Как учить современных детей?
Каким должно быть школьное образование в современном мире? Возможности так широки, но и перемен происходит много! У Кембриджской Международной Школы (Cambridge International School, CIS) есть ответ на этот вопрос: инновационные методики преподавания, которые дают выпускникам возможности для успешного старта. В чем они заключаются, «Фонтанка» узнала в петербургском кампусе CIS.
Школа для лидеров
Программа, которую знают во всем мире
Главная цель Cambridge International School — дать ученикам качественное образование международного уровня. Для этого выбрана кембриджская программа обучения, которая готовит выпускников к сдаче экзаменов Cambridge IGCSE (средние классы) и Cambridge AS/A level (старшие классы). Пройдя итоговую аттестацию, ребята получают сертификаты, признаваемые университетами 140 стран мира, включая США, Великобританию, Австралию, Канаду и т. д. Знают образовательную программу и работодатели — словом, это универсальный «ключ», открывающий двери в высшие учебные заведения и компании на всех континентах.
«Когда учащийся показывает оценку по A-Level (A, B, C, D), все понимают, что это такое, ему не нужно еще раз подтверждать свою квалификацию. Конечно, в зарубежный университет можно поступать и по российскому аттестату, и по мексиканскому, но с ними довольно часто приходится доказывать, чего ты стоишь», — отмечает директор Кембриджской Школы в Петербурге м-р Хуан Карденас.
Как устроена Кембриджская система?
Первая ступень для детей 5−6 лет. В нашем понимании это детский сад. В кампусе CIS Санкт-Петербург принимают детей с двух с половиной лет — фактически речь идет о яслях. Младшую группу курируют трое взрослых: педагог — носитель английского языка, ассистент и няня.
Year 1* – Year 2
Начальная школа для детей 7-10 лет
Year 3 – Year 6
Средняя школа для детей 11-13 лет
Year 7 – Year 9
Средняя школа для подростков
14-15 лет
Year 10 – Year 11
Старшая школа для подростков
16-17 лет
Year 12 – Year 13
Как быстро «перевести» кембриджский номер класса на российский? Все просто: отнимите два.
Как устроена Кембриджская система?
Как быстро «перевести» кембриджский номер класса на российский? Все просто: отнимите два.
Скрольте вниз
Первая ступень для детей 5−6 лет. В нашем понимании это детский сад. В кампусе CIS Санкт-Петербург принимают детей с двух с половиной лет — фактически речь идет о яслях. Младшую группу курируют трое взрослых: педагог — носитель английского языка, ассистент и няня.
Year 1* – Year 2
Начальная школа для детей 7-10 лет
Year 3 – Year 6
Средняя школа для детей 11-13 лет
Year 7 – Year 9
Средняя школа для подростков
14-15 лет
Year 10 – Year 11
Старшая школа для подростков
16-17 лет
Year 12 – Year 13
Преподавание по кембриджской программе ведется на английском языке: для многих ребят, которые планируют поступать в российские вузы, это прекрасная возможность «прокачать» иностранный с носителями языка. Треть преподавателей петербургского кампуса — специалисты с высшим педагогическим образованием из Великобритании, США, Канады, Австралии, Южной Африки и других стран.
Важная деталь: ни для кого не секрет, что сегодня на территории России нельзя пройти международную аттестацию по западным программам. У выпускников Кембриджской Школы такая возможность есть благодаря филиалу в Ташкенте — команда кампуса организует поездку на экзамены в соседнее государство. Старшеклассники проходят тестирование в спокойной, знакомой и комфортной обстановке.
Позвольте представить(ся)
Мистер Хуан Карденас
Страна: Мексика
Образование: бакалавр физики твердого тела на кафедре технической физики Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого; магистр нанотехнологий университета Российской академии наук. Сертифицирован как преподаватель Advanced Placement (AP) и International Baccalaureate (IB), а также преподаватель и координатор программы IB Middle Years Program (IB MYP).
О себе: «20 лет опыта работы в сфере образования, 10 из которых в среднем образовании. Я преподавал различные предметы, включая языки, физику, математику и программирование. Также работал заместителем директора и координатором средней школы. Работал в школах Санкт-Петербурга, Москвы и Индонезии».
«Наверное, более наглядно это видно на примере математики, — рассказывает м-р Хуан Карденас. — Российская математика — очень сильная, она исторически одна из лучших в мире, но у нее свой подход — наверное, более абстрактный. Если посмотреть на кембриджскую математику, там решаются более прикладные задачи. Поэтому два курса дополняют друг друга просто шикарно. Например, российские школьники зачастую не понимают: зачем мне эти параболы, уравнения? Вряд ли это в жизни пригодится! Но даже при сдаче ОГЭ и ЕГЭ в тестах появились максимально прикладные задачи: есть такая-то комната, сколько нужно купить обоев для того, чтобы полностью покрыть стены? Такие задачи уже присутствуют в кембриджской программе — и когда наш ученик приходит на экзамен, он уже знает решение. То есть, связка примерно такая: здесь ты изучил формулы, а здесь — их применил».
Как происходит сочетание двух программ на практике? В старших классах 18−20 из 48 академических часов занимают отечественные предметы, остальной объем — кембриджская программа. Если посмотреть расписание, то можно увидеть в нем математику российскую и кембриджскую, «наше» обществознание и международный урок по бизнесу, а также русский, английский и испанский языки как обязательные. В чем-то обучение по одним и тем же предметам совпадает, но есть и разница — в наполнении курсов, акцентах, способах преподавания.
На самом деле ученики Кембриджской Школы проходят сразу две программы, ведь российскую аттестацию в виде ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял. Сложно ли совмещать две модели? Да, признают преподаватели, учебное расписание очень насыщенное, и ребятам из CIS некогда лениться. Но для многих из них совмещенный курс — это норма, ведь они воспитываются в кембриджской системе с детского сада. К тому же неравнодушные учителя делают все, чтобы ребятам было интересно и каждое утро хотелось в школу.
Лучшее из двух практик
Педагоги Cambridge International School убеждены, что совмещенная модель позволяет взять все лучшее из двух типов образовательных систем.
Что изучает кембриджская программа?
При этом растет и популярность российского образования у иностранных школьников, утверждает команда Кембриджской Международной Школы.
Иностранные ученики и специалисты возвращаются в Санкт-Петербург
Динамика числа российских и иностранных учеников на начало учебного года в Кембриджской Международной Школе
«Для нас гордость, что есть ученики, которые приезжают в Россию, чтобы здесь остаться. На уроках русского языка как иностранного они получают необходимую подготовку, чтобы учиться здесь, — отмечает директор школы. — Например, одна наша старшеклассница хочет поступать на биофак СПбГУ. Она иностранка — когда приехала, совсем не говорила по-русски. Сейчас делает все возможное, чтобы осуществить свою мечту».
На сегодняшний день примерно половина учащихся петербургского кампуса — иностранцы. Родители многих из них занимаются бизнесом в России, и Кембриджская Школа для них — возможность не прерывать начатое на родине образование. Другая категория — соотечественники, которые вернулись в страну после проживания за границей. Сочетание международной и российской программ позволяет таким детям плавно адаптироваться к нашей системе образования.
Само здание кампуса CIS на Мебельной улице, 11 напоминает о встрече двух культур. Внешне оно воспроизводит типичный для Петербурга стиль барокко — это копия Воронцовского дворца. Внутри же создано современное образовательное пространство: на трех этажах располагаются детский сад, начальная, средняя и старшая школа. Просторные классы, библиотека, танцевальный и музыкальный залы, кабинет изобразительного искусства, спортивный зал, современная учительская, большая столовая с меню от шеф-повара — в кампусе есть все необходимое для учебы и отдыха.
Мост между культурами
В расписании есть два 40-минутных перерыва: на завтрак и обед. Это время, когда можно обсудить с одноклассниками совместные планы, обменяться новостями и т. д. Именно поэтому в пространстве столовой ребята не пользуются телефонами: гаджеты не должны отвлекать от общения друг с другом. Преподаватели и дети сидят за одними столами — идеально для коммуникации.
В такой системе часть уроков в каждом классе будет общая, а часть — по специализации: одни ребята отправятся на экономику, вторые — на химию, третьи — на информатику.
В результате такой «точечной» работы практически у каждого учащегося есть свой учебный план.
Важная особенность Кембриджской Школы — индивидуально выстроенный учебный процесс, который позволяет сделать образование более гибким. Происходит это так: уже с 7−8 класса учащиеся могут выбирать некоторые компоненты программы по интересам. Но полноценно система работает в старших классах. Ребята принимают, возможно, самое первое взрослое решение в жизни: какие три предмета на выбор включить в обязательную программу именно мне?
Все начинается с выбора
«Наша цель — составить расписание таким образом, чтобы максимально обеспечить выбор предметов, которые ребятам необходимы. Это непростая задача, но мы стараемся ее выполнить», — добавляет м-р Хуан Карденас. В петербургском кампусе именно он отвечает за формирование индивидуальной сетки предметов.
«Иногда работа с ребенком может быть в прямом случае индивидуальной: скажем, поступает пятиклассник к нам — английский язык пока не на базовом уровне. Но еще есть время, чтобы „подтянуть“ знания. Вместо обязательного испанского такой ученик ходит на усиленную программу английского. Не исключено, что некоторые из этих уроков проходят тет-а-тет с педагогом», — объясняет директор.
«Мы говорим каждому старшекласснику о том, что нам необходим шорт-лист вузов, которые он рассматривает. Далее прорабатываем эти списки, определяя круг дисциплин. Но предварительный труд семьи тоже нужен — и ребенка в том числе. Это, как правило, всегда означает осознание учеником предстоящего пути», — говорит Ирина Боброва, руководитель по работе и коммуникации с клиентами.
В такой системе часть уроков в каждом классе будет общая, а часть — по специализации: одни ребята отправятся на экономику, вторые — на химию, третьи — на информатику.
В результате такой «точечной» работы практически у каждого учащегося есть свой учебный план.
Важная особенность Кембриджской Школы — индивидуально выстроенный учебный процесс, который позволяет сделать образование более гибким. Происходит это так: уже с 7−8 класса учащиеся могут выбирать некоторые компоненты программы по интересам. Но полноценно система работает в старших классах. Ребята принимают, возможно, самое первое взрослое решение в жизни: какие три предмета на выбор включить в обязательную программу именно мне?
Все начинается с выбора
«Наша цель — составить расписание таким образом, чтобы максимально обеспечить выбор предметов, которые ребятам необходимы. Это непростая задача, но мы стараемся ее выполнить», — добавляет м-р Хуан Карденас. В петербургском кампусе именно он отвечает за формирование индивидуальной сетки предметов.
«Иногда работа с ребенком может быть в прямом случае индивидуальной: скажем, поступает пятиклассник к нам — английский язык пока не на базовом уровне. Но еще есть время, чтобы „подтянуть“ знания. Вместо обязательного испанского такой ученик ходит на усиленную программу английского. Не исключено, что некоторые из этих уроков проходят тет-а-тет с педагогом», — объясняет директор.
«Мы говорим каждому старшекласснику о том, что нам необходим шорт-лист вузов, которые он рассматривает. Далее прорабатываем эти списки, определяя круг дисциплин. Но предварительный труд семьи тоже нужен — и ребенка в том числе. Это, как правило, всегда означает осознание учеником предстоящего пути», — говорит Ирина Боброва, руководитель по работе и коммуникации с клиентами.
Используют ли при обучении в Кембриджской Международной Школе современные цифровые технологии? Педагоги отвечают так: «Мы пытаемся использовать и будем использовать искусственный интеллект там, где это уместно и нужно. Но не взамен основных навыков критического мышления и тех знаний, которые должны быть у каждого ребенка».
А как же ИИ?
«У нас, конечно, есть и планшеты, и ноутбуки, но все должно быть в меру, — убежден м-р Хуан. — Чтобы развивать мелкую моторику, нужно научиться писать рукой. Словом, нельзя исключать технологию, но и без учебников и тетрадей — никак».
Применяют и элементы геймификации, особенно в работе с самыми младшими учениками. Интересная деталь: особая форма школьных парт позволяет и расставлять их привычным способом, и объединять в «островки» для командной работы.
Показать ребенку путь
Родитель — важный участник образовательного процесса, и общение с ним должно быть эффективным. Поэтому родительские собрания в Cambridge International School мало напоминают хорошо знакомый читателям «Фонтанки» опыт. Происходят они так: мам или пап приглашают в уютную школьную библиотеку, где также собираются педагоги и администрация. Переходя от учителя к учителю, взрослые беседуют с каждым из них индивидуально: это позволяет более действенно решить все проблемы и уточнить ответы на вопросы, в том числе связанные с экзаменами.
«Наша школа — для родителей, которые хотят чуть больше приоткрыть мир для ребенка и показать ему более широкий перечень возможностей, которые у него есть, — убеждена Ирина Боброва. — Взрослые показывают пути, чтобы ребенок в итоге выбрал один из них для себя. Очень важно, чтобы наш выпускник смог найти себя в мире, который постоянно меняется. Он может, к примеру, получить высшее образование за границей, но вернуться обратно в Россию, чтобы здесь применить полученные навыки. Путей много — и они открыты».
Коммуникацию облегчает и своя электронная система — платформа с большим функционалом, чем обычный электронный дневник. По сути, это место, где отражен весь учебный процесс. Доступ в систему есть у администрации школы, учителей, родителей и детей. При помощи этого удобного инструмента можно узнать нужное и оценить качество освоения учебной программы.
Команда педагогов стремится передать своим воспитанникам и обычный житейский опыт — куда же без него даже в цифровом мире? Для этого прекрасно подходит туристический кружок, в рамках которого ребята учатся ставить палатку, разводить костер и т. д. Отрабатывают полученные знания во время общей поездки в Карелию. Совместные дни, проведенные на природе, запоминаются взрослым и детям надолго.

А прямо сейчас в школе готовятся к большому концерту, который завершает учебный год. Полным ходом идут репетиции, составляется программа. В творческий процесс вовлечены и начальные классы, и старшие. С особым волнением ждут наступления лета выпускники. Их проводят во взрослую жизнь в стенах Екатерининского собрания.
Еще один проект ребят — благотворительный арт-аукцион: учащиеся нарисовали картины, которые были реализованы на торгах. В этом году при продаже художественных произведений удалось выручить рекордную для Кембриджской Международной Школы сумму — 410 000 рублей. Деньги направили на добрые дела.
Несмотря на то, что ценность кембриджского сообщества предполагает вовлеченность взрослых, преподавателей и родителей, все-таки цель учителей — воспитать самостоятельную зрелую личность, которая не боится ответственности и открыта к новому опыту. Судите сами, как это получается.

Вот, например, в школьном коридоре стоит вендинговый аппарат со снеками — вполне обычный, таких тысячи в офисах, торговых центрах и вузах. Но! Это не просто способ быстро утолить голод — это самый настоящий бизнес-проект старшеклассников. Ребята составили бизнес-план, руководство школы выступило инвестором. Выручка поступает в Студенческий совет, который определяет, на какие школьные дела потратить средства.
Есть план! Бизнес-план
Команда педагогов стремится передать своим воспитанникам и обычный житейский опыт — куда же без него даже в цифровом мире? Для этого прекрасно подходит туристический кружок, в рамках которого ребята учатся ставить палатку, разводить костер и т. д. Отрабатывают полученные знания во время общей поездки в Карелию. Совместные дни, проведенные на природе, запоминаются взрослым и детям надолго.

А прямо сейчас в школе готовятся к большому концерту, который завершает учебный год. Полным ходом идут репетиции, составляется программа. В творческий процесс вовлечены и начальные классы, и старшие. С особым волнением ждут наступления лета выпускники. Их проводят во взрослую жизнь в стенах Екатерининского собрания.
Еще один проект ребят — благотворительный арт-аукцион: учащиеся нарисовали картины, которые были реализованы на торгах. В этом году при продаже художественных произведений удалось выручить рекордную для Кембриджской Международной Школы сумму — 410 000 рублей. Деньги направили на добрые дела.
Несмотря на то, что ценность кембриджского сообщества предполагает вовлеченность взрослых, преподавателей и родителей, все-таки цель учителей — воспитать самостоятельную зрелую личность, которая не боится ответственности и открыта к новому опыту. Судите сами, как это получается.

Вот, например, в школьном коридоре стоит вендинговый аппарат со снеками — вполне обычный, таких тысячи в офисах, торговых центрах и вузах. Но! Это не просто способ быстро утолить голод — это самый настоящий бизнес-проект старшеклассников. Ребята составили бизнес-план, руководство школы выступило инвестором. Выручка поступает в Студенческий совет, который определяет, на какие школьные дела потратить средства.
Есть план! Бизнес-план
Year * — год.
Кембриджская Международная Школа (CIS) кампус Санкт-Петербург — лицензия на образовательную деятельность № 72 370 от 24.11.2014 г.

Реклама, ООО «Международные услуги в образовании», ИНН 7 724 302 714

Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой Кембриджской Международной Школы и Сергеем Николаевым/«Фонтанка.ру»
Дизайнеры: Соня Осколкина, Кристина Жирикова
Другие источники фотографий: IStock.com
IStock.com: Davidovici, MicrovOne, Silvia Kienesberger, Gleb Kosarenko, Anya Filipeva, Svitlana Iurchenko, Andrei Apoev, WebTools

Спецпроекты «Фонтанки.ру»

Просмотров: 18425