04:08 25.05.2018
В «Эрарту» привезли скульптуры Сальвадора Дали
Оперу об Иване Грозном представят в "Зазеркалье"
На мотофестивале в центре Петербурга выступят «Алиса» и «Чиж и Со»
Ученый расскажет, как реклама влияет на наши решения
Русский музей покажет «Купание красного коня» и другие шедевры Петрова-Водкина
США не поверили в ликвидацию ядерного полигона КНДР
Американский телеканал CNBC сообщил об успешном испытании системы С-500 "Прометей"
Робби Уильямс спел петербуржцам про русского олигарха
Украина решила заставить ООН признать Россию спонсором терроризма
Путин извинился перед инвесторами за опоздание
Манчини о "Зените": Мне там было хорошо
Путин резко ответил французскому журналисту о судьбах Сенцова и Вышинского
"БМВ" сбил двух человек на Просвещения
Участницы Pussy Riot призвали французского президента потребовать от Путина освободить Сенцова
Макрон надеется приехать на финал мундиаля в Москву
На Невском начали монтировать новые остановки
Россельхознадзор уточнил, кто еще может быть причастен к приглашению сальмонеллы в Мариинку
Путин об отмене встречи лидеров США и КНДР: Ким Чен Ын сделал все, что обещал
В Москве мужчина взял в заложники семью, один человек погиб
Борис Титов : президент поручил вывести фигурантов «списка Титова» из розыска
Макрон: Франция признает новую международную роль России
Подмосковный сыровар Олег Сирота собирается поразить Европу сыром «Новичок»
Захар Смушкин – противникам города Южный: Мы максимально учли все интересы
Туалетная проблема задержала возвращение петербуржцев из Доминиканы
Киев пообещал поименно назвать причастных к уничтожению «Боинга» над Донбассом
Захар Смушкин: После ЧМ-218 снова выйдем на обсуждение концепции Конюшенного ведомства
Летний дворец Петра I откроется для публики — без плесени
Где получить стартовые номера на забег и велопробег по ЗСД
МФК «Аэрополис» в Пулково построят за 11,3 млрд рублей
Тимченко: После «Силы Сибири» построим еще один газопровод в Китай, только дешевле
Комментаторами финала Лиги чемпионов на «Матч ТВ» станут Генич и Казанский
«Ростех» получит долю в Mail.ru в обмен на медь и акции «МегаФона»
Объявлена тема «Ночи музеев»-2019
Новый вице-премьер по цифровому развитию не считает блокировку Тelegram «дремучим охранительством»
Смольный не смог вернуть в бюджет землю у метро «Приморская»
РФПИ инвестирует 7 млрд рублей в город-спутник Южный
Тимченко: Бюджет СКА будет сокращен
Четвертьфинал Евро-2020 пройдет в Петербурге 3 июля
«Российская ассоциация парков» поможет Смольному найти 20 млрд на семь тематических парков
В новой «форумной» пробке петербуржцы отдыхали и загорали
Путин принимает в Константиновском дворце Макрона с супругой
«Газпром» может увеличить поставки газа в Китай до 110 млрд кубометров в год
Петербуржцы жалуются на недавно отремонтированные дороги: «Я вообще не понимаю, как они это сделали»
Заплывший в Выборгский залив кит вернулся в Финляндию
Петербургскому коту Фунтику устроили пенную ванну после дерзкого нападения вандалов
Готовимся к ЗСДФесту: в парке Победы пройдет открытая тренировка по бегу
«Деловые линии» оцифруют российскую логистику
Трамп отменил встречу с Ким Чен Ыном в Сингапуре
На стадионе «Санкт-Петербург Арена» появится трибуна авиакомпании «Россия»
Напавшего на полицейского во время акции в Москве посадили на три года
Фурсенко: Имя нового тренера «Зенита» объявят на следующей неделе
В Минобороны заявили, что российские «Буки» никогда не пересекали границу с Украиной
Строители ЗСД и М-11 могут построить трамвай до Красного Села и «коричневую» ветку метро
Петербургская спортсменка с инвалидностью взяла бронзу на Кубке мира по гребле
Автовокзал «Южный» построят в 2024 году
Кудрин рассказал, как будет оценивать правительство Медведева
Водители разговорились в очередной «форумной» пробке на КАД
«Аэроэкспресс» до Пулково запустят в 2022 году
Арена «Санкт-Петербург» принесла «Зениту» миллиард рублей дохода
РЖД построит дополнительный путь до Белоострова. Через 30 лет
В Финляндии бушуют лесные пожары. «Ситуация критическая»
Минкульт озвучил планы по реставрации Михайловского замка
Кудрин: Развитие Петербурга замедлилось
Суд разрешил Смольному искать инвестора для Кузнечного рынка
Технологии

«Аварии будут. И жертвы будут»

«Умный» транспорт в России поехал без пилотов и без законов. Медведев оценил скорость, прикинул риски угодить под интеллектуальные колёса и дал год, чтобы отрегулировать. Осталось решить, с какого края подступиться.
«Аварии будут. И жертвы будут»
Соревнования роботизированных автомобилей "Робокросс" //Роман Яровицын/Коммерсантъ

На восьмом Международном юридическом форуме, который проходит в Петербурге с 16 мая, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев признал, что всё в мире цифровых технологий зарегулировать нереально. Однако если юристы борьбу за место роботам не проиграют, то пешеходов от беспилотных машин нужно защищать на государственном уровне. А то уже завтра на улицу просто не выйти, напугал он и пообещал в течение года избавиться от пробела в регулировании. Эксперты опасность увидели в другом, но согласились: делать надо уже хоть что-нибудь. 

– Выступление Дмитрия Анатольевича, конечно, вдохновляет. Но графики, сроки, которые я вижу, с точки зрения реализации меня лично вводят в депрессию. Прежде всего, слона надо есть по частям, – обозначил объем проблемы председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов.  

Участников сессии, посвящённой беспилотному транспорту, его безопасность беспокоила несколько меньше соревнования с западными коллегами, но и заявленная тема обязывала. Регулирование обсуждали как необходимость для технологического лидерства. Вчерашняя фантастика угрожает пешеходам завтра, но чтобы успеть на мировой рынок, что-то решать нужно уже сегодня. 

– И ладно бы у нас технологий не было, но это как раз тот случай, когда отсутствие регулирования не дает ни жить, ни работать. Коллеги, мы так и к 2035 году ничего не добьёмся, – сгустил краски Дроздов. – Давайте признаемся себе, что за последние два года не было принято ни одного закона, который бы хоть на миллиметр приблизил.

Между тем к 2035 году рынок продаж беспилотного транспорта вырастет с тридцати тысяч в 2017-м до тридцати миллионов автомобилей ежегодно. Это миллионы долларов, приводит прогнозы экспертов член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев. Россия, по его мнению, выгоду упускать не должна. 

– Что мешает перейти на следующий уровень завтра? – запросила конкретики модератор сессии вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекса» Марина Амелина. 

Заместитель гендиректора по стратегическому развитию научного центра «НАМИ» Алексей Гогенко разочаровал: простого ответа нет. Вопросов – десятки, и это те, что на поверхности. Не решена и проблема безопасности, на которой сделал акцент Медведев. 

– Сегодня многие заявляют, что беспилотные средства могут ездить со скоростью 80 км в час, но на деле они теряют контроль после 60, – говорит Гогенко. Поводом для прекращения тестирования это, конечно, не является, но пускать такие машины на дороги общего пользования, по его мнению, можно только при полной уверенности в системе управления. Искусственный интеллект может обучаться, и уж среднестатистического водителя в дальнейшем превзойдет. Однако перед этим машины должны проехать не одну сотню километров по специальным, пустым полигонам. 

Вопрос безопасности назревает, согласился депутат Александр Васильев, но знакомить с беспилотниками предложил на практике. Для начала коллег по Думе: «Хоть «Матрёшку» пригнать, чтобы понимание было». А бездорожье – так и вовсе наша конкурентная среда, пошутил он и напомнил: 

– А как же Tesla, которая в свободном режиме проезжает от Домодедово до Третьего транспортного кольца? Американская машина ездит по России по американским законам: внутри сидит водитель, который должен каждые пять минут хвататься за руль, чтобы подтвердить свое наличие. 

– Все понимают, как у нас ездит Tesla: незаконно или полузаконно, – пресёк равнение на Маска председатель правления «Сколково». С безопасностью в фонде тоже всё понимают: «Аварии будут. И жертвы будут». 

Тестировать интеллектуальный транспорт Дроздов всё равно считает разумным в реальных условиях: чтобы и велосипедист мимо проехал, и пешеход перед капотом пробежал. Под площадку предлагает «Сколково». Там, мол, и полигоны есть, и люди к экспериментам относятся с пониманием. Но предупредил: повсеместное навязывание цифровых технологий чревато отторжением. 

– Давайте уже хотя бы что-то сделаем, – призывает Дроздов. – С такой медлительностью отставание будет только расти. Тем обиднее, что возможности есть занять хоть какую-то нишу на международном рынке.

С чего начать подсказал заместитель руководителя Росстата, перед сессией озаботившийся определением «беспилотного транспорта». Понятие растолковала только «Википедия», с сожалением признал Алексей Кулешов. 

– Первичная работа должна всё-таки вестись на уровне стандартов, но их надо разработать, – говорит он. – Нужно определиться, что это такое, как, куда двигаться. А если поторопимся, то и примером можем стать для международной стандартизации. Должны, по крайней мере, быть в тренде, а не позади планеты всей.

При этом единых терминов нет и в международной практике, отметил руководитель исследовательского центра проблем регул­­ирования робототехники и искусственного интеллекта (АНО «Робоправо») Андрей Незнамов. Регулирование сейчас обсуждают в ООН, результатов, по его словам, можно ждать к концу года. Так что хотя бы рамочно отметить в российском законодательстве, что есть такой транспорт, будет не лишним. Однако не без подводных камней, замечает он: контроль государства может задавить развитие технологий. 

С регулированием, впрочем, пока спешки не наблюдалось. По словам Александра Васильева, в Госдуму не только не вносили подобные законопроекты, но даже до обсуждения не дошли. Коллеги по думскому комитету по транспорту тоже ещё «недостаточно углубились», хотя стоило бы. Цифровая сфера и инновационные технологии интересуют не только премьер-министра, но и президента. Владимир Путин необходимость «прорывного» научно-технологического развития и ускорения внедрения цифровых технологий закрепил в новых майских указах. 

– Аристотелю приписывают фразу о том, что познание начинается с удивления. Думаю, в сфере беспилотного транспорта оно затянулось, – подвёл итог обсуждениям управляющий партнер Dentons Виктор Наумов. – Давайте уже войдём в эту реку. 

Татьяна Ципуштанова, "Фонтанка.ру"


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform