ОСОБОЕ МНЕНИЕ / Андрей Константинов

20.06.2018 16:16
7

Стою на мосту я, в лыжи обутый

Гендиректор Агентства журналистских расследований объясняет, почему России не удаются ремейки зарубежных сериалов и какие тут параллели с хрущевской кукурузой.

Недавно я посмотрел на НТВ детективный сериал «Мост». Это отечественный ремейк шведско-датского проекта, выпущенного семь лет назад. Я хорошо помню, как смотрел первые три оригинальных сезона. И думал, что это, на самом деле, большая удача. На мосту между датским Копенгагеном и шведским городом Мальмё обнаруживают труп. Датский инспектор полиции Мартин Руде и его шведская коллега Сага Нурен начинают расследование.

Там было интересное попадание в образы. Актриса София Хелин создала очень необычный, по-своему манкий образ Саги. Женщины, у которой не совсем все в порядке с головой. И при этом — она воплощает буйство плоти, сексуальную радость. В воздухе, помимо всего прочего, было разлито ещё и сексуальное напряжение. 

Не хочется обижать Ингеборгу Дапкунайте, которая исполнила в нашей версии главную роль, она безумно хороша в кофейной рекламе. Но сексуальное напряжение — оно было в те времена, когда фильм Михалкова «Утомленные солнцем» получал «Оскар». И Пореченков, которого на Украине объявили в розыск за то, что он стрелял из пулемета где-то на Донетчине, — совсем не то же, что датский киноактёр Ким Бодниа. Дапкунайте и Пореченков — пара, которая совсем про другое.

С одной стороны, я считаю, что НТВ сегодня — это такой ищущий канал, который что-то пытается сделать, прокладывает свою дорогу. Таких легко критиковать. С другой – надо понимать, как и почему разрабатывалась схема скандинавского «Моста». Между Данией и Швецией — особые отношения. Это дружественные страны, но с недружественной историей, и у них похожи диалекты. Датский и шведский — это как русский и украинский. За счёт этого в сериале возникает юмор, датчане все время прикалываются над шведами, которые, с датской точки зрения, говорят очень медленно. А мост становится своеобразным символом и героем сериала. Между Эстонией и Россией нет никаких языковых прибамбасов, да и политические отношения между нами совсем другие. К сериальной атмосфере это никак не привязывается.

Я, черт возьми, советую посмотреть изначальный «Мост», а потом ради прикола — наш. У нас не получаются ремейки. На канале «Россия» пытались переделать «Родину» — вышел полный отстой. Не удалась и переделка сериала «Побег» на Первом канале. При этом американцы успешно покупают лицензии иностранных сериалов и переснимают их. У них, насколько я понимаю, вполне достойно получился «Мост», который в их варианте пролегал между Мексикой и США.

Тут есть ментальное различие. Дело в том, что в Новом Свете аудитория устроена иначе: никто не смотрит ничего, кроме американского. В России менталитет другой. Мы открыты. Нам интересно, как живут шведы, датчане — кто угодно. Мы воспринимаем «Трёх мушкетёров» как свою книгу: мы по ней Париж изучали. Англосаксонский мир иной, там 97 процентов всей книжной продукции написано на английском языке. И лишь три процента — переводы. То же самое происходит и на делянке сериальной: легче создать своё, чем перевести.

Профессиональный сценарист воспринимает любой сценарий как алгебраическую схему, куда можно подставить любые величины. Семь самураев Акиры Куросавы в драматургическом смысле равны «Великолепной семерке», которая вообще-то о ковбоях. Но в любом сценарии есть и коэффициент адаптивности. «Мост» сложно приспособляется к нашим реалиями. Швеция и Америка — больше похожи по ментальности. Это страны победившего феминизма, там женщины — лидеры. У нас великой феминистской революции не случилось. Не будем говорить, хорошо это или плохо, но героине сложнее развиваться в драматургическом смысле на почве русской, чем на датской, шведской или американской. 

Любая переделка сериалов — это франшиза, и наши, я думаю, просто не имеют права оговаривать себе особые условия. Когда американцы купили «Родину» у Израиля, они сделали её очень отличной от первоначальной версии. На основные идеи накладываются немножко другие драматургические формулы. А нашим в случае с «Мостом» запрещено было эти формулы менять. Ты пытаешься что-то сделать, а ничего не сделать, потому что руки связаны. Это как кукурузу пересаживать с американской почвы на нашу. Не получается. Потому что кукуруза плохая? Или Хрущев плохой? Климат другой. Не подходит она нам просто, ядрён батон.

Я так и не досмотрел русскую версию «Моста». Видел несколько кусков, которые на меня навеяли грусть. У сериала рейтинг был не очень высокий. Его победил российско-украинский проект, который в этот момент показывали по каналу «Россия» и который назывался «Сиделка». Нужно принимать особый закон в Государственной думе, чтобы такие сериалы признать экстремизмом. Если кто-то и правда за скрепы переживает, то с «Сиделками» нужно завязывать. Вместо скреп будет сифилис мозгов, и больше ничего.

Андрей Константинов

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (7)

Vlad007
Фонтанка, из раздела "Обсуждения" убрали тему "Новый Блог Фонтанки". Это как надо понимать? Константинов в дела газеты вообще не вникает? Сериалы посмотреть важнее?

Vlad007
Если уж упоминается НТВ как "ищущий канал, который что-то пытается сделать, прокладывает свою дорогу", то можно было бы и пояснить, что имеется ввиду. Интересно узнать мнение А.К. о других передачах канала НТВ, например о передаче Захара Прилепина "Уроки русского". К З.Прилепину можно относиться по-разному,это личное дело каждого зрителя, но он, на мой взгляд, единственный писатель, который публично высказывает свою точку по очень многим вопросам нашей жизни. Из передач понятно его отношение ко многим рок-музыкантам 80-х-90-х, современным реперам, которые собирают стадионы и многим другим явлениям. Трудно привести в пример другого писателя, который бы так открыто высказывал свое мнение.

Ингеборга Дапкунайте норм тётка :) в роли миссис Хадсон. Вместо Пореченкова в "партнёры" надо было Северию Янушаускайте вписывать. И всё. Она и она и :) уже на основную сюжетную линию можно уже не смотреть.

Сериал "Babylon-Berlin(Вавилон Берлин)" - это Кино и немцы. Начало тридцатых годов прошлого века, реваншистские настроения в Германии, железные дороги и русский газ. Сталинисты гоняются за троцкистами, ленинисты за монархистами и все включая немцев гоняются за Золотом. Романтика.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор