На аукционе Bonhams в Нидерландах распродали самую большую частную коллекцию классических автомобилей Ford. На торги выставили более 220 «Фордов» начала и середины прошлого века: стандартные и специальные версии, коммерческие автомобили и автобусы, пожарные машины и гоночные болиды. Все они входили в коллекцию частного музея Ден Хартога.
Как отмечают в пресс-службе Ford, распродажа коллекции Пита Ден Хартога привлекла более 500 покупателей со всего мира, и торги в общей сложности продлились 10 часов, а обслуживали их четыре аукциониста. Автомобили распродали полностью за суммы во много раз больше их оценочной стоимости. На 300 лотов покупатели потратили 6 157 353 евро, то есть более 451 миллиона рублей.
Самым дорогим лотом этого аукциона стал Ford Model B 1905 года. Автомобили этой серии выпускали с 1904 по 1906 год и считались роскошной моделью. Это был первый «Форд» с передним расположением двигателя и выраженной радиаторной решеткой. Машина имела просторный кузов и была оснащена 24-сильным четырехцилиндровым мотором. Она стоила вдвое дороже Ford Model A и Ford Model C. Всего таких «Фордов» было выпущено 500, а до наших дней дожили лишь 7 – 8 машин.
Автомобиль с открытым кузовом без дверей типа «тонно» Ден Хартог приобрел в Лас-Вегасе у отеля Imperial Palace, который тоже имел впечатляющую колекцию классических автомобилей. После долгих торгов машина была продана в 7 раз дороже оценочной стоимости – за 419 750 евро (около 30,7 миллиона рублей). Это самая большая сумма, когда-либо уплаченная за Ford Model B.
Следующим по стоимости стал преемник Ford Model B – автомобиль Ford Model K с кузовом «фаэтон», выпускавшийся в 1906 – 1908 годах. Это первый 6-цилиндровый «Форд», который был еще мощнее, дороже и роскошнее предшественника. Мощность его двигателя составляла 40 л.с. На аукционе за этот автомобиль выложили 345 000 евро (около 25,3 миллиона рублей).
Среди необычных экземпляров были, например, снегоход на базе Ford Model A 1930 года. Для поддержки гусениц на миниатюрный пикап были установлены две дополнительные оси, а спереди не только установили лыжи, но и сохранили оригинальные колеса. Оценивали этот автомобиль в 20 – 30 тысяч евро, но продали в итоге за 87 400 евро (около 6,4 миллиона рублей).
А за автолавкой на базе Ford Model AA 1928 года нынешный хозяин – владелец частного музея – специально прилетел из Новой Зеландии. Автомобиль оснащен оборудованием для производства и продажи попкорна. Он ушел с молотка за 46 000 евро (почти 3,4 миллиона рублей).
Пит Ден Хартог (1926 – 2011) увлекался автомобилями Ford с раннего детства: его отец, владевший успешной транспортной компанией, закупал «Форды» для своего бизнеса. И в 1956 году, унаследовав компанию, Пит Ден Хартог стал покупать автомобили Ford, поставив себе целью собрать наиболее полную коллекцию из всех выпускавшихся моделей марки. В 1997-м он открыл доступ к своей коллекции для публики, основав частный музей в голландском Хиллегоме на площади почти 500 квадратных метров. Его даже внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой музей автомобилей Ford в мире.
Что интересно, находить новые ретро-«Форды» для коллекции Ден Хартогу часто помогали его же сотрудники-дальнобойщики. Зная об увлечении шефа, они записывали координаты увиденных в дороге старых автомобилей Ford или фотографировали их, а потом передавали ему информацию.