13.07.2019 21:16
21

Засудить Водоканал? Как бороться с открытыми люками и потопами

В Петербурге крышка канализационного люка уничтожила машину и почти погубила водителя. Хозяйство Водоканала регулярно становится причиной аварий и наводнений, но добровольно предприятие убытки не возмещает.

фото из телеграм-канала "Мегаполис онлайн"
фото из телеграм-канала "Мегаполис онлайн"

После автомобильного пожара на Пискаревском проспекте утром 13 июля  «Фонтанка» обратилась к судебной практике споров, связанных с обслуживанием городской канализации. Эксплуатант системы водоотведения – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – не страхует свои риски гражданской ответственности и не признает вину.

«Форд Мондео» на углу Пискаревского и Непокоренных наехал на плохо закрепленную крышку канализационного люка. Она пробила бензобак. Воспламененное топливо залило все три полосы, охватило машину, задело водителя. Он, к счастью, успел выбраться из салона, получив ожоги.

«Фонтанке» на горячей линии Водоканала подтвердили, что канализационный люк находится в его ведении, и рассказали о необычном решении проблемы:

«Теперь все хорошо. Канализационный колодец мы демонтируем, крышки люка на этом месте больше не будет. Сейчас выставлено заграждение, участок на Пискаревском передан на асфальтирование», – сказала оператор.

Водитель «Форда» на помощь Водоканала может не рассчитывать. Предприятие не выплачивает компенсации добровольно и не страхует свои риски, связанные с эксплуатацией системы водоотведения (канализации).

Единственная возможность у пострадавших получить компенсацию – судебная. Иски к Водоканалу о возмещении ущерба рассматривает Дзержинский районный суд Петербурга, по месту регистрации предприятия. «Фонтанка» посмотрела более десяти решений, принятых по искам граждан к «Водоканалу», и обобщила их практику.

В основном, претензии к предприятию предъявляются именно по незакрепленным крышкам канализационных люков.

В официальном ответе на запрос «Фонтанки» предприятие дало понять, что не готово брать ответственность за улицы:

«За состояние петербургских дорог в Санкт-Петербурге отвечает комитет по благоустройству (убирает и содержит магистрали), поэтому в случае желания автовладельца компенсировать ущерб за разъяснениями процедуры возмещения ему нужно обращаться к собственнику дорожной магистрали», – говорится в ответе предприятия на запрос «Фонтанки».

У Дзержинского суда и Санкт-Петербургского городского суда, который рассматривает апелляционные жалобы, мнение иное: система водоотведения начинается с поверхности земли. В сентябре 2017 года, например, рассматривался иск петербуржца, наехавшего на Кантемировской улице на крышку открытого люка. Его ВАЗ получил повреждения на 76 тысяч рублей. Водоканал был признан надлежащим ответчиком, и Дзержинский суд разъяснил, почему:

«Системы водоснабжения и канализации не являются элементом автомобильной дороги, и зона ответственности организаций, осуществляющих содержание автомобильных дорог и систем водоснабжения и канализации, законодательно четко разграничена. Колодцы входят в водопроводно-канализационную систему».

Из-за ставших настоящим бедствием дождей можно ожидать еще одну волну исков – за причинение ущерба потопом.

Водоканал списывает наводнения на «нерасчетные дожди»  и неустанно повторяет, что канализационные сети исправны. Легче от этого не живется. Не исчезающая через ливневки вода портит автомобили и затапливает квартиры и магазины. Это случалось 29 мая, 21 июня, 3 июля и 9 июля.

читатель «Фонтанки» Павел Грузин

На фото – 9 июля 2019, Санкт-Петербург

Как сообщили «Фонтанке» в объединенной пресс-службе судов Петербурга, с исками о возмещении вреда по причине потопов из-за ливневых канализаций в городе еще никто не обращался. В случае подачи таких обращений они будут рассматриваться аналогично другим делам, связанным с возмещением имущественного вреда.

«Истец должен доказать факт причинения вреда, а ответчик – отсутствие вины. Суд устанавливает причинно-следственную связь между, соответственно, зафиксированным фактом и действием или бездействием ответчика. У каждого дела есть особенности», – уточнили в объединенной пресс-службе.

Фиксация самого события должна быть по возможности всеобъемлющей, чтобы не оставалось сомнений в наступлении отрицательных имущественных последствий. Кроме фотографирования, необходимо сделать два звонка. В полицию – с изложением обстоятельств, при которых автомобиль оказался по горло в воде. Эти обстоятельства оперативный дежурный заносит в рапорт, который впоследствии может затребовать суд. Второй звонок должен последовать в ситуационный центр Водоканала. По Гражданскому кодексу истец должен доказать причинную связь между фактом (например, потоп) и убытками. Очевидно, что залитая на проезжей части машина не потому залита, что прошел дождь, а потому, что вода осталась на проезжей части. Принятая Водоканалом заявка будет свидетельствовать о том, что участок системы водоотведения, не справившийся с водой, находится в пределах границ эксплуатационной ответственности предприятия. А если установлено, что «Водоканал» принял на себя обязанности по надлежащему содержанию водопроводных и канализационных сетей по тому адресу, где случился потоп, то для суда это может быть основанием признать Водоканал надлежащим ответчиком при обращении к нему с исками.

Система водоотведения поверхностных стоков, в том числе дождевой воды, включает небольшие патрубки – отверстия в поребриках. Они выглядят так:

перекресток проспектов Сизова и Королева
перекресток проспектов Сизова и КоролеваСкриншот с сайта Google.Maps

Зачастую предприятие, когда нет возможности отбиться от статуса надлежащего ответчика, заявляет в суде, что причинная связь между его действиями и неблагоприятными последствиями не доказана. В частности, это принесло успех в споре с владельцем «Порше Панамера», на который упал временный дорожный знак в зоне работ Водоканала на Пионерской улице в 2016 году. Суд отказал владельцу в возмещении ущерба – повреждения левой фары стоимостью 61 тысяча рублей – из-за отсутствия достаточных доказательств. Грубо говоря, недоставало фотографии упавшего на машину дорожного знака.

«Достоверно установить, что явилось причиной повреждения автомобиля, не представляется возможным», – заключил суд.

Но это редчайший случай. Как правило, доказательств хватает. 

Еще один аргумент Водоканала – полное следование требованиям, инструкциям, нормативам. В этом случае он опирается на Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Госстроя № 168 от 30 декабря 1999 года. В них прописано, что наружный осмотр сети производят не реже одного раза в два месяца путем обходов, при которых проверяются внешнее состояние колодцев, плотность прилегания крышек, целостность люков, ливневки очищаются от мусора. Все наблюдения заносятся в журнал, и если график осмотра соблюдается, то и вины предприятия как бы нет.

На этот счет Дзержинский суд емко высказался в августе 2017 года, удовлетворяя иск владелицы автомобиля «Рено», получившего повреждения на 193 тысячи рублей на Полюстровском проспекте. Крышка люка вылетела из-под колеса впереди идущей машины и ударила «Рено».

Суд пришел к выводу, что ущерб причинен в результате ненадлежащего состояния имущества, находящегося в ведении Водоканала.

«Само по себе проведение регулярных обходов не свидетельствует о надлежащем содержании имущества, так как такие меры оказались недостаточными. По роду своей деятельности ответчик обязан следить за техническим состоянием систем водопровода и канализации и своевременно устранять их неисправности. Невыполнение ответчиком данной обязанности состоит в прямой причинной связи с причинением ущерба автомобилю истца», – указано в решении суда.

Обязанность обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы и принимать меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений для Водоканала прописана в Правилах пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга.

Предприятие не согласно, что при потопах 3 и 9 июля оно могло действовать эффективнее либо вовсе не допустить. Несвоевременному устранению неисправностей Водоканал тоже находит объяснение:

«Ситуации с подтоплениями относятся к внештатным в связи с нерасчетными ливнями с высокой интенсивностью. В этом случае предприятие обязано как можно быстрее и  оперативнее обеспечить бесперебойное водоотведение абонентов. В данных ситуациях обеспечение затрудняется климатическими ограничениями».

Гражданским кодексом установлена презумпция вины причинителя вреда. В случае с затопленными улицами у Водоканала есть шанс доказать, что он принял все меры для надлежащего исполнения своих обязательств. Но выжидательную тактику «само пройдет»  нельзя назвать исчерпывающей. Это подтвердили в Смольном, пообещав модернизировать ливневую канализацию и наконец-то озадачиться перекрытием затопленных улиц.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

читатель «Фонтанки» Павел Грузин
перекресток проспектов Сизова и Королева
перекресток проспектов Сизова и КоролеваСкриншот с сайта Google.Maps

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (21)

save
В некоторых местах, как, например, Приморское шоссе от виадука в Лисьем носу до светофора на Военной улице, вообще страшно ездить из-за огромного количества рядом установленных люков. Реально штук 20 на одной полосе... И регулярно то там то здесь отсутствует крышка люка... Неужели нельзя было вывести их на обочину?

Alkaline
Еще бы на тротуарах убрать выемки вокруг частично расположенных на них люков. Если даже это система водоотведения, можно же щель как-то сбоку сделать, а сверху обеспечить непрерывное полотно тротуара, которое не должно прерываться такого рода "выкусами".

Таких мест в Питере полно. Ямы и провалы не заделываются месяцами, пока кто-нибудь не погибнет.
Зачем тратить дополнительные деньги, если нет практики возмещения ущерба,как минимум, материального.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор