Сейчас

-10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-10˚C

Облачно, без осадков

Ощущается как -13

1 м/с, вос

775мм

79%

Подробнее

Пробки

4/10

На госзнаках зарабатывают перекупщики. Как перенаправить эти деньги в бюджет?

59232
Фото: Михаил Огнев, Фонтанка.ру
ПоделитьсяПоделиться

Решение вопроса с легализацией торговли «красивыми» госномерами на автомашины вышло на финишную прямую. Министерство экономики разработало проект, согласно которому приобрести интересующий номер можно будет через «Госуслуги».

Примечательно, что такую же идею на портале «20 идей по развитию России» выдвинул автор — предприниматель Дмитрий Давыдов.

Есть предложение — значит, есть спрос

Этот проект Давыдов создал примерно 5 лет назад. Изучив зарубежный опыт, он сделал подборку лучших идей, которые применяются за рубежом и могут быть использованы в России. Примечательно, что большая часть выбранного не требует каких-то колоссальных финансовых вливаний. Предложение, касающееся госзнаков на автомашины, тоже не повлечет за собой лишних трат. Нужна, по сути, только законодательная поддержка.

Официально государственные регистрационные знаки на автомашины в России получают по принципу автовыбора. Когда владелец приходит регистрировать машину, ему выдают первый госзнак из числа свободных.

А ведь для российских водителей госномер с определенными цифрами — символ престижа. Они готовы платить, чтобы установить на машину табличку с конкретным набором цифр и букв. Но доход от этой страсти получают пока только посредники — к примеру, перекупщики: они приобретают на рынке старые автомашины с нужными номерами и затем перепродают их. Иногда даже самой автомашины как таковой нет, сделка касается только документов. Потом авторухлядь утилизируют, а заветный госзнак вешается на новую машину. Стоят номера на черном рынке недешево. Например, за «М300ММ 777» сейчас просят более полутора миллионов рублей. А за «В111ВВ 99» — 3,5 миллиона. Надо отметить: предложение о покупке госзнаков обширно — значит, спрос есть, и устойчивый. Но государство от это не получает ровным счетом ничего.

А в некоторых странах практика продажи «престижных» госномеров уже действует и приносит впечатляющие результаты. Так, в Индии на электронных аукционах можно приобрести номер на авто с желаемым набором цифр. Аналогичная практика существует с 2014 года в Казахстане — в 2021 году граждане страны приобрели более 15 тысяч знаков «под заказ». Существует практика покупки нужных автомобильных номеров и в Америке.

Очень востребованы подобные аукционы в Объединенных Арабских Эмиратах. Граждане страны готовы платить за то, чтобы установить на машину необычный и легко запоминающийся госзнак. В 2021 году номер Е55 был продан за 3,6 миллиона дирхамов, что сопоставимо с примерно 70 миллионами рублей. Доход от продажи пошел в бюджет государства.

Куда пойдут деньги

Нужно внедрить такую практику в России, полагает активист Дмитрий Давыдов. Он уверен: возможность заказать и купить желаемый регистрационный номер на автомашину может стать существенным источником пополнения бюджета. И если автовладельцы получат возможность купить государственные знаки «особого образца» — ограниченные обязательным наличием установленного количества букв и цифр согласно действующим стандартам, — доход может вырасти в разы. А каких-то значимых расходов на реализацию проекта государство не понесет: нужно лишь законодательно разрешить исполнительным органам власти выпускать подобные номера и внести дополнения в ГОСТ.

— Если у новоиспеченного автовладельца есть нужда в каком-то красивом номере, то почему бы его не купить? — анализирует автоюрист Дмитрий Славнов. — Сейчас доход с покупки идет в карман к перекупщикам, но можно дать людям возможность законно, легально, с оплатой госпошлины выбрать себе номер. Тогда деньги осядут не в карманах перекупщиков, а в казне государства.

Эксперт также признает разумность введения коротких госзнаков, которые тоже можно будет купить.

— Если люди готовы за это платить и легально вносить деньги в казну, то я не вижу причин, по которым не стоит этого делать. — уверен Дмитрий Славнов.

По мнению автоюриста, полученные от продажи средства можно направлять, например, на развитие транспортной инфраструктуры, улучшение дорожного покрытия и другие нужды. В итоге в выигрыше окажутся все — и автовладельцы в том числе.

Кстати, схожий проект летом 2021 года в правительство внесли эксперты Министерства экономики. В нем аукционы предлагается проводить на госзнаки для автомобилей и мотоциклов. Начальная стоимость номеров — от 5 тысяч рублей до 600 тысяч рублей. Примечательно, что эти расценки даже ниже, чем на «черном» рынке. Доходы предполагается направить в федеральный и местный бюджеты. Ранее предполагалось, что аукционы стартуют с января 2022 года, но пока Госдума проект не рассмотрела.

В следующем материале мы изучим актуальность предложений активиста по борьбе с пробками, в которых задыхаются города.

Ирина Козлова

На правах рекламы

Фото: Михаил Огнев, Фонтанка.ру

ЛАЙК4
СМЕХ5
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ2
ПЕЧАЛЬ2

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.