«Здание Выборгской понижающей подстанции городского трамвая», расположенное на Лесном проспекте, 28, А, включили в единый госреестр как объект культурного наследия регионального значения. Такое распоряжение дал председатель КГИОП Петербурга Сергей Макаров.
«Здание представляет собой образец промышленной архитектуры начала ХХ века, решенный в формах модерна. Оно сохранило историческое объемно-пространственное, объемно-планировочное, архитектурное решения, в т.ч. оригинальное декоративное оформление фасадов», – отмечают в ведомстве.
Электрический трамвай появился в Петербурге в 1907 году. Первый маршрут пролегал от Адмиралтейского проспекта по Благовещенскому мосту до 8-й линии В.О. Трамвай шел около 7 минут. Чтобы обеспечить трамвайное движение, в разных частях города необходимо было построить сооружения принципиально нового типа: центральную и районные электростанции, трамвайные парки, служебные павильоны и павильоны для ожидающих пассажиров.
Лесной был частью административного Лесного участка Санкт-Петербурга: с юга он ограничен Выборгской стороной, с запада – Новодеревенским участком, с востока – Полюстровским. Этот район города находился вдали от центра столицы, а также от фабрик и заводов. Здесь жили студенты, чиновники, торговцы и ремесленники.
Долгое время Лесной с центром города связывал только один вид общественного транспорта – железная дорога на паровой тяге. В 1911 году приняли программу постройки второй очереди электрического трамвая, который соединил бы с центром окраины Петербурга, в том числе и Лесной участок. Предполагалось провести трассу по Лесному и 1-му Муринскому проспектам, а затем разделить на две линии.
В 1913 году на Лесном проспекте по проекту гражданского инженера А.А. Ламагина построили здание Выборгской понижающей (трансформаторной) подстанции городского трамвая.
«Его отличают лаконизм и продуманность архитектурного решения. Одноэтажное крыло машинного (трансформаторного) зала прорезали огромные окна, впуская в техническое помещение естественный дневной свет. Архитектурную композицию здания подстанции определили резкая асимметрия и игра масштабов», – отмечают в КГИОП.
В 1917 году подстанцию переименовали с «Тяговую подстанцию им. Пролетарской диктатуры энергохозяйства ТТУЛ». Она работала в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. 8 декабря 1941 года трамваи по Петербургу ходить перестали – не хватало электрических мощностей, но уже весной 1942 года возобновили движение грузовых трамваев и пустили пассажирские. Сначала восстановили работу 6-ти маршрутов, а после прорыва блокады заработали 20.
Сейчас в этом здании расположены подстанция, административные помещения и мастерские.