Бак наполовину пуст или полон
Как узнать, сколько бензина помещается в автомобиль?
Бензин «на нуле» — что делать? Можно в спешке искать ближайшую заправку, а можно спокойно проехать еще километров 50. Зато уж на АЗС вам нальют полный бак и еще литров 10 сверху. Как так получается? Ведь каждый водитель знает объем бензобака, он указан в инструкции к автомобилю! Давайте разбираться.
Игорь Князев
Ответить на вопросы, которые резонно возникают у автомобилистов, нам помог Игорь Князев, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили, конструкционные материалы и технологии» Сибирского государственного автомобильно-дорожного института (СибАДИ).

Бак «на вырост»

«Паспортная» вместимость топливного бака действительно может существенно отличаться от реальной, причем всегда в меньшую сторону. Производители специально предусматривают в баке резервное место: оно необходимо для увеличения объема бензина и паров топлива при повышении температуры воздуха.

«Если бак заполнен «под горлышко», то в жару есть риск, что топливо под внутренним давлением начнет где-то подтекать. Также лишнее место в баке оставляют для предотвращения утечки топлива, когда автомобиль припаркован на горке при полной заправке — этот запас называется резервной емкостью для увеличения, — говорит Игорь Князев. — Кроме того, бензобак — это лишь часть топливного отсека. Помимо непосредственно резервуара, где хранится бензин или дизель, он включает патрубки, соединяющие бак с заливной горловиной, куда мы вставляем «пистолет» на АЗС».
В зависимости от модели автомобиля патрубки могут вмещать от 2 до 5 дополнительных литров топлива. Именно поэтому, приехав на АЗС с пустым баком и заправившись «под крышечку», вы можете залить в автомобиль на несколько литров больше, чем ожидали.

На это недавно обратил внимание популярный автомобильный блогер Илья Стрекаловский, когда заправлялся на одной из петербургских АЗС.
В устройстве бензобака кроется и причина того, что, залив в пустой бак бензина на 100-200 рублей, автомобилисты не видят, чтобы стрелка на датчике топлива сдвинулась с места. Возмущаться и ругаться с сотрудниками АЗС не стоит – дело в том, что несколько литров топлива заполняют сначала те самые пустоты в патрубках и топливной системе, затем – резервный объем. И только потом горючее поднимается в баке до уровня, на котором находится датчик.

Почему цифры в паспорте не точные?

Вместимость топливного бака легковых автомобилей варьируется от 45 литров для «малолитражек» до 100 литров для больших внедорожников. В среднем стандартный заявленный объем — 50-55 литров. Фактическая же вместимость, как правило, на 10-15% больше.

Дело в том, что бензобак не откалиброван в качестве измерительного сосуда: в руководстве по эксплуатации производители указывают объем по приблизительным геометрическим замерам емкости, которая может иметь неправильную форму, а заодно добавляют к расчетам 10-15% запаса, чтобы топливо могло расширяться при повышении температуры. Кроме того, как мы уже выяснили, производитель не берет в расчет несколько литров, которые могут вмещать патрубки.
Самыми точными, кстати, считаются японские автомобили. Их баки редко вмещают дополнительно больше 10% от объема, заявленного в паспорте. В европейских машинах, наоборот, реальная вместимость баков может на 20-25% превышать указанный в технических характеристиках объем. В «корейцев», «китайцев» и российские авто можно залить на 15% больше нормы.

Как узнать, сколько бензина реально помещается в бак?

Последовать примеру Ильи Стрекаловского: приехать с пустым баком на АЗС, которой вы доверяете, и заправиться «до полного». Но помните: даже если стрелка на нуле, это не означает, что бензина в баке совсем не осталось.

Если машина едет — значит, в нем еще что-то есть. Но об этом ниже.

Как выбрать АЗС, которой можно доверять?

Точность работы любой топливораздаточной колонки можно проверить с помощью специального прибора — мерника. Сделать пролив на мерник — говорят профессионалы. Этот прибор должен быть поверен и опломбирован Центром стандартизации и метрологии или уполномоченными аккредитованными метрологическими службами.
При процедуре пролива 10-литровый мерник заполняют топливом дважды. Первый раз — чтобы смочить внутреннюю поверхность, второй — для контрольного замера. Допустимая по федеральным и отраслевым нормам относительная погрешность топливораздаточной колонки составляет 25 мл на 10 литров при нормальной температуре воздуха (от +15 до +25 °С) и 50 мл — при температуре воздуха выше или ниже нормальной.

Если погрешность колонки оказалась больше этих норм или если вам и вовсе отказали в контрольном замере, то это достаточный повод, чтобы обратиться в региональное управление Роспотребнадзора.

Сколько можно проехать, залив полный бак?

Рассчитывая объем бензобака, производители негласно договорились, что одной заправки «до полного» должно хватать примерно на 600 км при движении по автомагистрали со скоростью 80-100 км/ч. Это расстояние взято с таким расчетом, что водитель может, не уставая, проводить за рулем не больше 5-6 часов в день.
Конечно, при движении по трассе с большей скоростью или, наоборот, при толкании в городских пробках и постоянных остановках на светофорах расход топлива возрастает. А когда выбираешься из городских пробок на загородную трассу — падает. Тогда датчик, показывающий, сколько километров можно проехать до следующей заправки, прибавляет расстояние — хотя бензина в баке больше не становится.

Можно заметить: чем дальше совершенствуются автомобили, тем меньше бензина им требуется. Да и само топливо за счет повышения октанового числа и использования разных присадок расходуется более эффективно, что экономит средства водителя и место, отведенное под бензобак.

Если стрелка «на нуле», когда искать ближайшую АЗС?

Если рядом со стрелкой, показывающей уровень топлива, настойчиво мигает или уже горит лампочка, если на табло высвечивается, что вы можете еще проехать 0 км, значит, пора искать ближайшую заправку. Но слишком переживать не стоит.
Большинство мировых производителей предусмотрели для автомобиля объем резервного топлива. Как правило, лампочка загорается, когда в баке остается около 10% бензина, чтобы водитель мог доехать до следующей заправки на скоростной трассе. Например, у Ильи Стрекаловского получилось проехать еще 58 километров после того, как стрелка указателя топлива легла на ноль. Но повторять его эксперимент без запасной канистры в багажнике мы не рекомендуем.

Так что если видите поблизости АЗС, лучше не рисковать и все-таки заправиться, не думая о том, сколько резерва заложил производитель.
Материал публикуется в партнерстве с ООО «ГЛОБАЛ КОММУНИКЕЙШН»

Автор: Мария Мокейчева
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова, Ольга Голубева
Фотографии: freepik.com / welcomia, pexels.com, pixabay.com
Иллюстрации: freepik.com / vectorpouch
Дизайнер: Елизарова Екатерина

Просмотров: 1357