Как не сходить с ума из-за 1 сентября
Для большинства родителей «собрать ребенка в школу» — еще в августе закупить все нужное в новом учебном году, чтобы к 1 сентября ребенок был полностью экипирован. Но многих волнует не только материальная сторона: школа — это еще и мощный раздражитель для нашей очень нервной системы.
«Фонтанка» пообщалась с психологами, участниками проекта «Покупай у своих», и выяснила, что заставляет родителей трепетать перед 1 сентября и в чем причина ежегодного августовского покупательского ажиотажа.
Магический, психологический и прагматический моменты
Две недели до 1 сентября — пора! Ранцы, тетради, канцелярия, ворох школьной одежды... Несмотря на то, что в конце сентября-начале октября большинство товаров обойдется гораздо дешевле, многие дети год за годом встречают День знаний полностью укомплектованными.
Психолог-психоаналитик Елена Гордеева сравнила сборы в школу с предновогодними хлопотами: «Это магическая дата, принятая нашими поколениями, второй по значимости день в году после 1 января. Много лет именно 1 сентября дети начинали новый учебный год, это новый рубеж, новый старт».
Психолог-психоаналитик Елена Гордеева
Психолог-психоаналитик Елена Гордеева сравнила сборы в школу с предновогодними хлопотами: «Это магическая дата, принятая нашими поколениями, второй по значимости день в году после 1 января. Много лет именно 1 сентября дети начинали новый учебный год, это новый рубеж, новый старт».
Магическое мышление заставляет некоторых из нас лихорадочно скупать товары для школьников, большинство которых не понадобится ребенку в первый учебный день: 31 августа без счетных палочек для первоклашки — это как 31 декабря без новогодних украшений.
Психолог Артем Мовчан считает стремление некоторых родителей купить все и сразу фиксированной формой поведения: «Если спросить: "А зачем вы так делаете?" — не факт, что человек ответит. Он просто убежден в том, что так поступать необходимо. А наши убеждения формируются годами».
Психолог
Артем Мовчан
Психолог Артем Мовчан считает стремление некоторых родителей купить все и сразу фиксированной формой поведения: «Если спросить: "А зачем вы так делаете?" — не факт, что человек ответит. Он просто убежден в том, что так поступать необходимо. А наши убеждения формируются годами».
«В ажиотаже перед первым сентября есть два компонента: прагматический и психологический, — объяснил Сергей Пархоменко, психолог, эксперт в образовательных технологиях, разработчик обучающих игр. — В прагматическом плане "дорога ложка к обеду": ты один раз прорабатываешь вопрос покупок всего, что нужно в школу, и дальше не думаешь об этом. В психологическом плане этот покупательский ажиотаж связан с общим стрессом, особенно когда ребенок собирается в первый класс. Ведь школа — это колоссальные изменения в жизни детей и в жизни родителей!
Психолог, эксперт в образовательных технологиях, разработчик обучающих игр
Сергей Пархоменко
«В ажиотаже перед первым сентября есть два компонента: прагматический и психологический, — объяснил Сергей Пархоменко, психолог, эксперт в образовательных технологиях, разработчик обучающих игр. — В прагматическом плане "дорога ложка к обеду": ты один раз прорабатываешь вопрос покупок всего, что нужно в школу, и дальше не думаешь об этом. В психологическом плане этот покупательский ажиотаж связан с общим стрессом, особенно когда ребенок собирается в первый класс. Ведь школа — это колоссальные изменения в жизни детей и в жизни родителей!
Понравится ли в школе? Насколько адекватны учитель, завуч, директор? Как выстроятся отношения с одноклассниками? Поводов для волнений море, и наша психика стремится тут зацепиться хоть за какую-то определённость в виде конкретного списка необходимого в школу.
В психологии это называется смещенная активность: "Так, карандаш простой полумягкий, 5 штук, линейка от 20 до 30 см, гуашь шесть цветов…" И взрослому уже спокойнее, есть ощущение, что он лучше готов, лучше контролирует ситуацию».

Включаем логику

«Те, кто понял, что 1 сентября — не дедлайн, действуют более логично», — убежден Артем Мовчан.
«Покупать всё заранее бывает сложно, потому что дети быстро растут: нужно угадать с размером школьной формы или спортивной одежды, — рассуждает Сергей Пархоменко. — Плюс к этому в России бывают разные неожиданности: в июле, к примеру, обсуждалось введение национального стандарта для школьной формы — запросто могли ввести какие-то нормы, под которые всем пришлось бы экстренно подстраиваться».
Включив логику, мы сможем избежать бессмысленных покупок, успокоимся сами и перестанем дергать детей. «Самое главное — спокойная мама, — уверена Елена Гордеева. — Дети не слышат рассказов и объяснений родителей, они только видят пример».
Таким образом, рациональное отношение родителей к 1 сентября станет фиксированной формой поведения или ритуалом для их детей, внуков и правнуков.
В следующей статье в рубрике «Покупай у своих» читайте, как городские цветочные магазины пережили непростые времена, какие букеты сейчас в моде, почему розы до сих пор продаются лучше всех, и какая им есть альтернатива.
«Покупай у своих» — это проект по поддержке малого бизнеса Петербурга: карта, на которой предприниматели могут самостоятельно себя отметить, рассказать о своих товарах и услугах и, по желанию, предложить читателям скидку по промокоду FONTANKA.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга