18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
11:50 22.04.2019

ЖКХ

15.04.2019 20:11

Капремонт поднимает архивы. Жилком придумал, как быть с доприватизационным наследием

Смольный уже в текущем году намерен гасить советские долги по капремонту. Эксперты говорят, без отмены сборов это просто популизм.

Капремонт поднимает архивы.  Жилком придумал, как быть с доприватизационным  наследием

Михаил Огнев/архив "Фонтанки.ру"

Законопроект, который до 24 апреля должен «отвисеться» на сайте Смольного для антикоррупционной экспертизы, меняет порядок выделения бюджетных субсидий на капремонт в 2019-м. Сейчас работы оплачиваются за счет бюджета, а также собранных с населения взносов. Изначально город берет на себя половину сметной стоимости, если собственники помещений формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора; если же на спецсчете — то можно претендовать и на 95%. Новый законопроект добавляет еще один пункт: субсидия целиком покрывает работы, которые требовалось выполнить на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме.

Идея стрясти с государства работы, которые оно обязалось, но так и не провело на момент «крупнейшей геополитической катастрофы века», не нова. С этим выходили в ЗакС депутаты «Яблока» и КПРФ еще 6 лет назад. Смольный вроде как был не против, однако высекать эти обязательства в граните регионального законодательства не спешил. Конституционный суд постановил, что механизм надо отрегулировать, затем все продолжилось федеральным законом, который делал ответственными местные органы госвласти. В итоге год назад жилком сообщил, что готовится развязать этот 25-летний правовой узел, и даже поправил городской закон о капремонте.

Новый законопроект формулирует условие получения субсидии: «Многоквартирный дом до даты приватизации первого жилого помещения в нем был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был». При этом важно, чтобы на момент приватизации собственником помещений был именно город и чтобы у властей с тех пор так и не дошли руки до капремонта.  

Дело, как говорится, за малым: посчитать все подходящие под условия дома. Бюрократические раскопки предсказуемо возглавит архивный комитет: именно он должен к концу года разыскать перспективные и годовые планы капитального ремонта в документах районных администраций, которые хранятся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга за период 1975 – 1995 гг. Он же по запросам районов будет представлять сведения о более поздних планах, за 1996 – 2013 гг.





Собеседник, близкий к ведомству, рассказал «Фонтанке», что объем материалов, которые необходимо поднять и перелопатить, огромен; копать надо вглубь слоя постановлений Ленгорисполкома. Глава комитета Сергей Соколов заявил изданию, что задача трудная, но выполнимая — учитывая, что срок дан до конца года. «Будем копировать, будем представлять, – сообщил чиновник. – Это реально, все-таки времени дают до конца декабря. Районы предоставят списки, а мы будем выяснять, принимались ли решения о капремонте или нет. Мы понимаем, что все эти сведения могут находиться только в Центральном госархиве».

Масштабы понять сложно. Год назад «Фонтанка» считала, что с гарантией придется закрывать долги по ремонту дореволюционных домов без капремонта — их 3,3 тысячи. Все остальное надо проверять. К примеру, 3 тысячи домов, построенных до революции, проходили капремонт, но неизвестно когда и не подошел ли срок нового аккурат к 1991 – 1992 годам. То же самое со «сталинками». 2,7 тысячи «хрущевок» – потенциальные клиенты, но и здесь придется пересчитывать.

В жилищном комитете затруднились даже приблизительно назвать количество домов, за которыми тянутся советские долги по капремонту. «Процедура будет такова: мы берем краткосрочную программу капремонта, рассылаем в районы, они накладывают на это архивные данные, – говорит заместитель председателя комитета Алексей Бородуля. – Исходя из этого, мы видим, что в таких-то домах, к примеру, крыши так и не отремонтировали — и выделяем субсидию». Тот факт, что в 80-е капитальный ремонт понимали иначе, нежели сейчас, чиновников не смущает. «Если дом к моменту приватизации стоял в плане на комплексный капремонт, значит, мы за счет субсидии должны выполнить все виды работ, которые перечислены в ЖК, – утверждает Бородуля. – Если не доделано что-то одно — будем оплачивать конкретные работы».

В рамках расчета по советским долгам город готов за свой счет закрывать вопросы только по тем видам работ, которые перечислены в Жилищном кодексе. В списке внутридомовые инженерные системы, лифты, крыши, фасады, фундаменты и подвалы. Это значит, что за скобками остаются те направления, которые город от себя добавил к федеральному списку: замена аварийных конструкций, ремонт противопожарных систем, утепление фасада, установка приборов учета коммунальных услуг, а также разработка проектной документации.

Похоже, выбранная конструкция изменений уже не претерпит. Недавно неудачей закончилась попытка депутатов уравнять старые дома в правах. Депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» пытались оспорить статью 190.1 Жилищного кодекса. Именно она сообщает, что на ремонт целиком за государственный счет могут претендовать только те дома, которые на момент приватизации первой квартиры уже числились в перспективных и годовых планах. По мнению парламентариев, это ущемляет права тех, чьи дома попали в планы уже после выкупа первой жилплощади.

Конституционный суд рассматривать жалобу отказался. Смысл постановления таков: когда государство принимало решение по приватизации, оно исходило из реального технического состояния жилого фонда; поэтому либо ремонт проводился до приватизации, либо предусматривалась денежная компенсация. Вместе с правом собственности к жителям переходило бремя содержания имущества; так что обязанность бывшего наймодателя уже после приватизации провести ремонт — это исключение из общего правила, и оно возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. К тому же приватизация так и не закончилась, процесс идет; что ж теперь – ждать, пока последнюю квартиру выкупят, а до тех пор ремонтировать все за счет бюджета?

Точно так же поддержки в свое время не нашла в петербургском Законодательном собрании идея освободить от уплаты сбора на капремонт жителей недоремонтированных в СССР домов. Источник, близкий к фонду капремонта, говорит, что без этого «расплата по советским долгам» – просто политика: «Взносы не меняются, люди платят столько же, сколько и раньше. Какая им разница, как в итоге распределяются собранные и перемешанные средства, чей конкретно рубль пошел на их крышу?»

В теории иначе обстоит дело с теми, кто платит не в общий котел фонда капремонта, а открывает спецсчет, откуда деньги идут на конкретный дом. Жилищный кодекс позволяет им вообще приостанавливать сбор платежей, если на счете накопилась определенная сумма. В Петербурге это 50% от оценочной стоимости всех необходимых зданию работ. Если за советское наследие заплатит бюджет, жители смогут быстрее аккумулировать необходимые средства, об этом «Фонтанке» сообщили в жилищном комитете. Однако все разбивается об арифметику. «Устанут собирать. Представим для простоты, что у вас дом в 10 тысяч квадратных метров, — говорит источник «Фонтанки», близкий к ведомству. – В нем три парадные, спаренные лифты. Даже если жильцы платят максимальный тариф в 5 рублей, это 50 тысяч в месяц и 600 тысяч в год. А ремонт одного  лифта — примерно 2,5 млн рублей, то есть всего набегает 15 млн рублей только на лифты. Ну о чем мы говорим?» При этом на спецсчетах средства аккумулируют не более 10% домов по всему городу.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Справка:

По итогам 2018 года собираемость взносов составила около 98,6%, собрано 4,543 млрд рублей. При этом в 2019 году взносы выросли на рубль, сейчас они составляют от 4 до 5 рублей за квадратный метр в зависимости от типа дома. С начала года удалось собрать более 1,2 млрд рублей. Бюджетом Петербурга на 2019 год предусмотрено 4,5 млрд рублей в качестве субсидии на софинансирование капремонта домов. Всего краткосрочная программа на год включает 2495 видов работ на сумму около 9,3 млрд. рублей. Из них 224 — это фасады, 480 - кровли. В 2018 году план исполнили на 97%. В нем было 2552 объекта на 9,2 млрд рублей.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор