Как победить петербургскую рассеянность?

Фото: pixabay.com
6 упражнений, которые помогли бы человеку с улицы Бассейной благополучно доехать до Москвы
Безымянный ленинградец, склонный надевать сковороду в качестве шапки и перчатки вместо валенок, стал идеальным символом рассеянности, то есть неспособности сконцентрироваться на том, что важно в данный момент. Согласитесь, человек, у которого нет проблем со вниманием (а также памятью и логикой), не проведет два дня в отцепленном вагоне, думая, что едет в Москву.

В наши дни петербуржцы демонстрируют рассеянность, достойную изобретенного Маршаком архетипа. Их промахи тоже нередко связаны с транспортом, но не с трамваями и поездами, а в основном с автомобилями. В новостной ленте «Фонтанки» можно, к примеру, обнаружить гражданку, забывшую в такси сумку с бриллиантовыми украшениями и прочим имуществом стоимостью в полмиллиона рублей. От расплаты за невнимательность даму избавил порядочный таксист, который сдал сумку в бюро находок, откуда она благополучно вернулась к хозяйке.
Сильный пол нашего города умудряется терять более крупные вещи, а именно – личный автотранспорт. По какой-то загадочной причине мужчины не могут заметить машину там, где сами же ее припарковали и сообщают полицейским об угоне. Так, в прошлом декабре петербуржец потерял внедорожник Cadillac Escalade на стоянке торгового комплекса, а в январе его рассеянный собрат не нашел Ford Focus во дворе собственного дома. В обоих случаях хозяева обнаружили свои автомобили самостоятельно. В марте якобы украденную Toyota RAV4 владелец искал вместе с полицейскими, и почти одновременно обе поисковые партии обнаружили ее в соседнем дворе, где она и была оставлена изначально. Конечно, белая машина после ночного снегопада – не самый заметный объект, но будь хозяин внимательнее, он разглядел бы свою «снегурочку» сразу.

А так как лишних бриллиантов, автомобилей, телефонов, зонтиков, перчаток и т.д. не бывает, предлагаем начать борьбу с петербургской рассеянностью и довести ее до победного конца. Чтобы избавиться от трудностей с концентрацией внимания, его необходимо тренировать. Действовать следует сразу в трех направлениях:
учиться произвольно сосредотачивать внимание в любой момент на любом выбранном предмете;

«закалять» внимание, то есть учиться сохранять концентрацию в неблагоприятных условиях;

выявить слабые стороны своего внимания и целенаправленно над ними работать.
Все это можно делать онлайн с помощью специальных тренажеров, похожих на игры или головоломки. Это нескучно, удобно и эффективно.
Эксперты сервиса «Викиум» рассказали нам о шести тренажерах, которые будут особенно полезны рассеянным людям. Итак, читайте внимательно.
Тренажер «Клик-клик»
Что надо делать? Быстро кликать по цифрам в порядке возрастания, не совершая ошибок.

В чем польза? Вы учитесь направлять внимание туда, куда нужно, а также концентрировать его, переключать и следить за несколькими объектами одновременно.

А если по науке? В основе тренажера – методика, разработанная немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте. Он исследовал свойства внимания с помощью квадратной матрицы из 25 клеток, в которые в произвольном порядке были вписаны числа от 1 до 25.
Тренажер «Цветовод»
Что надо делать? Вам показывают две карточки. На каждой написано слово, обозначающее цвет. При этом все слова набраны цветным шрифтом. Необходимо понять, совпадает ли название цвета на левой карточке с цветом текста на правой.

В чем польза? Вы «закаляете» свое внимание, сохраняя концентрацию в по-настоящему экстремальных условиях. Дело в том, что за восприятие речи и цвета отвечают разные отделы головного мозга. Когда слова и цвета перемешаны, сосредоточиться намного труднее.

А если по науке? Здесь используется эффект Струпа – так в психологии называют задержку реакции при прочтении слов, цвет которых не совпадает с их значением (например, слово «зеленый» написано красными чернилами). В 1935 году американский психолог Джон Струп впервые опубликовал его описание на английском языке и тем прославился, однако пионером словесно-цветовых экспериментов на самом деле является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт.
Тренажер «Наблюдатель»
Что надо делать? Перед вами четырехэтажный отель, в окнах которого расположены человечки-жильцы. Нужно запомнить, где они находятся. Затем мимо здания проезжает грузовик, на мгновение его закрывая. После этого число человечков, их расстановка в окнах и образы меняются. Ваша задача – назвать количество произошедших изменений.

В чем польза? Прежде всего – вы тренируете кратковременную зрительную память. Она необходима, чтобы запоминать объекты и их взаимное расположение в пространстве, а также формы, цвета, направления движения и расстояния. Кроме того, вы учитесь управлять своим вниманием: концентрировать его, переключать, направлять на несколько объектов одновременно или только на один.

А если по науке? Это – вариация методики российского нейропсихолога Евгении Хомской. Человеку в течение 30-ти секунд показывают квадратное поле из 16-ти ячеек, в которых случайным образом расставлены треугольники, круги и квадраты трех цветов. Затем поле на 3 секунды закрывают и предъявляют новое с переместившимися и поменявшими цвет и форму фигурами. Тренируемый должен назвать все произошедшие изменения. Методика Хомской используется для формирования памяти, внимания и наглядно-образного мышления у детей, а также у взрослых, получивших травму.
Тренажер «Сравнение по памяти»
Что надо делать? Вы видите четыре карточки с числами, выложенные в ряд. Нужно ответить на простой как будто вопрос: совпадают ли числа на двух крайних карточках? А чтобы вам не было скучно, цифры перемещаются влево с карточки на карточку, постепенно бледнеют и исчезают. При этом на ключевой вопрос следует отвечать с учетом невидимых цифр. Нужно запомнить их последовательность и следить за тем, как именно они движутся влево.

В чем польза? Вы прокачиваете два вида памяти: рабочую и пространственную. Первая предназначена для временного хранения информация во время ее активной обработки мозгом. Вторая позволяет ориентироваться в неизвестных и знакомых помещениях и местах.

А если по науке? Это упражнение известно как методика n-back, или задача непрерывного выполнения (continuous performance task). Она была впервые представлена психологом Уэйном Кирхнером в 1958 году. Используется для развития памяти, логического мышления, концентрации внимания и подвижного интеллекта, то есть, способности решать задачи, не ориентируясь на предыдущий опыт.
Тренажер «Геометрия»
Что надо делать? Вам предлагают «складывать» и «вычитать» две геометрические фигуры. Получившийся в результате гибрид необходимо найти среди нескольких предложенных вариантов.

В чем польза? Вы учитесь опознавать объекты, несмотря на изменение окружающих их условий и сопутствующих восприятию обстоятельств. В результате развивается способность ориентироваться в пространстве.

А если по науке? Похожие задания можно найти в тестах, с помощью которых определяют коэффициент интеллекта (IQ). Первая методика оценки интеллектуальных способностей была создана психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном в 1905 году по заказу Министерства образования Франции. В стране только что ввели обязательное всеобщее образование, и нужно было найти способ отличать детей с нормальным уровнем развития от тех, кого следует определить в специальные школы. Тест Бине – Симона состоял из 6-ти заданий и существовал в 10-ти вариантах, соответствовавших различным возрастам – от 3-х до 12-ти лет.
Тренажер «Переключения»
Что надо делать? На карточке – буква и цифра. Вам задают вопрос, посвященный одной из них. Нужно ответить «да» или «нет».

В чем польза? Вы тренируете логическое мышление, способность принимать решения и понимать окружающий мир. Упражнение не такое простое, как может показаться. Выбрать правильный ответ мешает второй объект на карточке и тот факт, что в вопрос может быть включено отрицание (например, «число нечетное?»).

А если по науке? В тренажере реализуется методика исследования интеллекта, созданная в 1939 году американским психологом Давидом Векслером. Этот ученый разработал IQ-тест, который сегодня считается наиболее надежным и научно обоснованным. Он позволяет определить в баллах уровень общего, вербального и невербального интеллектов. Состоит из 11-ти субтестов, каждый из которых включает от 10-ти до 30-ти постепенно усложняющихся вопросов и заданий.
Опробовать описанные тренажеры на себе можно после регистрации на сервисе «Викиум». Всего на сайте есть 44 упражнения на внимание, память и мышление. Девять из них доступны сразу после регистрации, для работы с остальными понадобится премиум-аккаунт.
Материал подготовлен специально для онлайн-сервиса «Викиум».


Автор текста: Алла Пашова
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Оксана Родионова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка: Ксения Горшкова