Без грязи, льда и пыли? Как новые реагенты меняют уборку городских дорог

4933

Почти каждый год зима превращается в вызов для дорожных и коммунальных служб. Уборка городских дорог требует новых решений — причем не только против льда и снега, но и против пыли. Сегодня соль с песком уступает место новым материалам, да и правила самой уборки меняются. Об этом говорили на ежегодном Петербургском международном дорожном форуме.

Фото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
ПоделитьсяПоделиться

Требования к зимнему содержанию дорог и тротуаров в нашей стране постепенно меняются в рамках мировых стандартов. Так, в 2017 году приняли правила по эксплуатации дорог 50597, а в 2020 году разработали ГОСТ Р 58427–2020 «Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов». Новые стандарты существенно меняют подход к содержанию дорог. Как рассказала руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова, сегодня правила говорят не только когда и как убирать осадки, но еще и чем убирать.

Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорогФото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
ПоделитьсяПоделиться

— Из-за доступности песка в нашей стране он всегда был самым популярным материалом для обработки дорог зимой — в сочетании с солью, — рассказала она. — Однако с начала его повсеместного использования транспортный поток в городах так вырос, что эта технология уже не позволяет убирать дороги в рамках мировых нормативов, и назрела потребность в новых решениях. В новом ГОСТе описали обязательные требования к производителям противогололедных веществ — теперь реагенты обязаны проверять на аллергенность, на испарения, на проникновение в кожу — вещество с подобными характеристиками в населенные пункты уже просто не допустят.

Во-вторых, вдвое ужесточили требование по коррозионным свойствам, то есть воздействию на металлические элементы городской среды. Оно должно быть не сильнее, чем, например, от талого снега или водопроводной воды. Еще одно новое правило — обязательный входной контроль качества у заказчика на соответствие состава технологическим параметрам.

В стандарте прописаны не только свойства реагентов, но и требования к фрикционным (сыпучим) и комбинированным материалам. Поскольку новый ГОСТ добивается и снижения запыленности в городах, ужесточены требования к размерам гранул, которыми обрабатывают дороги зимой, чтобы по весне и летом города не задыхались в пыли. За счет новых требований к песку и другим сыпучим веществам, их расход зимой вдвое меньше, а значит, и в сухой период пыли значительно поубавится.

Фото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
ПоделитьсяПоделиться

— Следующая ступень развития дорожной обработки после песка и песко-соляной смеси — многокомпонентные противогололедные материалы, — рассказал Рудольф Пономарев, заместитель коммерческого директора ООО «Уральский завод противогололедных материалов». — Современные материалы работают быстро и плавят больше снежно-ледовой массы, а расходуются меньше, что в итоге экономит бюджетные средства и снижает объем работы подрядчиков. Например, разработанное нашим заводом средство «Бионорд». Его можно использовать при морозе до минус 30, он прошел государственную экологическую экспертизу и комплексную оценку воздействия на окружающую среду.

Фото: ООО «Уральский завод противогололедных материалов»
ПоделитьсяПоделиться

Реагент не воздействует агрессивно как на кожу, обувь и лапы собак, так и на городскую инфраструктуру (остановки, машины, ограждения) за счет антикоррозионной добавки. В целом «Бионорд» относится к 4 классу опасности (как пищевые отходы). В основе гранул минеральное сырье — хлорид натрия и хлорид кальция, плюс добавки на основе минеральных солей, снижающие коррозионное воздействие.

—Первая ключевая задача — не топить лед, а разрушить его монолитную структуру, — пояснил эксперт, — а вторая — предупреждать смерзание с асфальтом за счет предварительной обработки перед осадками. Механизм работы схож с работой соли — на ледовом полотне реагент вступает в реакцию с влагой, разогревается и растапливает снег со льдом, проникая в их структуру. Там он превращается в насыщенный рассол и разрушает наледь изнутри. Монолит льда становится мягким талым снегом, который легко счистить щеткой или дорожной машиной. Сам материал полностью растворяется и удаляется вместе со снегом.

Фото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
ПоделитьсяПоделиться

Еще одна из проблем современных городов — сильная запыленность, например, от стройплощадок, неукрепленных обочин и песка, нанесенного зимой. У производителей есть современные решения и для этого. Жидкий состав «Бионорд- Антипыль» связывает пыль, так что она не поднимается в воздух, а потом ее убирают дорожным пылесосом. Наносит состав на дорогу поливочная машина. Причем, обеспыливать улицы можно и при отрицательных температурах, когда водой работать нельзя.

— Правильно убранная дорога, даже с применением реагентов — это чистая дорога без луж и снега, — подытожила Анна Климентова. — Мы уже вошли в стадию больших изменений в дорожной уборке — практически все крупные города внедряют современные материалы, постепенно обновляют технику. Осталось только привыкнуть к международным технологиям и правильно ими пользоваться. Методика уборки во всем мире сильно отличается от той, что мы десятилетиями использовали. Дорожные службы привыкли ждать снегопада, потом засыпать по полкило песка в сугроб и часов через 6–8 это собирать. Сегодня же требования — обработать дороги до снегопада буквально столовой ложкой реагента на квадратный метр, а во время осадков просто сметать талый снег. Только для перестройки дорожникам нужно время.

Фото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорогФото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
Фото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру
Фото: ООО «Уральский завод противогололедных материалов»
Фото: Сергей Николаев / Фонтанка.ру

На правах рекламы

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

close
close