14

Театр закрывается, от старого ремонта «всех тошнит». БДТ объявил антракт на полгода

Как и предупреждала «Фонтанка», БДТ закрывается на полугодовой ремонт, который от масштабной 6-миллиардной реконструкции отделяют всего 7 лет. Для глубоких постановок уже найдены достаточно глубокие сцены.

Открытие после реконструкции Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Сентябрь 2014 года.<br><br>автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив<br>
Открытие после реконструкции Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Сентябрь 2014 года.

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
ПоделитьсяПоделиться

С 1 апреля с театральной карты Петербурга временно «сотрут» легендарное здание БДТ им. Г. А. Товстоногова: новые спектакли там не заявлены, вместо актеров и режиссеров по коридорам будут ходить рабочие и творить совсем другое искусство — работу над ошибками.

11 марта «Фонтанка» со ссылкой на свои источники рассказала о предстоящем закрытии БДТ. 12 марта информацию подтвердили в театре, поделившись подробностями. «Начнется очередной этап ликвидации последствий некачественной реконструкции 2011–2014 годов, которая при попустительстве прежних подрядчиков привела к постоянным протечкам в подвальных помещениях и на крыше», — сухо, но с проскальзывающими эмоциями сообщили в официальном релизе. Антракт начнется 1 апреля.

Масштабная реконструкция, последствия которой театру приходится разгребать до сих пор, стартовала в 2011 году. Коллектив выехал из здания на Фонтанке на 3,5 года, в течение которых было потрачено более 6 млрд рублей. Подрядчиками выступили «БалтСтрой» и ТДМ. Когда сотрудники театра в сентябре 2014 года вернулись, их ждал неприятный сюрприз: множественные дефекты и недоделки, которые БДТ отказался принимать.

О том, что коллективу, возможно, снова придется покинуть здание на набережной Фонтанки, заговорили еще в начале 2019 года: по стенам упорно лезли трещины, а в подвале шла постоянная борьба с протечками, которые обеспечивали влажность, как в бане. «Фонтанка» показывала, как выглядело недавно отремонтированное здание.

Предстоящие в 2021 году работы в театре называют «самыми сложными»: предстоит демонтировать инженерное и театральное оборудование и полностью разобрать высокотехнологичную сцену-трансформер. После этого проведут работы по гидроизоляции, а затем соберут все оборудование, системы и сети заново и проведут пусконаладочные работы. Степень гидроизоляции подвальных помещений к настоящему моменту оценивают в 50%.

Одним словом, процесс небыстрый. Особенно если учесть, что ремонтировать придется еще и крышу. В театре дату возвращения в «дом родной» указывают «с люфтом»: завершение всех указанных работ планируется в IV квартале 2021 года. Хотя само здание, за которое, к слову, в свое время у Владимира Путина просила Алиса Фрейндлих, «берет отпуск», спектакли будут играться на других площадках. Помимо очевидной в этом плане второй сцены БДТ — Каменноостровского театра, артисты поднимутся на сцену Александринского театра (накануне «Фонтанка» рассказывала, что этот вариант подходит по глубине сцены), МДТ, «Балтийского дома» и ТЮЗа.

Заказчиком работ в БДТ выступает напрямую Минкульт, хотя ту самую пресловутую реконструкцию в начале 2010-х организовывала Северо-Западная дирекция министерства. На проектах, которыми занималось ведомство, регулярно возникали проблемы и расторгались контракты, так что сначала ее де-факто объединили с центральной дирекцией, а затем и вовсе расформировали: на фоне внимания президента к консерваторскому долгострою на Театральной площади при Минстрое была создана ППК «Единый заказчик в сфере строительства», в которую и влилась дирекция. В Большом драматическом речь идет не о стройке, а о ремонте, так что теперь там от своего имени работает Министерство культуры.

Подрядчик — «Ренессанс-Реставрация». Первый раз на объект компания зашла по контракту 2019 года на 600 с лишним миллионов рублей. Подрядчик должен отремонтировать и вынести системы инженерного и технологического оборудования, а также поврежденные элементы отделки. До 15 сентября было намечено закрепление грунтов в зоне фундамента и восстановление гидроизоляции несущих конструкций подземного объема (два этих этапа составляют львиную долю затрат). Далее — конструкции внутри и снаружи театра, а также восстановление отделки помещений, возврат оборудования, пусконаладка и мониторинг состояния. На данный момент компания выполнила работ на 257,2 млн рублей, а фактически получила 338 млн.

Источник, близкий к подрядчику, рассказывает, что в театре и правда стало намного суше (еще бы!), значительно улучшилась отделка. Однако в декабре 2020-го Минкульт заключил с «Ренессанс-Реставрацией» еще один контракт на работы по сохранению памятника — Малого театра (театр А. С. Суворина), это и есть здание БДТ. И снова работы в подвале. Стоимость составила еще 413 млн рублей, срок исполнения — декабрь 2021 года. При этом половина суммы уже перечислена в виде аванса, остальное вписано на 2022 год — то есть будет выплачено по факту проведенных работ.

По данным «Фонтанки», именно этот контракт заставляет Мельпомену оперативно освободить помещение. В основу положили обследование гидроизоляции подземной части здания, которое в 2018–2019 годах проводило ООО ИСП «Геореконструкция» (потом эта же организация разрабатывала и рабочую документацию для контракта). В выводах говорится, что до конца 1980-х годов сведений о неисправностях стен нет. Авторы предположили, что неравномерная осадка здания могла усилиться во время строительства перегона метро «Достоевская» — «Спасская», а также из-за общей тенденции интенсивной осадки на набережных.

Кроме того, авторы раскритиковали уже реализованные проектные решения. В частности, по устройству незамкнутой П-образной ограждающей стенки из буровых свай (из-за риска выноса песков из-под подошвы фундаментов при углублении фундамента) и устройству единой плиты днища.

Обследование показало, что в ходе работ по углублению подвалов вода интенсивно заливалась внутрь и произошло развитие «значительных неравномерных осадок». Наиболее вероятной причиной эксперты считают несостоявшееся (судя по публикациям) устройство грунтоцементного массива под подошвой фундаментов и незамкнутый контур наружного ограждения. В результате вода при углублении подвалов заливалась внутрь.

«Поскольку здание в процессе реконструкции получило весьма существенные неравномерные деформации (в форме выгиба с максимальной осадкой в 185 мм), в конструкциях здания образовалась система трещин, которая в ходе последующих работ была скрыта под отделкой», — говорится в отчете. Немного успокоил тот факт, что три маяка, которые поставили обследователи, за это время (по данным на март 2019 года) не были потревожены. Однако существовавшей на тот момент гидроизоляции вынесли приговор: непригодна для ремонта, необходима полная замена системы гидроизоляции.

Алина Циопа, Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»

Открытие после реконструкции Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Сентябрь 2014 года.<br><br>автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив<br>
Открытие после реконструкции Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Сентябрь 2014 года.

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (14)

Кто-то хорошо поживился тогда. И поживится теперь. И потом поживится. Как известно, стройка и ремонт - процессы бесконечные в силу своей баблоемкости.

Wow2018
Хоть кого-нибудь посадили? На худой конец, конфисковали имущество в возмещение ущерба?
Всех подписантов изучить тщательно.
Может, хотя бы в прессе перечислить их имена?

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...