Хотя 2018 год стал абсолютно рекордным для автомобильной промышленности (в мире было продано 99,5 миллиона новых машин), многие аналитики считают, что автоиндустрия или находится на пороге кризиса, или уже в него погружена.
Так, в Европе автомобильный рынок падает седьмой месяц подряд, пишет 17 апреля Bloomberg. Количество проданных машин в марте оказалось на 3,6% ниже, чем в феврале. Наибольшее падение показала Италия — сразу на 10%, за ней следует Испания. В целом за первый квартал 2019 года в Европе отмечается падение продаж новых автомобилей на 3,2%.
Кризис продаж аналитики связывают как с проблемами европейской экономики в целом, так и с «электрической» революцией, развитием альтернативного транспорта, в том числе каршеринга, и ужесточением экологического законодательства. Вкусы и привычки публики меняются, и практически все автопроизводители вынуждены реагировать на это, затевая дорогостоящие HИОКР и пытаясь перестроить компании с чисто промышленных на сервисные, развивая системы каршеринга и проката.
Из-за ужесточения требований по вредным выбросам индустрия может столкнуться с огромными штрафами – до 30 миллиардов евро. Европейские власти вводят эти требования для того, чтобы заставить автопромышленность выпускать больше экологически чистого транспорта, но она хронически не успевает уложиться во временные рамки.
Все это требует ресурсов, в первую очередь денежных, и поэтому все автокомпании стараются компенсировать европейские трудности за счет роста своего присутствия в Китае. Например, Volkswagen уже 40 процентов своей продукции реализует в Поднебесной и в прошлом году увеличил продажи на 1,6%.
При этом в последние месяцы 2018 года в Китае впервые за 20 лет также отметили небольшое падение, что сильно встревожило главных игроков. Начало года демонстрирует некоторые признаки роста рынка, но пока твердые прогнозы не берется делать никто.
А пока автокомпании вынуждены запускать масштабные программы экономии. Так, за счет сокращений и оптимизации производства BMW намерено сэкономить 12 миллиардов евро до 2022 года. Аналогичные меры принимает Daimler, сокращается и Jaguar Land Rover. Более того, некоторые автомобильные бренды начинают покидать Европу, поскольку не могут обеспечить достаточный уровень продаж.