Что будет, если сопоставить фото с одного и того же места, но одно — ленинградское, а другое — петербургское? Специалист по истории садов Северной столицы Мария Тиника сравнила несколько знаковых мест. Получилось наглядно.
Судя по старым фотографиям Ленинграда, ушедшая в прошлое советская цивилизация была в чем-то гораздо более развитой, чем нынешняя. «Сады — первый признак мирной жизни и, следовательно, цивилизации, – пишет в эссе «Книга и сад: воображение мира» лауреат «Русского Букера» Александр Иличевский. – Сад развернут во времени в будущее — на многолетний срок, куда более длительный, чем сезонные работы по возделыванию зерновых культур. Сад есть следующий этап в земледелии, означающий окончательную укорененность рода — в данной конкретной местности, выбранной для жизни путем проб и ошибок. Оседлая жизнь при поле и садах решительно противостоит кочевой обозной жизни, предназначенной захвату, обороне, бегству. Цивилизация способна удержаться и развиться во времени, только будучи сопряженной с оседлостью и созиданием».
По крайней мере, судя по количеству садов, советская эпоха была гораздо более «оседлой» цивилизацией. Сейчас новости об озеленении больше похожи на сводки с фронтов. «Читая старые журналы и книги об истории садов в Петербурге, я как-то раз поймала себя на мысли, что в основном названия статей звучат так: «зеленый наряд», «зеленое убранство», «зеленый друг», «район-сад», «легкие города», – рассказывает Мария Тиника. – А сейчас звучат так: «когда деревья будут большими», «деревья покидают Невский», «зеленые миллионы Петербурга», «деревья безмолвно кричат», «пять тысяч деревьев посадят», «плановое озеленение».
Мария Тиника — участник проекта «Твой бюджет», активист и специалист по истории петербургских садов. Некоторое время назад она начала собирать из разных источников фотографии Ленинграда разных лет, в основном с 1960-х по 1980-е, но есть и более ранние. Цель была — сравнить то, что было, и то, что есть на том же месте сейчас. Результат получился впечатляющим: десятки фотографий цветущего зеленого Ленинграда — и те же самые места сегодня, в лучшем случае с остатками былого великолепия, часто — вообще «без ничего». Даже несмотря на то, что некоторые фото не совсем совпадают по сезону, сравнение все равно выходит пугающим. И печальным. «Фонтанка» представляет подборку коллажей Марии Тиники с авторскими комментариями.
– Когда я увидела эту фотографию, я не поверила, что деревья на наб могут быть такими. Это около «Авроры». Было – стало. Хотя я понимаю, что позже, когда появятся листья, ситуация будет чуть другой.
ФОТО
– Набережная канала Грибоедова. Здесь есть места совсем без деревьев, а есть места, где высажены трехлетние саженцы, которые вряд ли выдержат больше одного года.
ФОТО
– Еще одно место сильно пострадало в наше время: Львиный мостик. Сейчас там огороженные пни.
ФОТО
– Сравнила «было-стало» на набережной Мойки. На Мойке деревья появились только после войны, специально была сделана реконструкция для посадки.
ФОТО
– А это еще одна набережная Мойки. Узнаете?
ФОТО
– На Карповке ситуация чуть лучше, чем на Мойке и Грибоедова, но тоже есть отрезок, где деревья просто вырубили полностью. В других местах, как обычно, посажены «хвостики».
ФОТО
– Большая Морская. Это место любят фотографировать. И еще там любят снимать фильмы.
ФОТО
– Два примера озеленения улиц в 20 и 21 веке. На первом фото Английская набережная, 1934 год. Высаживают взрослые деревья. На второй фотографии – 1970 год. Защитный газон. Следующие две – это благоустройство по-новому. Просто трава и забор или трава и однолетние плоские цветники. Вам как больше нравится?
ФОТО
– Еще немного Мойки и Исаакиевской площади, где тоже были деревья, и одна характерная фотография канала Грибоедова.
ФОТО
– В 70-ые годы развернулась дискуссия о вырубке деревьев, заслоняющих архитектуру. Теперь здесь нет деревьев.
ФОТО
– Это три фотографии одного места — Малая Конюшенная улица. С разницей в 30 и более лет. 1954 год, 1990 год, наше время.
ФОТО
– Гостиный двор. История жизни и смерти липовой аллеи и попыток возродить здесь зелень очень хорошо показывает, как устроено благоустройство в городе.
ФОТО
До революции тут была одиночная липовая аллея. В 1930-х годах ее снесли и устроили площадь для стоянки машин. Но в 1947 – 1948 годах вновь посадили липовую аллею – из взрослых деревьев. Целых 53 года они радовали прохожих.
ФОТО СТАРОЕ
Затем наступил 2001 год. Идея смены лип у Гостиного двора была частью проекта обновления Невского проспекта к 300-летию города. Как сообщали «Аргументы и факты», за полный снос деревьев ратовал тогда комитет по охране памятников, мотивируя это тем, что исторически здесь никаких насаждений не было. Взамен посадили новые – взрослые, но некрупные деревья. Они не прижились, возможно, потому, что не местные – их привезли из Молдавии, где климат иной. Ни один из местных питомников не смог предложить саженцев нужного размера.
В 2005 году Гостиный двор снова попытались озеленить. На сей раз 44 молодые липы закупили в одном из местных питомников. Но через два года заболели они. Чтобы спасти саженцы, их срочно пересадили на набережную около Смольного. Там деревья чувствуют себя прекрасно.
Весной 2009 года на Невском посадили 44 остролистных клена. Садоводы предсказывали деревьям долгую жизнь. На Северном Кавказе они доживают до 100 – 150 лет. Посадки проходили в мае, но уже в августе растения побили заморозки, а их листья покрылись коричневыми пятнами. К 2011 году большая часть этих деревьев тоже пришла в негодность. Специалисты предполагали, что болезнь может быть связана с переустройством аллеи к празднику 300-летия – деревья после этого благоустройства оказались посреди слишком узких лунок на мостовой, подземные сети оказались слишком близко к корням. Также среди причин называли увеличение транспортного потока. В 2012 году издание «Карповка» сообщало, что комитет по благоустройству решил пересадить эти деревья в сады Центрального района. А у Гостиного двора попробовать посадить гибридные вязы.
Весной 2017 года выяснилось, что из 44 посаженных здесь в 2012 годах кленов и вязов прижились лишь 13 деревьев. «Санкт-Петербургские Ведомости» тогда писали, ссылаясь на комитет по благоустройству, что на месте выкопанных деревьев в пустые лунки, по согласованию с КГИОП, будут высажены саженцы кохии – это неприхотливый декоративный кустарник. А в ноябре «Городу812» в комитете по благоустройству рассказали, что эти вязы у Гостиного Двора – последние. Хотя их всячески хотят сберечь, а садовники «танцуют вокруг них танцы с бубнами». Но если погибнут эти деревья, других там уже не посадят, а в лунках сделают цветники.