покупателей ищет магазины с более доступными ценами и/или покупает любые продукты, в том числе хлеб, обращая больше внимания на промоакции».
Финский ретейл по итогам 2018 года смог вернуть себе статус второй крупнейшей отрасли в ТОП-30. Продажи участников рейтинга увеличились на 4,9% до 33,7 млрд рублей. Но основной прирост обеспечила компания Neste за счет скачка цен на бензин. Но та же ситуация на топливном рынке вынудила компанию избавиться от бизнеса. По мнению экспертов, финские акционеры посчитали некомфортным работать на рынке, который регулируется вручную, и постоянно рисковать уйти в минус.
Два других игрока Prisma и Yliopiston Apteekki продолжают нести убытки. Но обе компании сохраняют оптимизм и даже заявляют о готовности инвестировать в развитие. Небольшое количество открытий компании объясняют отсутствием подходящих площадок. При этом для российских сетей такая проблема, очевидно, не стоит: к примеру, Х5 продолжает открывать новые торговые точки, даже несмотря на запрет УФАС.
Микко Хеландер. Финский бизнес - 2018
Ярмо Паавилайнен
генеральный директор Prisma в России
«Мы закрыли все, что хотели. Мы довольны теми магазинами, которые у нас есть, и перешли к развитию сети. Цель удвоить присутствие в течение пяти лет. Сейчас у Prisma 15 точек. Значит, в следующие годы нам придется открывать по 3–4 магазина ежегодно».
Дистрибьюторы и логистические компании в ТОП-30 увеличили выручку на 4,1% в 2018 году до 25,6 млрд рублей.
Именно в этом сегменте работает лидер рейтинга по росту продаж компания Metso (+72%), поставщик оборудования для горнодобывающего и строительного секторов промышленности.
Крупнейший игрок компания Posti незначительно сократил выручку. Но избавление от неэффективных логистических центров и курьерского бизнеса помогло ему улучшить рентабельность.
Наибольшие потери понес строительный сектор: общая выручка по итогам года сократилась на четверть до 22,1 млрд рублей. А доля в ТОП-30 сократилась на треть с 12% до 8%.
В основном это связано со значительным снижением показателей крупнейшего игрока концерна YIT. Компания также зафиксировала убыток, в результате чего решила свернуть ряд направлений бизнеса (например, подрядное и дорожное строительство, унаследованное от слияния с Lemminkainen), а также отказаться от жилищного строительства в Москве, Московской области и Ростове-на-Дону.
При этом YIT продолжит инвестировать в новые участки в остальных городах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Тюмень). В компании также подчеркивают, что резкое сокращение продаж во многом объясняется сменой методики подсчета. Ранее она отображала выручку после завершения строительства, а теперь после ввода в эксплуатацию зданий.
Микко Хеландер. Финский бизнес - 2018
Теему Хелпполайнен
руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» YIT
«К сожалению, убытки от деятельности в Москве, Ростове и Московской области были в районе 30 млн евро в прошлом году. Солидная компания не может очень долго терпеть убытки, и мы вынуждены были принять это неприятное решение».
Из рейтинга крупнейших компаний впервые за время его составления выбыла SRV. Девелопер перестал раскрывать данные по России в своей международной отчетности, а по РБСУ показал двукратное снижение продаж.
Но в этом году ТОП-30 финских компаний появился новый сегмент компании сферы услуг. Это Lindstrom, которая специализируется на аренде спецодежды и уходу за ней, а также ИТ-разработчик Tieto, предлагающий решения в сфере обработки больших данных и искусственного интеллекта. Пока на них приходится лишь 1% общей выручки ТОП-30, но можно предположить, что число таких игроков и их обороты будут расти.
84% (79,6%)
производство
4% (11%)
недвижимость
5% (4,4%)
ретейл
7% (5%)
дистрибуция и логистика
Общий объем инвестиций ТОП-30 финских компаний с момента выхода на рынок составил 9,5 млрд евро. Причем 84% всей суммы пришлось на предприятия в сфере промышленности.
Только за 2018 год размер вложений тридцатки игроков составил 205,6 млн евро. Крупнейшими инвесторами стали Fortum, направивший 100 млн евро в проект строительства ветропарков в Ульяновской области, а также UPM, вложивший в расширение предприятия в Чудово 50 млн евро.
Но инвестиционная активность замедляется. Судя по данным участников ТОП-30 за три квартала 2019 года, по итогам этого года объем вложений сократится на треть.
В 2019 году был заявлено два новых крупных инвестпроекта. Компания Technopolis получила разрешение на строительство третьей очереди бизнес-центра в Пулково, которое оценивается в 30 млн евро, Huhtamäki планирует расширение производства в Московской области на 43 млн евро.
При этом три проекта создание автоматизированного склада компании Nokian Tyres, расширение завода в Чудово в UPM и расширение производства Specta будут завершены по итогам 2019 года. Создание нового завода Tikkurila приостановлено на неопределенный срок.
Среди новых игроков, вышедших на российский рынок, локализацию рассматривает только один: K. Hartwall планирует запустить завод по производству логистического и торгового оборудования за 5 млн евро.
Среди новых ниш, которые намерены осваивать финские компании, в частности, рынок обращения с отходами, который должна открыть мусорная реформа. Бизнес из Суоми готов делиться опытом и продавать технологии для каждого этапа, начиная со сбора и заканчивая переработкой. Инвестировать в собственное производства большинство новых игроков пока не готово. Но, к примеру, производитель упаковочной ленты Specta Group, который сейчас перерабатывает пластиковые бутылки на предприятии в Гатчине, подыскивает в Ленобласти новую, более крупную производственную площадку.
Эрик Хелин
исполнительный директор Specta Group
«Мы рассматриваем совместные проекты с региональными операторами и хотим стимулировать спрос, чтобы хотя бы 40% бутылок шло в переработку. Наша задача — увеличивать производство упаковочной ленты, но для этого нам надо больше сырья, причём чистого»
Генеральный партнёр проекта
«Финский бизнес 2019»
Справка о компании АО «ЮИТ Санкт-Петербург»
АО «ЮИТ Санкт-Петербург» – региональное подразделение финского строительного концерна ЮИТ (YIT). На счету компании, осуществляющей свою деятельность с 1988 года, более 190 объектов различного назначения – от сети автозаправочных станций до водоочистных сооружений, крупнейших заводов и фабрик. Сегодня АО «ЮИТ Санкт-Петербург» – одна из лидирующих компаний в области жилищного строительства. С начала 2000-х годов, работая на рынке жилищного строительства Санкт-Петербурга как девелопер, ЮИТ ввел в эксплуатацию около 1,1 млн. кв. м жилья (более 30 жилых комплексов). Компания возводит жилые комплексы комфорт-, бизнес- и элит-класса в различных районах города. На всех объектах строительства компания выступает как в качестве заказчика, генерального инвестора и застройщика, так и в роли генерального подрядчика при реализации проектов строительства жилой и коммерческой недвижимости. ЮИТ работает в Санкт-Петербурге строго в рамках 214-ФЗ. Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» и возводимые ею объекты жилищного строительства неоднократно становились победителями престижных профессиональных конкурсов «Доверие потребителя», «Лидер строительного качества», Urban Awards и других. www.yitspb.ru
Официальный партнёр
Официальный партнёр
Справка о компании Fazer Russia
История компании Fazer тесно связана с Россией, ведь основательно компании Карл Фацер обучался кондитерскому делу в императорском Санкт-Петербурге, после чего открыл в 1891 году французско-русское кафе в центре Хельсинки.
Сейчас «Фацер» в России представлен тремя хлебозаводами в Санкт-Петербурге и одним – в Москве, где выпекает хлеб и сдобу под брендами «Хлебный дом» и Fazer. Шоколад и конфеты компания в России не производит, а импортирует их из Финляндии. www.fazer.ru
Справка о компании «Атриа Россия»
«Атриа Россия» (ООО «ПИТ-ПРОДУКТ») - Официальный партнёр
«Атриа Россия» – производитель продуктов питания: колбас, сосисок, сарделек, мясных деликатесов, готовых мясных продуктов и пиццы. «Атриа Россия» является частью международной группы компаний «Атриа» (Atria plc) – крупнейшего мясоперерабатывающего предприятия Финляндии и одного из ведущих предприятий пищевой отрасли в странах Скандинавии, России и Балтийском регионе. Общий объем продаж российского отделения концерна «Атриа» в 2018 году составил 5,56 млрд. руб. (МСФО), численность персонала: более 900 человек. www.atriarussia.ru
Партнёры – участники проекта
Круглый стол
Финский бизнес смотрит на Россию с осторожным оптимизмом. Лишнее зачеркнуть.