В современном автомобиле все больше систем, которые помогают водителю избегать потенциально опасных ситуаций. Более того, такие системы станут с 2022 года обязательными для всех новых автомобилей, продаваемых в Европе. Но оказывается, такими системами можно оборудовать и старые автомобили, хотя действовать они будут немного по-другому. В отличии от полнофункциональных систем безопасности (например, удержания в полосе или автоматического торможения), способных самостоятельно вмешиваться в управление и автоматически предотвращать столкновение, аналогичное оборудование, установленное на старые автомобили, может лишь подавать водителю предупреждающие сигналы.
Однако даже такие системы с «урезанным» функционалом оказываются весьма эффективны, пишет New York Times. Издание приводит данные исследования, проведенного Страховым институтом дорожной безопасности США (IIHS), согласно которому 62% водителей существенно меняли свою манеру управления автомобилем, когда на нем была установлена и включена система предупреждения опасных ситуаций.
Исследование проводилось на группе из 22 добровольцев, в их личный транспорт интегрировали соответствующее оборудование. Ездили как в городе, так и за городом. Все машины были не новыми, самая старая – и вовсе 1994 года выпуска. На них установили «усовершенствованную систему помощи водителю», созданную израильской компанией Mobileye, дочерней структурой Intel. Системами предотвращения столкновений этой компании оборудуют продукцию Ford, General Motors, BMW, Nissan и Volvo.
Комплекс Mobileye 630 для старых автомобилей не может вмешиваться в управление, например тормозить, в случае аварийной ситуации. Вместо этого есть звуковые и визуальные предупреждения.
Сначала оборудование работало в «беззвучном» режиме: фиксировало все опасные ситуации, но сигналов не подавало. Таким образом с одной стороны, собиралась статистика, а с другой, система изучала манеру вождения конкретного испытателя. На втором этапе сигналы включили. Комплекс смог предупреждать водителя о несоблюдении безопасной дистанции, слишком резком ускорении и превышении скорости, резкой смене полос, о «забытых» поворотниках, наличии препятствий или пешеходов впереди.
Все испытатели отметили, что система повлияла на их манеру вождения. Объективные данные подтверждают это: все стали водить аккуратнее, а более половины целиком поменяли манеру поведения за рулем. Статистика показала, что на втором этапе, когда система оповещения заработала, количество срабатываний датчиков опасности снизилось у разных водителей на 30-70% по сравнению с данными «беззвучного» режима. То есть испытатели стали гораздо реже попадать в опасные ситуации.
Единственный пункт, на который система повлиять не смогла, — это нарушение скоростного режима. Другим словами, скорость превышали все и продолжали превышать на всем протяжении исследования.
По окончании испытаний все 22 добровольца выразили желание сохранить установленную систему на своем автомобиле несмотря на то, что многие из них сначала жаловались на дискомфорт.